Как писалась музыка для «Мор»

Варган, морин-хуур, горн из берцовой кости человека и никаких электронных звуков

Как писалась музыка для «Мор»

«Мор: Утопия» относится к тому типу игр, которые совершенно точно не никого не оставляют равнодушным. Вы можете любить, ненавидеть, интерпретировать творение Ice-Pick Lodge так, как хочется вам, и даже думать, будто бы вы поняли его, но оставаться равнодушным ─ нет.

И пусть с геймплейной точки зрения к игре существуют ряд неудобных вопросов (недаром Дыбовский говорил, что делает мучильню), зато мощный нарратив и завораживающая аура настолько затягивает игрока, что все газетные штаммы описали бы Pathologic одно фразой: «атмосфера настолько густая, что хоть ложной ешь».

Значительную роль в местном очаровании сыграло музыкальное сопровождение. Самобытные саундтреки, записанные для «Мора: Утопия», стали результатом кропотливой работы, отлично дополняющие и подчеркивающие дух всего произведения. О тех, кто создавал музыку для игр «Мор», данный материал.

Андриеш Гандрабур

Андриеш Гандрабур
Андриеш Гандрабур

«Мор: Утопия» на выходе получился бы совершенно иным проектом, если бы не персона Николая Дыбовского. Руководитель «ледорубов» ─ личность крайне неординарная, вокруг которого собираются подобные индивидуумы. Изучая историю разработки Pathologic, возникает ощущение, что только Дыбовский до конца понимал то, какой именно должна получиться дебютная игра студии.

Подобное обстоятельство усложняет труд любому композитору или музыканту. Для работы над музыкальным сопровождением «Мора» нужно было не просто создавать хорошую музыку, а еще находиться на особой волне с главой Ice-Pick Lodge Дыбовским. Именно таким человеком и стал Андриеш Гандрабур.

Когда разработка игры дошла до саундтрека, Николай Дыбовский и Айрат Закиров столкнулись со сложностями поиска композитора. Основные трудности создавала специфика студии, а также особенности создаваемого проекта, не похожего ни на что другое. Требовался человек, с особым подходом к творчеству, способный дать «Мор: Утопия» что-то новое, не выбиваясь при этом из заданной атмосферы. «Ледорубы» искали человека, композиции которого в нужный момент создавали бы у игрока нужное разработчикам настроение.

Как писалась музыка для «Мор»

Проблема решилась случайно. Участник фолк-группы Tintal Фёдор Воскресенский, знакомый с разработчиками Ice-Pick Lodge, привел в студию давнего знакомого ─ Андриеша Гандрабура. Тот, несмотря на молодой возраст, слыл автором незаурядных композиций, в свободное время экспериментировавший со звуком на диджейском пульте. Ребята разговорились, и сумбурное собеседование закончилось для Андрея назначением на должность композитора необычного проекта.

Творческая свобода ограничивалась только одним жёстким условием от студии: минимальное использование «нарочито электронных звуков». Требование сразу же серьезно ограничило доступный для работы инструментал. Также на ходу пришлось овладевать профессией звукорежиссёра.

Получившиеся мелодии стали результатом двухлетней тяжёлой и кропотливой работы в домашней студии. В композициях Гандрабур перемешал множество разных стилей, среди которых можно услышать нотки trip-hop, drum`n`base, ambient, folk, ethno и многое другое.

Николай Дыбовский
Николай Дыбовский

Сработаться с геймдизайнерами получилось не сразу, но вскоре процесс пошёл, и IPL осталось довольным сотрудничеством. Николай Дыбовский и Айрат Закиров лично прослушивали заготовленные материалы, проводя отбор композиций. Если композиция не соответствовала картинке вращавшейся у них в голове или выбивалась из концепции проекта, то она тут же отправлялась в корзину. Технической интеграцией саундтрека занимался Закиров. Благодаря его усилиям каждый городской район, дом, степь, а также отдельные сюжетные эпизоды обзавелись соответствующим треком.

Музыка за авторством Гандрабура выделяется тяжелыми эмбиентом. Из каждой мелодии так и сквозит серостью, отчаянием и гибелью. А ещё они идеально подходят для прогулок поздней осенью в состоянии депрессии. Давящее звучание, вызывающее чувство угнетения, идеально подчеркнуло местный антураж, дополнив и без того самобытный мир.

Перед началом активных действий тон музыки меняется и становится более тревожной и ритмичной. Тем самым звучание создаёт своеобразное напряжение у геймера, не позволяя тому расслабиться. Для 2005-го года подобный подход был в новинку. Музыка в игре меняется без изменения ритма, и один трек плавно переходит в другой. Это достижение также следует записать на счёт Закирова и Гандрабура.

Саундтрек «Мор. Утопия»

Саундтрек оригинального «Мор. Утопия» так и не добрался до самостоятельного релиза. В интервью Андриеш вспоминал, что между ним и студией не заключалось никаких договоров, и формально все права на композиции принадлежат музыканту. Но сам автор спокойно относится к использованию своего творения в сети интернет.

Вся дальнейшая жизнь Гандрабура плотно связана с музыкальной деятельностью. После сольного плавания, Андриеш основал группу «Myspacerocket», вместе с которой превратился в завсегдатая европейских фестивалей. В составе нового коллектива «Dsh! Dsh!» пошли эксперименты по комбинированию живой и электронной сцены. Также он успел поработать на студии звукозаписи, лейбле, музыкальном агентстве, учредил собственную школу, а сейчас руководит направлением саунд-дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Theodor Bastard

Группа Theodor Bastard
Группа Theodor Bastard

Если оригинальный «Мор» обрел композитора по воле случая, то вот для работы над саундтреком Pathologic 2 пригласили группу Theodor Bastard, которых разработчики присмотрели ещё с середины нулевых. Немалую роль в выборе сыграли и часто пересекающиеся темы, затрагиваемые в творчестве и музыкантов, и «ледорубов». Более того, по словам Дыбовского, геймдизайнер «подзаряжался вдохновением» глядя на клип «Pustota».

Фактически, сотрудничество двух необычных коллективов было неизбежным: тревожное и мрачное звучание, наряду с многообразием инструментов и вокалом Яны Вевы по настроению идеально подходило произведению Ice-Pick Lodge. По итогу, благодаря работе российской группы ремейк обрёл собственный шарм, свежее и легко узнаваемое звучание.

Сама группа образовалась в 1996 году в Санкт-Петербурге, и с тех пор стала лицом world music. Гитарист и автор текстов Александр Старостин, известный также как Федор Сволочь, некоторое время выступал сольно, но затем решил, что дальнейшие эксперименты в музыке нужно продолжать в окружении единомышленников. Звучное название образовалось путём перевода псевдонима музыканта на английский язык.

Как писалась музыка для «Мор»

Группа известна постоянными экспериментами со звуком и звучанием. В выступлениях артисты используют разнообразнейшие музыкальные инструменты, а некоторые песни исполняются на экзотичных языках, например ацтекском или старонорвежском. В качестве отдельного достижения музыканты выделяют то, что каждый член коллектива по-своему воспринимает и интерпретирует собственные песни.

«Мы – люди, осознающие смерть и перед лицом смерти танцующие»

Федор Сволочь

Разработчики нового «Мора» заверяли, что игра посвящена «смерти, и тому, как с ней поступать». Данная концепция прекрасно объясняет то, почему Ice-Pick Lodge полностью доверились Theodor Bastard, чья музыка пропитана шаманизмом и магией и идеально подчеркнула местную атмосферу.

В отличие от оригинала, «ледорубы» не стали творчески ограничивать артистов и выставлять какие-либо условия. По словам музыкантов «единственные границы устанавливала сама игра, её атмосфера, сюжет, графика». Для лучшего погружения в мир игры разработчики предоставили музыкантам бету-версию проекта, а в студии на большом экране крутился соответствующий ролик.

В свою очередь «бастарды» старались попасть в атмосферу Pathologic и тон происходящих событий. Необычное степное звучание достигались при помощи тибетских, монгольских и бурятских народных инструментов: морин-хуур, горн из берцовой кости человека, варган, колокольчики, рамочный барабан и многое другое.

Саундтрек «Мор»

Основная работа по записи песен продлилась около трёх месяцев. Как и в прошлый раз, разработчики отсеяли большое число записанного материала, отобрав только те композиции, которые показались им максимально подходящими.

Музыка «бастардов» в основном звучит в важные и определяющие для сюжета эпизоды, характеризуя события, а не локации. Новый подход к записи саундтреку ремейка стал планомерным и логическим развитием тех тем, что закладывались еще в оригинальный «Мор».

«Важно сохранить атмосферу, музыка не должна выпячиваться, она, скорее, должна помогать игровому процессу».

Федор Сволочь

В декабре 2017 года состоялся релиз альбома Utopia, состоявшего только из тринадцати композиций, записанных специально для игры «Мор». Общая длительность составила около сорока минут. Каждый из треков создает собственную атмосферу, раскрывая разные аспекты игрового мира, интригуя и приманивая игрока. В необычайно проникновенных и мрачных композициях доминируют насыщенные и давящие степные мотивы, а комбинация необычного звучания и инструментов добавляют эффекта дикости.

В апреле 2020 года у коллектива вышел седьмой альбом, под названием Volch'ya Yagoda. Кроме того, группа работает над переизданием двух других альбомов, параллельно занимаясь прочими проектами, в том числе и видеоиграми.

Саундтрек «Мор» выполняет основную задачу ─ создает настроение. И даже если творение Ice-Pick Lodge вам не по душе, то попробуйте просто послушать эти треки. Поверьте: они того стоят.

1616 показов
1.1K1.1K открытий
4 комментария

Вообще у Мора саундтрек вышел реально клевый. Бастарды охуенно свою работу выполнили, я и после игры долго залипал на альбом отдельно от игры.
Особенно Волчья ягода запомнилась в контексте того, где она звучала. Такое мощное ощущение, когда ты идешь сквозь дождь, отравленный воздух зараженных кварталов, через крики боли и ужаса, переступая через умирающих и уже мертвых, но чувствуя при этом надежду, радость от того, что лекарство наконец-то найдено.

Но если честно, я все таки скучаю по степному диско первой части, оно создавало невероятную атмосферу.

Ответить

Начало у игры просто топовое. Одно из самых атмосферных, что я видел в играх. Во многом из-за музыки. 

Ответить

Очень грустно, что вокальных композиций в игре мало, группу наняли отличную. Unbraya erze только для трейлера использовали, хотя есть много мест, где она отлично вписалась бы 

Ответить

В первой части просто невероятный саундтрек, по атмосферности только с Ямаокой могу сравнить. Недосягаемый топ
Саундтрек ко второй части я купил на айтюнс, и если честно, то это единственная честно купленная мной музыка за всю жизнь). С него у меня началось знакомство с ТВ, крайне самобытной группой, которая прочно поселилась в моём плейлисте. И всё же считаю первый саундтрек лично для себя абсолютным культом, хотел бы услышать во второй части саундтрек от Андриеша и очень расстроился, что не сложилось. 

Ответить