Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке

Поздравляем музыканта с днём рождения и вспоминаем его полное саморефлексии и сомнений в себе творчество.

Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке

17 июня 2021-го исполнилось 34 года Кендрику Ламару — безусловно, главному рэпперу нашего времени и одному из величайших хип-хоп артистов в истории. За последние 10 лет, с релиза дебютного альбома Section.80, Кендрик стремительно прошёл путь от талантливого фрешмена до живого классика, и это при том, что последние четыре года он… молчал.

Удивительно, но это затяжная ретировка не вынудила слушателей усомниться в наследии музыканта. Напротив, она заставила сильнее ценить его творчество и гадать, каким будет следующий шаг артиста, уже успевшего многое сказать.

Этот материал — не пересказ биографии, а скорее попытка в свободной форме рассказать о том, что из себя представляет Кендрик как музыкант. Почему он заслужил такой статус, какие темы он поднимает в своём многогранном творчестве и с чего стоит начать знакомство с его музыкой.

Каждый альбом Кендрика концептуален, но его идея не всегда очевидна

Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке

Section.80, дебютный альбом Ламара — это попытка одновременно всмотреться в свое поколение и в Америку начала 2010-х, вдохновлённую первым президентским сроком Барака Обамы и якобы готовую к реальным изменениям.

Эти размышления вплетены в истории двух девушек, Кейши и Тэмми, ровесниц Кендрика, которые тоже выросли в омраченную эпидемией крэка эпоху Рейгана (конец 1980-х), страдают из-за синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Они лишены амбиций и просто живут в своё удовольствие, наслаждаясь сексом и наркотиками.

Отрывок эссе о музыкальном мотиве и ритме трека Rigamortus, который закрепил за Кендриком статус одного из самых техничных рэперов поколения

Альбом открывает манифестный трек Fuck Your Ethnicity, в котором Кендрик заявляет, что человеческие качества важнее расы. Этот гуманистический посыл хорошо рифмуется с антипопулистским заявлением о том, что избрание Обамы не снизило градус расизма — он по-прежнему активно процветает.

Заканчивает пластинку не менее эффектный трек HiiiPower — своеобразное социо-политическое заявление и призыв сохранять достоинство и эмпатию. А ещё быть лучшей версией себя и тянуться к просвещению.

Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке

Вышедший через год good kid, m.A.A.d city заставил слушателей говорить о Кендрике как о самом талантливом рэпере поколения. Альбом не случайно вышел с подзаголовком A Short Film By Kendrick Lamar — это и правда кинематографичная, вдохновлённая фильмом «Ребята с улицы» пластинка, которая с помощью нелинейного нарратива в скитах визуализирует в голове слушателя историю взросления музыканта, его перехода от юноши по имени K.Dot к знакомому нам Кендрику Ламару.

Ну, не лучшее превью, но клип все равно хороший

В этот раз Кендрик смещает фокус на самого себя и родное гетто. Он рассказывает о тяжёлой жизни обычного подростка в Комптоне — точнее о том, как неудачные ночные приключения с пацанами помогли ему осознать, что нужно вырваться из этого бесконечного цикла нищеты, насилия и зависимостей. В противном случае, он рискует умереть в случайной перестрелке, не дав миру то, что может предложить.

good kid, m.A.A.d city одновременно сочится юношеским максимализмом и не по годам зрелой уличной философией, которая простирается намного дальше односложных комментариев о выживании в гетто.

Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке

Если good kid, m.A.A.d city можно назвать локальным эпосом, то To Pimp a Butterfly — это эпический манифест, который одновременно отдаёт дань уважения афро-американской культуре (не только музыке, но и литературе, и поэзии) и вписывает самого Кендрика в её анналы.

И в то же время это глубоко личный альбом, который описывает, в первую очередь, экзистенциальное путешествие Кендрика. Тот проходит через депрессию, саморазрушение и отторжение своего нового статуса к долгожданному перерождению и принятию себя.

Один из главных треков 2010-х — оптимистичный и воодушевляющий гимн афроамериканского сообщества, у которого «всё будет хорошо»

Название To Pimp a Butterfly (to pimp — придумайте глагол от слова сутенер, butterfly — бабочка) раскрывается через поэму, которую Кендрик зачитывает в последнем треке, Mortal Man, рэпперу Тупаку Шакуру.

Благодаря ей можно понять аналогию и прогрессию альбома: музыкант сначала сравнивает себя с гусеницей, которая чувствует себя заложницей окружения. Затем рефлексирует о внутренней борьбе, когда прячется в коконе, и, наконец-то, освобождается, превращаясь в бабочку единственном воодушевляющий треке альбома — i, который как раз посвящён любви к себе.

Голос поколения: Кендрик Ламар в четырёх концептуальных альбомах и одном великом треке

После альбома, который моментально вошел в историю и разделил афро-американскую культуру на «до и после», Кендрик ожидаемо начал вновь сомневаться в себе и ушёл в саморефлексию. От себя скажу, что я не люблю DAMN.: для меня это альбом, который, как говорится aged like milk (простите за english), он довольно быстро устарел из-за намеренно коммерческого звучания и сейчас, всего лишь четыре года спустя, звучит блекло.

Впрочем, я прекрасно понимаю, что это важный для самого Кендрика и его последовательной дискографии альбом, который, во-первых, принёс ему Пулитцеровскую премию, а ещё превратил в международную звезду. DAMN. среди прочего развеял миф о том, что музыкант слишком умён для массовой аудитории — DAMN. слушали так часто, что он в итоге попал в список самых продаваемых альбомов года от Billboard.

Не самый удачный трек, зато блистательный видеоряд с «ожившими» фотографиями

В творчестве Кендрика особое место занимает мотив дуализма: противопоставление историй Кейши и Тэмми, good kid vs m.A.A.d city, треков i о любви к себе и u о саморазрушении. В DAMN. дихотомия стала полноценным концептом: это альбом о противостоянии самому себе — «It was always me vs. me». С первых секунд перед слушателем ставят вопрос: «Is it wickedness? Is it weakness? You decide…».

Здесь включается своеобразный интерактив — чтобы ответить на вопрос, кем на самом деле является Кендрик (слабым и богобоязненным или порочным грешником) нужно слушать альбом в определённом порядке.

Из-за прогрессии классический треклист можно принять за путь музыканта к просветлению (PRIDE. перетекает в HUMBLE., LUST. — в LOVE.). Обратный треклист, представленный в Collectors Edition, предлагает развернутую историю, в этот раз о пути к порочности, ведущему к смерти Кендрика (BLOOD.).

Лучший трек Кендрика — 12-минутная ода смерти и необходимости перерождения

Если вы не готовы слушать полноценный альбом, но хотите дать Кендрику шанс, то попробуйте послушать (желательно с текстом/переводом) Sing About Me, I’m Dying of Thirst — 12-минутный двойной трек, который по праву считается одной из хип-хоп вершин прошлого десятилетия. Кроме того, он отлично демонстрирует два ключевых достоинства Кендрика: его талант рассказчика и способность менять личности интонацией. С помощью полифонии голосов на некоторых треках он как раз спорит со своими альтер-эго.

Первая половина, Sing About Me, представлена от лица двух героев, которые обращаются к Кендрику. Первый — это брат Дэйва, убитого по сюжету альбома парня, он благодарит рэпера за то, что тот был рядом с его умирающим братом, и просит рассказать его историю, но в итоге скоропостижно умирает в погоне за возмездием.

Вторая — сестра Кейши (одна из героинь Section.80 — cекс-работница, которую по сюжету изнасиловали и убили). Она обвиняет Кендрика в том, что тот использовал историю её сестры и предупреждает музыканта, чтобы тот не смел рассказывать про неё саму на альбоме.

В начале карьеры Кендрик удивлял не философскими треками, а великими обложками
В начале карьеры Кендрик удивлял не философскими треками, а великими обложками

Первая часть трека отлично передаёт неоднозначное, полное противоречий (опять же — дуализм) ощущение, которые испытывает Кендрик: он не знает, достоин ли статуса «голоса поколения» и права рассказывать чужие истории. Вторая часть с метафоричным названием I’m Dying of Thirst посвящена жажде — тяге к религиозному или философскому импульсу, который необходим сообществу и лично ему, чтобы остановить постоянный цикл насилия и духовно переродиться.

Бонус: плейлист с главными треками Кендрика Ламара

Рискнул выбрать 10 главных треков музыканта — получилось несколько предсказуемо, но для знакомства с творчеством Кендрика будет достаточно.

2525 показов
6K6K открытий
22 репоста
50 комментариев

С одной стороны, Кендрик молодец. С другой стороны, был случай, когда он пригласил на сцену свою фанатку и начал исполнять с ней трек, в котором есть слово "нигга". И когда фанатка тоже произносила это слово без какой-либо мысли обидеть его, он остановился, попросил выключить музыку и потребовал у фанатки извинения.

Почему? Потому что его фанатка была белой...

Ответить

я думаю, так было им изначально задумано

Ответить

Вообще не понял, почему этот случай вызывает такой резонанс до сих пор, и ты его упоминаешь с заходом: "с другой стороны")
Да, Кендрик мог поступить несколько иначе в той ситуации, но о ней уже все давно забыли. Также как и девочка могла вспомнить о самоцензуре и не произносить слово, оценив обстановку, в которой находится (дома было бы норм произносить это слово, подпевая, но не на сцене, подумай сам). В рэпе обычно это слово используется с осознанием его расистких корней и именно для того, чтобы забрать у него эту силу, так скажем. Ниже прикреплю видео, где понятно объясняются обе стороны вопроса.

Ответить

Это да странно, обычно белому человеку вроде как можно говорить Н-ворд если он повторяет за песней. Эминем  в начале нулевых в туре на сцене произносил это слово и не раз.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У афроамериканцев, есть одна особенная черта - они очень агрессивно реагируют на другие расы, которые смеют уподобляться им, примерять их образы, использовать слова, которые только им можно использовать, ходить там, где только чернокожие могут ходить. В современном мире сложно найти более рьяных расистов, чем афроамериканцы, но они уверены, что имеют на это право, т.к. белые их эксплуатировали. И не дай бог вам им напомнить, что сотни лет назад белые покупали черных рабов в Африке у других черных, нельзя упоминать, что на черном континенте черные также эксплуатировали черных - вы получите в ответ на это агрессию и обвинения в расизме. А уж африканская страна Либерия - это просто красная тряпка. Этот шовинизм со стороны афроамериканцев часто вызывает сейчас негативное отношение к черным. Не цвет их кожи, не происхождение, а их слова и поступки. Посмотрите на обложку To pimp a Butterfly - это просто сборище агрессивных людей низкого качества, такие есть среди любых народов, это же обычная гопота, которую мало кто любит, независимо от цвета кожи.

Ответить