уколь - Баловство (2020)
Вступление
Какое-то время назад наткнулся на любопытного русского инди-эмо-рок исполнителя под псевдонимом "уколь" и его EP-шник "Баловство"(что удивительно, наткнулся благодаря вконтакте, ибо мне случайно вылезло видео мини-концерта с его участием), заинтересовался творчеством и начал активно следить. Впрочем, на тот момент кроме этого самого EP-шника 2020-го года он ничего больше не дропнул, что удручало. Уже ближе к нашему времени уколь вновь активизируется, дропая новые замечательные релизы(Шалала, 8 грустных песен, WebH8, Ч. 1) Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз..
Что касается "Баловства", то пластинка состоит из пяти волшебных песен, окрыляющих своей воздушной легкостью и мечтательностью. Простоту и одновременное изящество музыки удачно передает обложка релиза: безграничные небеса занимают большую часть композиции, вызывая чувство спокойствия и умиротворения, в то время как в нижней части мы видим поле, несколько домов на заднем плане и самого артиста чуть левее.
Согласитесь, есть в этом что-то концептуально притягательное
Баловство
Открывается EP одноименной песней "Баловство", в которой нас тут же встречают кристально-магические переборы двух гитар, предвещающие нечто удивительное, незабываемое и неповторимое. Далее включаются и другие инструменты, а вокалист и фронтмен Николай Рябинников в ярких, пространных образах, обрывками мыслей и фраз рисует перед слушателем необыкновенную, немного меланхоличную картину бытия лирического героя:
Все когда-то кончается
Я не хотел бы знать
Сколько нужно ждать теперь
Я снова обманутый
Снегом заваленный
На дворе уже апрель
В середине песни происходит смена ритмического и музыкального рисунка. Начинается мечтательная инструментальная часть, в которой гитарные флажолеты, тарелки, игривая бас-партия и основная мелодия создают ощущение этакой легкой, весенней (ведь "на дворе уже апрель") хандры
Впрочем, очень скоро мы осознаем, что это лишь подводка к тому взрыву фантазии, который происходит в кульминационной части "Баловства". Барабаны на пару с гитарами срываются в бешеный полет воображения, звучат фантасмагорические музыкальные образы. Слушатель заряжается этой неописуемой энергетикой, вместе с лирическим героем направляясь "туда, где будет проще иногда, где будет хоть немного баловства"
В конце звучит уходящее в даль двухголосие на пару с чарующими нойзовыми гитарными переборами, и мы проваливаемся прямиком в "Узор"
Узор
Узор во многом сохраняет настроение, заданное первой композицией. Здесь также благодаря гитарным примочкам и вокальным партиям удается передать чувство меланхоличной мечтательности с примесью магии. Что касается лирики, то, как уже отметил, она наполнена довольно пространными фразами, так что однозначно расшифровать посыл песен представляется не такой уж и простой задачей:
Из непонятных слов
Бесформенный узор готов
Как мне прикажешь это понимать
Повсюду страх и кровь
А так хотелось, чтобы вновь
Мы медленно могли потанцевать
Отдельно бы отметил басовый ход в первой половине песни, который начинает звучать со второго куплета и придает всей композиции больше игривости и живости
"Узор", так же, как и "Баловство", в середине делает резкий музыкальный разворот, трансформируясь в нечто более приземленное, спокойное
Конечно же, легко догадаться, что это вновь подводка, интерлюдия к кульминационному финальному припеву. И вот, на третьей минуте, инструменты, возглавляемые вокалистом, единым потоком отправляют слушателя в иное, фантастическое, взрывающее мозг звуковое измерение, в котором твоя душа так и просится в удивительный, потусторонний пляс
Эпилогом звучит мелодия на клавишных, оставляющая после себя ощущение нерешенной загадки
Ты
Третьей песней в альбоме является "Ты". Удивительно аккуратный, разбавленный музыкальный рисунок здесь нарочно усыпляет бдительность слушателя, заставляя его отдаться сладостной мелодии, чтобы после слов "Я останусь, ты уйдешь" сбросить на него резкую, прерывистую музыкальную интерпретацию этой самой фразы (Я имею в виду, что недолго звучащие инструменты символизируют героя, который "остался", тогда как внезапное затишье - фигуру того, кто "ушел").
После небольшого лирического отступления в виде гитарного соло звучит второй куплет. Всё как будто бы повторяется, и слушатель уже готовится вновь услышать обрывистые музыкальные фразы, которые должны прозвучать после слов "Я останусь, ты уйдешь", но... не тут то было!
Звучит невероятно мягкая, убаюкивающая мелодия, как бы вновь предлагая слушателю забыться. И у нее, на мой взгляд, это хорошо получается, потому что после легкого затишья песня вновь бесцеремонно бросает слушателя в громкий, экспрессивный сегмент
Забудь, что хотел, пусть даже через время, я буду только тенью тебя
- с горечью многократно повторяет лирический герой
На манер начальных куплетов, но в более громкой и напряженной форме звучат инструменты, а вокалист, словно бы обвиняя кого-то, вновь и вновь констатирует: "Ты убежал от нас".
Слышатся финальные аккорды, и песня обрывается...
Вторая проблема
"Вторая проблема" представляется мне наиболее быстрой, а от того наиболее эмоциональной песней в альбоме. Здесь можно услышать наглядное опровержение мнения, будто бы грустная музыка должна быть медленной. Именно это ощущение чего-то убегающего, что ты не в силах нагнать, как ни старайся, я очень люблю в музыке (примерами также являются "92" Валентина Стрыкало или "180 BPM + MDMA" Психеи). Здесь это томительное чувство реализовано на все 100%, музыкально и лирически:
Я толстею
Виноват парад планет
Или может
Дым дешевых сигарет
Но нетЯ тупею
Заголовками газет
Все что вкусно
Попадает под запрет
В момент
Ведь тупость - это лучший аргумент
Короче говоря, энергетика в песне – колоссальная. После двух куплетов наступает очередная интерлюдия, несколько сбавляющая обороты эмоционального накала, позволяя слушателю немного отдохнуть и успокоиться. Но лишь немного, потому что, как вы уже конечно же догадались, это вновь подводка к кульминационному звуковому цунами, музыкальному взрыву планет, инструментальной супернове
Во "Второй проблеме" оно, как мне кажется, достигает своего апогея во всем альбоме. Это наиболее яркое, громкое, воздушное, волшебное и невероятное событие всего EP "Баловство". В ушах словно взрываются многочисленные радужные фейерверки, настолько это чудесно звучит!
Кажется снова
Финальной песней EP становится полу-акустическая, полу-электронная "Кажется снова". Великолепное, меланхоличное завершение прекрасного альбома:
Кажется снова я проснулся слишком рано
Солнце меня сожжёт
Но люди будут только рады
Будет и твой черёд
Утром залечить все раны
Вечер опять пройдёт
Но раньше нам вставать не надо никогда
- с грустью заявляет лирический герой, добавляя:
Все будет так же, как вчера
Лица, имена
Так же, как вчера
Не надо, впрочем, думать, что этой песне не удастся нас удивить, ведь уже на второй половине первого куплета звучит электрогитара, предвещая излюбленную уколем смену музыкального рисунка. Под новую, бодрую аранжировку, поется:
Просыпаясь вечерами
Ты уже совсем другой
Все меняется местами
Вниз головой падаю я
Где ты, брат мой?
Страшно идти туда
Вниз головой падаю я
Ты сам не свой
Голос твой тише стал
Опять
После мини-катарсиса в припеве снова звучит начальный куплет, очень быстро перерастающий в громкую эмоциональную кульминацию. Повторяющиеся высокие гитарные ноты символизируют собой нечто безвозвратно утерянное и ушедшее навсегда. Нечто невосполнимое, нечто важное. Мне нравится эту песню интерпретировать как тоску по прошлому и переживаниях о будущем. Возможно, автор закладывал сюда что-то другое, но творчество тем и прекрасно, что способно затронуть струны души совершенно разных людей
"Все будет так же, как вчера" - в последний раз горестно утверждает вокалист, после чего звучит финальное послесловие песни и всего альбома. До боли печальное, оно словно неумолимо провожает слушателя дальше, заставляя прощаться с лирическим героем, который стал практически родным за эти пять песен. И как бы вторя музыке, герой и сам заявляет, что "не нужно его ждать", ибо "ты пугаешь сон". Внезапно звучащие духовые добавляют общему настроению торжественности, словно та дорога, что ведет слушателя дальше, в неизведанное будущее, предвещает много замечательного впереди. Вот только уходить совсем, совсем не хочется. В последний раз мы оглядываемся назад, и музыка замолкает
Послесловие
Как уже говорил, уколь мне представляется довольно-таки интересным и перспективным музыкантом и артистом, поэтому буду за ним дальше следить, и, пожалуй, как-нибудь напишу и про другие его пластинки. «Баловство» же считаю его лучшей работой, ибо здесь эмоциональная искренность и накал, сопряженные с невероятно красивыми аранжировками, создают нечто неповторимое, нечто особенное. Категорически рекомендую!