Все новое — хорошо забытое старое: реинкарнация металкора 1990-х

Как каноны первой волны металкора повлияли на его современную сцену.

Не соврем, если скажем, что для музыкальной истории металкор является сравнительно молодым жанром. Его возраст едва перевалил за два десятка лет, но он уже успел обзавестись бесчисленными вариациями и собственной субкультурой, несколько раз переступить порог мейнстрима и окончательно опостылеть некоторым слушателям. Став одним из самых коммерчески успешных жанров тяжелой музыки, металкор начал стремительно выгорать, волна за волной, направление за направлением, — ситуация, свойственная многим быстроразвивающимся стилям. Вам может показаться, что я сейчас просто хороню кор-музыку, не давая ей и шанса на реабилитацию. Но не спешите с выводами. Именно частая смена парадигмы металкора, на мой взгляд, до сих пор держит жанр на плаву, открывает индустрии новые громкие имена, помогает совершенно неожиданным альбомам закрепиться в новостной повестке авторитетных изданий. В течение последних нескольких лет мы стали свидетелями очередной смены этой самой парадигмы.

Knocked Loose
Knocked Loose

Перед тем, как перейти к сути, хотелось бы остановиться на известном тезисе, провозглашающем цикличность моды. В контексте анализируемой темы он является ключевым. Искренне убежден, что культура — это не замкнутый бублик, а длинная спираль, где на каждом из витков спроецирован накопленный опыт, обросший деталями. Так вот, до очередного витка, на котором восседает современная мода, дошел свет, посланный еще тридцать лет назад. Металкор вдруг вспомнил, с чего, собственно, начинал свой путь. Во второй половине 2010-х, с набором веса таких групп, как Code Orange, Knocked Loose, Vein и многих других, этот музыкальный жанр начал с завидной регулярностью обращаться к канонам 1990-х, в особенности второй половины указанного периода, когда на американскую тяжелую сцену, с ее идеологическим центром в Нью-Йорке, пришелся бум концептуально нового хардкора. С укреплением целой плеяды локальных команд, вдохновлявшихся не только хорошо прижившимся к тому моменту хардкор-панком, но и метал-музыкой (грув-, дэт-, трэш-металом и другими стилями), в конце двадцатого века можно было говорить о новом слове в жанре. Говорить ровно об этом же, описывая сегодняшнее перерождение металкора 1990-х, не совсем корректно, однако столь глубокий его экскурс в прошлое смог предложить что-то иное в противовес мейнстримной кор-музыке, царившей на протяжении всего прошлого десятилетия.

Выступление Code Orange в Franklin Music Hall, 2019 год

Оформлению рассматриваемого нами направления металкора помог и труд журналистов, определивших под конец 2010-х новый вектор звучания свежих тяжелых команд. Уже тогда подача проанализированных изданиями групп отличалась непривычной для звука, претендующего на коммерцию, грубостью, мрачностью и прямолинейностью, а за композиционными ходами и структурными элементами треков узнавались шаблоны хардкора 1990-х, того самого хардкора из эпохи дебютного лонгплея Earth Crisis. К слову, «Destroy the Machines», первый полноформатный альбом знаменитых ньюйоркцев, нередко называют первым металкор-альбомом в истории, несмотря даже не то, что это заявление порождает массу споров и дискуссий. Однако факт остается: коллективы новой волны отсылают именно к такому звучанию.

Во всех особенностях подобного саунда уже тогда, в конце двадцатого века, виделось прямое противопоставление андеграундных групп массовой культуре. Примерно то же самое мы видим сейчас. Разница лишь в том, что у современной музыки гораздо больше шансов выйти из подполья, чем двадцать-тридцать лет назад.

Но правда в том, что металкор изначально был мрачным, мощным сочетанием честной ярости хардкора и беспощадного риффинга трэша, и возможное добавление этих панк- и эмо-аспектов было больше для восстания против мачо-рок-звездного менталитета ню-метала, чем для чего-либо еще.

Крис Кроватин, писатель, журналист

Не один и не два года кор-паблики и прочие тематические сообщества будут применять ко всем похожим коллективам тег «metallic hardcore», выделяя таким образом бинарную природу сего музыкального направления. На деле же все эти группы стали полноценной стилистической ветвью металкора, неожиданно быстро расположив к себе широкую аудиторию. Интересно, что на новую волну обратили внимание и любители привычной кор-музыки, и почитатели андеграунда, еще вчера ворчавшие о стагнации популярного тяжелого жанра.

Групп так называемого металкор-ривайвла с каждым годом появляется все больше, но есть, на мой взгляд, лишь несколько основных прецедентов, которые укрепили жанр в трендах новой тяжелой музыки. Крупные лейблы еще на заре становления анализируемого нами направления подписали самые перспективные бэнды и начали помогать им с выпуском альбомов. Так, например, знаменитый Roadrunner Records в 2016-м занялся Code Orange, и уже через год группа представила коммерчески успешный «Forever». Сегодня же легендарный лейбл, похоже, стремится сделать из Code Orange новых Slipknot. Что и говорить, если по уровню хайпа прошлогодний «Underneath», кажется, обогнал большинство метал-релизов последних нескольких лет.

Своим вторым полноформатным альбомом в 2019 году грянули Knocked Loose, продолжив творческие задумки дебюта-2016, но выйдя на принципиально новый уровень качества звука. Во многом этому поспособствовала работа группы с Pure Noise Records, актуальнейшим дистрибьютором современной рок- и метал-музыки.

А вот новички Vein в 2018-м хайпанули сразу же после выпуска дебютной пластинки. В данном случае группой не занимались серьезные лейблы — большую часть пути бостонские хардкорщики издавались скромными компаниями, — однако об их лонгплее «Errorzone» писали все издания, говорили все блогеры. Впрочем, сей альбом коллектив представил при поддержке Closed Casket Activities, открывшего миру не один перспективный бэнд.

Каждая из наиболее популярных команд жанра представляет свое уникальное видение канонов кор-музыки 1990-х, не забывая и об экспериментах. Code Orange, например, смело заигрывают с альтернативным и индастриал-металом. Knocked Loose, вдохновляясь простецким битдаун-хардкором, умело жонглируют композиционными штампами своего стиля. Vein и вовсе обращаются к ню-металу начала 2000-х, отчего вайбы раннего творчества Slipknot в «Errorzone» постоянно дают о себе знать.

И конечно, это далеко не все примеры. В прошлом году на фрешменов 156/Silence обратил внимание знаменитый SharpTone Records, а брутальные Kublai Khan TX, играющие уже с конца нулевых, издали две пластинки на Rise Records.

Подобных команд на сегодняшний день насчитывается не один десяток, и все они благополучно вписываются в нишу. Вопрос лишь в том, насколько долго у новичков получится удерживать внимание общественности.

2727
9 комментариев

В последнее время лонгриды только в музыке. Это неожидано, но одобряю

2
Ответить

Дык конкурс ведь

5
Ответить

Спасибо за пару новых имён. Когда металкор был на подъёме, основные группы были на слуху. Сейчас же надо копать, чтобы что-то новое найти не только в металкоре но и в целом в рок-музыке. Жду - не дождусь, когда рок снова станет мейнстримом. 

Да, и отдельное "спасибо" за рекомендации YotubeMusic, который в разделе Новое подсовывает мне тонны русского рэпа и попа, хотя прекрасно знает мои вкусы. Не иметь раздела "Новинки именно для вас" в 2021 это позор.

2
Ответить

У меня новинки металкора, все в одном месте

Ответить

Е*ать я щас знатно ох*ел с статьи про металкор на ДТФ) Годно, лайк

2
Ответить

Что-то подобное есть у автора?

Ответить

Попробуй Down Фила Ансельмо 

Ответить