The Verve — «Urban Hymns» (1997)
«Urban Hymns» — третий альбом британской группы The Verve и, без преувеличения, одна из самых громких пластинок 90-х. Он стал финальной вспышкой на фоне бурной бритпоп-сцены и одновременно её реквиемом: лиричным, трагичным, триумфальным.
После выхода «A Northern Soul» (1995) The Verve разлетелись на куски: конфликт между Ричардом Эшкрофтом и гитаристом Ником Макабом стал последней каплей. Казалось, группе не суждено реализовать свой потенциал. Именно поэтому «Urban Hymns», записанный после их примирения в конце 1996 года, звучит как чудо.
Часть песен Эшкрофт готовил для сольника или новой группы — но в итоге всё это стало цельной работой настоящей группы, не сольным проектом с подыгрывающим бэкбендом. Психоделические запои The Verve остались, но теперь они звучат иначе — мощнее, собраннее, конкретнее. «Catching the Butterfly» и «Come On» жмут гитарными стенами с таким напором, будто это последний шанс что-то доказать.
Но главное здесь — баллады. «Bitter Sweet Symphony» и «The Drugs Don’t Work» — не просто песни, а гимны, которые делают личное — универсальным. И пусть «Drugs...» записывалась до смерти принцессы Дианы, вышла она в день трагедии и стала почти национальным траурным маршем. На этом фоне нежная «Sonnet», густо завихренная «The Rolling People» и всё остальное звучат как главы одного большого исповедального письма.
Да, альбом длинный. Да, можно было бы подрезать тут и там. Но «Urban Hymns» — это то, к чему The Verve шли с самого начала: большой, честный, ранящий, живой рок-альбом, в котором всё на месте — и боль, и надежда, и звук, и тишина между аккордами.