Как поддержать андеграундного музыканта

Справочник для начинающего фаната любого независимого музыкального проекта. Приблизительное время чтения - 15 минут.

Спойлер. Если ты не любишь читать длинные тексты, то можешь перейти к выжимке с советами, которая находится в конце текста. Там вся суть.

Спойлер 2. Данный текст написан для заинтересованных в локальной музыке ребят, которые не крутятся во всю силу в этом общем котле под названием «андеграунд». Если ты опытный музыкант, скорее всего, все, что тут написано, будет для тебя предельно очевидно, — это нормально. Когда человек занимается чем-то слишком долго, для него психологически очень странно воспринимать, что кто-то другой не знает то, что для него уже много лет абсолютно естественно. Начинающие же меломаны откроют для себя много нового.

Введение

Приветствую тебя, дорогой меланхоличный поклонник пост-панка\задумчивый джазкорщик\брутальный металлист\поехавший авангардист\милая копательница отечественного инди\whatever. Возможно, ты — мама, друг, знакомый кого-то, у кого есть свой музыкальный проект. Твоя поддержка нужна в случае, если этот кто-то проектом горит, в проект верит, тратит на него время и силы. В статье говорится про группы, но те же правила работают для музыкальных проектов любого рода. В первую очередь, хочу поблагодарить тебя за внутреннюю смелость покинуть зону комфорта, тягу к искусству, которая позволила тебе тратить свои время и ресурсы на андеграундную сцену. Ты — эритроцит музыки как явления, во многом именно на тебе держится прогресс.

Скорее всего, тебе нелегко. Могу предположить, что ты ходишь по неуютным клубам с дешевым пивом, слушаешь музыку с уровнем сведения, далеким от идеального, испытываешь какой-то иной дискомфорт. Зато ты получаешь возможность видеть магию, как рождается и развивается что-то новое, и твои кумиры находятся с тобой в одном тур-вэне, плейлисте, за одной барной стойкой на расстоянии вытянутой руки.

Скажу сразу, музыкантам из андеграунда тоже очень нелегко, ввиду особенностей устройства музыкального бизнеса и массмедиа.

Паучата https://nashzelenyimir.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BA/
Паучата https://nashzelenyimir.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BA/

Музыкальные группы размножаются по принципу пауков. Их рождается очень много: сотни, тысячи, но немногие в итоге сумеют выжить и вырасти во взрослую состоявшуюся группу со стабильной фан базой, регулярными релизами, успешными концертами и, как следствие, коммерческим успехом. Большинство потеряются где-то по дороге, пытаясь написать первую песню, организовать первый концерт, сделать первую запись или съездить в первый тур. Многие музыканты в это не хотят верить, но подсознательно это понимают. Присутствует тысяча факторов, музыкальных и не музыкальных, которые могут не позволить коллективу прийти к успеху. Но это не повод отворачиваться от таких коллективов, а даже наоборот. Главный критерий – вам должна нравиться их музыка. Мы же здесь для этого собрались, не так ли? Получится у них или нет, зависит в равной степени и от музыкантов, и от вас.

Цель данной статьи — приоткрыть слушателю кусочек кулисы и через описание того, как все работает, рассказать, как можно помочь, как можно дать своим любимым исполнителям дополнительный шанс в суровом музыкальном мире. Я видел несколько похожих памяток для слушателя, но не было ни одной полной и всеобъемлющей. Кроме того, я рассмотрю несколько особенностей, характерных именно для России, ввиду сложившейся конъюнктуры.В статье говорится про группы, но те же правила работают для музыкальных проектов любого рода.

Дальше я приведу несколько очень простых и очевидных советов, как дать своей любимой группе шанс, которые, как оказалось, не совсем очевидны. Многие думают, что все происходит само по себе, и музыкальный талант исполнителя обязательно сам о себе заявит, а тебе для этого ничего дополнительно не надо делать. На самом деле это не так. Под лежачий камень вода не течет, и результаты появляются, только если ты проявляешь активность, чем-то жертвуешь, чтобы что-то приобрести. Становясь поклонником инди-коллектива или исполнителя, ты, по сути, сам становишься членом группы, и результат начинает зависеть в том числе от тебя. Главный способ поддержки любого коллектива – финансы, конечно. Давайте с них и начнем.

Про финансовую поддержку

Обычно, когда говорят про финансовую поддержку музыкантов, используют экономический термин «заработок». И в разговорах о заработке, как правило, где-то поблизости маячит понятие «прибыль». В контексте музыки это смешно. Я бы заменил термин «заработок» на не очень экономический термин «спасение».

Худи Grains Of Sand Booking
Худи Grains Of Sand Booking

Большинство музыкантов, пытаясь монетизировать свое творчество, не пытаются обогатиться и кататься в золоте, как Скрудж Макдак, пусть и мечтают об этом. Монетизация творчества для групп в России – это способ уйти в безубыточность, отбить хотя бы часть расходов. Это надо понимать. Группы не будут попрошайничать напрямую, но им правда очень сильно нужна помощь.

Если у начинающей группы есть альбом, держите в уме, что они, скорее всего, потратили на него примерно от 100 до 500 тысяч рублей. Промо релиза может стоить от нуля до бесконечности. Особняком стоят расходы на саму музыку. Музыкальные инструменты, оплата реп-точек, расходники, курсы, преподаватели и накладные расходы типа транспорта обходятся в копеечку. Особенно все плохо стало с оборудованием после падения курса рубля. Траты музыканта всегда боль.

Фото из студии Гороховая 19, полной крутого оборудования Наталья Рыбакина
Фото из студии Гороховая 19, полной крутого оборудования Наталья Рыбакина

При всем этом за одну футболку коллектив получает косарь, за концерт получает примерно от 5 до 25 тысяч рублей. Продажи на Bandcamp дают пару тысяч в месяц или больше в зависимости от вирусности коллектива. Стриминги не приносят практически ничего. Они приносят доход только «большим рыбам», исполнителям с десятками миллионов прослушиваний. Выйти в ноль для многих коллективов становится невыполнимой задачей.

Поэтому, если ты чувствуешь, что у тебя завалялись несколько лишних рублей, которыми ты можешь поддержать локальную сцену, это будет весьма кстати. Я сейчас дам тебе несколько советов.

Во-первых, собираясь пойти на концерт, оплати полную стоимость билета, если можешь себе позволить. В нашем менталитете крепко сидит неостановимый поиск халявы. Зачастую мы пробиваем проходку на концерт за 200 рублей и оставляем в баре 1000 рублей. Для меня это до сих пор неразрешимый парадокс.

Френдли тикеты не инструмент привилегий для «избранных» поклонников группы, как многие его воспринимают. Это инструмент, который позволяет попасть на концерт тем, кому в настоящий момент финансовое положение не позволяет это сделать. Это важно понимать и взращивать в себе культуру без стеснения отдавать деньги на вход за концерты. На мой взгляд, в Москве данная проблема более-менее решена. Я лично видел, как обычные работяги отдавали 500+ рублей за вход на панк-концерт локальных, никому неизвестных коллективов. В Питере же положение дел пугает. Даже на концерты с намеренно заниженным входом за билет люди по инерции просят френдли. Уверен, что в остальной части страны ситуация примерно аналогичная. Такие привычки могут в итоге погубить сцену. Помните, что деньги за билеты чаще всего идут напрямую музыкантам.

Самый честный способ сэкономить на билетах – купить билет заранее по сниженной цене. Многие исполнители анонсируют концерты за несколько недель и увеличивают продажи посредством ограниченного числа дешевых билетов. Этой твой шанс!

Теперь про деньги, оставленные в баре. Пожалуйста, откиньте паттерн из 00-х «накидаться перед клубом, чтобы там ничего не покупать». Если взять клубы, исполнителей и поклонников, то клубам, скорее всего, тяжелее всех. Деньги за билеты зачастую уходят напрямую музыкантам и распределяются между ними, а клуб получает только доход с бара. Эти деньги позволяют клубам закупать новое оборудование, улучшать условия и не ютиться в финансовом чулане. Кроме того, если концерт твоей любимой группы окажется для клуба прибылен, высока вероятность, что клуб позовет коллектив еще раз. На клубах тоже очень много чего держится.

Не забывайте, что часть денег с бара идет и музыкантам в том числе. Оптимальная модель – купить билет и пару дринков в баре. В итоге и группа и клуб не останутся в накладе.

Не концертами едиными. Следующий способ поддержать группу финансово – купить мерч. Это не обязательно может быть что-то, что тебе нравится и что ты будешь носить. Однако это деньги, которые напрямую получает именно группа. Для многих команд мерч — основной способ заработка. Вдобавок мерч — бесплатная ходячая реклама, что тоже немаловажно. А еще это способ опознавать других поклонников той же группы, что очень приятно. Мой друг обнаружил на крупном европейском фестивале итальянцев в таком же мерче, в котором был он сам. Это была футболка одной из его любимейших московских команд. Он сильно удивился и испытал незабываемые ощущения.

Ты все еще можешь купить релиз исполнителя, хоть в эпоху стимингов это уже отходит на второй план. Динозавры до сих пор продают диски. Самый надежный способ – купить альбом на Bandcamp. Большая часть суммы (минус комиссии) пойдет именно исполнителю напрямую. Кроме того, покупки в Bandcamp подстегивают алгоритмы сервиса показывать этот релиз новым людям. К слову, там же можно купить и мерч.

Как правило, у прогрессирующих коллективов есть очень простые прямые способы поддержки. Музыканты заводят Patreon, ты можешь стать доном групп ВК, у коллективов часто есть PayPal или аналоги для прямых пожертвований. Многие группы собирают краудфандинг на те или иные активности, как записи видео и альбомов. Данная поддержка не менее ценна, чем деньги за билеты на концерты.

Многие музыканты зарабатывают еще и преподавательской деятельностью. Для кого-то это основной способ дохода. Если давно хотел сам заняться музыкой, можно смело обращаться – это еще один честный способ финансовой помощи. Вдобавок это шанс лишний раз пообщаться с интересным музыкантом, конечно.

Если вдруг данную статью читает серьезный бизнесмен или государственный деятель, рекомендую попробовать меценатство или помощь грантами. Как средство инвестирования – способ отвратительный, но карму чистит лучше, чем Мистер Пропер.

К сожалению, финансовый способ поддержки доступен не всем. Большинство поклонников начинающих музыкантов – это школьники и студенты. Не стоит огорчаться, есть куча других способов помочь, и о них я расскажу далее! Для начала попробуй прийти на концерт.

Про концерты

Гиг в клубе Мод Варвара Ловкова
Гиг в клубе Мод Варвара Ловкова

Для музыканта концерт – огромная головная боль, особенно для начинающего. Если музыкант организовывает мероприятие сам, то на его плечи взваливается задача искать другие коллективы, которые присоединятся на сцену вечером, организация промоушена, обсуждение дат с площадками. Если гиг делает специально обученный человек, то широко распространены наплевательское отношение к группам как со стороны клуба, так и со стороны организатора. Он может вообще не появиться на мероприятии, которое сам организовал. И группы находятся на дне пищевой цепочки, получают какие-то деньги, если что-то останется после орга и площадки. Первые выступления организуются, как правило, мучительно больно.

Даже если ты не готов заплатить целую стоимость билета, будет очень здорово, если ты сможешь прийти на концерт. Это самое полезное, что ты можешь сделать. Чем больше народу ходит на концерты, тем больше отклика получает музыкант после. Он видит, что занимается этим не зря и следует продолжать. Концерты — то самое место силы, где люди испытывают самые сильные эмоции от музыки, где происходит волшебство. Концерт — способ по-настоящему оценить исполнителей, которые не могут себе позволить качественную звукозапись. Чаще всего начинающие коллективы вживую звучат лучше, чем на записи. Иногда, правда, мы сталкиваемся с обратной ситуацией, но на концерт стоит приходить даже в этом случае.

Чем больше народа ходит на концерты, тем качественнее звук в помещении, что улучшает ощущение от группы в целом. Реверберация разбивается о толпу, и все начинают кайфовать от звука, насколько это позволяют навыки звукорежа и оборудование конкретного клуба.

Я прекрасно понимаю, что на начальном этапе, скорее всего, будет душный тесный клуб с отстойным звуком, и до твоего коллектива будут выступать два коллектива с отвратительной для тебя музыкой. Когда твой любимый коллектив станет известным, будешь вспоминать это время со смехом. Кстати, послушать другие группы тоже горячо рекомендуется.

Если ты уже пришел на концерт, ты можешь сделать еще несколько клевых вещей. Во-первых, снять фото или видео группы с концерта. Профсъемка ведется не всегда и не везде, и фотограф не всегда может поймать все классные кадры и ракурсы. Фото- и видеоконтент для современных групп не менее важен, чем сама музыка. Не стесняйся отправлять исполнителям то, что у тебя получилось: они сами отберут, что им понравится, и будут тебе очень признательны. Я лично неоднократно выкладывал в социальных сетях фанатские видео, снятые без нашего ведома, в которых были более-менее приличные картинка и звук.

Во-вторых, давай знать, что музыка тебе нравится. Любой отклик в процессе слушания любимой группы производит эффект. Не стесняйся рубиться под «своих ребят», плясать, беситься, качать головой. Люди, как обезьяны, подражают друг другу: искра зажигает огонь, и концерты становятся очень крутыми. Я был не на одном метал гиге, где просто ракетой влетал в центр статично стоящей толпы, и начинался неуемный слэм, который продолжался до завершения выступления исполнителя. Музыканты это все видят, и это их дополнительно подстегивает.

Я и саксофонист Саша Каминский воодушевлены выступлением другой группы
Я и саксофонист Саша Каминский воодушевлены выступлением другой группы

В-третьих, не стесняйтесь напрямую коммуницировать с музыкантами. Услышать напрямую любую похвалу из зала всегда очень приятно и мотивирующее.

В-четвертых, приведите друзей, если это возможно😊

Из того, что делать не следует. Я бы порекомендовал не напиваться до беспамятства и не вести себя слишком вызывающе. Не стоит переключать большую часть внимания с группы на собственную персону. Стейдж-дайвинг – это твой звездный час, но не мешай, пожалуйста, вокалисту и не наступи на примочки гитариста.

Еще ни в коем случае не мешай звукачу и не докапывайся до него. Он знает свое дело и свою площадку, а еще он очень горд, так что так ты сделаешь только хуже.

К сожалению, концерты, как правило, не частое явление. А желание помогать у тебя присутствует уже сейчас, поэтому давай рассмотрим социальные сети.

Медиаполе

В настоящее время успешность группы напрямую коррелирует с ее активностью в соц. сетях. Количество подписчиков открывает для коллектива новые горизонты. Клубы охотнее берут таких музыкантов, контент-мейкеры охотнее приглашают сняться в видео и подкастах. Кроме того, раскрученные профили в социальных сетях позволяют привлекать внимание "больших рыб индустрии", а это шанс выйти на профессиональный уровень. В данной парадигме задача группы – поддерживать непрерывный поток контента, а задача поклонников – поддерживать активность. Контент без откликов бесполезен и очень демотивирует. Самое приятное, что эту очень важную поддержку можно осуществлять бесплатно.

Подпишись на социальные сети своего коллектива. Подписчики рождают новых подписчиков. Постарайся, по мере возможностей, поддерживать в группах какую-то активность. Посмотри видео, поставь лайк, напиши комментарий.

Суровые алгоритмы современных социальных сетей начинают показывать в ленте тот контент, который собирает больше реакций. Грубо говоря, твой лайк под постом в Инстаграме даст еще 10 людям увидеть этот пост. Во многих социальных сетях присутствует инструмент «колокольчик», который присылает уведомление, когда на странице исполнителя появляется какой-то новый контент. Воспользуйся им, выработай привычку реагировать на посты. Ничего не стесняйся и не чувствуй себя белой вороной. Чем охотнее реагируешь ты, тем быстрее к тебе присоединятся другие.Подпишись на все сети сразу, в которых даже не сидишь. Instargam, YouTube, ВКонтакте, Bandcamp — все это полезно.

Реакции в соц. сетях очень ценны, но любая группа мечтает завируситься. Чтобы это произошло, люди должны сами, без специальных действий со стороны коллектива начать про них писать и рассказывать. Повышается упоминаемость, и есть шанс возникновения цепной реакции. Поэтому помни, что твои персональные страницы – это тоже блог. Механизм репостов работает слабо, поскольку противоречит стремлению соц. сетей пополняться новым контентом. Несмотря на это, ты можешь замолвить за любимую группу пару словечек, выложить их новое видео или то видео, которое снял на предыдущем концерте – помнишь про него? Запости сторис в инсту с приложенным треком локальной группы. Или используй трек в видео Tik-Tok. Кто-то обязательно заценит.

Теперь отдельно про стриминги. Они работают по тем же принципам, что соц. сети. Прослушивания дают новые прослушивания. Добавление в плейлисты дает новые прослушивания. Инди коллективам на этом поприще очень нелегко. Типичная ситуация: выложить свое творение, над которым кропотливо трудился, и наблюдать 30 прослушиваний за месяц.

Статистика прослушиваний моего сольного проекта в Spotify за все время
Статистика прослушиваний моего сольного проекта в Spotify за все время

На стримингах главный критерий – лайки и добавления к себе. Пролайкай новый релиз. Подпишись на своего исполнителя в Spotify, добавь его к себе в библиотеку. Еще очень желательно дослушивать песни до конца, и не бросать на полпути, чтобы бот стриминга не посчитал, что песня тебе не понравилась. Ну и, конечно, слушай побольше инди-музыки и локальных исполнителей.

Если подытожить, любая активность очень и очень важна, лайки — это не способ тщеславия и не пустая условность.

Четвертый важный аспект соц. сетей. Кроме личных страниц и страниц исполнителей существует большое количество блогов и медиа, которые пишут про музыку и исполнителей в целом. Данные издания переживают не лучшие времена, поэтому им тоже очень нужны помощь, читатели и отклики. Подпишись на интересные музыкальные каналы в Телеграм, найди для себя пару тематических сайтов о музыке, найди для себя авторские плейлисты в Spotify и Apple Music, музыка которых тебе близка, и слушай ее оттуда. Я не прошу заниматься музыкальным диггерством – даже в таком простом формате это правда поможет.

Возможно, ты захочешь сам преуспеть на этом поприще и вести музыкальный Telegram-канал или быть редактором тематического плейлиста в Spotify? Стоит попробовать!

Если ты считаешь себя тру-фаном, можешь даже создать фан-коммьюнити и сам генерировать какой пожелаешь контент. Для группы это дополнительная цитируемость. К тому же это очень мило!

Наш реальный мир тоже можно считать большой социальной сетью, и нетворкинг стоит рассматривать как отдельное средство продвижения музыкальных коллективов.

Говори про свои любимые коллективы. В Европе я неоднократно натыкался на людей, которым на самом деле интересны всякие локальные проекты, и они с удовольствием слушают их и скачивают музыку. Благо, глобализация позволяет это сделать. Расскажи про любимый проект друзьям, родственникам, коллегам. Часть посчитает тебя за сумасшедшего, но зато у коллектива появится пара новых поклонников.

Носи мерч, расклеивай в барах стикеры с лого группы или QR-кодами со ссылками на группу. Ищи любые способы запустить сарафанное радио.

В принципе, такого рода активности уже можно считать волонтерством. Давай остановимся на этом поподробнее.

Про волонтерство

Как правило, когда мы себе представляем музыканта, нам приходит в голову кто-то молодой, симпатичный человек, который целый день сидит и сексуально играет на инструменте, через магию творчества создавая что-то гениальное. На самом деле это не так. Процесс творчества больше похож на выпиливание напильником из камня что-то похожее на правду. И музыка занимает только часть времени музыканта.

Современный музыкант — это одновременно композитор, исполнитель, аранжировщик, звукорежиссер, продюсер, блогер, SMM-специалист, тур-менеджер, менеджер по работе с площадками, дизайнер, фотограф, видеограф, медиа-персона. He got ninety-nine problems but a bitch ain’t one. Конечно, не обязательно всем из этого предстоит заниматься, но хотя бы иметь поверхностное представление о том, как это работает, приходится. И это отнимает просто прорву времени, отвлекает от основной деятельности.

Тут на помощь приходит гвардия верных поклонников. Даже если у тебя нет денег, ты можешь помочь коллективу своим волонтерством. Ты дизайнер? Замечательно! Помоги оформить паблик или релиз. Специалист по SMM, располагаешь свободным временем? Помоги с соц. сетями. Фотограф или видеограф? Ну тут сам бог велел.

Твоя любимая группа пытается записать демо, а ты как раз осваиваешь для себя основы звукорежиссуры? Попробуйте пройти этот путь вместе, возможно, в будущем ты станешь неотъемлемой частью коллектива.

Кроме того, никто не мешает опытному музыканту помогать неопытным, если, ты, конечно, не нарушишь их личные и творческие границы.

Еще если ты достаточно легок на подъем, можешь попробовать стать менеджером коллектива. Это тяжелый путь, но неоценимый и интереснейший опыт.

Важно понимать, что ты не обязан делать все это бесплатно, но можешь, например, сделать за себестоимость, или с хорошей скидкой. Это все равно помогает. Каждый раз поиск исполнителя на побочные активности превращается в головную боль.

Группа, которой плотно помогают, может сосредоточиться на музыке. Это очень важно.

Помимо специалистов, которые окружают и варятся в общем котле медиаиндустрии, всегда нужна альтернативная помощь. Часто возникает большое количество побочных активностей, на которые музыкантам не хватает рук. Ты можешь помочь в изготовлении мерча или постоять за столом торговли. Ты можешь помочь с организацией видеосъемки, разослать приглашения на концерт, распространить билеты. Просто спроси у любимого исполнителя, какая ему требуется помощь, и он что-то придумает.

Помочь можно и просто руками. Помоги установить оборудование на выступление. Да, на крайний случай, просто помоги барабанщику донести железо – ему будет очень приятно😊

Я желаю тебе удачи, и побольше музыки, хорошей и разной!

Кратко и списком

· Покупай билеты на концерты

· Купи мерч

· Купи релиз

· Подпишись на Patreon или аналоги

· Закинь прямой донейшн

· Поучаствуй в краудфандинге

· Воспользуйся преподавательскими услугами музыкантов

· Приди на концерт

· Сними видео или сделай фото

· Кути на концерте!

· Поблагодари музыканта напрямую

· Приводи на концерт друзей

· Подпишись на социальные сети

· Поставь лайк

· Напиши комментарий

· Всегда ставь лайки и пиши комментарии😊

· Добавь музыку к себе на стримингах

· Слушай музыку со стримингов!

· Напиши про группу на своей страничке

· Подпишись на годные медиа

· Рассказывай про коллектив в реальной жизни

· Помоги группе как специалист (дизайн, промо, фото, видео, контент, звукозапись, другое)

· Помоги группе в маленьких бытовых делах

Об авторе

Александр Кичев – IT manager, по совместительству – бас-гитарист, основатель и менеджер коллектива Fugu Quintet. Кроме того, постепенно развиваю сольный проект. 15 лет занимаюсь музыкой, поиграл в нескольких локальных коллективах, давно наблюдаю за питерскими джазовой и метал сценами.

Мой канал в ТГ про локальный не мейнстримный около-джаз: https://t.me/rundgjzz

Ссылка на альбом и соц. сети Fugu Quinet: https://band.link/fugucstm

Благодарности

ИМИ и Ари Херстанду за книгу «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе», взял оттуда много полезных идей.

Телеграм каналам, чатам ВК и моим друзьям за помощь в подготовке статьи.

Варваре Ловковой за редактуру.

2222
15 комментариев

Как поддержать андеграундного музыкантаКупить альбомы и мерч на бэндкемпе.
Приблизительное время чтения - 10 секунд ( ͡° ͜ʖ ͡°)

5
Ответить

даже про это знают не все:(

1
Ответить

Приветствую тебя, дорогой меланхоличный поклонник пост-панкаПойдём в макдак, садись в маршрутку...

2
Ответить

"за концерт получает примерно от 5 до 25 тысяч рублей"
Может в Мск и Питере так, но у нас орги всегда забирали все себе. Как правило команды играли за популярность и ради "наконец-то уже выйти из реп баз на сцену". Если играли в другом городе, то часто оплачивали только проезд+вписка. Но это все было в 2010-2018. Может быть сейчас все изменилось, конечно. Но есть и плюсы жить не в столицах. Запись/сведение стоят дешевле. Мы укладывались в 60К на запись альбома из >10 песен в 2015 году.

2
Ответить

«Динозавры до сих пор продают диски» – это правда, продаём)

Спасибо за статью по близкой мне теме!

1
Ответить

однаждны одна из групп которые мне нравятся, наша, отечественная гранж команда, поющая на плохом английском + исполняющая каверы, решила сыграть концерт в парке на скамейке и всех позвать.

пришло человек 40-50, было круто. и бесплатно.

но я чет расстрогался и оставил им косарь в картонной коробке и ушел...

у них есть два полноформатных альбома и обещают третий. уже который год...

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить