Как устроена музыка в Mafia III

И как дарк-блюз сосуществует с этнической музыкой и панком

Hangar 13
Hangar 13

В играх серии Mafia важную роль всегда занимал исторический контекст. Чтобы погрузить игрока в события нужной эпохи, авторы игр делали звучание музыки в каждой части уникальным и неотделимым от своего времени.

И хотя Mafia III получила в целом противоречивые отзывы, игроки и критики сходятся в одном - музыка в игре про месть на болотистом юге хорошо подчеркивает историю и помогает погрузиться в атмосферу конца шестидесятых.

Месть и блюз

Написанием оригинального саундтрека к игре занимались композиторы Джесси Харлин и Джим Бонни. Харлин писал кинематографический саундтрек, играющий в срежиссированных катсценах, а Бонни - геймплейную музыку, звучащую во время боя.

Джесси Харлин - автор саундтрека к видеоиграм, известный своими работами над серией Star Wars. В 2003-2013 годах он был штатным композитором в LucasArts Entertainment и принимал участие в создании саундтрека к Star Wars: The Old Republic, Republic Commando, The Force Unleashed и отмененной Star Wars 1313.

Работа в новой студии над новой игрой требовала звучания, сильно отличающегося от космических приключений “Звездных Войн”. Поэтому, когда Джесси Харлин услышал основные идеи новой игры Hangar 13, он предложил четыре варианта звучания саундтрека.

Игра могла иметь оркестровый саундтрек, подобно Mafia и Mafia II. Еще одним вариантом был рок-саундтрек. Как бы звучала игра, если бы музыку к ней писали The Doors и Led Zeppelin? Третьим вариантом был фанк в духе Лало Шифрина.

Джесси Харлин, Композитор Mafia III

Студия остановилась на последнем, четвертом варианте - блюзе. Он подчеркнул бы время и место действия и общий настрой игры. История Линкольна Клея о мести итало американскому боссу за убитую семью должна была звучать мрачно, тяжело и чувственно.

В основном саундтрек написан традиционными блюзовыми инструментами, но не придерживается рамок жанра строго - музыка более суровая, подчеркивающая драму. Для записи использовались скрипка, контрабас, пианино, ударные, акустические и электрогитары.

Hangar 13
Hangar 13

В то же время для записи музыки к видеоигре, действие которой разворачивается в конце шестидесятых, применялись и авангардные техники игры, появившиеся и развивающиеся примерно в то время или чуть позже. Среди них - техника измененного пианино (bowed piano), при которой звук извлекают из частично вытащенной из инструмента струны напрямую. Ее можно услышать в композиции No One Is Untouchable.

Линкольн Клей - ветеран войны во Вьетнаме. Война сильно изменила Клея и до сих пор отзывается в нем. Чтобы дополнить образ бывшего солдата, к военным байкам и повадкам “зеленого берета” Харлин решил добавить и музыкальную составляющую. В некоторые особенно напряженные сюжетные моменты можно услышать традиционные вьетнамские струнные инструменты, “погруженные” в реверберацию - так саундтрек создаёт нарратив преследующих главного героя призраков войны.

А чтобы подчеркнуть важность места игры - Луизианы, этнически неравномерного американского Юга - Харлин использовал перкуссию тела (она очень заметна в композиции From The Darkness, A Voice). В саундтреке игры можно услышать звук шагов. Перкуссионные шаги берут свое начало из военных маршей, этнической музыки и танцев времен 1950-х годов. Звуки шагов и хлопков были записаны стэп-танцорами университета штата Теннесси и звучат сильно и агрессивно, добавляя в саундтрек военные и этнические элементы.

Hangar 13
Hangar 13

Mafia III - сюжетно ориентированная игра, в которой большую роль играют персонажи. Чтобы подчеркнуть уникальность героев, Джесси Харлин создал музыкальные темы ключевым действующим лицам.

В Нью-Бордо, городе, вдохновленном Новым Орлеаном, жило много персонажей разных национальностей и культур. Среди них были и итало американские мафиози, и гаитянские группировки, и шайки ирландцев. Однако Харлин не хотел, чтобы каждый герой звучал характерными для их происхождения музыкальными инструментами - вместо этого он подошел к написанию их тем по-другому.

Мне хотелось понять, какую музыку эти персонажи слушали бы сами. Какая музыка повлияла на их личности?

Что слушает Бёрк в его спокойные моменты? Какой альбом поставлен в проигрывателе Кассандры? Я собрал плейлисты, которые означали бы что-то для каждого персонажа. Мне казалось, что Кассандра любила Майлза Дэвиса, Чарли Паркера и саундтрек к киноверсии оперы “Порги и Бесс”. А Бёрк слушал Astral Weeks Ван Моррисона.

Джесси Харлин, Композитор Mafia III

Более того, темы разных героев были исполнены различными инструментами: протагонист Линкольн Клей звучал яркой и чистой электрогитарой Fender Stratocaster; антагонист Сэл Маркано - более теплой и насыщенной электрогитарой Gibson Les Paul; Вито Скалетта, главный герой сиквела серии, появившийся в Mafia III как один из капитанов Линкольна, сыгран мандолиной, звук которой “прогнали” через блюзовый фильтр.

Музыка войны

В то время как Харлин работал над кинематографическим саундтреком и темами героев, Джим Бонни писал геймплейную музыку.

Автор саундтрека к таким играм, как Mortal Kombat: Armageddon и Bioshock: Infinite, Бонни признается, что очень любит гитарный звук. Хотя боевая музыка тоже написана в жанре блюз, она звучит менее мрачно, чем саундтрек для катсцен, и более агрессивно и бойко - с большим упором на звук гитары.

Каждый трек во время схваток в Mafia III имеет четыре составляющие - с низкой, средней и высокой интенсивностью, а также со стелс-сегментом. Когда Линкольн уже находится на вражеской территории, но еще не дал противникам себя обнаружить, играет тихая и осторожная стелс-секция.

Hangar 13
Hangar 13

Составляющая с низкой интенсивностью начинает звучать, когда противники еще не знают о том, что главный герой находится у них под носом, но он уже успел убить нескольких вражеских солдат. Она задает ритм, но все еще звучит довольно неагрессивно. Если враг обнаружил труп или услышал звук стрельбы, включается сегмент со средней интенсивностью - гораздо менее робкий, с большой ударной частью и приглушенными гитарами. А когда бой идет уже в открытую, на фоне звучит высокоинтенсивная подстегивающая музыка с ярко обозначенным ритмом и громкими заводными гитарными партиями.

Одним из важных моментов было создание музыки, которая позволит игроку легко ориентироваться в бою. Чтобы слышать, откуда враг идет, когда он перезаряжается и что собирается предпринять, стелс-, низко- и среднеинтенсивные сегменты не перегружены музыкой. Важность ориентации игрока в пространстве была одной из причин, почему рок не стал общим музыкальным направлением игры - по словам Джесси Харлина, директор аудионаправления игры Мэтт Бауэр боялся, что за “стеной из гитарных рифов” будет не слышно, что происходит вокруг.

Вне зависимости от того, крадется Линкольн или уже ведет полномасштабную перестрелку с противниками, музыка всегда имеет свой лейтмотив и тему, подчеркивающие место и окружение. Для создания тем применялись разные инструменты - местами звучит орган Хаммонда, духовые и губная гармоника в частности.

Они в городе? Они глубоко в байю? Я хотел предложить много вариантов, поэтому музыка настолько же разная, насколько разное окружение.

Джим Бонни, Композитор Mafia III

В заброшенном и диком байю (заболоченном вялотекущем речном устье) инструменты звучат грязно, с лязгом и большой реверберацией. Там часто можно услышать губную гармонику и банджо - классические инструменты для американского юга. А в городе музыка чище и ярче, с большим упором в духовые джазовые инструменты.

Слушать старые пластинки

Помимо оригинального саундтрека в игре присутствует лицензированная музыка - она насчитывает более ста треков. Авторам игры удалось заполучить хиты классического и авангардного рока, джаза, кантри, соула, ритм-н-блюза и зайдеко - жанра южной народной музыки.

Обычно авторы игр собирают большой список песен, которые они хотели бы видеть в игре, но их бывает очень сложно получить и многие не попадают в финальный вариант. Хейден Блэкман, креативный директор игры, признается, что им очень повезло:

Creedence [Clearwater Revival], the Rolling Stones, у нас есть Beach Boys, Арета Франклин, Джонни Кэш, Сэм Кук, Элвис. Честно говоря, я сомневался, что мы сможем получить такой широкий спектр исполнителей шестидесятых.

Хейден Блэкман, Креативный директор Mafia III

Лицензированные треки можно услышать на местных радиостанциях. Всего в игре представлены три станции, которые звучат в транспорте или через радиоприемники в открытом мире. Помимо музыки по ним вещают новости, как из реального мира (например, можно услышать сообщения о протестах во время съезда Демократической партии в Чикаго или о предстоящих президентских выборах), так и из мира игры, с помощью которых комментируют войну Линкольна Клея с семьей Маркано. Также можно услышать разговорные передачи от персонажей Нью-Бордо: Голоса и Реми Дюваля.

Многие песни можно услышать и во время катсцен. В некоторых сюжетных моментах вместо оригинального саундтрека начинают играть лицензированные треки, эмоционально подчеркивающие ситуацию. Песня Desperation группы Steppenwolf впервые появляется в игре во время эмоционального разговора Линкольна Клея с отцом Джеймсом, его моральным ментором.

Hangar 13
Hangar 13

В отдельных поставленных миссиях песни можно услышать во время геймплейного сегмента. Хейден Блэкман рассказывает об этом на примере последней миссии с Лу Маркано:

Вы зажали его в угол на речном пароме, который взрывается, и вас обоих выбрасывает в байю. Сцена начинается. Линкольн приходит в сознание и видит, как Лу пытается выбраться из болота. Именно тогда включается Green River от CCR, и музыка продолжает играть после перехода из катсцены в геймплейный сегмент. Песня хорошо подходит этому моменту. Она задает нужный тон, в котором Вы становитесь преследователем, продирающимся сквозь болото.

Хейден Блэкман, Креативный директор Mafia III

События Mafia III раскрываются через документальный фильм 2016 года, в котором берут интервью у свидетелей событий Нью-Бордо 1968-го. Ближе к концу игра решает стереть грань между событиями шестидесятых и нашим временем: во время поездки Линкольна Клея к финальной локации музыка на радио с привычных песен времен шестидесятых меняется на их современные каверы. Вместо романтического соула the Duprees начинает играть панк Misfits, а задор Bad Moon Rising от Creedence Clearwater Revival уступает место меланхолии Mourning Ritual.

Блэкман рассказывает, что с самого начала разработки игры саундтрек должен был быть убойным:

Мы должны были убедиться, что у нас будет потрясающий саундтрек, потому что это приведет к потрясающей игре.

Хейден Блэкман, Креативный директор Mafia III

Тем не менее, игра оказалась очень проблемной - многим не пришелся по душе тот факт, что теперь главный герой не является частью мафии и ее придется низвергать; построенный на однотипном гринде геймплей игры сильно утомлял, а оптимизация игры на старте могла описываться только нецензурными словами.

Но разнообразный, задорный, эмоциональный и осторожно подобранный саундтрек - один из тех элементов игры, к которому абсолютно не хочется придираться.

88 показов
1.5K1.5K открытий
3 комментария

Музыка в Мафии 3 невероятно круто подобрана. Что в катсенах и миссиях, что просо по радио. А за то что  игра меня познакомила с этой песней отдельное спасибо 
https://open.spotify.com/track/7KwJV8fbMK7ZOJCfAPkqzg?si=ja9PjYu4QcG6-mMOmDMSOA

Ответить

Один из самых любимых саундтреков к видеоиграм

Ответить

Отличный текст, было интересно почитать / послушать, спасибо :) 

Ответить