LULU - шутка зашедшая слишком далеко [LONG]

Никто не мечтал, никто не просил, но 31 октября 2011 года вышел совместный альбом Лу Рида и Metallica.

Почти каждый хоть раз слышал хотя бы название группы Metallica. Эта группа словно Эверест среди холмов. Еще никому не удалось достичь такого уровня в тяжёлом металле, как им. Годы идут, а они по-прежнему на Олимпе.

А вот кто такой Лу Рид, знает далеко не каждый, особенно в RU-сегменте. Вкратце:

  • Лу Рид был лидером культовой группы The Velvet Underground, которая никогда не имела коммерческого успеха, и Рид покинул её спустя 6 лет и 4 альбома, начав сольную карьеру.
  • Писал провокационные тексты о наркотиках, сексе, маргиналах (хиты "Heroin", "Sweet Jane", "Walk on the Wild Side").
  • Экспериментировал с жанрами рок, электроника, нойз.
  • Его альбом "Transformer" (1972) сделал его звездой, а "Berlin" (1973) стал мрачной культовой классикой.
  • Характерный стиль: монотонный вокал, минималистичные гитарные риффы, мрачная поэзия.

Вдохновил Дэвида Боуи, Iggy Pop, Joy Division, Sonic Youth и многих других.

Looou
Looou

У Лу Рида довольно обширный послужной список - если будет интересно, почитайте на Вики. Человек, мягко говоря, неоднозначный. Чтобы привести чуть более понятную аналогию, возьмём за пример фильм "Маяк" с Дефо и Паттинсоном. Если бы Рид снимал фильмы - это был бы его фильм.

И как, казалось бы, такие противоположности вообще решили записать совместный альбом? С одной стороны — мегауспешная Metallica, а с другой — поэт маргиналов и запретных тем Льюис Аллан Рид.

А всё очень просто. Идея альбома возникла после их совместного выступления на концерте в честь 25-летия Зала славы рок-н-ролла в 2009 году, где они исполнили песни The Velvet Underground. Химия на сцене оказалась настолько живой, что Рид предложил Metallica поучаствовать в его новой работе.

LULU - шутка зашедшая слишком далеко [LONG]

И, забегая вперед, скажу, что на "LULU" обрушилось столько критики, что, наверное, по масштабам не было аналогов за всю 40-летнюю историю существования Metallica.

LULU - шутка зашедшая слишком далеко [LONG]

Я послушал этот альбом в 2014 году, когда мне было 17 лет. И я ничего не понял. Буквально. Какой-то дед (пи47) читает книгу в микрофон, в то время как Metallica высекает риффы. Хэтфилд орёт в микрофон, что он — СТОЛ, а голос Рида звучит как снотворное, и я элементарно не смог дослушать ни одной песни. А последний трек с альбома — "Junior Dad" — идёт 19 минут...

Даже с первого прослушивания мне нравились риффы, написанные Metallica на альбоме, но воспринимать треки целиком было невозможно, и я, можно сказать, согласился со всей критикой, считая его **х*йней. С тех пор в кругу друзей мы периодически шутили про этот альбом — он стал своеобразным локальным мемом и никогда не воспринимался всерьёз. Лишь как большой 90-минутный рофл, который можно включить, чтобы посмеяться. Но одно прослушивание в уже осознанном возрасте изменило всё.

Переслушав всю дискографию Metallica в 100500 раз, я вспомнил про Lulu и решил дать ему второй шанс: прослушать целиком и по-настоящему понять. И в какой-то момент поймал себя на мысли, что мне... не хочется переключать трек или выключать его вовсе.

Я слушал и слышал, что, оказывается, на альбоме очень крутой звук: барабаны отлично звучат, гитары - сочные, и даже бас слышно. И до чего же классные риффы! Риффы - настоящее золото этого альбома. Стала чувствоваться какая-то общая медитативная атмосфера, а некоторые треки реально качают.

А потом пришла мысль: "Не могли же все просто так потратить время на х**ню. Вряд ли, если бы это был лютый бред, Metallica согласилась бы на такой эксперимент. Здесь должно было быть что-то..."
И я стал читать про создание альбома: что Рид имел в виду, почему Хэтфилд кричит "Я — СТОЛ!!", и о каком Джеке идёт речь. И вот тут вскрылась моя изначальная ошибка. Я воспринимал альбом как "Metallica и Лу Рид", а нужно было — как "Лу Рид и Metallica"

LULU - шутка зашедшая слишком далеко [LONG]

И это очень важный момент. Metallica написала большую часть аранжировок для альбома — собственно, именно этого и хотел Рид. Вся концептуальная работа уже была проделана, и он искал группу, способную придать достойное звучание его Magnum Opus.

Так что же такое написал Рид?

Видимо, после прочтения пьес Франка Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры", объединённых общим названием "Лулу", деда конкретно пробрало. В пьесе рассказывают историю женщины по имени Лулу, которая, подобно мифической Пандоре, приносит несчастья и гибель всем, кто влюбляется в неё.

LULU - шутка зашедшая слишком далеко [LONG]

«Дух земли» представляет Лулу как объект желания, соблазняющую и манипулирующую мужчинами. Её поведение, хотя и не всегда сознательное, приводит к трагическим последствиям для окружающих.

«Ящик Пандоры» продолжает историю Лулу, показывая её в более позднем возрасте и в более сложных обстоятельствах. Она становится жертвой обстоятельств и собственных желаний, и её жизнь завершается трагически.

Ее убил Джек Потрошитель, да тот самый, как раз эти события описаны в песне Pumping Blood.

Вдохновившись, Рид принялся усердно писать тексты песен на основе этих пьес, постепенно собирая их в целостное произведение — 10 песен, вместе образующих общую картину.

Получилась чуть ли не театральная постановка, описывающая события пьес, сыплющая отсылками к Библии и своеобразным диалогом с творчеством Ведекинда — переосмыслением его идей в контексте современного мира.

А постановке обязательно нужен оркестр — и именно этим оркестром Лу Рид предложил стать Metallica. На мой взгляд, они справились идеально

Прочитав историю создания, разборы песен и поняв весь замысел, альбом как будто зазвучал по-новому. Я переслушал его уже на следующий день, а потом — снова и снова.

Возможно, это старость или стокгольмский синдром от количества прослушиваний, но, подойдя к альбому не просто как к очередным трекам для фона во время работы, а как к искусству, постаравшись вникнуть в суть и замысел Рида, — у меня получилось понять этот альбом.

Я конечно не понял всех библейский отсылок и метафор, но общая концепция ясна. А с ней даже риффы получили новый смысл.

Кстати об библейских отсылках. Почему Я СТОЛ?

LULU - шутка зашедшая слишком далеко [LONG]

В песне The View часть текста который исполняет Хэтфилд.
I am the view!
I am the TABLE!
I am the view, I am the TABLE!
I am all this!
I am the root!
The progress!
The aggressor!
I am the TABLE!
I am the ten stories!
I am the TABLE!

Тут происходит отсылка ко второй заповеди (как и песня на альбоме) — «Не сотвори себе кумира», где Лулу и является кумиром самой себя, тем самым нарушая заповедь. И Джеймс произносит фразу «I am the ten stories!», которая отсылает к 10 заповедям. А фразу «I am the TABLE!», конечно, можно перевести буквально, но в данном случае TABLE — это табличка, скрижаль закона, которая была ниспослана Моисею на горе Синай.

Metallica написала невероятные аранжировки, идеально поддерживающие текст и задающие атмосферу каждому треку, усиливая лирику Лу Рида. А лирика здесь... очень, кхм, экстравагантна.

Сказать, что Лу Рид местами поёт нечто вызывающее и шокирующее — ничего не сказать. Во время выхода альбома в многочисленных обсуждениях была куча мемов с цитатами из песен и соревнований, какой из перлов Рида хуже: например, «бессемянный, как девочка», «идиотское идиотство» или «Kotex Jukebox». «Тампонная шарманка» — это что-то ниже пояса, или мы, не носители языка, не чуем метафоры?

Музыка

Я не буду давать оценки трекам, лишь кратко выделю те, что мне кажутся наиболее целостными.

1. Первый трек открывает альбом текстом в песне «Brandenburg Gate»:

«Я бы отрезала себе ноги и грудь, Когда я думаю о Борисе Карлоффе* и Кински. В темноте луны мне снится Носферату, Запертый на острове Доктора Моро. О, разве это не было бы прекрасно?».

Ох, уж это высокое искусство. И вся лирика с альбома такая — в каждой песне полно ёбанутых перлов, которые в отрыве от понимания контекста звучат как уморительный бред Рида в наркотическом артхаусном трипе. Хотя и в контексте сильно легче не становится.

*Борис Карлофф — актёр, сыгравший чудовище в "Франкенштейне" (1931).

Довольно лёгкое начало в плане музыки, даже торжественное. Хорошо задаёт тон — легко можно представить приезд "Провинциальной девчонки" (Small Town Girl) в Берлин. Это единственная песня на альбоме с положительным настроением. "Все впереди, сейчас классно потусим в Берлине", — думала Лулу. А дальше начался пиздец.

2. "The View" — вторая песня, начинается с мощного звука ударных и тяжёлого гитарного риффа. Мне очень нравится её звучание: тягучий ритм и постепенное ускорение. Эта песня запомнилась мне с первого прослушивания. Не зря её выпустили как сингл и даже сняли клип.

I want to see your suicide. I want to see you give it up. Worship! Worship!

Рифф настолько мне понравился, что пришлось выучить его на гитаре, благо он не сложный.

Клип

3. "Pumping Blood". Ох... вот это, конечно, настоящая театральная сцена — описание убийства Лулу Джеком-Потрошителем. Песня постепенно разгоняется по мере нарастания жестокости. Отличный рифф, быстрый темп и завершающий галоп. В этом треке хорошо чувствуется, как Metallica дополняет текст: именно аранжировка ведёт повествование вперёд. После мощного быстрого риффа идёт затухание и плавный бесшовный переход в следующий трек. После первых прослушиваний я вообще думал, что это одна песня.

Jack I beseech you, Jack I beseech you!

4. "Mistress Dread" — самая быстрая песня на альбоме. После небольшой передышки продолжает высокий темп концовки "Pumping Blood" и не сбавляет оборотов до самого конца. И, наверно, это песня, на которой можно сдаться: почти 7 минут один и тот же рифф, словно квадрига, мчит прямо сквозь твою голову.

Не сказать, что это великий рифф — разнообразия здесь точно не хватает. Барабаны несутся без остановки. Может быть очень утомительной и хорошо заходит только в паре с "Pumping Blood".

Описывается какая то жесткая сцена страстной любви к three hundred bucks.

5. "Iced Honey" — настоящая песня на альбоме! С мелодией, вокальной партией — гитары сбавляют темп, звучит приятный качевый рифф. Здесь более привычная структура, и, пожалуй, это самая "доступная" песня на альбоме. Трек ощущается целостным, его приятно слушать и вне контекста. От неё не устаёшь — даже речитатив Рида воспринимается органично. И никакого трэша в тексте!

I-I-I-I-Iced Honey

6. "Cheat On Me". Экватор альбома пройден, и нам дают передохнуть. Трек длится 11 минут — неспешный, мелодичный. Простой гитарный рифф, много инструментов на фоне, поддерживающих основную тему. Ларс наконец-то успокоился и перестал ебашить рабочий барабан. Можно сказать, это баллада альбома — в ней есть своё странное очарование.

7. "Frustration" — очень грувовый трек с шикарным риффом, одним из лучших на альбоме. Пожалуй, несколько затянут (рифф не меняется на протяжении всей песни, лишь с небольшими остановками). В конце — более быстрая вариация заглавного риффа, которая немного разбавляет монотонность.

8. "Little Dog" — полностью акустический трек с приятным звучанием гитары. Риффа как такового нет, скорее похоже на акустический эмбиент — после активной первой половины альбома воспринимается отлично. Текст просто есть: очередные метафоры и главная мысль, что за деньги можно всё. Океееей.

9. "Dragon" — очень долгое начало, во время которого Рид заводит свою мантиру и долго разгоняет. Но потом нас ждёт один из лучших риффов альбома! Песня идёт 11 минут, и вот тут так и хочется ещё хотя бы один рифф — хоть вариацию первого... но нет. В песне даже есть соло, если это можно так назвать.

"Dragon" — и чем дольше идёт песня, тем больше появляется ощущение, что Рид участвует в каком-то реп-батле: он всё стелет и стелет. На удивление получается отличный симбиоз монотонного чтива и аранжировки. Чем ближе к концу — тем громче играют гитары с ударными, что отлично качает. Даже появляется лёгкое, почти неуловимое ощущение разнообразия. В конце всё затихает и плавно переходит в финальный аккорд альбома.

You don't actually care

10. "Junior Dad" — эмоциональный эпилог. Песня о сыне и отце, где Рид говорит от лица ребёнка, ставшего взрослым, который оглядывается назад на отношения с отцом — явно не сложившиеся. Тут есть и злость, и любовь, и сожаление, и боль. Очень эмоциональная песня и отличное завершение альбома.

Приятный гитарный рифф на чистом звуке с небольшим перебором, и ударные с акцентом, повторяющиеся по кругу. Трек звучит очень мягко и расслабляюще, а лирика как будто и не связана с альбомом. Поэтому эту песню можно совершенно спокойно слушать отдельно — она не потеряет своей чувственности и атмосферы. Трек длится 19 минут, но на самом деле сама песня идёт 11 минут. Потом инструменты затихают, оставляя вас с приглушённым эмбиентом наедине со своими мыслями, чтобы принять и переварить услышанное.

Хороший музыкальный ход. Возможно, если бы песня оборвалась сразу на 11-й минуте, мы бы пошли читать рецензии или строчить комментарии о том, какое же говно только что послушали. А так — технически песня ещё не завершена, но вам ничего не мешает расслабиться, послушать себя, выдохнуть и даже немного побыть в прострации. Эмбиент это только поощряет.

Отличное завершение. Отличная песняя

Metallica хапнула очень много негатива с этим альбомом — все, кому не лень, решили высказать, какое же это говно, на всех возможных площадках. Альбом не был коммерчески успешен и продался очень небольшим тиражом. Но, несмотря на это, участники группы гордятся проделанной работой. А Дэвид Боуи после смерти Лу Рида в 2013 году назвал этот альбом шедевром и предрек ему статус культового со временем.

Ты все это прочитал? фигасе, спасибо)
Ты все это прочитал? фигасе, спасибо)

Это одно из лучших наших достижений. Можно, конечно, называть его альбомом Metallica, но это не совсем так. Думаю, поэтому многие и не понимают смысла. От нас ждали тяжелых песен с Лу Ридом, но это было всего лишь сотрудничество. Мы попытались создать что-то свежее, новое и уникальное. И успех в самой уникальности этой работы. И мне она нравится. Я до сих пор слушаю этот альбом. Жаль, что Лу Рида больше нет. Но для меня это один из самых важных альбомов в карьере.

Кирк Хэмметт в интервью порталу HumoNegro.com.

И знаете, я с ними согласен. Получается уникальная ситуация: Metallica — это группа, которой ничего не страшно. Их послужной список настолько огромен, что ничто не способно их утопить. Поэтому они могут экспериментировать как угодно и с кем угодно, лишь бы самим было в кайф. А в данном случае — это даже не их альбом. Поэтому негатив в их сторону считаю несправедливым, тем более свою часть работы они выполнили на высшем уровне.

Забавно выходит: в 2014 году я смеялся над кринжовыми фразами Лу Рида и его монотонной бравадой. А сейчас, спустя 11 лет, пишу лонгрид об этом альбоме. Я всё так же смеюсь над многими фразами, но уже совсем по-другому — с какой-то теплотой, воспринимая его как что-то родное и близкое.

Если бы Lulu вышел в этом году, наверное, я всё равно не сразу бы его понял. Некоторым вещам нужны мысли, принятие, время, чтобы оценить их по достоинству. Здорово найти что-то новое, казалось бы, в старых вещах. Ко мне пришло понимание, что этот альбом изменил моё восприятие и подход к чему-то новому.

А теперь ищу винил этого альбома! 
А теперь ищу винил этого альбома! 

Пока писал этот лонг, снова переслушал альбом. Кайф)

21
3
1
1
1
1
39 комментариев