Joni Mitchell — «Joni’s Jazz» (2025)
Двадцать с лишним лет назад Джони Митчелл согласилась выпустить сборник «Hits» (1996) только при условии, что рядом выйдет «Misses» (1996) — альбом её любимых недооценённых песен. Это был прозрачный намёк: в музыкальном бизнесе она всегда играла по своим правилам. «Joni’s Jazz» продолжает ту же линию — но на новом витке.
Это четырёхдисковый бокс-сет, собранный самой Митчелл. Он не похож на академично-хронологичные архивные серии последних лет. Здесь музыка выстроена так, как её видит сама Джони, а не критики или звукозаписывающие боссы. Название обманчиво: это не столько «джаз» в чистом смысле, сколько музыка, напитанная духом импровизации и свободного инструментального мышления. От ранней «Marcie» до монументальной «Paprika Plains» — всё это её представление о джазовом начале.
В треклисте есть и неожиданные подарки. Песни с Geffen-периода, которые раньше почти не попадали в официальные компиляции. Классические стандарты вроде «Twisted» и «Stormy Weather». И даже «Summertime» в живом исполнении на Newport Folk Festival 2023 года. Но при этом альбом остаётся странным, дерзким и уникальным — всё то, за что Митчелл и любят.
Состав музыкантов — целая история. Рядом с ней — Уэйн Шортер, Херби Хэнкок, Джако Пасториус, Чарльз Мингус, а также менее известные, но важные для её звучания Брайан Блейд, Кенни Уилер, Ларри Кляйн, Марк Айшем. Каждый добавил свой вектор джазовой традиции в её вселенную.
И, как всегда у Джони, здесь нет деления на «великие хиты» и «проходные вещи». Для неё «Blue Motel Room» и «Paprika Plains» стоят в одном ряду — и это многое говорит о том, как сама Митчелл хочет, чтобы мы слышали её музыку.
© Jason Ferguson/Qobuz