{"id":3826,"url":"\/distributions\/3826\/click?bit=1&hash=aa8ae934c4b405b2d10a14343e22e97821fd478e8a4a31defae61d161d040867","title":"\u041e\u0444\u0444\u0435\u0440 \u0434\u043b\u044f \u0434\u0436\u0430\u0432\u0438\u0441\u0442\u0430-\u043c\u0438\u0434\u0434\u043b\u0430 \u0437\u0430 \u043e\u0434\u0438\u043d \u0434\u0435\u043d\u044c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435?","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}

Жизнь как прелюдия: Алиса Сара Отт "Echoes of life"

Этим летом на музыкальном лейбле Deutsche Grammophon вышел новый альбом пианистки Алисы Сары Отт "Echoes of Life". Если это имя вам ни о чем не говорит, то сейчас самый подходящий момент всё исправить . В своё время я познакомился с творчеством Алисы благодаря её совместной работе с Олафуром Арнольдсом, за деятельностью которого слежу не то что бы пристально, но все-таки регулярно.

Обложка нового релиза от Алисы Сары Отт

Откуда ты?

Алиса Сара Отт – немка японского происхождения. Выдающаяся пианистка, известная во всем мире. С ранних лет она выигрывала различные конкурсы, включая престижный Jugend musiziert (на тот момент Алисе было всего семь) и Hamamatsu International Piano Academy Competition, где стала самым молодым финалистом в истории конкурса. Училась В Моцартеуме (Зальцбургской консерватории) у прославленного Карла-Хайнца Кеммерлинга. В дальнейшем стала сотрудничать с Deutsche Grammophon и проводить концертные туры.

Увлечение музыкой передалось Алисе от матери, изучавшей в Японии игру на фортепиано. Музицирование удивительным образом сочеталось с иным увлечением девушки - решением головоломок. Ей очень нравилось как из непохожих друг на друга фрагментов, имеющих самостоятельную ценность, складывалась общая картина. Этот эффект она обнаруживала и в творчестве известных композиторов. Она влюбилась в Баха сразу же как поняла всю многослойность его музыки и то, как он умеет разговаривать со слушателем на разных уровнях.

Одним из лейтмотивов, заставляющих Алису не просто играть, а "изучать" музыку является постижение себя. Будучи маленькой японской девочкой, росшей среди немцев, она часта слышала в свой адрес вопрос "Откуда ты?" или "Кто ты"? Это могло бы стать почвой для развития различных комплексов, но девушка успешно преодолела трудности, решив для себя, что она прежде всего - гражданин мира. Её совершенно не волнуют вопросы национальной принадлежности. Она считает, что нужно быть выше этого. Подобная философия прекрасно сочетается со взглядами пианистки на роль музыки.

Сотрудничество с Deutsche Grammophon принесло свои плоды. Многие из пластинок Отт оказались невероятно популярны. Отдельного упоминания заслуживает коллекция этюдов Ференца Листа, в Германии и Австрии чаще называемого Францем, альбом с вальсами Шопена и пластинка "Wonderland", где Алиса филигранно исполнила произведения Эдварда Грига. "Песня Сольвейг" - моя любимая часть сюиты "Пер Гюнт". Я слышал её в различных вариациях. Все они хороши по-своему, но работа Отт - пример того как гений композитора и музыканта сливаются воедино, создавая не просто прекрасную вещь, а что-то незабываемое. Кроткое и нежное исполнение.

Потеря контроля

Несмотря на признания критиков и любовь к публике жизнь Алисы не была безоблачной. Так в 2019 году на одном из концертов собственное тело ей изменило. Левая рука оказалось неуправляемой. Выступление пришлось прервать как и несколько последующих концертов. После нескольких месяцев исследований врачи поставили диагноз рассеянный склероз. Это хроническое аутоиммунное заболевание, от которого нельзя полностью излечиться. Методик борьбы достаточно, но не все они приносят пользу, так как течение болезни у всех пациентов сугубо индивидуальное. Естественно заболевание угрожало карьере Алисы, так как оказывало негативное влияние на моторные функции. Девушке пришлось испытать очень многое: боль, сомнения, неуверенность и даже отчаяние.

Ходили разговоры, что Алиса уже не вернётся на сцену. И новых альбомов больше не появится. Преданные поклонники переживали, что пианистка закроется от мира и пропадёт с радаров, оставшись наедине со своими трудностями. Но, к счастью, этого не произошло. Девушка не собиралась сдаваться и бросать любимое дело. Ей пришлось фактически заново учиться игре, шаг за шагом осваиваясь в непривычных условиях.

Отзвуки жизни

Спустя три года после предыдущей пластинки "Nightfall" Алиса выпускает "Echoes of life". Первую крупную работу с того самого момента, как ей поставили злополучный диагноз. Альбом состоит из 24 прелюдий Шопена, которые прерываются произведениями Рота, Лигети, Гонсалеса и Пярта. Завершает пластинку собственное сочинение, основанное на отрывке из "Lacrimosa" Моцарта.

Открывающая композиция "In the begining was" была написана специально для альбома композитором Франческо Тристано.

Для меня эта композиция видится духом нашего времени. Это саундтрек того, как прошлое отражает настоящее

Алиса Сара Отт

Выбор прелюдий в качестве основы альбома не случаен. Алисе кажется, что жизнь - это череда стартов без финиша, плеяда бесконечно изменяющихся состояний, в которой чувства наслаиваются друг на друга, никогда не исчезая до конца. К слову, подобные идеи приписывают только в контексте того, что будет после смерти, приписывают Ференцу Листу.

Сама пианистка называет пластинку автобиографической, так как ассоциирует отдельные блоки произведений с разными периодами своей жизни. Наглядная иллюстрация того превращения которое она претерпела как человек и музыкант.

Одна из немаловажных особенностей альбома - соседство классического с современным. Однако это не столько полемика прошлого и настоящего, сколько их взаимное переплетение. Прошлое не остаётся статичным, а изменяется вместе с нами.

И если Шопен олицетворяет сам жизненный путь, то композиции Рота или Пярта - эдакие завихрения судьбы, вносящей свои коррективы. Так именно через Пярта Алиса переосмысляет тот период жизни, когда была наиболее уязвимой и подавленной. Если абстрагироваться от личности исполнительницы и заикнуться уже о самом альбоме как таковом, то хочется сказать только одно - это невероятно красиво. Оставаясь верной самой себе, Алиса создала очень личную, но в то же время доступную работу, диалог с которой может привести вас к удивительным размышлениям. Эта интересная как по своей организации, так и по звучанию пластинка об одном человеке, но сразу про всех нас.

Интересные факты:

  • Алиса предпочитает играть босиком, так как не верит в дресс-код. Она считает, что лишние формальности лишь отдаляют классическую музыку от рядового слушателя. В то время как призвание музыки - не разобщать, а именно объединять людей. Поэтому ей интересны разные площадки для проведения концертов, не только филармонии, но и что-то более экзотическое, где слушатели могли бы сидеть на полу.
  • Очень любит Pink Floyd.
  • Её жизненным кредо является фраза "Это вода" из известной притчи Дэвида Фостера Уоллеса. Если очень кратко, то её смысл сводится к тому, что все самое важное и ценное спрятано у нас на виду, нужно жить осознанно и не мнить себя центром вселенной.
0
2 комментария
Пен-Пун

Спасибо за рекомендацию. Пацаны, послушайте еще как Yuja Wang играет Рахманинова. Ваша жизнь не будет прежней.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Васильев
Автор

Вам спасибо за отклик)
Ван Юйцзя/Юйя очень технична, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null