Ulver. От блэк-метала, через прог-рок и психоделию, к синтпопу и синтвэйву (Часть II)

Продолжаем движение по дискографии Ulver. Вторая часть, которая захватит один из важнейших этапов их творчества.

Ulver. От блэк-метала, через прог-рок и психоделию, к синтпопу и синтвэйву (Часть II)

Первую часть, которая захватывает первый, блэк-метальный, период дискографии норвежцев, вы можете прочитать по ссылке: Часть I

1997 — 1998: Амбиции

После записи «Nattens Madrigal — Aatte Hymne til Ulven i Manden» состав Ulver покидает Torbjørn Pedersen (aka Aismal). И ещё о потерях: из-за разногласий с Century Media Records, музыканты остались без лейбла, но Гарм не унывал и основал свой собственный, получивший название Jester Records. На мой взгляд, данное название полностью демонстрировало характер Кристоффера, а также все то безумие, что готовилось. Помимо прочего, в истории коллектива случилось весьма важное событие: состав пополнил Tore Ylwizaker. Этот товарищ до сегодняшнего дня является одним из главных союзников товарища Рюгга и продолжает музицировать.

Осенью 1997 музыканты входят в студию и только к середине следующего года полностью завершают процесс. После этого, в декабре 1998 года, был представлен он. Амбициозный, невероятно большой (изначально был выпущен в формате 2CD) и даже в 2021 — одна из самых экспериментальных записей проекта. Речь о «Themes from William Blake’s The Marriage of Heaven and Hell».

К сожалению, на Spotify (и большинстве стримингов) материал отсутствует

В основу положено одно из важнейших произведений Уильяма Блэйка, а именно «Бракосочетание Рая и Ада». И хотя при жизни Блэйк был весьма спорной фигурой, ныне его признают одним из важных авторов своей эпохи. Сложная, весьма витиеватая мифология его произведений достигает своего апогея (опять же, на мой взгляд) именно в Бракосочетание.

Положив в текстовую основу стихи Блэйка, в музыкальной части слушателя ожидает невероятно запутанное сочетание жанров, где встретились и прог-рок/прог-метал, и постиндустриальная электронная музыка, и даже spoken word. Все эти элементы, при их объединение, демонстрировали те безумные амбиции, что Торе и Гарм воплощали в студии. Редкие фото музыкантов в тот период также добавляли атмосферы (особенно на фоне их более ранних фотосессий).

Альбом получил довольно смешанные отзывы как от аудитории, так и от журналистов, оттолкнул весьма весомую часть аудитории коллектива, кто ожидал очередной бм-релиз, но помог открыть музыкантов для других слушателей из целой плеяды иных жанров. При всей спорности, данная запись также в моем пантеоне любимых альбомов. При этом, материал без сомнения может потягаться как с первым блэковым полновесом, так и с материалом «Shadows of the Sun» или «The Assassination of Julius Caesar» и «Flowers of Evil» (о которых мы будем говорить в конце нашего путешествия).

1999 — 2000: Покидая привычные чертоги

К началу 1999 в составе Ulver остается лишь два человека: Kristoffer Rygg (aka Garm) и Tore Ylwizaker. Почти весь год проходит в работе и к сентябрю слушатель получил новый EP «Metamorphosis».

01. Ulver — Of Wolves & Vibrancy (from «Metamorphosis» EP)
02. Ulver — Gnosis (from «Metamorphosis» EP)
03. Ulver — Limbo Central (from «Metamorphosis» EP)
04. Ulver — Of Wolves and Withdrawal (from «Metamorphosis» EP)

Как вы могли заметить, уже второй релиз отсутствует в Spotify. Даже на Youtube материал доступен сугубо отдельными композициями, посему имеем что имеем. И если в случае с предыдущим полновесом у старых слушателей был шанс зацепиться за что-то близкое ухом, то здесь они окончательно «покинули чат».

Лейтмотивом EP служит электронная музыка в самых разных её проявлениях: открывающая вещь весьма сильно вдохновлена драм-н-бэйсом, а также брейккором. Затем на слушателя вылетает две трип-хоп зарисовки. Текстом в Gnosis послужил отрывок из «Дурной крови» Артюра Рембо. Заключительный треком выступает восьмиминутная эмбиент громадина Of Wolves and Withdrawal. Интересный факт: видеоряд к 3 композиции (который присутствует и в нашем посте) появился лишь в 2000 году и был бонусом к вышедшему на тот момент «Perdition City». Подозреваю, что весь материал писался параллельно друг другу, но чтобы не оставлять свою новую паству в ожидание чего-то нового и пикантного, было принято решение выпустить EP. К слову, в записи, на гостевой основе, принял участие Håvard Jørgensen, с 1993 по 1998 остававшийся, помимо Гарма, единственным участником первого состава.

Так или иначе, наступил 2000 год. Начало нового тысячелетия и первый важный релиз в пост-метальный (не путать с одноименным жанром) период у Ulver. В конце марта, вновь на Jester Records, состоялся выход пятого полноформата. Имя ему «Perdition City».

В этот раз Spotify радует нас. Если задуматься, то если задать вопрос моим знакомым, кто более-менее знаком с дискографией Ulver, какой самый любимый их релиз после 1997 — в большинстве случаев будет назван именно «Perdition City».

Музыканты вышли из леса и погрузились в городские пейзажи, что сразу же ощущается в их музыке здесь и сейчас. Абсолютный пропитанный духом урбана, материал балансирует между эмбиентом, трип-хопом и постиндустриальными жанрами. Считал так в 2006 и повторю сейчас, 15 лет спустя: по сути, это столкновение Coil и плеяды трип-хоп коллективов из Великобритании (впрочем, Coil также базировались на Туманном Альбионе).

По сей день периодически включаю Porn Piece or the Scars of Cold Kisses и Nowhere / Catastrophe, могу часами зависнуть между этими двумя композициями (что в принципе редкость, ибо музыку я стараюсь слушать только альбомами). Впрочем и инструментальные вещи, вроде Tomorrow Never Knows, оставлюят неизгладимое впечатление на слушателя. И вновь небольшая радость для адептов музыкантов из прошлого: Håvard Jørgensen вновь прибыл в студию и исполнил партии гитары. Помимо него отметились Øystein Moe (бас) и Rolf Erik Nystrøm (саксофон), а также целая плеяда ударников: Bård Eithun (aka Faust), Kåre J. Pedersen и Ivar H. Johansen.

2000 — 2002: Затишье перед бурей

Последующее время, до конца первой половины 2002 года, проходит в весьма размеренном темпе для коллектива. После выхода «Perdition City» к составу присоединился Jørn H. Sværen. До 2009 года студийный состав (не считая сессионых участников) оставался именно таким.

Не назову точный год фото, но одно из немногих фото Ulver в период с 2000 по 2009<br />
Не назову точный год фото, но одно из немногих фото Ulver в период с 2000 по 2009

Трио ведет студийную работу и к сентябрю 2001 выпускает первую часть дилогии, EP «Silence Teaches You How to Sing», а в декабре EP «Silencing the Singing», которое эту самую дилогию и закрывало. Все это выходит весьма добротными тиражами (2000 и 3000 тысячи копий) на Jester Records. А уже в марте 2002 года, в виде компиляции «Teachings in Silence», оба релиза были обхъединены в единое целое.

К уже привычному для фанатов Ulver эмбиенту в этот раз подключился глитч. Все это весьма умело было вписано в композиционный рисунок и надо сказать, что пришлось весьма по душе аудитории. В этот раз не было предложено чего-то радикально нового, но предыдущие идеи были отполированны до блеска, что-то было отброшено в сторону, а также добавлены новые, ранее неизвестные, элементы.

Я не так часто возвращаюсь к этим двум EP’шкам, но трек Not Saved может меня (как и в случае с дуэтом Porn Piece or the Scars of Cold Kisses и Nowhere / Catastrophe) приковать к прослушиванию на часы. В таком темпе музыканты подобрались к своему очередному прорыву, но о нем поговорим в следующей части.

В остальном, надеюсь, что вам интересно все это читать и возможно, что вы откроете для себя этот коллектив немного с иной, менее привычной (если ранее, например, были знакомы лишь с metal-related материалом) стороны. Решил, что данный кусок станет прекрасным окончанием в моем пути по конкурсу. В дальнейшем увидимся в ближайшие дни, уже вне его.

2828
4 комментария

Отличные статьи, спасибо.
Perdition City всегда в сердечке (и, конечно, Waltz of King Karl + Wheel of Conclusion из погорельца, но об этом в следующих сериях :)

3
Ответить

Waltz of King Karl потрясающая, факт

Ответить

третья часть когда?

Ответить

Soon.

Допишу материал для другого раздела, ибо он очень тяжело идет и потом примусь за все, что в разделе музыка у меня планируется.

2
Ответить