Мои музыкальные якоря. Игры и музыка рука об руку.
Или как пост Фанпея вдохновил меня на написание этой небольшой статьи с большим количеством ностальгии.
ВНИМАНИЕ !!! ATTENTION !!! ACHTUNG !!!
В статье обсуждается музыка и музыкальные предпочтения, они со временем менялись, но я пытаюсь отразить в повествовании то, каков взгляд был в прошлом. Все жанры хороши, все исполнители найдут своего слушателя. Главное – чтобы человек получал удовольствие.
Переход на «ты» с музыкой.
Долгое время в своей жизни я не слушала музыку как таковую, она не была для меня видом развлечения, но всё изменилось в один роковой день, когда в 3 классе я услышала композицию «Sonne» от Rammstein.
До этого я слышала в основном лишь российскую поп-музыку, а немецкий музыкальный коллектив взорвал мне голову. Как немецкий может звучать столь мелодично? А этот звук, такой непривычный, «тяжёлый», электронный, барабанный – под него хотелось не просто танцевать, а пойти на ринг.
Именно благодаря этому коллективу я заинтересовалась музыкой как музыкой: узнала, что это за жанр – Neue Deutsche Härte, выучила биографию группы и участников (куда же без детского фанатизма), начала искать нечто похожее. Очень кстати тогда пришлась группа в ВКонтакте о немецкой музыке, оттуда и подчерпнула как широко известных Megaherz с Eisbrecher, так и андерграунд Graupel, Nervenbeisser.
Переплетение с играми.
Помню, что началось это в 2014 году, когда вышла Far Cry 4 и мне надоело местное радио в машине, я решила включить на фоне композицию «Herz aus Gold» от Megaherz и зачищала все коллектаблы с ней на репите. Было в её начале что-то такое, что «включало» дух путешествий, желание изучать уголки карты и просто кататься с одного конца на другой.
В тот момент прослушивание музыки на немецком языке здорово помогло в изучении его самого, потому как много времени я также проводила за чтением переводов на Amalgama и Lyrsence, да и на слух привыкла к разному произношению.
Следующей отправной точкой стал Assassin's Creed 2, который я полностью прошла с включенным Oomph! на заднем фоне, пожалуй вот мои фавориты (хоть и весьма известные, но может кто-то впервые услышит):
Ещё одним летом я провела большое количество времени прослушивая Unheilig и строя в Minecraft (1.7.2, кажется) большой пост-апокалиптический город, подземные лабиринты под ним. Сам «проект» был весьма большим, т.к. я не просто строила фасады, а обставляла все внутренности с учётом РеАлИзЬмА, даже таблички строила над каждым домом-норой с ФИО и адресом. Я очень скучаю, что теперь не могу получать удовольствие от таких простых вещей в играх...
Музыка стала больше, чем фоном.
Да, конечно, её помощь в изучении языка и фоновом звучании при игре были неоценимы, но одна группа сильно перевернула моё представление о том, что музыка это не просто, простите за тавтологию, музыка и какие-то слова в рифму клёвые, а может быть целая история.
Говорю я сейчас о группе ASP, чьё творчество меня утянуло в бездну, как и лирического героя, на целый год, а может и два.
В какой-то момент изучения её текстов я поняла, что все они связаны между собой определённой историей. Начав слушать песни по порядку в альбоме, я поняла, что каждый альбом имеет свой сюжет, а в совокупности они дают представление о вымышленном мире.
Первые альбомы в общем и целом посвящены схождению с ума лирического героя, которого «поглощала» тёмная сторона Чёрной Бабочки (Schwarze Schmetterling), потом вышел альбом Zaubererbruder, где этот тёмный дух представлялся в виде некого фольклорного существа, в Astoria Verfallen – уже в виде его «современного» проявления.
Меня цепляла не только эта красная нить сюжета, но и разнообразие звучания. Первые альбомы были в жанре готик-метал, дарквейв, в Zaubererbruder явственно слышался фольк-метал, в поздних альбомах уже более приземлённый индастрил-метал. Некоторые композиции вроде Ich will brennen звучали мощно, динамично, под них хотелось мотать башкой и вообще еее класс (очень хотела тогда попасть на Wacken Open Air – немецкий фестиваль, в основном тяжёлой музыки).
Другие же неплохо сошли бы за саундтрек к шизофрении: «Teach me war» (приемлемой ссылки на YouTube не нашлось).
Ну или по крайней мере мне тогда казалось, что они бы к ней подошли, тогда, в 13-14 лет мне казалась такая музыка странной, но, тем не менее, очень тянула к себе.
Слушать музыку на русском — не кринж.
Благодаря стараниям мамы и сестры, в детстве я слышала в основном лишь российскую поп-музыку типа условного Билана или Киркорова, про отца сказать нечего, он меня в свои музыкальные предпочтения не посвящал. Плюс, мама и сестра относились негативно к тому, что я слушаю метал, отношение было такое, что: «чепуха, подрастёшь – поймёшь».
После длительного прослушивания композиций на немецком языке (английский мне не нравился), я встала в ещё более радикальную позицию. А потом мне исполнилось 15...
Не знаю, в чём причина, может, потому что как раз подходило время этого непонятного периода 2017-2018, но я хорошо помню, что музыка будто поделилась на два лагеря: кринжовый рэп а-ля Фейс и пост-панк от Молчат дома (сейчас понимаю, что Фейс не кринж, кринж было с пеной у рта что-то там доказывать).
Среди тогдашних моих фаворитов оказались: Молчат дома, Ploho, Дайте танк (!), Электрофорез, Петля Пристрастия, Palina, Сруб, Mujuice.
Это, пожалуй, был последний период моей жизни, когда я получала искреннее наслаждение от игр просто бродя по ним.
Спустя какое-то время меня охватила подростковая меланхолия, тут совершенно внезапно я обратила внимание на более старые группы, ведь раз слушать на русском песни не зазорно, значит открывается столько возможностей!
Сразу полюбила Земфиру и Линду, неповторимую тоску и меланхолию группы Маша и медведи, куда же без t.A.T.u. Да, важно отметить, что женский вокал я тоже долго не воспринимала, но эта музыка перевернула мой мир. И тут вошли они. Он перевернулся снова. Flёur.
В этот момент музыка всё-таки стала уже полностью самостоятельным, полноценным видом искусства в моей жизни. И я не говорю сейчас о классике, она-то была всегда, но стояла особняком, её надо расслушивать.
К сожалению или к счастью, играть в игры и слушать музыку параллельно стало невозможно, потому что в процессе игры слишком отвлекаешься, а если вслушиваться в текст и звук, то обязательно наломаешь дров в игре. Да и к этому моменту я стала интересоваться искусством (хотела заняться режиссурой, хочу и сейчас, но уже, наверное, поздно), мне это мешало спокойно наслаждаться, голову занимал анализ.
Тут внезапно влетела «старая гвардия»: Альянс, Пикник и другие представители русского, уже олдового, синт рока и постпанка.
Конечно же, притягивали голоса, особенно Шклярского в Пикнике. Отдельно хочу выделить альбом «Пить электричество», который по сей день для меня остаётся каким-то странным эталоном психодел-электронщины.
Период застоя.
Что в музыке, что в играх. Где-то с 2020 по осень 2025 я практически не открывала для себя ничего нового в музыке, разве что начала немного приобщаться к хэви-металу в лице Iron Maiden и Rush, ну ещё RHCP зацепило.
Казалось, что всё, что нравится, уже переслушано. Группа о немецкой музыке в ВКонтакте умерла, да и всё равно подсматривать было нечего – NDH изрыт вдоль и поперёк, даже представители других жанров, даже немецкий рэп (это страшно!).
Возможно, я бы могла выделить короткий промежуток этого лета, 2025 года, когда я начала слушать музыку на французском языке, чтобы его было легче учить, но это тоже был либо постпанк, либо дарквейв.
В играх произошло шевеление – я начала постигать cRPG, я даже хотела об этом начать писать статьи, но меня опередил другой ДТФер – Дремота Енота, кстати, крутые статьи, почитайте, если не делали ещё этого. Но оно как-то застопорилось со временем.
Новая глава, не страница.
И вот внезапно в 2025 году происходят важные изменения в жизни. Получено два диплома, я всерьёз думаю о том, что будет моей любимой работой в этой жизни, мысли о науке тоже бросать не хочется, я встречаю новых людей. И тут, абсолютно внезапно...
С двух ног врывается прогрессив-рок. Я натыкаюсь на заглавную тему Doom 3 здесь, на DTF, говорю кое-кому, что звучит она круто. Мне кидают в ответ, гляди – один в один:
Песни по 7-10 минут? Что такое? Мне не хочется выключить их? А помню, когда на тот же TOOL я наткнулась лет 10 назад, я не смогла его слушать. Долгие введения были непреодолимы, он казался скучным, но всё изменилось.
На данный момент ещё не все композиции этой группы прослушаны и расслушаны, потому что каждую хочется держать на репите день-два, а то и неделю, как это было с этой:
Следом я попросила скинуть мне что-то похожее, сразу прилетело множество вариантов: Gentle Giant, Genesis, CAN, King Crimson, Aorta, Pink Floyd. Сначала мне опять стало трудно, ведь TOOL это более современная группа, но в какой-то момент мне покорился и King Crimson.
Понимаю, что сейчас статья превращается в сумбурное закидывание ссылками на музыку, но не поймите неправильно, всё что было до этой главы – рефлексия, воспоминания, ностальгия. Не хочу называть это «пройденным этапом», потому что, всё-таки, возвращаться к индастрил-металу и постпанку мне хочется, я это делаю, вот не могу я FlatOut проходить без Rammstein, но также чувствую внутренний ажиотаж, подъём, какое-то оживление, что вот оно! Оно! Хочется искать новое, слушать, искать снова, читать форумы, бороздить Википедию, читать что-то, искать.
Мне очень повезло, что среди моих близких людей оказался человек, который знаком с жанром, поэтому мне регулярно подкидывают новые «задачки». Сейчас сижу над Magma, Igorrr и Emerson, Lake & Palmer.
Первые бросают вызов сложной музыкой, переходами, размером и тембром, ритмом. Легче ситуацию не делает выдуманный язык, на котором написаны тексты группы, хотя зная два с половиной иностранных языка что-то отдалённое выслушиваешь, но, конечно, смысл, если он задуман автором, остаётся непреступной загадкой.
Igorrr уже более современная, бросает вызов смешением жанров, тут и классика барокко, и брейкор, периодический скрим на вокале. Как заявляет сам основатель группы:
Всё началось, когда я был подростком, ищущим группу или артиста, разрушающего все границы музыки, группу, способную принести то, что не могли принести все скучные мейнстрим-группы.
Emerson, Lake & Palmer пока только набирают обороты, их композиции по 30 минут очень сложно слушать, но интересно, в голове проносятся разнообразные сюжеты. Мне сказали, что после 1974 г. их творчество подсдулось, но я пока до этого момента не дошла.
Ну и чё?
Вот так вот, в своё 24-е день рождение захотелось поделиться этим всем, спасибо Фанпею. Поделиться этим прямо в 5:00 утра. Остальной день проведу за Baldur's Gate 3, а то я его ровно год не запускала, какой ужас.
Даже в процессе написания поста задумалась о том, как сильно взгляды, вкусы и прочие вещи претерпевают изменения. Как уже писала в самом начале, не хотела никого обижать, называя те или иные жанры кринжом, просто пыталась отразить актуальное на тот момент видение. Сейчас-то уже до меня дошло, что искусство, хоть и имеет объективные параметры исполнения, но слишком субъективно в контексте восприятия, и вообще, автор мёртв, спасибо Ролану Барту.
P.S Заранее извиняюсь, если звучу как сноб. Я сноб и зануда. P.S.S Спасибо за внимание :З