Гранж — последняя революция в популярной музыке?

Меня зовут Георгий Володин, я музыкальный журналист (публиковался в Сноб, Disgusting Men, РокКульт, This Is Media, ИМИ и других изданиях) и автор телеграм-канала «Shuffle Chamber». С удовольствием приму участие в конкурсе DTF ( #DTFxSpotify ), так как считаю, что мой текст будет интересен многим любителям музыки — не только поколению 90-х, но и современной молодежи, которая вновь стала увлекаться Кобейном и надела клетчатые рубашки.

В восприятии современного человека, гранж — это фланелевые рубашки, наркотики, меланхолия и Nirvana. Со времен пика популярности направления прошло почти тридцать лет, но иногда складывается ощущение, будто этот стиль существует много лет, а события, происходившие в те времена — часть Древней Истории. Попробуем копнуть глубже, чтобы выяснить откуда растут корни этой субкультуры. Разберемся в главных действующих лицах и выясним, как гранж повлиял на музыкальную индустрию.

Nirvana
Nirvana

История термина

Термин «grunge» использовался для описания звучания ряда альтернативных групп в 1980-90-х годах. По большей части, эти коллективы были родом из пасмурного Сиэтла. Помимо популярной на постсоветском пространстве Nirvana, музыкальными журналистами в так называемую «четверку гранжа» были внесены лиричные Pearl Jam, техничные Soundgarden и меланхолики Alice In Chains. Меломаны, возможно, копнут глубже и вспомнят Mudhoney, Screaming Trees и ряд других, чуть менее известных коллективов. И будут правы. В 90-е Сиэтл дал жизнь многим стилистически разным и интересным музыкантам. Но об этом чуть позже.

Лидеры групп "Большой четверки" гранжа. Сверху по часовой стрелке: Курт Кобейн, Эдди Веддер, Крис Корнелл и Лейн Стейли
Лидеры групп "Большой четверки" гранжа. Сверху по часовой стрелке: Курт Кобейн, Эдди Веддер, Крис Корнелл и Лейн Стейли

«Grunge» в переводе английского — это грязь, надрыв или пренебрежение. Впервые это слово появилось еще в 1957 году на задней стороне обложки альбома певца в стиле рокабилли Джонни Бёрнетта. В 1965 году в справочнике «Американский английский подростковый сленг» термин описывал что-то «неряшливое, грязное или неопрятное». В 1972 году его использовал музыкальный критик Лестер Бэнгс, а в 1978 — обозреватель журнала NME Пол Рамбали описывал им мейнстрим-рок.

Впервые по отношению к звучанию музыкальных групп этот термин был применен в 1981 году Марком Армом — лидером групп Mudhoney и Green River. В свою очередь Брюс Павитт — основатель культового лейбла Sub Pop (который занимался выпуском пластинок Nirvana, Soundgarden, Screaming Trees, Mudhoney, Hole и др), утверждал, что он лично популяризировал термин в 1987 году. Он сделал промо для пластинки группы Green River, описав звучание как «ультра-рыхлый гранж, разрушающий мораль поколения».

Клип группы Mudhoney
Альбом группы Green River

Зарождение и популяризация

Если в 70-е, в эпоху Ramones, Clash и Sex Pistols в мейнстрим лихо вошел панк-рок, то в 80-е начали главенствовать глэм-рок и поп. Соединенные Штаты жили в относительно сытые, беззаботные времена окончания Холодной Войны и разгара финансовых спекуляций на бирже Манхэттена. Рок-герои Америки соответствовали экономической и социальной ситуации — они были красивы прилизаны, ярки и буквально лоснились. Балом правили синтетический поп-бит или незамысловатый глэм-роковый гитарный рифф, а тексты, в основном, повествовали о роскоши, девицах и веселой жизни. Такая веселуха не была по духу подрастающему в те времена поколению Х. Нонконформистской молодежи Сиэтла хотелось протестовать и одновременно созидать.

Мода Сиэтла 90-х
Мода Сиэтла 90-х
Пейзажи Сиэтла
Пейзажи Сиэтла

Несмотря на то, что многие гранж-коллективы были по-своему уникальными, они часто имели схожее звучание. Подобное сходство можно связать не только с одинаковым подходом к продакшну звука, но и с тем, что сиэтлские музыканты тусовались в одних клубах и часто репетировали вместе. Местные коллективы попросту варились в общих тусовках и записывались на одних студиях и лейблах. Под эгидой лейблов C/Z и Sub Pop по сей день выходит множество гранж, панк и инди-пластинок.

Главными характеристиками «гранж-звучания» были высокий уровень дисторшна гитар, фузз и прочие искажения, которые создавали гаражный звук. Не обошлось и без влияния предшествующих стилей: хэви-метала и панк-рока.

В конце семидесятых панк-рок заметно изменился. После двух волн популярности и последующего спада, появлялись ответвления от жанра. К началу следующего десятилетия «radio friendly» пост-панк и нью-вейв прочно влились в мейнстрим, а жесткий и остросоциальный хардкор-панк стал символом протеста и обосновался в андерграунде. Такие группы как Black Flag, Bad Brains, Dead Kennedys были любимы пролетарской молодежью, среди которой нашлись и будущие звезды гранжа.

Black Flag - один из первых хардкор-панк коллективов

В 1983 году в штате Вашингтон образовались Melvins. Они ориентировались не только на своих хардкор-кумиров, но и на представителей более традиционного рока вроде KISS, Black Sabbath, Led Zeppelin и AC/DC. Melvins брали за основу любимый ими хардкор и всячески экспериментировали: мешали его с классическим хэви-металом и в поисках нового звука утяжеляли и искажали гитары. Кстати, тогда еще никому не известный парень по имени Курт Кобейн, будучи фанатом Melvins, постоянно крутился рядом с группой, тусовался и помогал с аппаратурой. Кобейн стал хорошим другом вокалисту Баззу Осборну, и впоследствии, когда добился успеха с Nirvana, даже принял участие в записи их пластинки под названием Houdini.

Участники группы Melvins
Участники группы Melvins
Курт Кобейн (крайний справа) и его кумиры из группы Melvins
Курт Кобейн (крайний справа) и его кумиры из группы Melvins

От метала в гранже была тяжесть, наличие гитарного соло, а от панка — схожая структура песен, нарочитая неряшливость саунда и протестная составляющая. Музыканты смешали эти два компонента, местами замедлили темп, добавили изрядную долю депрессии и получили гранж в классическом, мейнстримовом понимании этого слова.

В 1984-м собрались Green River и Soundgarden, а в 85-м появились Screaming Trees, под предводительством хрипящего медведя Марка Ланегана. Но гранж-первопроходцами были именно Green River. В 1985 году группа выпустила дебютный мини-альбом Come On Down, которая считается первой гранж-записью. В 1986 году на лейбле C/Z Records вышла первая гранж-компиляция Deep Six, в записи которой помимо Melvins, Green River и Soundgarden участвовали пионеры стиля Malfunkshun и Skin Yard.

Первая гранж-компиляция Deep Six

В конце 80-х начался идеологический раскол между коллективами сиэтлской сцены. Группы, которые были против мейнстрима, существовали в условиях гаражей и клубов. Остальные же подписывали контракты с крупными лейблами. В 1988 году Soundgarden первыми вышли из сумрака. Они начали сотрудничество с мейджором A&M Records. В 1990 году Alice In Chains завязали с глэм-роком и выпустили дебютный Facelift, который и тематически и по звучанию был приближен к так называемому «саунду сиэттла». Они стали первой группой из сиэтлской сцены, которая продала полмиллиона пластинок, а их сингл Man In the Box первым попал в ротацию MTV.

Alice in Chains

Далее метаморфозы стали более значительными. Коллектив Green River разделился на две группы: Mudhoney и Mother Love Bone. Первые были, что называется, «тру» и хотели оставаться андеграундом, а вторые метили в рок-звезды. В начале нового десятилетия, критики пророчили Mother Love Bone карьеру рок-звезд, но история коллектива резко оборвалась, когда вокалист Эндрю Вуд умер от передозировки героином. Крис Корнелл (Soundgarden), который на тот момент был Вуду одновременно коллегой и соседом по комнате, создал Temple Of The Dog — трибьют-коллектив, состоящий из бывших участников Mother Love Bone и Soundgarden.

Temple Of The Dog

Оставшиеся участники Mother Love Bone — гитарист Стоун Госсард и бас-гитарист Джефф Амент все еще лелеяли мечту стать рок-звездами и находились в поисках вокалиста. Молодой и неизвестный певец Эдди Веддер жил на тот момент в Калифорнии и выступал в разных коллективах. Естественно, он даже не подозревал, что спустя пару лет станет всемирной звездой и ролевой моделью для молодежи, а его лицо поместят на обложку журнала Time. Веддер работал на заправке, а свободное время посвящал серфингу и музыке. Он познакомился с бывшим ударником Red Hot Chili Peppers — Джеком Айронсом, который передал ему демо-кассету Госсарда и Амента. Веддер записал вокал и вскоре был приглашен в Сиэттл на прослушивание.

Эдди Веддер на обложке журнала Time
Эдди Веддер на обложке журнала Time
"Классический" состав Pearl Jam начала девяностых 
"Классический" состав Pearl Jam начала девяностых 

Вокал Веддера настолько понравился музыкантам, что его сразу взяли в группу. Музыканты не стали терять время и начали работу над дебютной пластинкой. Новый коллектив назвали Mookie Baylock — в честь популярного игрока в баскетбол. Правда, чуть позже из-за проблем с авторскими правами команда взяла название Pearl Jam, что являлось ссылкой на прабабушку Веддера, которая была замужем за коренным американцем и варила джем из пейота. Музыканты не стали отпускать имя Бейлока и назвали дебютную пластинку номером спортсмена — Ten.

Знаменитый нырок Эдди Веддера в толпу - фестиваль Pinkpop 92

Несмотря на то, что Ten был выпущен раньше нирвановского Nevermind, первый год запись не имела большого успеха. Именно Nirvana в 1991 году выстрелили своим Nevermind и запустили цепную реакцию, после которой продажи остальных пластинок гранж-команд взлетели до небес. В 1992 году продажи дебютной пластинки Pearl Jam резко возросли. К настоящему моменту Ten считается одним из самых успешных альбомов в истории альтернативного рока (к 2019 году только в США было продано более 13 000 000 копий пластинки).

После этого гранж уже перестал быть локальным явлением Сиэтла. Акценты в рок-индустрии были смещены и многим коллективам приходилось подстраиваться под новое звучание. Версия гранжа конца 80-х годов в рамках маленьких клубов умерла. Многие коллективы быстро ловили эту волну популярности.

Такая ситуация породила аналог гонки вооружений, только в музыкальном мире. Все старались выпускать альбомы быстрее и качественней. Музыкальные менеджеры быстро смекнули, что из всей этой движухи можно быстро сделать брэнд. Слово «гранж» лепили на все, что имело шесть струн и было родом из Сиэтла, а потом и не только на это. Субкультура, находившаяся на уровне гаражей и клубов быстро вырвалась в мейнстрим, а глэм-рок и вовсе канул в лету. Жеманные дядьки в лосинах перестали быть кумирами подростков. На смену им пришли субтильные подростки в фланелевых рубашках.

Женщины

Вопрос равноправия в рок-музыке поднимался еще в девяностые. Женщины активно боролись с сексизмом и доказывали, что им есть что сказать в этой агрессивной и совсем неженственной субкультуре.

Многие женские гранж команды вышли из субкультуры Riot grrrl — феминистского движения, которое возникло в панк-музыке начала 90-х. Родиной этого движения был соседний с Сиэтлом город Олимпия. Главная повестка Riot grrrl в целом не отличается от классического феминизма. Субкультура поднимала темы отношения полов, домашнего насилия, сексуальности, расизма, патриархата и прав женщин. Представляли движение группы вроде Sleater-Kinney, Bikini Kill, 7 Year Bitch и другие коллективы с говорящими названиями.

Представительницы движения Riot grrrl
Представительницы движения Riot grrrl

The Nymphs, Sonic Youth, Babes in Toyland и многие женские (или частично женские) команды хоть и не были родом из Сиэтла, но ассоциировались с местной сценой. Некоторые из них знамениты не только музыкой и участием в субкультурах, но и безбашенными выходками. Например, девушки из L7, которые запомнились геймерам песней Pretend We’re Dead из саундтрека к GTA: San Andreas, и вовсе доводили протест до абсурда. Например, на концерте вокалистка Донита Спаркс вытащила свой тампон и кинула в зрительный зал, а на одном из фестивалей коллектив проводил лотерею, в которой девушки разыгрывали ночь с барабанщицей.

Группа L7

Естественно, женские коллективы славились не только странными выходками. Подобное поведение, скорее, было привлечением внимания. В плане профессионализма и исполнительского мастерства, женщины ничем не уступали (и не уступают) мужчинам. Несмотря на то, что многие сиэтлские фем-коллективы канули в лету, гранж-волна дала толчок ряду исполнительниц, многие из которых попали в мейнстрим и стали символами женской рок-музыки.

PJ Harvey
Кортни Лав и группа Hole

Популярность

Большинство новоиспеченных звезд гранжа возникли буквально из ниоткуда. Молодые музыканты, которые еще вчера зарабатывали на жизнь на бензоколонках и в забегаловках, становились лидерами мнений и символами поколения. Одни вполне успешно тусовались, покупали наркотики и купались в лучах славы, а другие — пытались уйти из виду и спрятаться от фанатов. Если Кобейн носил одни и те же шмотки, нелестно высказывался о своих фанатах и не любил давать интервью, то Скотт Вейланд из Stone Temple Pilots жил роскошно и одевался как молодой и еще более накокаиненный Дэвид Боуи.

Скотт Вейланд - вокалист Stone Temple Pilots
Скотт Вейланд - вокалист Stone Temple Pilots

В борьбе с собственной известностью музыканты доходили до абсурда. После выхода дебютной пластинки и выпуска нескольких клипов, Pearl Jam отказались в дальнейшем выпускать музыкальные видео, что в эпоху расцвета MTV было сродни самоубийству. Несмотря на это, их шоу собирали аншлаги, на которых, по их мнению, пытались навариться концертные агентства. Таким образом музыканты пошли еще дальше: в 1994 году Pearl Jam подали иск против компании Ticketmaster. По мнению группы, агентство завышало свой гонорар за организацию концертов. К сожалению, даже таким монстрам, как Pearl Jam не удалось победить монополистов. Они не только проиграли разбирательство, но и были вынуждены бронировать следующий тур через тот самый Ticketmaster.

Все справлялись с нахлынувшей волной популярности по своему. Кто-то наслаждался славой, кто-то занимался правами человека, но многие — просто занимались саморазрушением. Так уж сложилось, что символами гранжа, помимо фланелевых рубашек, рваных кед и грязного звука гитар стали тяжелые наркотики.

Наркотики и смерти

Торговец героином Лэнс, персонаж Эрика Штольца из Криминального Чтива верно подметил, сказав, что «кокаин умер и настало время героина». Действительно, в 90-е героин снова вошел в моду. Если веселый и шустрый кокаин был символом гламура и обеспеченности восьмидесятых, то в дождливом Сиэтле героин олицетворял депрессию, меланхолию и асоциальность. В девяностые потребление опиоидов было гламуризовано. Книжные и кино полки заполонила литература и фильмы на соответствующую тематику, а в индустрии моды даже появилось такое понятие, как «героиновый шик» — худые модели с бледной кожей. Героин стал неотъемлемой частью поп-культуры. Его потребляли обычные люди и представители шоу-бизнеса.

Кортни и Курт
Кортни и Курт

До сих пор неясно, что послужило толчком к массовому потреблению героина — низкие цены, популяризация в культуре или и то и другое. Но факт остается фактом: на иглу садились многие, в особенности гранжеры.

Если джазмены вроде Чарли Паркера находили в героине творческий стимулятор, то гранжерам, скорее, просто было некуда себя деть. Смерть Эндрю Вуда из Mother Love Bone хоть и потрясла гранж-сообщество, но никоим образом не превратила молодежь в любителей здорового образа жизни. В 1994 ушли Курт Кобейн (Nirvana) и Кристен Пфафф (Hole), а в 1996 умер Джонатан Мелвойн (Smashing Pumpkins).

Лейн Стейли - Alice In Chains
Лейн Стейли - Alice In Chains

Одна из самых печальных историй в гранже — смерть вокалиста Alice In Chains Лейна Стейли. Если судить по текстам или хотя бы названиям песен: Junkhead, Sickman, Godsmack — он не только не скрывал свою зависимость, но подробно и красочно ее описывал. Начиная со своего карьерного взлета, Лейн активно употреблял и стремительно отгораживался от своих товарищей, музыки и всего мира. Такой образ жизни закономерно привел к распаду коллектива в 1996 году. В период с 1997 по 2002-й Стейли и вовсе ушел в отшельники. В его жизни остались только наркотики и видеоигры. В результате его тело весом всего 39 килограмм было найдено спустя восемь дней после смерти. Он лежал на диване, а вокруг были раскиданы наркотики и еда.

Лейн Стейли на обложке Rolling Stone
Лейн Стейли на обложке Rolling Stone

Коллега Стейли — бас-гитарист Джон Бейкер Саундерс лежал в нарколечебнице, где познакомился с Майком Маккриди из Pearl Jam. После окончания курса реабилитации, оба основали супергруппу Mad Season, которая записала один альбом, которым до сих пор восхищаются любители музыки. Самому Саундерсу терапия не помогла — он умер от передоза в 1999 году.

"Супергруппа" Mad Season
"Супергруппа" Mad Season

Некоторые представители гранж-сцены не успели умереть в эпоху популярности субкультуры. Они боролись с зависимостью последующие годы, но в результате сдались. В 2011 от смеси обезболивающих и алкоголя умер бывший бас-гитарист Alice In Chains Майк Старр, а в 2015 был найден мертвым Скотт Вейланд из Stone Temple Pilots. Смерть Криса Корнелла хоть и не была связана именно с героином, но известно, что он всю жизнь боролся с разными зависимостями, а на момент смерти был на сильных антидепрессантах.

Финал и пост-гранж

Вопрос смерти гранжа до сих пор поднимается многими исследователями музыки. Главный вопрос: Курт или не Курт? Кто-то уверен в том, что гранж умер задолго до его самоубийства, а некоторые говорят, что стиль успешно существовал и был актуален вплоть до нулевых. Кто бы что не говорил — именно после смерти Кобейна мода на гранж значительно снизилась.

Гранж не/мертв?
Гранж не/мертв?

В девяностые гранж вышел из андеграунда и был коммерциализирован. Но в своем классическом виде, гранж смотрелся и воспринимался, как голос поколения и что-то аутентичное и естественное. Смерть Кобейна стала переходным рубежом. После 94 года, появлялись коллективы, которые копировали внешний вид и подачу гранжеров. Единственное — новоиспеченное поколение музыкантов, видимо по совету менеджеров и пиарщиков, решило пойти по пути регресса и упрощения. Они брали успешный гранжевый антураж и максимально его причесывали и полировали. Музыкальные СМИ и здесь не скупились на ярлыки и прозвали явление «пост-гранжем». Структура пост гранжа осталась прежней: успешный музыкальный ход «спокойно-резко», электрогитары с сильным перегрузом и незамысловатые тексты о неприятии современного мира. Только звучало все это более попсово и гладко, словно эти ребята только выпустились из колледжей Лиги плюща и даже ни разу не пробовали героин.

Пост-гранж коллектив Puddle Of Mud
Пост-гранж коллектив Puddle Of Mud

Появились коллективы вроде, Puddle of Mudd, Staind, и всемирно презираемые Nickelback. Пост-гранж ругали за неоригинальность, примитивность и прилизанность. Если гранжеры олицетворяли собой пролетариев, простых людей, то пост гранжеры, пытаясь сойти за своих выглядели неестественно и нелепо.

Британская группа Bush

Несмотря на это, даже в пост гранже появлялись интересные коллективы. Пятнадцатилетние австралийцы Silverchair в 95-м выпустили хороший дебютник Frogstomp, а третий студийник группы Live, спродюсированный гитаристом Talking Heads Джерри Харрисоном, до сих пор звучит самобытно и оригинально.

Австралийцы Silverchair

После 1994-го многие популярные и знаковые гранж-коллективы стали неизвестны и канули в лету.

Первый состав Foo Fighters
Первый состав Foo Fighters

Особо изворотливые адаптировались или подстроились под изменения в конъюнктуре. Дэйв Грол основал Foo Fighters, в которых он раскрыл свой потенциал вокалиста, гитариста и композитора. Pearl Jam стали экспериментировать с арт-роком, а Soundgarden просто распались в 97-м (они собрались повторно лишь в 2010-м и просуществовали до смерти Корнелла). Alice In Chains не функционировали до 2006 года, пока не нашли нового вокалиста Уильяма Дюваля.

Alice In Chains с вокалистом Уильямом Дювалем
Alice In Chains с вокалистом Уильямом Дювалем

Из сиэтлской четверки сейчас выпускают альбомы и активно гастролируют лишь Alice In Chains и Pearl Jam. Пионеры жанра вроде Mudhoney или Melvins тоже живы и функционируют, но самой гранж-тусовки уже давно нет.

Была ли это революция?

Критики спорят, был ли гранж революцией в рок-музыке или это был очередной тренд, который как возник, так и скоропостижно скончался. Понятное дело, что это дискурс из серии «является ли хип-хоп музыкой?», «битлы были первыми?» или «металлика продалась после четвертого альбома!». В общем, очень тонкая дискуссия, в процессе которой вряд ли удастся прийти к истине.

Screaming Trees

При этом, сложно отрицать влияние гранжа на альтернативную музыку девяностых и нулевых. Как минимум сам Сиэтл дал жизнь множеству разновидной музыки. Если послушать основные коллективы «четверки» можно легко заметить стилистическое разнообразие. Nirvana отличалась своим минималистичным подходом и взрывными припевами. Alice In Chains играют метал с вкраплениями дума. Soundgarden начинали с хеви-метала и прогрессировали, усложняя структуры композиций, периодически заигрывая с этникой. Несмотря на то, что супергруппу Mad Season причисляют к гранжу, стилистически этот коллектив охватывает несколько направлений: начиная от хард-рока и заканчивая блюзом, джазом и авангардом.

Mad Season

Гранжевый ажиотаж и популяризация стиля дали толчок коллективам, которые играли в разных направлениях. Многие музыканты пробились в мейнстрим и получили широкую известность, остальные же так и остались в относительном андеграунде, но при этом сохранили культовый статус .

Гранж не был еще одним музыкальным молодежным трендом — он был конечным выражением и слиянием большинства определяющих культурных, идеологических и социальных нитей современного западного мира. Это была естественная культурная реакция на американские восьмидесятые с их экономической стабильностью, биржевыми играми на Уолл стрит, кокаином, глэм роком и комфортной жизнью. Гранж спас рок-музыку от глэм-рока и дал ей сердце, душу и мозг. Этот стиль смог совместить, казалось бы, несовместимое — любовь к шуму с вдумчивостью и чувствительностью.

В отличие от предщественника, панк-рока — гранж не был исключительно нигилистическим или ноющим. Гранжеры обращались к насущным и казалось бы, избитым темам вроде социальной справедливости и антикапитализма, но открывали их ненавязчиво, непринужденно и не пошло. Гранж был естественен и искренен. Он возник внезапно и так же внезапно прекратил свое существование не исчезнув полностью, а оставив глубокий след в музыкальной индустрии. Период популярности гранжа — это время, когда рок-музыка в последний раз была мейнстримом и что-то значила в молодежной культуре.

78
41 комментарий

Что значит "последняя революция"? После них ведь Корн нехило так встряхнули музыкальный мир

6
Ответить

Совсем не последняя. Был корн, который открыл эру нью-металла, после них лимпы - альтернативная эра, после был эмо-метал-и-прочий-кор. Сейчас рэп-революция - вся рокерская и околорокерская тусовка настолько обмельчала и закрылась в себе, что ее функцию протеста взяли на себя реперы новой школы. Эта революция пореволюционнее даже нирваны будет.

6
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Ухты, нормальные статьи на DTF, а не хуйня про дорамы/вопрос как вытирать жопу.
Лайк.

5
Ответить

Честно говоря, я даже не уверен, что это было реально "революция". Мне кажется влияние гранжа преувеличено. Просто короткая вспышка. А вот появившийся примерно в те же годы (конец 80-х - начало 90-х) гангста рэп - это реально была революция в популярной музыке, отголоски которой до сих пор видны.

3
Ответить