Случайное не случайно: интересные исполнители, которых мы нашли с помощью алгоритмов

Делимся своими находками.

Spotify с нами уже как год — в русскоязычных странах сервис стартовал 15 июля 2020-го. Как тогда докладывала компания, запуск в России был самым успешным за всё время.

Сегодня, в честь годовщины, мы рассказываем, каких необычных и интересных исполнителей нашли благодаря алгоритмам: сервис постепенно «привыкает» к пользователю, анализирует его музыку и лайки и со временем начинает подсовывать то, что ему должно понравиться.

По традиции, мы начнём, а вы продолжайте в комментариях. Будем пополнять плейлисты и учить алгоритмы.

Олег Чимде — ОММАЖ

Если бы не алгоритмы, вряд ли бы я специально вышел на великолепный татарский синти-поп ОММАЖ. Что интересно, поют они на родном языке, который я слышу в искусстве как-то совсем уж редко, и используют узнаваемую пентатонику.

Случайное не случайно: интересные исполнители, которых мы нашли с помощью алгоритмов

Творческий путь ребят начался совсем недавно, и из-под их пера пока не вышло ни одного полноценного альбома. Однако их уже вполне можно сравнить с каким-нибудь Tesla Boy. Но если последний поёт на английском и всё-таки с прицелом на запад, то ребята из ОММАЖ помнят свои корни. Очень динамично, в целом позитивно, но с лёгкой грустинкой — всё как и должно быть.

Теперь вот пошёл изучать сцену Татарстана. Спасибо алгоритму, дальше я сам.

Илья Цуканов — Alamaailman Vasarat

Если вы слушаете авангардную инструментальную музыку вроде Secret Chiefs 3, Rational Diet и Univers Zero, то в конце концов Spotify вам предложит Alamaailman Vasarat. Даже если вы узнали про этот финский коллектив секунду назад, всё равно включайте послушать — вряд ли вы когда-нибудь слышали что-то подобное.

История Alamaailman Vasara началась в 1997 году, когда басист Ярно Саркула, который играл в разных группах и вёл передачу про видеоигры на финском телевидении, купил себе сопрано-саксофон. Он понятия не имел, как на нём играть, зато посчитал, что это было бы неплохим началом для новой группы. Первым делом он позвонил своему другу-барабанщику Тиму Хеннинену, с которым играл то в прог-рок группе Höyry-Kone, то в вагонах метро Хельсинки. Вскоре к коллективу присоединились и другие их знакомые.

Название Alamaailman Vasara досталось группе в наследство от дуэта Ярно и Тиму. С финского Alamaailman Vasara переводится как «Молоты преисподней» — это отсылка одновременно к молоту Моргота, олицетворению зла в мире «Властелина колец», и к тому, что дуэт часто играл в метро.

Ярно Саркула
Ярно Саркула

Трудно описать диковинный экспериментальный стиль Alamaailman Vasara. Но мы попробуем.

В группе шесть человек, играющих на самых разных инструментах — изготовленных на заказ особых саксофонах, трубах, валторнах, кларнетах, виолончелях, флейтах, барабанах, гобое и старом сломанном пианино конца XIX века. В Alamaailman Vasara избегали электрогитары и синтезаторов, чтобы сохранить более «акустическое» звучание. Но музыканты всё-таки использовали самодельный терменвокс и две электровиолончели — в этом они похожи на Apocalyptica, которые на пару с Rasputina создали жанр виолончельного метала.

Жанр Alamaailman Vasara неопределим, но её звучание стоит на двух столпах. Прежде всего это акустическая народная музыка — финский фолк и клезмер, традиционные напевы восточноевропейских евреев. Другой столп — ска-панк, дающий большую часть металлического звучания. А в остальном там чего только не намешано: танго, джаз, сайкобилли, дарк-кабаре, цирковая музыка, арабские мотивы, трэш-метал, прог-рок. При этом эклектичная музыка Alamaailman Vasara всегда звучит драйвово, и сколь бы разнородные элементы группа не смешивала, ни один не выбивается из общей картины.

Сами участники говорили, что играют «вымышленную этническую музыку» из выдуманной страны Васараазии.

Ярно Саркула сравнивал группу с уличными музыкантами из Нового Орлеана, которым дали ноты и попросили сыграть классику. Те, однако, ничего о классической музыке не знают, поэтому играют во всю дурь и громко колошматят в барабаны.

Ещё Alamaailman Vasara при написании музыки сильно ориентировались на визуальные образы. Музыканты сравнивали себя с цирком из нежити и несколькими милыми старушками, которые было попытались сыграть вместе, но между ними вклинился бегемот.

Случайное не случайно: интересные исполнители, которых мы нашли с помощью алгоритмов

К сожалению, Ярно Саркула умер в 2020-м году после продолжительной болезни. О судьбе Alamaailman Vasara неизвестно: группа и так с 2012 года не выпускала новых альбомов, а что она будет делать без своего основателя, и вовсе непонятно. В любом случае, Ярно Саркула оставил после себя немало отличной музыки.

Джамиль Махмутов — Оливия Родриго

Если слишком долго слушать инди-рок, попсу и разного рода драйвовую музыку для вечерних поездок, то в один момент алгоритм вам может предложить Оливию Родриго — актрису из подростковых ситкомов вроде «Пэйдж и Фрэнки», которую мир недавно узнал после её дебютного альбома Sour.

Родриго — молодая певица эпохи «тиктока», когда звёздами становятся в одночасье. Нужен лишь один трек, который кто-то вставит в видео, а дальше его отрывки начнут залетать в рекомендации. У Родриго, в отличие от многих молодых исполнительниц, таких песен было целых три. В каждой смешаны разные жанры, хотя в основе лежит инди-поп и альтернативная музыка.

Девушка заявила о себе всему миру хитовым синглом «Drivers License», где она поёт о новых водительских правах и разбитом из-за парня сердце. Трек лидировал в международных чартах Spotify и Apple Music, а сам трек высоко оценили критики, отметив в качестве источников вдохновения мировых звёзд вроде Тейлор Свифт и Lorde.

После спокойного «Drivers License» Родриго продолжила успешную серию синглов выпуском экспериментального «Deja Vu», в котором прослеживались нотки психоделического попа и альтернативного рока.

Исполнительница окончательно закрепила свой успех, выпустив в середине мая песню «Good 4 U». В ней снова смешались несколько стилей и жанров, включая гранж и поп-панк. Девушка поёт о бывшем парне, который слишком быстро находит себе новую пару. Поначалу героиня спокойно принимает это и даже радуется тому, что у друга всё хорошо, но постепенно скатывается в полное безумие и в конечном счёте решает сжечь комнату бывшего. Это скатывание в безумие Родриго в полной мере передаёт музыкой и хорошим текстом.

«Good 4 U» — это, пожалуй, самый драйвовый, безумный и хаотичный трек из дебютного альбома Родриго, который не отпускает до самого конца. Она умело задаёт песне верный темп, используя простые музыкальные инструменты. А ещё у «Good 4 U» отличный сюжетный клип: он лишний раз показывает, что Родриго вдохновлялась атмосферой начала 2000-х и мотивами рок-группы Paramore.

Дмитрий Ханчин — The Narcotix

Если вы любите инди-рок и без ума от африканской музыки, судьба в лице алгоритмов Spotify вполне может преподнести вам сюрприз в виде The Narcotix. Это совсем молодая группа, которая совсем недавно выпустила дебютный мини-альбом Mommy Issues.

Ключевые участницы группы, Эстер Куанса и Беки Фойчас, живут в Бруклине, но корни их — в Африке, в Кот-д’Ивуаре и Камеруне соответственно. В их песнях прекрасно слышен и бруклинский инди-роковый напряг, и африканские племенные ритмы. Ещё один источник вдохновения — хоровая музыка: в старшей школе Эстер и Беки пели в хоре, где изучали старые гэльские гимны.

Отточенные гитарные риффы, многослойная афробитовая перкуссия, сочетание ангельского католического пения с грубыми племенными напевами — так звучит альбом Mommy Issues. Свой стиль девушки охарактеризовали как «западноафриканский арт-фолк», хотя термин «арт-рок» подходит гораздо лучше.

Сниппет грядущего клипа на песню «John/Joseph». Эти во всех смыслах жаркие 15 секунд дают неплохое впечатление о духе The Narcotix

В названиях песен с альбома — имена людей: Эстер, Адам, Ребекка. Так зовут участников группы, а происхождение у этих имён библейское. В самих песнях и правда много религиозных и мифологических образов. Эстер и Беки явно не собираются петь о любовных томлениях или посиделках в кафе, их занимают глобальные темы и явления: Древние, Тьма, Мать-земля — исключительно с больших букв.

В сочетании с глобальным, размашистым звучанием всё это производит сильный эффект: песни будто дышат почвой и судьбой. При этом нет ни намёка на патетику — напротив, всё очень живо и непосредственно.

Случайное не случайно: интересные исполнители, которых мы нашли с помощью алгоритмов

Нечасто дебютные записи молодых групп звучат так уверенно: похоже, у Эстер и Беки есть чёткое видение того, какую музыку они хотят делать, и это слышно в каждой ноте.

Запись длится всего 21 минуту и 1 секунду, но эти шесть непредсказуемых, богатых на детали и нюансы песен хочется слушать снова и снова. В полном соответствии со своим названием музыка The Narcotix вызывает серьезную зависимость. А главное — она качает.

Егор Аргунов — «Комсомольск»

Если вы регулярно слушаете российских исполнителей вроде Монеточки, «СБПЧ», «Хадн Дадн» и «Не твоё дело», то Spotify может подкинуть вам одну группу, которая надолго обоснуется в плейлисте.

«Комсомольск» — это коллектив из двух ярких исполнительниц, поющих о своей задорной молодости. Их треки удивляют разнообразием: тут вам и ретро-шлягеры с закосом под 80-е, и меланхоличные песни о вечной апатии, и ироничные исповеди об «исчезнувших проблемах мусора людского».

Тем интереснее, что Дарья Дерюгина и Арина Андреева достигли этого всего за четыре года с момента основания группы. Большой славы они ещё не добились, но этого момента, кажется, не придётся долго ждать. Певицы уже успели выступить на «Вечернем Урганте» и сняли клип в сотрудничестве с «Яндексом», а сейчас выпускают по альбому в год. И с каждым разом они удивляют всё сильнее и сильнее.

Случайное не случайно: интересные исполнители, которых мы нашли с помощью алгоритмов

Возьмём, к примеру, мини-альбом «90210», название которого отсылает к сериалу «Беверли-Хиллз, 90210». Сюжет шоу крутится вокруг богатеньких калифорнийских подростков — а Дарья и Арина из «Комсомольска» о таком образе жизни могут только мечтать.

Так, в песне «Всё, что я умею» исполнительницы говорят, что могут лишь «лежать и ничего не делать», а их единственный спорт — шоколад Ritter Sport. И всё это под весёлую мелодию с барабанами и электронной гитарой.

Но уже в EP «Дорогие москвичи» акцент смещается с внутренних переживаний на общие для всего поколения проблемы — усталость от общества, желание делать всё по-своему и поиски своего места в мире.

В этом сборнике выделяются песни «Всё исчезло» и «Где мы сейчас?». В первой Дарья и Арина рассуждают, что человечество потеряет, если внезапно случится апокалипсис, а во второй поют о своём несоответствии общепринятым установкам.

Затем «Комсомольск» взял другой курс: злободневные и ироничные песни об окружающем мире сменились треками о неразделённой любви и одиночестве. В альбоме «Ближний свет» Дарья и Арина перестали быть беззаботными девушками и помрачнели, став похожими на уставших певиц времён перестройки.

Песни этому образу соответствуют — чего только стоит бесконечно грустный «Самурай». А в треке «Близнец» исполнительницы поют о своей тёмной стороне в «чёрных слякотью днях».

Комсомольск умудряется ни разу не надоесть: группа постоянно экспериментирует с тематикой, а их звучание меняется на каждом новом альбоме. У них есть песни под любое настроение и время суток, и большинство треков не выходит из ротации плейлиста. Голоса Дарьи и Арины могут излечить больную душу и подарить надежду — хотя бы во время прослушивания их треков.

Семён Костин — Hello Meteor

Синтвейв давно пережил пик своей популярности: сегодня жанр перенасыщен и находится в кризисе. Большинство современных исполнителей делает всё под копирку: паттерны и приёмы настолько однообразны, что возникает ощущение, будто музыку пишет не человек, а нейросеть. Шесть лет назад ситуацию частично спас жанр дарксинт, но и он быстро сдал позиции — превратился в мрачную музыку, которая должна громко бахать и завывать, потому что все так привыкли.

На фоне этого однообразия заметно выделяется музыкант Hello Meteor из Сиэтла. Он деконструировал синтвейв и на его костях создал практически новый жанр — ambient dreamwave, или атмосферный синтвейв (как он раньше его называл). Dreamwave — это поджанр синтвейва: эта музыка отличается лёгкостью и ритмичностью, она окутана атмосферой мечтательности. Но Meteor сделал её ещё более расслабленной, с ярким упором на эмбиент и чиллаут. Это отлично показывает его ранний альбом The Glowing.

Его музыка вызывает ассоциации со сборниками чиллаута Cafe Del Mar, композициями Tangerine Dream и Брайана Ино. Но это только ассоциации, потому что такого звука в жанре пока что не было.

У Hello Meteor безумно спокойный и расслабляющий синтвейв, в котором сильно размыта грань между эмбиентом, чиллаутом и дримвейвом. При этом всё подано в равных пропорциях и без серьёзных перекосов. Порой даже не очень понятно, что ты слушаешь — обычный дримвейв или эмбиент с этническими мотивами (яркий пример — трек Kuroshio).

Не все треки в альбоме сильно отличаются друг от друга, поскольку музыкант часто использует похожие паттерны, но даже так его музыка не надоедает и редко сливается в один поток.

Hello Meteor непредсказуем, и этим он поражает. Он сажает слушателя на эмоциональные качели: один трек вот-вот уйдёт в пост-рок или dark ambient (но и не уходит), а в следующем всё начинается с эмбиента и переходит в лёгкий трип-хоп с дримвейвом на фоне. Это хорошо заметно в четырёх последних альбомах.

Музыка Hello Meteor — это эмоции и чувства. Во время её прослушивания хочется смотреть на закат на берегу моря, ехать по ночному городу в дождливый день или ностальгировать по давно ушедшим, но согревающим душу денькам. Да, звучит крайне банально, но именно такие ассоциации возникают во время прослушивания этой музыки.

Расскажите, что такого этакого вы нашли благодаря алгоритмам за последний год? Может быть, что-то неожиданное — или, наоборот, в духе того, что вы всегда слушаете?

Поделитесь, будем пополнять плейлисты.

7272
84 комментария

Комментарий недоступен

18

Мне оооооочень нравится у них в последнее время «Скука». Всю зиму слушал.

Комсомольск круто

12

«Чёрные очки» огонь!

7

Комсомольск невероятно крутые. Рад, что о них узнают все больше и больше!

9

Комментарий недоступен

3

Комментарий недоступен

6