Неигровые работы игровых композиторов (вторая часть)

Много времени у меня ушло на подборку музыки, очень много. В отличие от предыдущей статьи на эту тему, для написания которой мне хватало собственных знаний, в данном случае многое узнавалось впервые. Что, на самом деле, даже полезнее, поскольку в процессе я открыл для себя массу новых исполнителей, до прослушивания музыки которых иначе бы попросту не дошёл. И чтобы дело не пропало зря, презентую Вам получившийся итог.

Неигровые работы игровых композиторов (вторая часть)

Raphaël Gesqua

Французский музыкант Рафаэль Гескуа — это, конечно, не Майкл Джаккино в плане известности, но у них есть одна общая черта — оба композитора пришли в мир киноиндустрии через музыку для видеоигр. Наш сегодняшний виновник торжества, правда, начал свой путь даже ещё ниже — с компьютерной демосцены, в которой он тусил под псевдонимом Audiomonster. Только спустя три года ему предоставился шанс поработать над своей первой игрой, коей стал знаменитый Flashback, для амижной версии которой он адаптировал музыку. Следующая его работа для SNES'овской версии Mr. Nutz, а также сиквел Flashback под названием Fade to Black лишь закрепили результат. В качестве кинокомпозитора же Рафаэль дебютировал в 2003 году, но достаточно долгое время он писал музыку лишь для короткометражных фильмов. Четыре года спустя он получил возможность поработать над музыкой для своей первой полнометражной ленты "Месть нерождённому", однако продюсерам хватило наглости отклонить уже полностью готовую работу Рафаэля и усадить за композиторское кресло другого музыканта. Несостоявшийся саундтрек композитор впоследствии выпустил отдельно в виде альбома "по мотивам". В конце концов, первым его полнометражным фильмом стал ужастик "Мертвенно-бледный". Для игр, к слову, он продолжает писать музыку и по сей день, хотя количество хитов в его игровой дискографии совсем ушло на убыль.

Crush 40

Хоть их наличие в данной подборке и может показаться странным, изначально музыкант Дзюн Сеной и вокалист Джонни Джиоэли, составившие костяк будущей группы, получившей пафосное название Sons of Angels, планировали только записывать и издавать музыку для игр Sega. И занимались этим они долго и успешно, подарив крутой и мощный рокешник далеко не одной игре про синего ежа, хотя название группы пришлось довольно скоро сменить, т.к. тёзки из Норвегии до него додумались раньше. Что же касается нашей сегодняшней темы, то первых неигровых работ от Crush 40 фанатам пришлось подождать прилично — лишь в 2009 году они смогли услышать первый оригинальный трек группы в конце альбома The Best of Crush 40 - Super Sonic Songs. Вообще, Crush 40 примечательны тем, что свои новые сочинения они выпускают буквально поштучно.

Motohiro Kawashima

Также известный как "тот парень, который вместе с Юзо Коширо писал музыку для второй и третьей частей Streets of Rage". Но одними только Улицами Ярости его послужной список не ограничивается, хотя многие из его остальных работ так и не получили и толики той славы, которую обрёл вышеупомянутый битемап-сериал. Взяв продолжительный творческий отпуск во второй половине девяностых, в эфир Мотохиро Кавасима вернулся только в 2002 году с альбомом Pour La Vie в стиле латино-техно, включающим в себя не только собственные сочинения самого Кавасимы, но и аранжировки некоторых классических композиций вроде вездесущей Гимнопедии Эрика Сати. Впоследствии он работал наёмным композитором для различных японских поп-исполнителей, и самое продуктивное сотрудничество у него было с певицей Айрой Мицуки. Ну и про классику он тоже не забывает, периодически появляясь на лайв-сетах вместе с Юзо Коширо.

Frank Klepacki

Переходим на большой калибр! Сольное творчество Френка Клепаки известно и любимо фанатами, пожалуй, не меньше, чем его игровые саундтреки, но пришёл к нему композитор далеко не сразу. В годы своего сотрудничества с Westwood он играл на барабанах в различных локальных коллективах, однако жили коллективы буквально до первого-второго альбома. Сольную же карьеру Клепаки начал в 2002 году, когда компанию, в которой он работал, проглотила EA. Первый альбом под названием Morphscape получился эдакой сборной солянкой из старого материала музыканта, стилистически не подошедшего ни одной из игр Command & Conquer, и более новых работ, в которых чувствуется дух серии стратегий от Westwood. Сейчас же он как-то находит в себе силы и над играми трудиться, и новыми альбомами радовать фанатов. Последний релиз Френка Клепаки вышел в середине прошлого года, т.ч. списывать его со счетов ещё рано! Мы же сейчас послушаем по одной композиции из следующих его альбомов: Morphscape 2002 года выхода, последовавшего за ним в 2004 году Rocktronic, Infiltrator 2009 года и закончим мощной гитарной пластинкой Awakening of Aggression 2006 года выхода.

Motoi Sakuraba

Японский композитор и клавишник Мотои Сакураба, думаю, в представлении не нуждается, достаточно посмотреть на его послужной список, феноменальный в своих масштабах. За всё время Сакураба где только не отметился: писал музыку для третьей части Shining Force и нескольких ответвлений от основной серии, работал над саундтреками таких серий, как Tales of и Star Ocean, и, между прочим, принимал далеко не последнее участие в написании музыки для всей трилогии Dark Souls (да, именно Dark Souls, т.к. над Demon's Souls трудился другой не менее талантливый композитор). Но сейчас нас больше интересует его "сольное" творчество, с которым у Сакурабы также всё в полном порядке как по количеству, так и по качеству. Ещё до своего прихода в игровую индустрию он был клавишником в прогрессив-рок коллективе Clashed Ice, впоследствии сменивших название на Deja Vu и выпустивших перед своим распадом одну единственную полноформатную пластинку. Любовь композитора к прогрессивному року перешла в его сольное творчество, и последовавший за развалом Deja Vu первый самостоятельный релиз с диким названием Gikyokuonsou (Гикёкунсо) фактически можно назвать духовным наследником творчества группы. А вот следующего полноформатного релиза от Сакурабы пришлось ждать аж до 2008 года, когда он выпустил пластинку "Forest of glass", целиком состоящую из фортепьянных работ. К прогрессивному року он вернулся только в 2013 году с двумя альбомами "What's Up?" и "Passage", зато какие это были альбомы!

Hirokazu Tanaka

Русскоязычному читателю композитор Хироказу Танака вряд ли будет хорошо известен, однако именно он "озвучил" одни из самых первых игр Nintendo ещё во времена, когда их знаменитой восьмибитной консолью даже не пахло. Игры из серии Game & Watch, аркадные Donkey Kong и Mario Bros. — все они издавали крайне простенькие звуки, но они заложили фундамент для будущих игр компании, выходивших уже для NES. Так, Хироказу Танака создал мелодии для Duck Hunt, написал музыку для оригинальной Metroid и первых двух частей Mother (или EarthBound). Интересная нам часть биографии композитора начинается в конце 90-х, когда он уходит в компанию Creatures писать музыку для бесчисленных аниме про Покемонов, а после и вовсе возглавляет её. Несмотря на смену должности, Танака продолжает время от времени работать над музыкой и даже в 2017 году выпускает свой первый альбом под названием Django. На нём мы и заострим основное внимание, добавив впоследствии бонусный трек Thunder Dub, распространяющийся композитором бесплатно, и умилительную песню Tanaka Hirokazu No Uta, в которой целая толпа абсолютно разных Хироказу Танак поёт о том, каково быть Хироказу Танакой. Без шуток.

Jesper Kyd

Ох, вот уж кто в представлении точно не нуждается. Йеспер Кид/Кюд/Куд прошёл долгий путь от компьютерного демо-сценера до одного из самых известных и дорогих игровых композиторов, чьё одно только имя в титрах служит играм рекламой. На его счету находится вторая часть MDK, также он писал музыку для таких серий, как Hitman, Bordelands и даже Assassin's Creed. В молодости он отжигал не меньше, выжимая из Мегадрайвовского аудиочипа все соки в играх Adventures of Batman & Robin и Red Zone. В общем, дядька он знатный, только вот с сольным творчеством у него не особо сложилось. Несколько альбомов-сборников неиспользованной музыки, предлагаемых для лицензирования и дальнейшего их использования лицензиатом там, где он пожелает, — самое близкое к самостоятельному творчеству Йеспера Кида/Кюда/Куда, что мы в итоге получили. Впрочем, с начала нулевых композитор начал также писать музыку для фильмов, так что без материала, с которым можно работать, мы сегодня не останемся. Начнём подборку мы с культовой демки Global Trash 2, которую даже на MTV крутили в своё время, продолжим двумя треками из альбомов Hybrid и Ultimatum соответственно и закончим очень редкой композицией MX3, написанной Кидом под псевдонимом Deftronic во времена его клубных тусовок, за нахождение которой спасибо каналу UnreleasedGameMusic.

Manami Matsumae

Проработав в Capcom всего четыре года, композитор Манами Мацумаэ стала настоящей легендой, написав музыку для первой части культового сериала Mega Man, несколько композиций для аркадной версии Final Fight, а также отметившись в титрах в нескольких менее известных играх компании. По крайней мере, этого ей хватило, чтобы на протяжении двадцати лет стабильно получать заказы от игровых компаний. К сожалению, обильным сольным творчеством композитор похвастаться не может, да и первые сдвиги начались лишь в 2014 году, когда она перешла под крыло лейбла Brave Wave и отметилась в альбоме-компиляции In Flux. Свой первый полноформатный альбом, получивший название Three Movements, Манами Мацумаэ выпустила лишь в 2017 году, и встречен слушателями он был очень благосклонно. Музыку альбома можно описать как ретроспективу сей творческой биографии композитора. Начинается он с чиптюна, после чего плавно перетекает в танцевальную электронику и заканчивает закосом под живую оркестровую музыку. Но давайте перейдём к прослушиванию. Сначала мы включим два трека из альбома Three Movements, после включим совместную работу Манами Мацумаэ и Smoke Thief из альбома Heart Beat Circuit и благополучно закончим композицией из сборника In Flux.

Jasper Byrne

Автор Lone Survivor и предшествующего ему полу-шутливого демейка Silent Hill 2 под названием Soundless Mountain 2, начавший свою творческую деятельность ещё с написания простых игрушек для Спектрума, а после переключившийся на Амигу. Джаспер Бирн на деле оказался ещё и весьма плодовитым музыкантом, бывшим сам себе композитором, а после решившим попытаться покорить мировые танцполы начала нулевых своим знойным драм-н-бейсом, выступая под псевдонимом Sonic. Впрочем, тяга к игроделанию его никогда не покидала, и время от времени Джаспер с игровой индустрией продолжал пересекаться. Его вклад в музыку для обеих частей Hotline Miami, пожалуй, является самым заметным, а недавно Джаспер снова вернулся к сольному творчеству, выпустив уже два полноформатных альбома, пусть уже и без драм-н-бейса. Для подборки мы выбрали трек из единственного альбома группы Accidental Heroes, совместную работу его и Дина Фитчера и две композиции из его сольного творчества: днб'шный трек Change 2001 года и трек Spliced из альбома Ghost Drives 2016 года выхода соответственно.

Kuniaki Haishima

Наверное, включать его в список будет не совсем честно, поскольку Куниаки Хаисима уже несколько лет писал музыку для кино перед тем, как впервые попробовал свои силы на видеоигровом поприще, да и за пределами Японии он больше известен как композитор для различных аниме, а не для игр, но давайте сделаем вид, что мы ничего этого не знаем, и рассмотрим его с позиции игрового музыканта. В принципе, послужной список его игровых работ заслуживает внимания даже несмотря на его малые габариты. Так, он писал музыку для культовой в Японии ролевой игры об известном гонконгском городе-крепости Kowloon's Gate, второй части ужастика Forbidden Siren и противоречивой игре серии Metroid, а конкретно Metroid: Other M. За пределами игровой музыки же Хаисима наиболее известен саундтреком для аниме-адаптации манги Monster. Должен сказать, умение композитора цеплять своей музыкой за живое просто обескураживает. Некоторые композиции звучат настолько болезненно, что аж не по себе становится. Первом мы включим композицию из аниме Neo Ranga, за которым последуют композиция из Monster, упомянутого ранее, и нездоровая тема из аниме Alien Nine, прикидывающегося очаровательной фантастикой про девочек на роликовых коньках, ловящих пришельцев, а на деле оказавшимся немного, так скажем, о другом. Завершает же подборку приятная фортепьянная композиция из фильма Убывающая Луна.

Akira Yamaoka

Давид пошёл на Голиафа! Но даже если без шуток, послужной список работ Акиры Ямаоки даже без культовых Сайлент Хиллов заслуживает отдельного и очень подробного разбора, но, раз уж мы сегодня говорим о неигровой музыке, то и остановимся мы на его сольной дискографии. И до своего первого альбома Ямаока зрел достаточно долго: пластинку IFuturelist он выпустил аж в 2006 году будучи на пике своей славы, когда четыре части знаменитого хоррор-сериала уже отгремели и народ с интересом ждал дальнейшего развития серии. К сожалению, iFuturelist так и остался единственным полноформатным альбомом музыканта, и, если не считать спонтанных появлений в сборниках и внезапный саундтрек для радиопостановки по мотивам Snatcher, который, всё-таки, слишком близок к игровой тематике, чтобы мы могли о нём упомянуть, снова порадовал нас Ямаока лишь шесть лет спустя синглом Revolución. Но если бы всё этим ограничилось, то у нас была бы очень скучная подборка; относительно недавно Акира Ямаока написал музыку для альбома японской певицы En Mo Takenawa под названием Yuigon Zakura. Пластинка получилась очень своеобразной и не скажу, что ровной, но внимания она определённого достойна. С неё мы и начнём подборку, а далее последует трек Revolución и целых две композиции из iFuturelist.

Keiji Yamagishi

Хоть композитор Кэйдзи Ямагиси и не достиг такой же известности на игровом поприще, как товарищ, упомянутый ранее, его музыку слышали многие, кто застал восьмибитную эпоху игровых консолей. Как-никак, именно он написал музыку для первой части Ninja Gaiden и именно его звуковой драйвер впоследствии использовался в сиквелах. В остальном, на протяжении 90-х он отвечал преимущественно за музыку для многочисленных спортивных игр от Tecmo (для двух частей Captain Tsubasa, например), после чего он решил порвать с этим занятием и тихо ушёл из игровой индустрии, основав свою компанию Kajiya Music, в рамках которой он поработал ещё на парой игр, но не более того. Тем не менее, недавно он воскрес из пепла и присоединился к лейблу Brave Wave, специализирующемуся на поддержке игровых музыкантов, и начал с того, что от души навернул сразу два сольных альбома... Вернее, один альбом, разбитый на две части. Retro-Active — а именно так он называется — представляет собой гремучую смесь фирменного "игривого" чиптюна Ямагиси и дискотечной музыки времён молодости композитора. Его мы сейчас и послушаем.

Alexander Brandon

Есть теория, что, как только у игромузыкальных блоггеров заканчиваются темы, они идут окучивать демосценерские грядки. Я сам её только что придумал. Если серьёзно, то имя композитора для пекашников 90-х и начала нулевых является далеко не пустым звуком. Александр Брэндон, известный также под псевдонимом Siren, как-никак, написал музыку для первых частей Unreal, а компьютерщики постарше смогут вспомнить классный скролл-шутер Tyrian. Что же касается сольного творчества, то оно у Александра время от времени случалось. Ещё на стыке тысячелетий он появлялся в сборниках из серии Atmospheres, которые сейчас найти если и можно, то с большим трудом, но и в дальнейшем он периодически выкладывал единичные композиции. Свой же первый по-настоящему сольный альбом композитор выпустил только в 2008 году, однако за ним бодрым темпом последовали ещё два полноформатных релиза. Вишенкой на торте становится пластинка Just Fun, выпущенная в 2014 году при содействии краудфандинга.

Sampling Masters

Минутка электронного безумия от совместного творения Синдзи Хосоэ, Аяко Сасо и им сочувствующих. Да, на сей раз мы взяли на прицел не строго определённого композитора, а целое содружество оных, но сделали мы это не потому, что не смогли набрать их "сольных" работ для подборки. Наоборот, Синдзи Хосоэ и компания оказались настолько плодовиты, что нам пришлось осознанно себя ограничить в подборе треков для подборки, чтобы не слишком распыляться. Достаточно посмотреть на список релизов лейблов Troubadour Record и последовавшего за ним SuperSweep, чтобы понять, что разгрести эту кучу релизов будет ой как непросто. Может, в будущем мы в рамках очередного тематического выпуска углубимся в творчество "трубадуров" более основательно, а пока бегло пробежимся по первым трём одноимённым альбомам Sampling Masters и закончим треком с пластинки Julianna's Tsunashima. Хардкор и габбер они пишут знатный...

Gustaf Grefberg

Также известный под псевдонимом Lizardking в среде амижных демосценеров, в большую игровую индустрию Густаф Грефберг попал сравнительно поздно — лишь в начале нулевых, — став штатным сотрудником Starbreeze. Надо сказать, выбор компании для работы благотворно сказался на послужном списке композитора, в который попали такие игры, как Enclave, Chronicles of Riddick, Brothers: A Tale of Two Sons и так далее, а недавно он отметился музыкой для Way Out — игры от автора истории двух братьев. Что же касается его неигрового творчества, то самиздатом своих альбомов он занимался ещё в 90-х. В частности, вместе с коллегой по демосцене Йоакимом Фальком он выпустил пластинку Fashion8, но откопать её сейчас, по-моему, в принципе невозможно. Лучше дела обстоят с альбомом Born In The Stars, выпущенным композитором под псевдонимом Xain, но также стоит отметить Merregnon — дилогию псевдо-саундтреков, в которой Густаф засветился в компании со многими другими игровыми композиторами. И последний по порядку, но не значению, — проект Aardia, музыка которого пропитана атмосферой тёмного фэнтези. Первые мини-альбомы группы выходили ещё на стыке тысячелетий, однако только в 2011 году музыканты разродились первым полноформатным альбомом. Разнообразное творчество у Густафа Грефберга — от электроники до фолка.

Rudolf Stember

Композитор, работавший в Factor 5 и написавший музыку для приличного количества компьютерных и консольных игр 90-х, из которых более или менее известными можно назвать лишь амиговский порт Secret of Monkey Island, Realms of Arkania да порт Contra III на Гейм Бой. Параллельно работе игровым композитором он также пытался покорить немецкие танцполы своим трансом, выступая и выпуская своё творчество под псевдонимами E-Train и Cenobyte. Все релизы имели какой никакой, а всё-таки успех (к тому же единственную пластинку E-Train продюсировал видный немецкий диджей Торбен Шмидт), но карьеры Рудольф Стембер из своей сольной деятельности так и не сделал, да и в целом он пропал из поля музыкального зрения ещё с середины нулевых. Как бы то ни было, он оставил весьма интересное музыкальное наследие, с которым мы сейчас и ознакомимся.

Mitsuto Suzuki

Композитор Мицуто Сузуки, которого я почему-то с завидным упорством неправильно называю Мицуко, начал свою карьеру ещё в начале девяностых, слегка отметившись на попроще электронной музыки, выпустив под псевдонимом ARP-2600 пластинку Voices Of Planet, а после основав попсовый (не в плохом смысле того слова) коллектив Overrocket. Казалось бы, делать тогда ему в этом списке нечего, т.к. в Square Enix он пришёл в 2006 году уже успешным музыкантом с несколькими крупными релизами в портфолио, однако параллельно со своими первыми самостоятельными работами он также писал музыку для нескольких игр, выпускаемых Tose, потому Сузуки умудряется одной ногой находиться в мире игровых музыкантов, а другой — в мире профессиональных исполнителей. Что же касается музыки, то создаётся такое впечатление, что композитор постоянно пребывает под большим впечатлением от Kraftwerk, ну или более родных ему YMO, поэтому во многих его сочинениях чувствуется эдакий привкус раннего технопопа и электропопа.

Andrew Sega

Продолжим ковырять демосценеров, и на очереди у нас американский композитор Эндрю Сега. На этом месте должна была быть шутка про фамилию, подозрительно намекающую на название некоторой игровой компании, но мы выше этого. Сей товарищ вписал себя в титры не особо-то и большого списка игр, однако чуть ли не каждая из них будет отлично известна отпетым компьютерщикам: Unreal и Unreal Tournament, обе части Crusader, In Pursuit of Greed... Не склонный задерживаться на одном месте, Эндрю в начале нулевых основывает группу The Alpha Conspiracy, в рамках которой выпускает два полноформатных альбома на своём же лейбле, а впоследствии переходит в коллектив Iris, чтобы заменить ушедшего из него Мэттью Морриса. В последнее время, правда, он немного подзатих и бомбить релизами налево и направо перестал. Может быть, в будущем мы ещё дождёмся от него чего-нибудь масштабного, кто знает!

Junya Nakano

Хоть с саундтреком Threads of Fate у меня сложились достаточно сложные отношения, я не могу не отметить очень качественную работу самого композитора Дзюнъи Накано. Уважать уважал, но не любил. Ситуация изменилась через несколько лет, когда я узнал, что этот Square'овский старожил, проработавший в компании четырнадцать лет и даже переживший ужасы превращения Squaresoft в Square Enix, с 2015 года начал издавать своё сольное творчество сначала поштучно, а потом уже в виде полноформатных альбомов... Нисколько не стесняясь ставить на их цифровые версии ценники по 2250 йен (порядка 20 долларов), а то и больше. Оправдывает ли его творчество такую цену? Это зависит от того, насколько сильно Вы любите богато текстурированную, но по сути своей монотонную музыку, сочетающую электронный звук и различные "живые" инструменты. Любители красивых инструментальных полотен останутся довольны, в то время как остальным слушателям музыка Накано покажется просто скучной.

Chris Huelsbeck

Настоящая икона европейского чиптюна, Крис Хёльсбек своими певчими мелодиями открыл совершенно новые грани мелодизма SID-чипа. И преуспел он не только в среде игровой музыки, выпустив в начале 90-х под псевдонимом Native Vision трек Easy Life, приобретший немалую известность и даже попавший в ротацию MTV. Надо сказать, Крис очень активно публиковал свою музыку, из-за чего его альбомы часто представляли собой настоящие компиляции всего, что делал композитор как на видеоигровом поприще, так и отдельно от него, и порой возникают трудности с тем, чтобы отделить саундтречные композиции от сольных. Начнём с более раннего творчества Криса, поставив по треку из альбомов SoundFactory и To Be On Top, продолжим тем самым треком Easy Life и закончим композицией из более позднего релиза композитора Number Nine.

Martin Iveson

Бывший штатный композитор Core Design, натренировавшийся на игровой музыке и ушедший в свободное плавание, уступив место Нейтану Маккри. Первые демо-записи его нового проекта Atjazz были встречены слушателями на "ура", и уже в 1998 году Мартин выпускает свой первый полноформатный альбом That Something, ставший большим делом в среде флегматичного даунтемпо, смешанного с джазом. Приятно, что композитор продолжает заниматься музыкой и выпускать новые альбомы и по сей день, нисколько не теряя в качестве своих работ, а уж сколько за всё время он ремиксов наплодил — не счесть. Начнём с первых "больших" релизов Мартина: That Something, Labfunk и LabResults 1999, 2001 и 2002 годов соответственно — и закончим совместной работой композитора и Юлиана Гомеза 2013 года выхода под названием The Gift The Curse.

1010 показов
1.3K1.3K открытий
11 репост
16 комментариев

У Клепаки охрененные сольники, не хуже игровых саундтреков. Надеюсь, когда-нибудь приедет в Россию с концертами. Один из самых любимых игровых композиторов.

Ответить

Я бы точно сходил на его концерт, хотя сам не поклонник ни рок-музыки, ни стратегий от Westwood. Просто потому, что Клепаки — охрененный композитор и исполнитель. Его выступление на MAGFest 2019 было потрясающим.

Ответить

И Некрос тоже один из любимых игровых композиторов, жаль что саундтреков у него мало. На ныне покойном underground-gamer'е делал раздачи с его работами. ))

Ответить

Спасибо за материал, теперь будет что на ночь послушать!

Про деятельность некоторых композиторов вне игр вообще не знал.

Ответить

японский хэппи-хардкор прямо мартовская тема, спасибо.

Ответить

Что до Ямаоки, то он конечно крут - без вопросов, но к большому сожалению, во всех последних работах скатился в самоцитирование и самоплагиат, что мягко говоря портило впечатление от прослушивания.

Ответить

С известностью не поспоришь. Люди хотят слышать строго определённого Ямаоку, вот Ямаока и подстраивается. Хотя, его саундтрек для ККИ по Astro Boy я бы не назвал самоплагиатным.

Ответить