Super Sounds of The Seventies — 1972 год. Часть 2

Super Sounds of The Seventies — 1972 год. Часть 2

Крутая инструментальная композиция "Outa-Space" от великого фанк и соул музыканта Билли Престона с альбома I Wrote a Simple Song. Сингл достиг 2 строчки в Hot 100. Изначально "Outa-Space" находилась на B - side сингла "I Wrote a Simple Song", так как руководство лейбла A&M Records не возлагало на нее больших надежд, однако радио диджеи предпочитали ставить именно ее, а не "I Wrote a Simple Song", которая заняла лишь 77 место в чарте.

Билли Престон был из той породы музыкантов, что отдают себя творчеству без остатка. Свои первые музыкальные опыты он произвёл в трёхлетнем возрасте, последние – практически на смертном одре. Обучавшийся премудростям игры на электрооргане у матери малыш Билли очень скоро прослыл музыкально одарённым ребёнком. В возрасте семи лет ему доверили дирижирование баптистским хором из 150 человек; в десять он стал аккомпаниатором великой Махалии Джексон. Престону был всего год, когда развелись его родители; вместе с матерью и сёстрами он переехал из Хьюстона (Техас) в Лос-Анджелес, в артистическую среду которого он со временем и вошёл. В 12 парень сыграл в кино роль юного У.К. Хэнди, "отца блюза". В 16 лет молодого органиста, строившего карьеру госпел-артиста, приметил Литтл Ричард, как раз намеревавшийся представить в Европе свою обновлённую программу с уклоном в духовную музыку.

В ходе евротура с Престоном случились две судьбоносные вещи: во-первых, он открыл для себя новое звучание, которому суждено в совсем скором времени получить название "рок-музыка"; во-вторых, в Гамбурге Билли встретил Битлз. Их повторная встреча состоялась семь лет спустя, а пока Билли Престон с новыми силами взялся за сольную и сессионную карьеру, причём эти два процесса каким-то образом происходили параллельно. В 1963 году он записывает партии электрооргана на альбоме великого соулмена Сэма Кука, после чего на его же лейбле выпускает свою первую сольную запись под названием "16 Yr. Old Soul". Примерно в это же время 16-летний органист знакомится с водкой, а также начинает увлекаться кокаином; увлечение это впоследствии едва не стоило ему жизни и карьеры.

В 1967 году Билли, по-прежнему пребывавший в статусе юного дарования, вошёл в состав концертной группы Рэя Чарльза. В ходе очередного тура органист добрался до Британии, где его отыскал Джордж Харрисон. Битл предложил Престону поучаствовать в рекорд-сессии, которой позже суждено было стать последним изданным альбомом ливерпульцев. К слову сказать, непосредственно в процессе создания проекта "Get Back" Билли едва не стал пятым участником The Beatles – его кандидатуру горячо поддержали Джон и Джордж, но Маккартни выступил резко против. После этого миролюбивый и обаятельный Престон принял участие в записи двух песен с Abbey Road, попутно принеся с собой временное перемирие в стремительно распадавшийся коллектив.

Многие биографы и критики называют участие Билли Престона в знаменитом выступлении Битлз на крыше самым знаковым событием в жизни американца. Звучит достаточно претенциозно и однобоко, тем более оно никак не может считаться вершиной карьеры артиста. Какой же была дальнейшая жизнь Билли после Битлз? Сразу от вчерашних товарищей Престон не ушёл – тем более что он успел заключить трёхлетний контракт с битловским лейблом Apple. На "Яблоке" у него вышло два неплохих соул-фанковых альбома, причём в обоих релизах сопродюсером выступил Джордж Харрисон. Уже после распада The Beatles Билли активно выступал и записывался с Джоном, Ринго и Джорджем – то есть, собственно, со всеми, кто поддержал его кандидатуру на место клавишника группы. Интересно, что знаменитая "My Sweet Lord" впервые прозвучала в записи именно у Престона, поскольку именно так пожелал сам экс-гитарист Битлз. Впрочем, хитом песня стала только в исполнении автора.

Переход с Apple под крыло A&M Records для Билли Престона совпал с периодом творческого расцвета. Начиная с 1971 года он выпускает целый ряд успешных записей, попутно достигнув двух значимых вершин – получает Грэмми в категории "Лучшее инструментальное поп-исполнение" (трек "Outa-Space" не только на год опередил иконическую "Superstition" Стиви Уандера, но и в целом ввёл в фанк моду на диковинный прежде клавинет), а также достигает вершины поп-чартов Биллборда с синглом "Will it Go Round in Circles". Серия из пяти успешных альбомов завершилась в 1975 году выпуском It's My Pleasure.

Классика софт рока и one hit wonder "Dancing in the Moonlight" французско-американской группы King Harvest. Сингл дошел до 13 места в Hot 100 и 36 в Year-end.

King Harvest американская рок группа созданная из четырех американских экспатриантов в Париже в 1970 году, прославилась своим единственным хитом, "Dancing In The Moonlight", который был выпущен в 1972 году.Хотя состав группы постоянно колебался, он всегда включал ее четырех основных соучредителей:Дэйв "Док" Робинсон (вокал / бас / клавишные), Рон Альтбах (клавишные), Эд Тулеха ( гитара ), и Род Новак (саксофон), все они ранее учились в Cornell University. В свое время группа состояла из трех клавишников, Шермана Келли (который написал "Dancing in the Moonlight"), Альтбаха и Робинсона, и брата Келли, барабанщика Уэллса Келли, который позже перешёл в группу Орлеан (он недолго пребывал в группе, но уехал из Парижа, прежде чем песня была записана). Стив Катлер, джазовый барабанщик из Нью-Йорка, присоединился к King Harvest в последние шесть месяцев в Париже, во время записи "Dancing in the Moonlight" и для выступлений в клубах и на концертах в Париже и Лондоне. Французский музыкант Дидье Александр также присоединился к группе в начале 1970х.

Австралийский барабанщик Дэвид Монтгомери, который играл в группе Python Lee Jackson, присоединился к команде после выхода дебютного альбома и пребывал с ними до весны 1973. В 1972 году четыре оригинальных участника подписали договор с лейблом Perception Records. Их первый сингл, взятый в аренду Perception у французской Musidisc, был написан Шерманом Келли, поп-песня, которую он и Робинсон исполняли еще со своей более ранней психо-хард рок группой, Boffalongo на альбоме Beyond Your Head. Он достиг 13 позиции в чарте США и 5 в Канаде, но последующие синглы King Harvest не смогли сравниться с успехом "Dancing in the Moonlight".

Оригинальный состав записал один альбом под названием Dancing in the Moonlight, выпустил несколько синглов и к середине 70х группа распалась. Новый King Harvest, в состав которого входили четыре оригинальных участника, был сформирован в 1974 году с барабанщиком из Лос-Анджелеса Ричи Пидаником. При поддержке членов Beach Boys Карла Уилсона и Майка Лава они были подписаны на A&M Records и выпустили еще один альбом под названием King Harvest, но он не смог подарить им каких-либо хитов, и впоследствии они распались опять. Новак, Альтбах, Тулеха, и Фигероа впоследствии гастролировали и записывались с Beach Boys.

Отличный ранний хард рок "Turn to Stone" Джо Уолша с альбома Barnstorm, хотя конечно сложно назвать стиль Уолша просто роком. У него был очень интересный стиль. Сингл занял 93 место в Hot 100, альбом же - 79 в Billboard 200.

Без преувеличения легендарный американский гитарист и вокалист Джо Уолш родился 20 ноября 1947 года в городе Уичита, штат Канзас. В детстве Джо учился по классу гобоя и кларнета, инструментов, казалось бы, далеких от безумной энергетики рок-н-ролла. Но уже в старших классах он увлекся роком и переключился на бас-гитару. Поступив в 1965 году в Университет штата Кент, Уолш уже в качестве гитариста вошел в состав местной команды, с которой выступал до 1969 года.

В апреле 1969 года многообещающая команда из Кливленда James Gang понесла потерю, поставившую под сомнение ее дальнейшую карьеру - из группы ушел гитарист Гленн Шварц. Более чем достойной заменой ему оказался наш герой, который сумел стать не просто ведущим гитаристом и вокалистом группы, но и ее лицом, человеком, с которым для многих до сих пор ассоциируются James Gang. В составе этого хард-блюзового трио Джо провел три года, выдав два хита - "Funk #49" и "Walk Away". За это время James Gang записали три студийных альбома - "Yer' Album" (1969), "Rides Again" (1970) и "Thirds" (1971), а также концертный - "Live In Concert (James Gang Live At Carnegie Hall)" (1971). Группа провела успешные гастроли в Европе весной 1971 года, но, несмотря на всеобщее признание, Джо Уолш принял решение расстаться с James Gang.

Одной из причин, по которой Уолш ушел из James Gang, были ограниченные творческие возможности работы в формате трио. Джо Уолш переехал в Колорадо, где собрал новую группу Barnstorm. Парадокс, но в первое время эта группа также состояла из трех человек: Джо Уолш, Кении Пассарелли (также Alice Cooper) - бас и Джо Витейл (ex-Crosby, Stills, Nash & Young) - ударные. В 1972 году музыканты при помощи нескольких сейшменов записали альбом Barnstorm, после которого состав группы пополнил клавишник Роки Грейс. Интересно, что незадолго до этого Barnstorm в полном составе (тогда еще Уолш - Пассарелли - Витейл) помогли гитаристу Рику Дерринжеру в работе над пластинкой All American Boy (1973).

Один из самых больших хитов в 1972 - "I Gotcha" Джо Текса с одноименного альбома, классика соула и ритм энд блюза. Сингл добрался до 2 позиции в Hot 100 и 6 в Year-End.

Джозеф Аррингтон-мл. родился в 1933 году в Роджерсе, штат Техас. Родители его развелись, и после развода матушка увезла его и его сестру в Бэйтаун, где и прошло его детство. Школьником Джо начал играть на саксофоне и петь в хоре. В 1954 году 18-летнему Джо выпала настоящая большая удача – он выиграл конкурс талантов, получив приз в $300 и поездку в Нью-Йорк. В дальнейшем он попал на King Records, где ему предложили контракт, однако мать Джо так настаивала на окончании школы, что парню пришлось сначала получить диплом, а уж потом следовать за мечтой. Кстати, первые его записи не оказались особенно удачными – Джо пытался подражать сразу всем и никому в особенности, однако для становления его как исполнителя эти первые опыты все же оказались очень и очень важными.

Его успех наступил в 1962 году, когда его песню "Baby You're Right" исполнил король соула Джеймс Браун. Это по-настоящему открыло ему дорогу повсюду – рекомендации лучше, чем Джеймс Браун в то время трудно было искать. Кстати, впоследствии отношения двух этих музыкантов резко изменились. В 1964 Джо Текс записал свой первый настоящий хит – "Hold On To What You've Got", и каждая его следующая запись неизменно оказывалась успешной. Так, Джо Текс становился популярнее с каждой новой пластинкой, и после альбомов Hold On To What You've Got и The New Boss 1965 года он записал в 1966 сразу три альбома - Show Me, The Love You Save и I've Got to Do a Little Better. Кстати, работал он тогда с лейблом Atlantic Records.

Помимо создания хитов Джо Тексу приписывается и несколько новшеств и открытий в музыке. Так, он был первым представителем так называемого южного соула - жанра, который весьма заметно повлиял на развитие рок-музыки. Кстати, псевдоним Джо – "Текс" - это отсылка к штату Техас, где он родился. Именно Джо Текс первым в истории начал исполнять нечто вроде рэпа, так он и сам называл свои речитативы под музыку. Джо Текс первым написал и исполнил песню в жанре солдатского письма, что также впоследствии породило целую серию антивоенных песен.

Известно, что в 1966 Джо решил круто изменить свою жизнь – он принял ислам, а позднее начал выступать с проповедями под именем Юсуф Хаззиз. К началу 1970 годов Джо Текса смело можно было назвать суперзвездой соула – его песни вроде "Show Me", "Skinny Legs and All", "I'll Never Do You Wrong" продавались миллионными тиражами. В целом Джо Текс выпустил за свои годы деятельности около двух десятков альбомов и примерно столько же синглов. В середине 1970х началась эра диско, и соул-исполнителям пришлось несколько подвинуться, а вскоре и вовсе уступить сцену новой музыке. Джо пытался оставаться на плаву и даже выпустил несколько альбомов, однако былой популярности уже не было.

Те, кто помнит Джо Текса в 60х и 70х, не могли забыть и его противостояния с Джеймсом Брауном. Так, уже в первой половине 1960х эти двое начали соперничать, а впоследствии соперничество переросло в настоящую вражду и постоянные взаимные нападки. Они открыто обвиняли друг друга в плагиате, и в целом вражда эта была гораздо глубже и сильнее, чем это могло показаться на первый взгляд. Уйдя со сцены, Джо поселился у себя на ранчо в Техасе, вел мусульманскую миссионерскую деятельность и не слишком охотно выезжал.

В 1972 году одна из почти полностью забытых музыкантов 70х и по моему мнению ужасно недооцененная певица и пианистка, Чи Колтрейн записала свой первый альбом. Сингл с него, под названием "Thunder and Lightning" достиг 17 позиции в Hot 100. Ее стиль - удивительный сплав черной и белой музыки, фолка и соула, будто Лора Ниро и Кэрол Кинг смешались вместе в одном человеке, на дебютнике присутствует в том числе госпел композиция, "Go Like Elijah", которая также побывала в чартах. Еще один хит - великолепная "You Were My Friend".

Последний сингл с альбома, "Feelin' Good".

И не могу не упомянуть эту чудесную вещицу с альбома Let It Ride 1973 года.

В первый раз решил к статье приложить видео.

Когда первый сингл Чи (Шай) Колтрейн "Thunder and Lightning" вошел в двадцатку лучших в США в 1972 году, это стало благоприятным началом долгой и выдающейся карьеры. Время было подходящим, и у исполнительницы, казалось, было все для нее - она была потрясающей пианисткой, опытным композитором, прекрасной вокалисткой и явно фотогеничной. Кроме того, ее стиль - своего рода утонченный взгляд на музыку Кэрол Кинг и Элтона Джона - был идеальным для того времени.

Но по разным причинам (в частности, отвращение к саморекламе) она так и не закрепила свой первоначальный успех и вместо этого имела небольшой, но преданный культ поклонников, как в США, так и в Европе.

Чи (Шай) Колтрейн (р. 16 ноября 1948 г., Расин, Висконсин) была одной из семи детей, рожденных в семье канадки и немца скрипача. В детстве она училась играть на нескольких музыкальных инструментах и дала свой первый концерт для фортепиано в 12 лет. В 1970 году она основала группу Chicago Coltrane, играя блюз, фанк и госпел в местных клубах и барах.

Она была подписана на лейбл Columbia в 1972 году, благодаря демозаписи из шести песен, и в том же году появился первый альбом, полностью написанный ей самой. В ноябре 1972 года ее первый сингл "Thunder and Lightning" достиг 17 места в чарте. Альбом был хорошо принят и провел три месяца в Billboard 200. В 1973 году Колтрейн выпустила еще один альбом (Let It Ride), который был встречен с таким же успехом, как и ее первая пластинка, но не смог найти достаточно большой отклик у слушателей.

Она искала утешения и вдохновения в религии и приостановила свою карьеру на несколько лет. После выхода альбома Road To Tomorrow в 1977 году Колтрейн переехала в Европу и подписала контракт с Teldec, выпустив три альбома в течение 80х годов, каждый из которых был скорее похож на нью вейв, чем на ее ранние записи.

Превосходный фанк от группы War, "Slippin' Into Darkness" с альбома All Day Music. Сингл занял 16 строчку в Hot 100.

Классика джаз рока от Чикаго, "Saturday in the Park" с альбома Chicago V. Hot 100 - 3 место, Year-end - 43. Альбом же попал на 1 место в Billboard 200.

Помимо этого супер хита, в 1972 у Чикаго был еще один хит-сингл, "Dialogue (Part I & II)". Позиция 24 в Hot 100.

Мой личный фавориты с альбома помимо "Saturday in the Park" - "State of the Union" и "Now That You've Gone".

Если верить чартовой статистике Billboard, то в плане общих альбомно-сингловых позиций этот коллектив уступал только Beach Boys. Если же зайти с другой стороны и посмотреть на отчеты RIAA о продажах полнометражек, то показатели Chicago будут не такими высокими, но, тем не менее, группа все равно входила в самую кассовую десятку Америки. Оба факта становятся еще более интересными и неожиданными, если знать что рожденная в городе с сильными блюзовыми корнями в эпоху господства Beatles команда пошла по своему собственному пути, разбавив традиционный для рока набор инструментов духовой секцией. Саксофонист Уолтер Паразайдер, трубач Ли Лафнэйн и тромбонист Джеймс Панкоу вместе учились в университете Де Поля, но несмотря на академическое образование часто вечеряли в городских клубах, где играли все что угодно от ритм-энд-блюзов до ирландских танцев.

Там они познакомились с гитаристом Терри Катом и барабанщиком Дэнни Серафином, с которыми в 1967 году организовали группу The Big Thing. Для полной комплектности команде не хватало басиста и клавишника, но появление Роберта Лэмма решило сразу все проблемы, поскольку басовые партии он играл с помощью педали своего органа, да к тому же еще и пел (его грубоватый баритон составил пару гладкому баритону Ката).

Гастролируя по Среднему Западу с репертуаром из американского Топ 40, коллектив быстро освоился в роли кавер-бэнда, но вскоре с подачи давнего приятеля Паразайдера продюсера Джеймса Гуэрсио стал переходить на вещи собственного изготовления. Где-то в этот период в штате появился поющий тенором басист Питер Сетера, и таким образом в группе оказалось три лидер-вокалиста. Летом 1968 септет перебрался в Лос-Анжелес, где окончательно попал под власть Гуэрсио. Джеймс изменил название на Chicago Transit Authority, нашел музыкантам бюджетное жилье, пробил контракт с Columbia Records и настоял на том, чтобы на обложках дисков не было никаких фотографий, а красовался только логотип.

Когда готовился первый альбом, материала оказалось слишком много, и лейбл согласился выпустить сразу двойник (правда, на условии, что роялти будут урезаны). Всего через месяц после релиза дебютник пробрался в чарты, а еще через два пролез и в Топ 20, не имея при этом никакой сингловой поддержки. Джаз-рок Chicago Transit Authority с некоторым влиянием Джими Хендрикса и Beatles произвел на публику настолько сильное впечатление, что уже к концу года группа имела золотой сертификат, а в дальнейшем общий тираж альбома перевалил за 2 миллиона экземпляров.

К удивлению Гуэрсио, ему предъявила претензии реальная компания "CTA" (она занималась перевозками и к шоу-бизнесу не имела никакого отношения), но продюсер удовлетворил ее непонятные амбиции и сократил имя подопечного коллектива до Chicago. Со вторым (и снова двойным) альбомом "чикагцы" сделали резкий рывок вперед – "двойка" принесла целый ворох хитов из Топ 40, причем три из них побывали в горячей десятке. Центральное место занимала 13-минутная сюита Панкоу "Ballet For A Girl In Buchannon", две части которой, "Make Me Smile" и "Colour My World" и стали хитами, но основным прорывом(4 в Hot 100) стала "25 or 6 to 4". Команда нашла сингловый материал и на первом альбоме, и осенью 1970 "Does Anybody Really Know What Time It Is?" тоже уложился в десятку. Продолжая традицию выпуска двойных альбомов, с третьей полнометражки группа начала новую традицию нумерации своих опусов римскими цифрами ("двойка" в оригинале вышла как просто "Chicago"). С этой работой коллектив чуть-чуть не дотянул до самой верхушки Billboard, и хотя в ней суперхитов не нашлось (песни "Free" и "Lowdown" заняли лишь 20 и 35 строчки), их отсутствие компенсировалось "флэшбэк"-синглом "Beginnings"/"Colour My World". Несмотря на сказывавшуюся усталость от бесконечных разъездов и заседаний в студии, команда продолжала покорять новые рубежи, и ее очередной победой стал четырехдисковый (!) зальник At Carnegie Hall. Вопреки кажущейся неформатности запись имела хороший успех и при миллионном тираже вошла в тройку лидеров. В 1972 году Chicago, однако, поумерили размах своих полотен и выпустили первую одинарную пластинку. Избавленная от прежних затяжных инструментальных джемов, "пятерка" открыла счет серии альбомных чарттопперов, а композиция "Saturday In The Park" прочно осела в концертном репертуаре.

Софт рок высшей пробы, "Summer Breeze" чрезвычайного талантливого дуэта из Калифорнии - Seals and Crofts, с их дебютного альбома под тем же названием. Сингл занял 6 позицию в Hot 100.

В ноябре 1971 вышел лайв альбом британской группы Procol Harum - Procol Harum Live: In Concert with the Edmonton Symphony Orchestra, и неожиданно для самой группы лайв версия их старой песни с альбома 1967 года, "Conquistador" стала хитом и в Англии и в США(16 место в Hot 100, неплохо для лайв версии старой песни, а?). Сам альбом достиг 5 строчки в Billboard 200 и стал самым продаваемым альбомом группы.

Эта влиятельная британская прог-группа образовалась на обломках ритм-энд-блюзового кавер-бэнда The Paramounts. Случилось это в 1967 году, когда пианист Гэри Брукер решил всерьез заняться сочинением песен и с этой целью скооперировался с текстовиком Китом Рейдом. Заготовив несколько совместных вещей, парни под руководством импресарио Гая Стивенса начали собирать команду для их исполнения. Оригинальный состав Procol Harum (сперва называвшихся Pinewoods) был скомплектован с помощью органиста Мэттью Фишера, гитариста Рэя Ройера, басиста Дэйва Найтса и барабанщика Бобби Харрисона. Первой песней, которую записал коллектив, стала композиция "A Whiter Shade Of Pale" с музыкальными заимствованиями у Иоганна Себастьяна Баха и сюрреалистичной лирикой Рейда. Запущенная в эфир, песня штурмом взяла британский чарт, и едва группа успела дать первый концерт, как ее творение на шесть недель оккупировало верхушку национальных списков.

Спустя месяц "A Whiter Shade Of Pale" ворвалась в американский Топ 5, а Брукер тем временем провел пару кадровых рокировок, заменив Ройера и Харрисона бывшими коллегами по Paramounts Робином Трауэром и Барри Джеймсом Уилсоном. Сингл "Homburg", записанный обновленной конфигурацией, пробил горячую десятку, однако дебютный альбом (лишенный в домашней версии двух первых хитов) пролетел мимо чартов.

Второй лонгплей, украшенный 17-минутным эпиком "In Held Twas In I", также не вызвал интереса у британской публики, хотя в Америке альбом добрался до 24 строчки. Куда лучше был встречен A Salty Dog, на запись которого музыканты потратили больше времени, чем на два скороспелых предшественника. На этом альбоме Procol Harum впервые использовали оркестровки, а в целом работа получилась более доступной для слушателя. По окончании сессий ушли Фишер и Найтс, а бас-гитару и орган взял на себя еще один экс-участник Paramounts Крис Коппинг. Какое-то время команда продолжала держать баланс между блюз-роковыми устремлениями Трауэра и меланхолией Брукера, но со временем Робину стали тесны рамки PH, и он ушел в автономное плавание. На освободившееся место был принят Дэйв Болл, и одновременно в команде появился басист Алан Картрайт, что позволило Коппингу сосредоточить свои усилия на органе.

Неожиданная удача свалилась на группу в 1972 году, когда вышла пластинка Procol Harum Live With The Edmonton Symphony Orchestra. Записанный в Канаде с симфоническим оркестром, этот альбом стал самым продаваемым в дискографии Procol Harum. Несмотря на успех, Болл сбежал к Джону Болдри. Его гитару подхватил Мик Грэбхэм из Cochise, с чьим приходом кадровые передряги на несколько лет прекратились.

В неизменном составе команда успела выпустить целых три альбома - элегантный Grand Hotel, выдержанный в духе "Shine On Brightly" и "A Salty Dog", тяготеющий к хард-року Exotic Birds And Fruit и подаривший последний значительный хит (песня "Pandora's Box" вошла в британский Топ 20) Procol's Ninth. В 1976 ряды Procol Harum покинул Картрайт, Коппинг вернулся на бас, а клавиши достались Питу Солли. Впрочем, дни группы были уже сочтены, и после безрадостного опуса Something Magic она распалась.

В завершение немного хард рока, хит группы Grand Funk Railroad в этом году, "Rock 'N Roll Soul" с альбома Phoenix. Сингл добрался до 29 места в Hot 100, альбом - до 7 в Billboard 200.

На этом все, всем спасибо за внимание.

2323
4 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Да, хорошая группа.

1
Ответить

Я человек простой, вижу пост @Дмитрий Сафронов - ставлю лайк. Вижу внутри Chicago - пытаюсь поставить еще три!

1
Ответить

Спасибо)

Ответить