Toshinori Kondo | Джазовый дрифт

Тосинори Кондо — легенда мирового авангарда, мастер экспериментальной музыки и электротрубач в стиле фри-джаз. 17 октября 2020 года тихо скончался в городе Кавасаки, но за 71 год успел знатно пошуметь.

Сложно описывать семь десятков лет насыщенной творческой жизни. Поэтому мы затронем лишь самые важные этапы жизни Кондо. И, конечно же, послушаем его знаковые работы.

Toshinori Kondo | Джазовый дрифт

Тосинори любил экспериментировать, поддамся этому настрою и я. Включите альбом ниже, создайте правильную атмосферу и скользите по тексту под эти звуки.

15.12.1948 ➠ Имабари, Япония

Кондо родился 15 декабря 1948 года в местечке Имабари, что на острове Сикоку. Региональный центр текстильной промышленности с небольшим портом — обычный провинциальный город с населением 200 000 человек.

О юности маэстро известно немного. В 12 лет увлекся музыкой и записался в трубачи школьного оркестра. В 19 лет свалил в Киото, где поступил в местный университет на факультет механики.

Занятия на трубе и поиски своего звучания Тосинори не бросал. Среди кумиров были сплошь известные джазмены — Чарли "Птаха" Паркер, Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Орнетт Коулмен. Но затесался среди них и Джимми Хендрикс. Помимо стиля этих музыкантов, Кондо проникся их философией и подходом к музыке. В дальнейшем это выльется в несколько важных смысловых проектов.

<i>Кондо слева. Справа не Кондо.</i>
Кондо слева. Справа не Кондо.

1972 год ➠ Токио

В Киото Тосинори надолго не задержался и после окончания университета в 1972 году переехал в Токио. В столице начался расцвет профессиональной карьеры Кондо. Сперва он встретил Сёдзи Хано, джазового барабанщика, и начал играть в его группе. После к ним присоединился пианист Ёсукэ Ямасита, также известный как "джазовый камикадзе". Помимо этого Кондо стал частью трио Evolution Ensemble Unity (Хано, Кондо, Осава), которое играло фри-джаз. С 1976 года имя Тосинори начало появляться на виниле все большего количества групп.

Когда я начал играть в группе с Ямаситой, меня хватило на 15 минут. Я выдохся и понял, что для того чтобы играть фри-джаз нужно гораздо больше практики.

Тосинори Кондо
Первый концерт Evolution Ensemble Unity (1975)

Токийский период для Кондо — это время открытий. Любой западный музыкант, играющий джаз или авангард, на гастролях в Токио попадал в поле зрения Кондо. Иногда они даже играли совместные сеты.

В то же время Тосинори увлекся Синтайдо (пер. «New Body Way») — японской системой упражнений 1960-х годов, где в основе лежат боевые искусства, медитации и немного китайской медицины. Для Кондо эти практики несли и прагматический эффект — дыхательные и физические упражнения помогали выдерживать длительные репетиции и концерты. Так компенсировался малый рост и меньший объем легких, в сравнении с теми же западными музыкантами. Партнер Кондо по группе, Сёдзи Хано, тоже впоследствии подсел на Синтайдо.

Toshinori Kondo | Джазовый дрифт

1978 год ➠ Нью-Йорк

Кондо 30 лет. Карьера подталкивала его на переезд в мировые столицы джаза. Выбран был Нью-Йорк, Нижний Ист-Сайд. В этом город японец познакомился с андеграунд сценой и выступал со многими знаковыми музыкантами того времени — Билл Ласуэлл ("World Mad Music"), Дерек Бейли, Зина Паркинс, Джон Зорн ("Three Hundred Statues"), Эван Паркер, Хенри Кайзер, Грег Гудман, Фред Фрит. Состоялось и турне по Европе с Юджином Чедбурном и Питером Броцманом. А вместе с Лестером Боуи Кондо сыграл в бенде из 50 музыкантов!

По примеру Майлза Дэвиса Тосинори установил в раструб своей трубы электрический звукосниматель. Это оказало огромное влияние на все его дальнейшее творчество. Самому Кондо это ноу-хау напоминало о двух традиционных японских инструментах — хитирики и сякухати.

Нью-Йоркский вояж Кондо примечателен еще и созданием собственного музыкального лейбла "Bellows" вместе с Кацунори Сугиямой, на котором и вышел его первый сольник в 1979 году.

Fuigo From A Different Dimension — первый сольник Тосинори

После 5 лет в Большом яблоке Кондо затоскует по родине и укатит обратно в Японию.

1984 год ➠ Kondo IMA

Вернув себе "японский дух, утраченный за океаном", Кондо показал публике, как должна развиваться его авангардная музыка. Он начал играть с Рюити Сакамото, Казуми Ватанабе и Херби Хенкоком.

В 1984 году Тосинори создал собственную группу IMA ("International Music Activities"). IMA позволила ему избавиться от оков стандартного джаза. Вся IMA — это симбиоз электрогитары, трубы, синтезаторов и индустриальных искаженных звуков. Идея в том, чтобы представить городскую жизнь, изломанную и нечеткую, где солировала бы акустическая труба, единственный росток чистой жизни.

Один из альбомов IMA — Metal Position (1985)

В этот же период своей жизни Кондо начал вплетать в свою музыку и этнические мотивы. Сначала японские, затем африканские, индийские и многие другие.

IMA выпустила 10 альбомов и обратилась в тишину в 93-м. Ее состав был распущен. Позже IMA воссоединится лишь в 2019 году и проведет небольшое турне по Японии.

Реюнион IMA в Японии

1993 год ➠ Амстердам и "Blow the Earth"

Маленький упертый японец не мог долго усидеть на одном месте. В 93-м он переехал в Амстердам. Примерно в это же время Кондо скрафтил свое персональное музыкальное орудие — электротрубу. Начался новый виток экспериментов и музыкальных поисков.

В основе электротрубы заложена обычная акустическая труба, только звук идет через микрофон, к которому подключены разнообразные примочки, искажающие чистое звучание. Такой подход значительно расширяет возможности артиста — с помощью реверберации, перегруза, динамических петлей, дилэя можно создавать такие звуковые ландшафты и wall of sound, которых мир до этого не слышал.

В голландский период Кондо записал два знаковых коллаба: в 96-м году "Ki-Oku" вместе с DJ Krush и "Charged" в 99-ом с Laswell и Bernocchi.

Коллаб с DJ Krush — Ki-Oku (1996)

Грустная меланхоличная музыка столкнулась с жесткостью и жестокостью бетонных городов. А Кондо продолжал искать место. Себе и своей музыке. Это было уже совсем не похоже на джаз или электронику. Звук начал жить собственной жизнью, а Кондо лишь придавал ему необходимую форму.

Например, альбом 2007-го года, поставленный (надеюсь) вами в начале статьи, "Silent Melodies", вообще представляет собой соло на электротрубе. Но мы забегаем вперед. Вернемся в Амстердам.

Я помню, как встретил Тосинори в Амстердаме в его доме на Розенграхте. Мы до этого играли вместе в моей группе The Mirror Conspiracy. Я очень хорошо помню, что его сосед по комнате открыл нам дверь на нижний этаж, и мы ввалились в квартиру. Куча оборудования, музыкальные инструменты, растения (для декора и раскурки), бумаги с японскими иероглифами и огромное количество одежды. Было 16:00, и Кондо-сан только что проснулся. Он пытался изменить свой биоритм и выяснить, как это повлияет на его игру на электротрубе. После этого он сказал: "Единственная форма состоит в том, что никакой формы нет".

John Zorn, Американский композитор-авангардист, саксофонист

Именно на родине тюльпанов и грибов Кондо влился в состав квартета Die Like a Dog. Компанию ему составили немецкий саксофонист Петер Броцман и два американца, контрабасист Уильям Паркер и барабанщик Хамид Дрейк.

Die Like a Dog Quartet — Jazz Festival Berlin (1995)

В то же время, в 93-м, стартовал важный для Тосинори проект — "Blow the Earth". Суть проекта в том, что музыкант посещал отдаленные места на нашей планете (а может и другой, кто знает) и играл природе свою музыку. Тибетские горы, африканские пустыни и ледяные просторы, индийские Гималаи, Мачу-Пикчу — повезло им урвать билеты на первые места.

Стартовым альбомом "Blow the Earth" стал "Israel" в 1993-ем году, записанный в пустыне Негев. Далее было выпущено еще три альбома. В рамках этого же проекта Кондо организовал международный фестиваль мира в Хиросиме в 2002 году. Примечательно, что об этом его попросил лично Далай-лама. А в 2013 Кондо срежессировал фильм "Blow the Earth in Japan".

Blow the Earth — Israel

2002 год ➠ Музыка, музыка, музыка...

Тосинори нового тысячелетия — это человек мира, но с японским паспортом. Дрифтуя по планете с концертами и своими проектами, Тосинори пришел к тому, о чем мечтал. Форма перестала его сдерживать.

Подкатили новые технологии, интернет, индустрия набрала обороты, невиданные раньше. Все это огорчало японского мастера.

Я думаю, музыкальная индустрия мертва. Потому что музыка не может быть индустрией. Музыка — это душа, воображение и жизнь сама по себе. Современные музыканты должны это понять. Только в этом случае мы поймем как музыку спасти.Itunes и прочие системы — это рабство. Серьезно? Продавать по одной песне? Это напрочь убивает концепт и силы, вложенные автором в полноформатный альбом. Вы так не думаете?

Тосинори Кондо

Но концерты не прекращались до самых последних дней. Возможно, потому что именно на сцене Кондо чувствовал себя наиболее свободно.

Чтобы понять, что такое музыка Кондо последнего периода, можно посмотреть концерт 2016 года в Варшаве.

За всю жизнь Кондо дважды выступал в России. В 1991 году вместе с Kondo IMA, далее только в 2019 году сольно.

71 год — немалый срок для жизни музыканта, особенно для такого плодовитого. Сказать сколько у Тосинори было альбомов и коллабораций не сможет никто. Какие-то записи потерялись, какие-то доходят до ремастеров. Сам Кондо собрал более 40 работ на своем сайте:

Что-то можно послушать на Bandcamp:

Что-то есть на Spotify:

Ну и Яндекс.Музыку забывать не стоит:

Вы знаете, где все найти. Я постарался сделать за вас первый шаг, познакомил в общих чертах с миром Тосинори Кондо и его музыкой. Дальше дело за вами.

15.12.1948 — 17.10.2020

Благодарность за информацию: Sfumato, Colta.ru, Polyphonia.pl.

P.S. Больше о японской музыке читайте в тг-канале TokyoEater: t.me/tokyoeater 🗻🎧🤘

2323 показа
518518 открытий
1 комментарий

Переслушивая на год смерти Кондо Blow The Earth - India, решил чекнуть какие тут комменты написали за это время, пост помнил.
Оказалось - никаких.

Стыдоба, ДТФ.

Статья хорошая, забыл написать об этом год назад.

Ответить