Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

История человека, которого называют «Президентом культуры».

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Корейскую музыку чаще всего ассоциируют с жанром K-pop, а вот о рок-группах вспоминают редко. Но это не значит, что достойных коллективов нет — просто они не на слуху за рубежом. В Южной Корее тяжёлая музыка менее популярна, чем в Японии, но если делать что-то уникальное, то это обязательно заметят.

Seo Taiji (читается Со Тэджи или Со Тхэджи), один из самых значимых и известных музыкантов и авторов песен, доказал это на своём примере. Недаром на родине его называют «Президентом культуры». Со Тэджи — законодатель музыкальной моды, в равной степени повлиявший на развитие как корейской рок-сцены, так и поп-индустрии.

Он начал свой путь как участник революционной по тем временам K-pop-группы 90-х, а спустя некоторое время занялся сольным творчеством. Со Тэджи собрал рок-банду, изменил до неузнаваемости свой образ и вернулся на сцену с тяжёлой музыкой.

С тех пор он продолжает удивлять слушателей. Его альбомы настолько не похожи друга на друга, что трудно поверить, что их записал один и тот же человек — это касается и радикальной смены имиджа.

Рассказываем, чем уникально творчество музыканта и как найти среди него то, что подходит именно вам.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

K-pop до того, как это стало мейнстримом

Чон Хёнчхоль (настоящее имя Тэджи) родился в 1972 году в Сеуле. С будущей профессией он определился достаточно быстро: в 14 лет уже играл в своей первой рок-группе. Молодой человек был настроен настолько серьёзно, что даже бросил школу, чтобы сосредоточиться на карьере.

В 17 лет Хёнчхоль присоединился к хэви-метал-группе Sinawe в качестве басиста. Именно тогда музыкант взял свой сценический псевдоним, под которым его знают до сих пор — Со Тэджи.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

В коллективе Тэджи играл всего три года, с 1989 по 1991-й. Музыкант с длинными волосами, исполняющий тяжёлую музыку — в таком образе он вышел на сцену, но об этом все вскоре позабыли. Настоящую популярность принесло участие в K-pop-группе Seo Taiji and Boys (сокращённо — Taijiboys) , сформированной в 1992 году.

Важно отметить, что тогда поп-сцена Кореи была совсем не такой, как сейчас. Жанра K-pop в стандартном понимании ещё не существовало, и «конвейера» подобных групп не было. Seo Taiji and Boys заложили основы жанра, сделали его популярным и коммерчески востребованным. При этом они не были стандартным продюсерским проектом — Тэджи писал песни сам и привносил в свою музыку немало новаторских элементов.

Помимо Тэджи в состав входило ещё двое участников: Ян Хёнсок (ныне небезызвестный основатель компании YG Entertainment, продюсирующей такие группы, как Big Bang, BLACKPINK, 2NE1) и Ли Джуно, один из лучших танцоров Кореи на тот момент.

Seo Taiji and Boys
Seo Taiji and Boys

Изначально Тэджи обратился к Хёнсоку с просьбой научить его танцевать, но когда тот услышал песни Со, то тут же предложил сформировать группу. Будущий продюсер не прогадал — потенциал музыки тогда ещё неизвестного молодого человека он заметил сразу. Группу ждал невероятный успех.

Тэджи в своём творчестве всегда ориентировался на западную музыку — и это шло вразрез с традиционными представлениями о корейских поп-песнях. Музыкант использовал элементы рока и хип-хопа, поднимал в текстах социальные проблемы, разучивал модные и запоминающиеся танцы для выступлений. В те времена всё это было в новинку.

Главный хит Seo Taiji and Boys выпустили на первом же альбоме 1992 года. Песня Nan Arayo до сих пор занимает почётные места в самых разных топах, в том числе, зарубежных, например, журнала Rolling Stone.

Бодрый речитатив в куплете, роковый гитарный проигрыш и типичный «слащавый» поп-припев — трек получился максимально эклектичным. Nan Arayo пела вся страна, а преданные фанаты ещё и разучивали танец, который тоже сыграл большую роль в популяризации коллектива. Для корейской сцены того времени группа была практически революционной.

На следующем альбоме Taijiboys продолжили развивать свой фирменный стиль. Поп, рэп и рок в их песнях уместно сочетались друг с другом, а танцы становились всё более зажигательными и энергичными. О трогательных балладах на современный лад они тоже не забывали.

Музыку дополняли яркие образы. Сейчас, когда разноцветные волосы, модные наряды и макияж на парнях — практически дресс-код для любой современной K-pop-группы, это звучит странно, но тогда у Taijiboys были проблемы из-за рваных джинсов, дредов и серёжек. Музыкантов даже не хотели пускать в эфир канала KBS — якобы их внешний вид подрывал социальные нормы. Но группу это не остановило, они продолжили подсматривать как музыкальные, так и модные тренды на Западе, и нести их на корейскую сцену.

Несмотря на то, что коллектив уже был невероятно популярен, а формула успеха найдена, Тэджи не остановился на достигнутом. Формально выступая в составе поп-группы, музыкант, казалось бы, проверял, сколько он может ещё добавить рок-элементов, не потеряв свой статус. Песни постепенно становились всё тяжелее, тексты — серьёзнее. В некоторых треках даже присутствовал гроул.

Опять же, не обошлось без скандалов: на этот раз камнем преткновения стала песня, где музыкант, сам не окончивший школу, критиковал корейскую систему образования. Песню пытались запретить и не пускали в эфир, но популярность группы от этого лишь возросла, особенно у молодёжи.

Последний альбом группы окончательно расставил приоритеты: исполнять поп-музыку Тэджи хотелось всё меньше. Вместо танцев в новых видео участники играли на инструментах — образ коллектива изменился. Манера исполнения тоже стала более экспрессивной: например, в песне Pilseung Тэджи практически кричит.

Клип на новый хит, конечно же, сняли. Группа в нём появляется с разноцветными волосами — Seo Taiji and Boys хотели сделать одинаково яркими как музыку, так и внешность. Теперь они звучали куда ближе к альтернативному року, чем к K-pop, поэтому старались соответствовать.

Но и тут у группы не было никаких рамок, даже хиты с одного альбома получились очень разными. Хип-хоп-песня Come Back Home, гимн всем «потерянным» подросткам, частично вдохновлена творчеством американской группы Cypress Hill — Тэджи позаимствовал у одного из вокалистов характерную манеру читки. Музыкант уже тогда показал, что может органично работать практически в любом жанре, адаптируя его для корейской сцены.

Если с внешним видом группы уже все смирились, то тексты песен вновь привлекали внимание общественности. В Sidae Yugam Тэджи критиковал правительство, поэтому трек не прошёл корейскую цензуру. В итоге в альбом включили инструментальную версию, потому что менять лирику музыкант наотрез отказался — он считал это неправильным.

Тэджи выступил против запретов и подготовил петицию, которую подписали десятки тысяч людей. Оригинал песни вышел сразу после отмены системы предварительной цензуры в 1996 году. Тэджи исполняет трек на концертах и по сей день — он не теряет своей актуальности.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Выпустив четыре альбома, коллектив распался в 1996-м. Решение принял сам Тэджи, и точку он поставил весьма эффектно — группа, изменившая историю корейской музыки, завершила свою карьеру на пике популярности.

Сольное творчество: как попробовать себя во всех жанрах

Музыкант вернулся на сцену спустя несколько лет, теперь уже с полноценной рок-группой. Если не знать о его прошлом, то догадаться, что Тэджи когда-то был участником танцевального бойз-бэнда практически невозможно. Со некоторое время прожил в США: он ещё сильнее отдалился от корейской сцены и находился под влиянием американских музыкальных тенденций.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

В 1998 году вышел его первый сольный (или пятый, так как официальный отсчёт включает диски Seo Taiji and Boys) альбом. Шесть треков — от Take One до Take Six — в жанре альтернативного рока с влиянием ню-метала с их мощным звучанием уже не были похожи на то, что он делал в Seo Taiji and Boys, где зачастую поп-припевы использовались для привлечения широкой аудитории.

Казалось, музыкант хотел максимально отойти от своего старого имиджа. В клипах на песни с альбома он не снимался — Тэджи сделал акцент исключительно на музыке, вместо того, чтобы пользоваться былой популярностью.

Но качество контента у Со всегда было на первом месте, поэтому без интересных видео поклонники всё же не остались. Музыку дополнили шикарные анимационные клипы. Например, в Take Two потрясающий психоделический видеоряд, от которого даже немного не по себе — его стоит посмотреть в первую очередь.

Восьмиминутный Take One напоминает видеоигру, где главный герой похож на Тэджи с розовыми волосами — здесь музыкант всё-таки позволил себе принять участие в сюжете. В клипе на позитивную Take Five, самую лёгкую песню на альбоме, над разными локациями летает бумажный самолётик — со временем он стал для фанатов одним из главных символов музыканта.

В целом, несмотря на достойную музыку, этот период в карьере прошёл не особо заметно — раскручивать альбом Тэджи даже не пытался, тем более, тогда он всё ещё жил в США. Но его имя говорило само за себя, поэтому корейские поклонники сметали диски на ура безо всякой рекламы.

В 2000 году Тэджи решился на полноценный камбэк в Корее. Как и раньше, он хорошо чувствовал музыкальную моду и хотел делать то, что было актуальным. Музыкант выпустил самый тяжёлый альбом в своей карьере: Ultramania целиком выдержан в стиле ню-метал.

Новый образ соответствовал музыке: красные косички, широкие штаны, характерные движения на сцене. Группу тут же окрестили «корейскими Korn» — влияние было очевидно.

Пусть Тэджи не придумал чего-то принципиального нового, но он делал качественную музыку, органично вписываясь в стиль. Его творчество признали любители тяжёлых жанров: музыкант сумел заинтересовать тех, кто не слушал его раньше. Девушки, фанатки Taijiboys, теперь соседствовали на концертах со слэмящимися парнями.

Музыкант не только хотел, чтобы люди признали его творчество в новом стиле, но и в целом пытался популяризовать тяжёлую музыку в Корее. Он основал свой фестиваль ETP fest, где сначала выступал сам, а потом привозил всё более известные мировые рок-группы. В 2004 году, к примеру, там выступали Marilyn Manson, The Used, Maximum the Hormone, а в 2009-м — Limp Bizkit и Nine Inch Nails.

Задерживаться долго на одном стиле у Тэджи не в правилах, поэтому на следующем альбоме 2004 года, 7th Issue, элементы ню-метала можно услышать всего лишь в одной песне. Работа вышла очень разноплановой: альтернативный рок, панк/поп-панк, поп-рок. Найти что-то своё на альбоме может каждый, от мелодичных песен под акустическую гитару до яростных тяжёлых треков со шквалом инструментов.

Музыкант вновь сделал микс из актуальных на тот момент жанров — такой подход стал его фирменным стилем. Кроме того, Тэджи по-прежнему затрагивал серьёзные проблемы в некоторых текстах: говорил о жертвах насилия и критиковал музыкальный бизнес.

Seo Taiji — Zero Tour — Victim [Live]

Несмотря на то, что Тэджи слушали, в основном, в Корее, в рамках промо нового альбома он даже посетил Россию. Музыкант отыграл концерт на фестивале во Владивостоке в 2004 году на стадионе «Динамо». Местная публика не вполне представляла, кто он такой, поэтому в качестве поддержки на шоу приехали корейские фанаты. На разогреве у Тэджи выступали рок-группы, которые он продюсировал и выпускал на своём лейбле — Nell и Pia.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

В итоге концерт прошёл успешно — так у музыканта появились русские слушатели. Некоторые до сих пор вспоминают о лайве с теплом и даже хранят фирменные значки. Тэджи, в свою очередь, задокументировал происходящее не видео. На MBC показывали целую передачу об этом, от путешествия на теплоходе и заучивания русских фраз до самого концерта и реакции местных.

На 10-й минуте Со Тэджи учится произносить русские фразы

Следующий альбом Тэджи выпустил лишь спустя четыре года, но к возвращению подготовился основательно: музыкант снял видеоклипы на каждую новую песню, включая ремиксы. 8th ATOMOS позиционировался как таинственный проект, и в названиях треков фигурировали Моаи (статуи с острова Пасхи) и Бермудский Треугольник.

Альбом снова получился эклектичным, но на этот раз более лёгким, чем предыдущий. На нём есть и рок с элементами электроники, и мелодичные поп-песни, и бодрый танцевальный поп-рок.

Клипы этого периода заслуживают особого внимания, ведь каждый из них тщательно продуман. Moai радует красивыми видами — съёмки проходили в Валье-де-ла-Луна в Чили и в самых живописных местах на острове Пасхи. На Human Dream целых два видео — 11-минутная научно-фантастическая история про мальчика-робота и версия Тэджи, где он показывает запоминающиеся танцевальные движения.

Moai

В T’ik T’ak тоже серьёзный сюжет: по официальному описанию, трек посвящен теориям заговора. Кроме того, клип показывали в кинотеатрах вместе с японской картиной по фантастической манге «Парни двадцатого века», где речь идёт о тайном культе и апокалипсисе. Остальные видео тоже сняты на высоком уровне, многие из них — практически мини-фильмы.

T’ik T’ak

Далеко не каждая группа может позволить себя снять клипы на все песни с альбома, но Тэджи пошёл дальше и воплотил в жизнь ещё один амбициозный проект. Музыкант поработал вместе с Королевским филармоническим оркестром из Лондона. Новое прочтение получили не только песни сольного периода, но и старые хиты Seo Taiji and Boys, которые музыкант со своей группой уже давно играл в рок/ню-метал-аранжировках на концертах.

Вместе с оркестром Тэджи дал несколько концертов в Сеуле — лайв вышел на DVD вместе с документальным видео о путешествии в Англию и репетициях. Музыкант всегда снимает занимательные «мейкинги» и истории о посещении разных стран — смотреть их можно даже без знания языка.

Кстати, коллекционеры наверняка оценят оформление дисков — тут и большая треугольная упаковка, и коробки в форме колонок, и книга-раскладушка, и стилизация под видеокассету. Тэджи вкладывается в своё творчество на каждом этапе, стараясь удивить фанатов не только музыкой.

Следующий альбом 2014 года, Quiet Night, промоутировался намного скромнее: вышло всего несколько клипов.

Атмосферный Christmalo.win причудливо смешивает эстетику Рождества и Хэллоуина. Версии опять две: исполнение песни группой и мини-фильм с добрыми ведьмами и зловещим Сантой, которого стоит остерегаться.

Второй хит, синти-поп Sogyeokdong, музыкант написал для певицы IU, но в итоге решил спеть сам. Песню можно послушать с каждым из исполнителей, а также посмотреть соответствующий клип.

Остальные треки Тэджи предпочёл сразу играть на концертах. Несмотря на то, что музыкант по-прежнему оставался популярным и собирал полные залы, он заметил, что публика на его шоу — взрослая, а некоторые дети и молодёжь даже не знают, кто он такой. В песне 90s ICON Тэджи рассуждает о своём статусе «поблекшей иконы 90-х» и переживает, сможет ли снова создать что-то особенное.

Поэтому в своём следующем проекте музыкант решил объединить несколько поколений слушателей. Тэджи придумал, как дать своим песням новую жизнь и донести их до тех, кто родился намного позже того времени, когда были популярны Seo Taiji and Boys.

На творчестве Со Тэджи выросли многие новые звёзды, и айдолы нередко называют его своим кумиром. Музыкант предложил им исполнить свои песни в рамках проекта 25 Time Traveler. На участие согласились самые разные звёзды — от всем известных BTS до поп-роковой певицы Younha.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Музыканты не пытались повторить точь-в-точь оригинал, наоборот, переосмысляли песни — меняли аранжировки, привносили что-то своё. К примеру, некоторые треки из рок-боевиков превратились в неспешные баллады. А вот яростная Internet War, высмеивающая интернет-троллей, в новом прочтении рэперов Loopy и Nafla зазвучала ещё более актуально. BTS взяли кавер на знаковую Come Back Home и отдали дань уважения версии Taijiboys — это такой же агрессивный хип-хоп. На каждый их ремейков сняли клип — внимания песни получили достаточно.

На данный момент проект 2017 года — последняя значимая работа в дискографии Со Тэджи. Раз в год он пишет сообщение поклонникам: пока вдохновения на новое творчество у него нет. Впрочем, у музыканта всегда большие перерывы между альбомами, так что, возможно, стоит подождать. Месяц назад на официальном YouTube-канале появилась запись концерта 2015 года — Тэджи явно напоминает о себе.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Со Тэджи — уникальный музыкант в истории Южной Кореи. Он фактически изобрёл K-pop, популяризировал в стране многие жанры рок-музыки, оказал влияние на моду и боролся с социальной несправедливостью.

Творчество Со Тэджи остаётся востребованным уже около 30 лет. Музыкант менялся на протяжении своей карьеры и играл самую разную, казалось бы, несовместимую музыку. Его песни могут понравиться как убеждённому металлисту, так и поклоннику K-pop — главное, включить правильный альбом.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку
3838 показов
8.5K8.5K открытий
11 репост
39 комментариев

так вот кого нужно винить

Ответить

Винить за что? За то, что он создал популярный жанр, который тебе по той или иной причине не нравится? 

Ответить

ну, за тяжёлую музыку в Корее этот человек тоже отвечает, так что не только винить :)

Ответить

О, так вот кто ответственен за половину кринжа в рутвиттере

Ответить

Ебать вы че вспомнили сукааааааа) Мой 2010 передавал привет

Ответить

ну вот, хоть кто-то шарит в теме и не думает, что это какой-то к-поп))

Ответить

Это группа Кино?

Ответить