«Шагом за пивом»: история шведской группы Lake of Tears

В прошлую пятницу вышел Ominous — первый за десять лет альбом шведской группы Lake of Tears, на данный момент, впрочем, состоящей лишь из одного участника. Отличный повод вспомнить историю этого неординарного коллектива.

Вообще, Lake of Tears с давних лет особенно популярны в России — тут есть несколько фан-клубов, выходил официальный трибьют-альбом, а первый концерт шведов в 2005 году запомнился аншлагом. Ну а легендарный трек «Шагом за пивом!» слышали все.

Lake of Tears — действительно очень самобытная и неординарная группа. Музыканты не изобретали новых стилей, но регулярно меняли звучание, при этом не теряя собственного лица (правда, последнее утверждение справедливо, только если забыть про существование последних альбомов).

Группа собралась в 1992 году в шведском городе Бурос. В неё вошли вокалист/гитарист Даниэль Бреннар, гитарист Йонас Эрикссон, басист Микаэль Ларсон и барабанщик Юхан Оудхьюс. Хотя официально и неофициально, в студии и живьём, в группе поучаствовало больше десятка музыкантов, трио Бреннар/Ларсон/Оудхьюс стали постоянным «золотым» составом Lake of Tears, участвовавшим в записи почти всех альбомов, а Бреннар выступал автором всей музыки и лирики.

Lake of Tears в первые годы. Слева направо: Оудхьюс, Эрикссон, Ларсон. На заднем плане — Бреннар

После первой демо-записи, Lake of Tears заключили контракт на пять альбомов с лейблом Black Mark, открывшем миру Bathory, Tad Morose, Edge of Sanity и многих звёзд шведского металла в начале 1990-х. Дебютник Greater Art вышел в 1994 году и в целом не выделялся на фоне тогдашнего шведского дум-металла — грязноватые грузные риффы, медленный темп, но при этом короткие песни, ненавязчивая соло-гитара и чёткий бас — примерно в том же духе играли их друзья из Cemetary.

Портил ситуацию вокал: попытка усидеть на двух стульях пафосного чистого вокала и сурового хриплого гроулинга вылилась в голос человека, страдающего запором. Впрочем, на Greater Art хватало запоминающихся мелодий — особенно выделялась эпичная фантастическая история Upon a Highest Mountain.

Upon a Highest Mountain

Вышедший всего через год Headstones оказался невероятным прогрессом — хотя звучание инструментов почти не изменилось, Бреннар нашёл свой фирменный «душевный» вокал, великолепно подошедший блестящим мелодиям и самобытной волшебной атмосфере текстов.

При этом, не утратив в глубине, почти каждая песня звучала как отличный концертный хит с ярким припевом — Raven Land, Sweetwater, Burn Fire Burn… Отдельно стоит упомянуть блестящую акустическую балладу Headstones и эпичную The Path of the Gods, продолжающую сюжет Upon a Highest Mountain.

Headstones

В целом, уже одного Headstones было достаточно, чтобы записать группу в легенды дум-метала, но следующие два альбома показали другие грани их таланта.

В 1997-м вышел новый альбом Crimson Cosmos. Музыкально он был близок к Headstones, но благодаря психоделическим клавишным, более яркой соло-гитаре и элементам прогрессивного рока произвёл на слушателей неизгладимое впечатление.

Кстати, многие партии соло-гитары записал Магнус Сальгрен, в своё время отметившийся на легендарном альбоме Wildhoney группы Tiamat. Сальгрен впоследствии регулярно выступал с группой и играл на всех вышедших позже альбомах, хотя официально вошёл в состав только в 2004-м.

Причудливая обложка Кристиана Волина вполне соответствовала содержанию альбома

Особенно хочется выделить блестящую инструментальную композицию To Die is to Wake, бодрый боевичок Devil’s Diner со своеобразной партией фортепиано, прогрессив-роковую Lady Rosenred, спетую дуэтом с певицей Йенни Теблер (родная сестра основателя Bathory Квортона, между прочим!), ну и легендарную Raistlin and the Rose, посвящённую вовсе не маршу за слабоалкогольными напитками, а герою «Саги о копье».

Наконец-то вы услышите эту песню целиком!

Вышедший спустя два года альбом Forever Autumn разительно отличался от Crimson Cosmos. На место бодрых боевичков и психоделии вернулся дум-метал и печальные акустические баллады, а вот движение в сторону прогрессивного рока продолжалось. Помимо стандартных для металла инструментов, на альбоме можно было услышать виолончель, флейту и даже аккордеон. При этом лиричная атмосфера осенней меланхолии получилась настолько искренней и пронзительной, что Forever Autumn стал для многих фанатов (включая меня) любимым релизом группы.

В целом, весь альбом до сих пор слушается на одном дыхании, но особенно хочется выделить открывающую So Fell Autumn Rain, фантастически атмосферный инструментал Otherwheres, акустические фолковые баллады Forever Autumn, The Homecoming и To the Blossom Blue, а также дум-металическую Demon You / Lily Anne.

The Homecoming

Однако на этом история группы едва не закончилась. Из-за творческих разногласий и конфликта с руководством лейбла Black Mark, который, по мнению музыкантов, не уделял достаточно внимания продвижению нового альбома, Lake of Tears решили прекратить деятельность в 2000 году. Вот только по условиям контракта они должны были выпустить ещё один лонгплей, которым в итоге оказался The Neonai (2002).

Альбом вновь удивил фанатов: из-за использования драм-машины и клавиш многие вещи приобрели выраженный дискотечно-танцевальный характер. Впрочем, нельзя сказать, что The Neonai вышел плохим — на нём Бреннар собрал всего понемногу с прошлых альбомов. Бодрые боевички Return of Ravens и Let us Go as They Do, баллады Solitude и Sorcerer (вновь с участием Теблер), психоделическая Nathalie and the Fireflies, и даже своеобразное подведение итогов в outro.

Nathalie and the Fireflies

Впрочем, освободившись от обязательств, музыканты быстро заскучали, сидя без дела, и уже в 2002 году собрались вместе — результатом стал новый альбом Black Brick Road (2004). Материал на нём заметно потяжелел, но при этом получился свежим, атмосферным и разнообразным — на мой взгляд, самый удачный их релиз со времён Forever Autumn. Тут нашлось место и тяжёлым вещам вроде Making Evenings и Dystopia, и психоделическим балладам The Organ и A Trip with the Moon и олдскульному року Sister Sinister с женским вокалом.

Релиз привлёк много новых поклонников. В 2005 году группа с успехом впервые выступила в России (в Москве и Санкт-Петербурге), а через год объездила множество городов России и Украины, включая Львов, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск и Смоленск.

Making Evenings. Финальная партия долго возглавляла мой личный рейтинг гитарных соло

Вскоре после этого в состав группы официально вошёл Магнус Сальгрен, и музыканты приступили к записи следующей пластинки.

Lake of Tears в конце 2000-х. На переднем плане Ларсон, на его фоне Сальгрен, Оудхьюс и Бреннар

Moons and Mushrooms вышла в 2007-м и, подобно Crimson Cosmos, снова обратилась к психоделической стороне творчества Lake of Tears. Хотя альбом нельзя назвать неудачным, я его, скажу честно, не понял. Тут не было каких-то особенно ярких вещей — просто восемь быстро пролетающих песен на стыке металла и психоделического рока.

Конечно, нельзя не заметить множество блестящих и продолжительных гитарных соло Магнуса, которому дали развернуться едва ли не в каждой песне. Правда, не считая акустической баллады Like a Leaf и медитативной Planet of the Penguins, материал вышел довольно однообразным. Тем не менее многие считают его одним из лучших в карьере группы.

В одном из интервью Бреннар говорил, что название «Планета пингвинов» он взял из меню какого-то киевского кафе

Интересно, что альбом стал единственным для Магнуса в статусе официального участника — уже в 2009-м он покинул группу ради работы в университете. На смену ему пришёл Фредрик Йорданиус, и уже в 2011 году вышел новый альбом Illwill — и тут фанаты вновь изрядно удивились. Правда, в плохом смысле.

Несмотря на многочисленные перемены в звучании, Lake of Tears всегда оставались узнаваемыми благодаря мягкой меланхоличной атмосфере и лиричности. На Illwill от них не осталось почти ничего: тяжёлые, агрессивные песни, элементы панка, трэша и даже блэк-метала, злые тексты с обилием слова «fuck» — казалось, перед нами другая группа. Мрачнейшая заглавная Illwill, скоростная Parasites, стена звука на Midnight Madness — всё это не вязалось с образом, выстроенным Lake of Tears на прошлых семи альбомах. Тем страннее на Illwill звучали вполне типичные для раннего творчества группы Behind the Green Door и House of the Setting Sun.

Мрачнейшая и башкотрясная Illwill

И хотя Illwill разделил фанатов, Lake of Tears продолжили деятельность и даже выпустили свой первый концертный альбом By the Black Sea (2014). Но вскоре группа начала угасать…

В 2015-м из Lake of Tears ушли Ларсон и Йорданиус, в 2017-м — Оудхьюс. Казалось, теперь точно всё. Сначала Бреннар записал несколько демок для сайд-проекта DJVL, но 2020-м объявил, что готовит новый альбом Lake of Tears. А заодно рассказал, что уже много лет борется с хроническим лейкозом — именно этим объяснялась злоба альбома Illwill. При этом Ларсон, Оудхьюс или Сальгрен в записи новой пластинки не участвовали.

По словам Бреннара, Ominous для него — цельная фантастическая история, поэтому в качестве первого сингла он просто выбрал первый трек. Обратите внимание на большое количество русскоязычных комментариев

Вышедший 19 февраля 2021 года Ominous опять кардинально поменял звучание. Несмотря на наличие единой фантастической концепции в текстах, многие отметили, что музыкально альбом, цитирующий как старые работы Lake of Tears, так и классиков вроде Дэвида Боуи, получился довольно разрозненным и малоэмоциональным. Окажется ли этот альбом вторым The Neonai или началом новой эры для Lake of Tears — мы узнаем скоро. А пока — надо переслушать его ещё раз. А заодно — все старые альбомы группы, которые никуда не делись.

Текущий состав Lake of Tears: Даниэль Бреннар и такса Иван
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Apanasik

Первые альбомы охуенны.

Ответить
Развернуть ветку
Aliaksandr

как говорил один мой знакомый весь метал делится на "сопли", "мясо", "сопливое мясо" и "мясные сопли". Lake of tears - тот пример в метале, когда сопли и мясо хорошо сбалансированы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Воинский динозавр

— Мне нравится группа Lake of Tears!
— О, и мне тоже! Особенно альбом Crimson Cosmos.
— О, отличный альбом, особенно треки To Die is to Wake,  Devil’s Diner и  Lady Rosenred.
— Что-о?! Да как ты можешь предпочесть их божественному A Crimson Cosmos, а также Boogie Bubble и The Four Strings of Mourning!

*И так начинаются фэндомные войны*

Ответить
Развернуть ветку
Aliaksandr

Raistlin and the Rose - топ1!!!

Ответить
Развернуть ветку
1 2
Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorin

Лейка Слез навсегда в сердечке

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Pavlov

А как же альбом 1992 года,он был и есть лучший!!!

Ответить
Развернуть ветку
Lord Dagoth

Lady Rosenred - топыч. Но больше ничего у них не понравилось

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Столярчук

Так то начал знакомство с ними с альбома Headstones в 2000-х и до сих пор считаю этот альбом венцом из творчества. LoT охуенны во всём, кроме альбома Neonai

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Столярчук

Варг, залогинься

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null