Нарушение ритма: с чего начать слушать футворк

Главные звезды чикагского жанра и лучшие альбомы для знакомства с ним.

Нарушение ритма: с чего начать слушать футворк

«Ту-ту, ту-ту-ту», сбивающиеся стуки бас-бочки, стали синонимом футворка. Скорость выше 150 ударов в минуту, стрекот тарелок и голос, повторяющий одну и ту же короткую фразу или даже слово, — настоящий музыкальный гипноз для танцевальных баттлов.

Именно с танцами связана история футворка. Чикагские музыканты хотели сделать быстрее и сложнее гетто-хаус. Это «грязный» подвид хауса с сексуальной тематикой, который часто крутили на местных вечеринках. На место прямой бочки пришел ускоренный синкопированный ритм с ломаным звуком — уличным танцорам и звездам подвалов такой саунд пришелся по душе.

Вот как выглядит футворк-танец

Точной даты, с которой началась история футворка, нет. Согласно Rate Your Music, самая ранняя запись, связанная с жанром, вышла в 1994 году. Но расцвет начался через три года, когда Кавейн Спейс под именем RP Boo выпустил сингл «Baby Come On» — трек, в котором семпл одноименной песни Ol’ Dirty Bastard стал основой для хита чикагских танцполов.

Тот самый сингл «Baby Come On»

Bangs & Works Vol.1 (A Chicago Footwork Compilation)

Тем не менее футворк почти полтора десятилетия будет оставаться андеграундной американской историей. За пределами США жанр получил славу благодаря Майку Парадинасу, более известному как µ-Ziq. В конце нулевых британский музыкант заинтересовался футворком и начал активно его продвигать через свой именитый лейбл Planet Mu.

В 2010 году он выпускает сборник Bangs & Works Vol. 1, важнейший в истории жанра. На компиляцию попадают треки ключевых героев футворка, в том числе DJ Rashad, RP Boo, DJ Spinn и Traxman. Критики, как и слушатели, положительно оценили сборник необычной репитативной музыки, поэтому уже вскоре жанр распространяется в Европе и доходит даже до России. Здесь он развивается благодаря культовому вебзину Guerrilla и объединению «Береза».

Футворк на недолгое время становится новым дабстепом, но такой же популярности не получает. Суперзвезд вроде Skrillex, который изменил британскую низкочастотную электронику и превратил ее в мейнстрим, у жанра не было. Быстрыми ритмами заинтересовались мастера вроде Kode9, основателя влиятельного дабстеп-лейбла Hyperdub, но продолжительного и широкого успеха футворк так и не получил.

Минималистичный грув драм-машины с классическим для футворка ритмом

RP Boo — Legacy и Classic Vol. 1

Легенда футворка RP Boo выпустил свой дебютный альбом только в 2013 году, причем именно на Planet Mu. Благодаря укрепившейся славе футворка его крестный отец пришел к заслуженной популярности. На Legacy вошли треки как классическом стиле, так и в более современном. Их объединяет фирменное минималистичное звучание RP Boo и семплы его голоса.

Самые ранние работы Кавейна, которые сформировали футворк, вышли на отдельном EP в 2015 году Classic Vol. 1.

Я подумал, что нужно в этом альбоме показать звук, который был до Рашада, Спинна и до того, как я стал RP Boo. Я продемонстрировал рождение RP Boo.

RP Boo
«Вот для чего нужны колонки», — утверждает RP Boo

DJ Rashad — Double Cup

Последний прижизненный альбом Рашада Джонса, одного из пионеров футворка, стал наиболее известным в жанре. Double Cup вышел на Hyperdub в 2013 году и оказался чуть ли не самой модной пластинкой года.

Рашад на альбоме сделал свой звук попсовее, но при этом и замысловатее. Если его ранние работы были более минималистичными и сухими, то здесь треки намного ярче. Это заметно даже по двум версиям «Feelin’», с Teklife Vol 1: Welcome to the Chi и с Double Cup. С записью Джонсу помогали его друзья и коллеги по творческому объединению Teklife, основанному самим Рашадом.

Сейчас мой замысел заключается в том, что не нужно заниматься футворком или танцевать. Круто, если ты просто врубаешься в эту музыку и кайфуешь от нее. Она для всех, не только для футворкеров.

DJ Rashad

Через полгода после выхода альбома Рашад умер от случайной передозировки наркотиками. Музыканту было всего 34 года. Его Double Cup будет признан одним из главных альбомов десятилетия. Влиятельный сайт Pitchfork поставил запись на 20 место в рейтинге лучших релизов 2010-х годов, а британский Crack Magazine — на третье.

Рашад засемплировал речь персонажа Тупака Шакура из фильма «Авторитет»

Machinedrum — Room(s) и Vapor City

Американец Трэвис Стюарт занимался музыкой с начала конца 1990-х годов, но долгое время полноценного успеха у него не было. Изначально он писал смесь хип-хоповых битов и IDM, но звездой стал, только переключившись на футворк. Моментом славы спустя не один альбом и сингл стала пластинка Room(s) 2011 года.

На ней Machinedrum использовал классические для футворка ритмические рисунки и вокальные семплы, но сделал он это в нетрадиционной для жанра манере. По словам Трэвиса, он вдохновлялся в том числе джанглом и хардкором из 90-х годов, а также классическим дабстепом. Звук действительно близок к британской бас-музыке, а не к Чикаго.

Идеи Room(s) были расширены в следующем альбоме Vapor City, который открывается с приджанглованного трека «Gunshotta» с глубоким басом. На той же пластинке можно найти влияние Boards Of Canada и даже синтипопа в духе лейбла Italians Do It Better. В последующих релизах Machinedrum ушел в другую сторону, к более простой для массового слушателя музыке.

Футворк под влиянием bass-музыки

Jlin — Dark Energy

Джеррилин Паттон впервые засветилась в 2011 году на второй части сборника Bangs & Works, причем ее трек «Erotic Heat» критики называли одним из главных номеров компиляции. Из-за не слишком классического звучания для футворка Jlin сначала была даже не уверена в том, что его стоит отправлять. Зато спустя три года трек звучал на одном из шоу дизайнера Рика Оуэнса. Авангардный мастер использовал также и музыку RP Boo.

Первый альбом Джеррилин выпустила в 2015 году, что стало большим событием в мире электроники. Знаменитый журнал The Wire, известный любовью к андеграунду и экспериментам, назвал Dark Energy главным альбомом года. Запись действительно выделяется звуковой палитрой — она намного сложнее, чем минималистичные треки Рашада или RP Boo, в том числе из-за меньшего использования семплов.

Следующая запись, Black Origami, стала еще более популярной у критиков. Альбом, созданный при участии легенды авангарда Уильяма Басински и экспериментальной артистки Холли Херндон, оказался более полиритмичным и беспокойным — звук на пластинке сравнивали с музыкальной архитектурой.

Красота пластики звука и тела

Также можно посмотреть лекции RP Boo или DJ Rashad для Red Bull Music Academy, документальный фильм про футворк от Tim & Barry или масштабный сет DJ Spinn на фестивале Pitchfork в 2014 году, посвященный Рашаду. Послушать мои любимые футворк-треки можно в плейлисте на Spotify, который я сделал специально для этого текста.

2121
6 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

кайфовый, да

Ответить

Из отечественного крайне рекомендую Vtgnike, особенно ранние работы для лейбла RAD и сплит с OL, эдакий сплав джука с русским романсом и преимущественно отечественными сэмплами

1
Ответить

Из иностранцев еще выделил бы DJ Paypal и его релиз Sold Out - чувак активно корешится с тусовкой Teklife

1
Ответить

Картинка да, так и приглашает окунуться в чудный мир вашего жанра.

1
Ответить

я изначально планировал поставить другую фотку и в итоге ее и добавил, а в первой версии на главной был диджей рашад (поясняю комментарий, иначе у него сейчас был бы другой смысл)

Ответить