«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Вспоминаем лучшие записи самобытной уральской группы и её сайд-проектов — «Птицу ЕМЪ», «Порез на Собаке» и «Ты23».

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

За почти двадцатилетнюю карьеру екатеринбургский проект «4 позиции Бруно» подарил миру невероятно много красивой, странной, больной и всегда удивительной музыки — концептуальные альбомы о тревожных матерях и съеденных людях, выдающиеся песни о паразитах, топорах и сросшихся телах.

Они изобрели собственные жанры — токсик-даб и токсик-рейв. Они наплодили сайд-проектов — от рэп-дуэта «Птицу ЕМЪ» до музыкально-кукольного объединения «Порез на Собаке». Их состав менялся: например, мастер фристайла Коля Бабак уже несколько лет не входит в состав группы, и сейчас Позы существуют в виде дуэта Саши Ситникова и Антона Клевцова.

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Дискография у «4 позиции Бруно» огромная и разветвлённая. Этот текст — своеобразная ретроспектива их самых знаковых работ. Выборка получилась довольно субъективной, поэтому здесь не хватает многих релизов — например, масштабной работы «Откровенное Ванное» или очень увлекательного сборника «Тело на Вынос». Их мы оставим вам на самостоятельное изучение.

«Приход Архангела» (2004)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

«4 позиции Бруно» образовались в 2002-м и за первые годы существования записали довольно много материала. Это были и короткие треки, основанные на переработанных сэмплах из русской попсы, и многоминутные нойзовые полотна. Из всех ранних альбомов Поз особенно выделяется «Приход Архангела»: это одна из самых лёгких и мелодичных записей группы, в которую попросту легче всего врубиться.

Альбом звучит довольно воздушно: дабовые ритмы, акустические наигрыши и мелодичные напевы, меланхоличные синтезаторы, напоминающие о нью-эйдже.

Особняком стоит лютый драм-н-бейсовый трек «Покой на Сердце». Изначальный сэмпл для него взят из песенного творчества Владимира Ковалёва — по словам участников группы, это бывший «афганец», ставший адептом «Звенящих кедров России» и записывавший свои песни дома у Саши Ситникова. Подобных людей не найдёшь в Интернете, не увидишь по ТВ и не услышишь по радио, зато их часто можно встретить на альбомах Поз.

У меня отец геолог, и в своё время он записывал прямо дома разных бардов и сектантов, я ему помогал. У нас стоял компьютер, была неплохая звуковая карта и конденсаторный микрофон — и он просто звал знакомых, которые под гитару записывали альбомы для своего круга. Мне было лет 16–17, а в 18 мы начали сэмплировать этих дяденек-самородков. Персонажей там хватает. Это самый-самый андеграунд. Они как будто в другой реальности находились, пели про то, как «сидят на траве беззаботно», «водку вылей в ведро и не пей, лучше время оставь на людей».

Саша Ситников, из интервью Openspace

«Прильни Щекой к Звезде на Дедовом Погоне» (2005)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

В 2005 году в Екатеринбурге проходила выставка «Помни дедушку-2», посвящённая тому, как современные люди воспринимают советскую действительность. Работы для выставки создали художники из Казани и Нидерландов. По воспоминаниям музыкантов, «там были какие-то слепые доярки, окровавленные пионеры».

Позы тоже представили свой взгляд на советское прошлое — записали звуковое сопровождение к экспозиции, ставшее альбомом «Прильни Щекой к Звезде на Дедовом Погоне». Альбом получился одним из самых цельных во всей дискографии группы.

Один из участников обсуждения любимых альбомов в группе «4 позиции Бруно» ВКонтакте дал этой записи яркую и точную характеристику: «психоделия на совковых флюидах». В треках вспыхивают и гаснут отрывки «Прощания славянки» и других военных маршей, звучат фрагменты выступлений Брежнева, какие-то солдатские романсы, куски искажённых эстрадных песен.

Чем-то отдалённо похожим занимались участники «Гражданской Обороны» Егор Летов и Кузьма Рябинин в рамках проекта «Коммунизм» — лепили коллажи из речей Ленина и перепевали дембельские песни. Но цели у них были другие: Летов пытался сохранить и переосмыслить артефакты советской империи, а у Поз получилось путешествие вглубь постсоветского бессознательного.

Мне кажется, в совке было дофига чего культового и масштабного. Мне нравятся воспоминания детства, автоматы с минералкой на улице. В этом есть дрим жёсткий.

Антон Клевцов, из интервью Look At Me

«Ты и Двое Молодых» (2008)

Альбом в жанре «метасказок» — так участники группы называют короткие треки, меньше двух минут длиной, зачастую основанные на сэмплах из русской попсы и шансона. Ранние опыты Поз выдержаны в таком формате — речь о записанном в 2003 году альбоме «Сказы Пажопе».

На релизе «Ты и Двое Молодых» участники группы вернулись к подобному способу музицирования. В итоге получились сорок треков, среди которых есть настоящие бриллианты. Например, трек «Включи и Посмотри в Зеркало» можно использовать как настоящий аудиодемотиватор (испробуйте на себе или отправьте неприятелю), песню «Только Слёзы на Фольге» с сэмплом из творчества группы «Чай Вдвоём» включать на праздниках, а «Набыченный Цепень» с отрывком «Бутырки» — в такси.

На стриминговых сервисах альбома нет из-за обилия использованных сэмплов

Когда-то музыканты планировали возвращаться к формату метасказок раз в пятилетку. К сожалению, этого не случилось, но «Ты и Двое Молодых» до сих пор весело переслушивать.

«Очень Вкусный Человек» (2009)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Запись, с которой пошла первая волна (так и тянет дописать «всесоюзной») известности Поз. «Очень Вкусный Человек» вышел на лейбле Артемия Троицкого, который аттестовал релиз как «Лучший электронно-психоделический альбом за всю историю РФ». О группе начали писать «Афиша», «Коммерсант» и Openspace. Для меломанов той поры «Человек» и «Ты и Двое Молодых» стали первым знакомством с творчеством Поз.

На «Очень Вкусном Человеке» шесть продолжительных пьес с изменчивой структурой. На фирменный бруновский токсик-даб всё это не очень похоже: в целом альбом звучит так, будто Позы решили написать музыку с нуля, совершенно не опираясь ни на свой, ни на чужой опыт.

Вдобавок в ряде треков пожилая дама старательно, несколько театральным голосом декламирует прозаические отрывки. Тексты похожи на соцреалистическую прозу, разве что советские авторы не писали про насаженных на ржавые сваи собак и чудовищные карточные игры. Из этих фрагментов чёткого сюжета не составишь, однако впечатление они производят неизгладимое.

Клип на композицию «Что Приходит Ниоткуда и Уходит в Никуда», режиссёр Владимир Селезнёв

«Закат конструктора Бархатова» (2009)

В отличие от остальных работ из списка, «Закат конструктора Бархатова» — не авторское произведение Поз. Это получасовой фильм уральского видеохудожника Владимира Селезнёва, смонтированный из найденных на пермском Мотовилихинском заводе любительских записей. «4 позиции Бруно» написали саундтрек.

Получился своего рода производственный мюзикл: диковинные сцены самодеятельности рабочих сопровождаются экспрессивными песнями о радостях труда, вселенской гармонии и пути к абсолюту.

В основу работы легли старые плёнки — их дали пермскому художнику Сергею Тетерину, чтобы он их оцифровал. Там были довольно дикие съёмки: кружок кинолюбителей при заводе снимал свои странные капустники. Так как я в то время плотно общался с группой «4 позиции Бруно», делал для них концертные видео, мы вместе с ними придумали сюжет и превратили эти записи в фильм.

Владимир Селезнёв, видеохудожник, из комментария автору DTF

Очень жаль, что полноценно эти треки так и не записали. Остаётся довольствоваться сырой полуживой версией. Но лучше уж так, ведь эти песни — настоящая находка даже для бывалых любителей Поз.

«Пятая Позиция. Холодный, как Ты Любишь» (2010)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Альбом, с которого стартовала линейка «позиций» — записей, параллельных основному потоку альбомов. Впоследствии вышли шестая, седьмая, восьмая позиция и так далее — вплоть до двенадцатой.

«Позиции» — это отдельный от основной линии альбомов цикл. Туда попадают какие-то наши миксы, переработанные сейшны, концертные записи, много форматированных записей, которые не попали в основные альбомы, а в позициях перерождаются и обретают значение и вес.

4 позиции Бруно, из интервью dzhemit

«Пятая Позиция» — сборник живых записей местами довольно скверного качества. Оно, что удивительно, не мешает, а только добавляет этой музыке брутальности. Самое ценное здесь — песни.

До «Пятой Позиции» о песенном творчестве Поз знали только посетители концертов. На альбомах же вокальные номера проскакивали сугубо эпизодически: например, на «Ты и Двое Молодых» был задорный диско-номер о любви к лошадям, но до него ещё нужно было добраться сквозь десяток-другой треков.

«Топор, Зарытый в Листву». Версия отличается от той, что представлена на «Пятой Позиции», но тоже отличная

Здесь же есть и убийственный трип-хоп «Топор, Зарытый в Листву», и дабовый романс «Ехала Домой», и другие чудо-песни, исполненные Сашей Ситниковым со всей присущей ему безудержной экспрессией.

«Птицу ЕМЪ» — «Птицу Съем» (2010)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Сайд-проект Поз, в рамках которого Саша Ситников и Коля Бабак читали рэп. И делали это просто потрясающе.

История «Птицу ЕМЪ» началась ещё в 2006 году, когда ребята решили поучаствовать в онлайн-баттле на сайте hip-hop.ru. Тема раунда звучала так: «Наутро мы проснулись в одной постели». Саша и Коля представили на суд слушателей и судей песню «Шанс» — историю о том, как мужик соблазняет гопника в зале игровых автоматов. В конце этого удивительного трека звучал сэмпл из группы «Сплин», порезанный таким образом, что Васильев повторял фразу «Бой в одной постели с тобой».

«Шанс». Первая песня «Птицу ЕМЪ»

Другие участники писали про то, как снимали девчонок в клубах — у всех получилось примерно одно и то же. В жюри был один чел, сказал: «О, это классно, андеграунд!», остальные к нам не очень хорошо отнеслись. Так что отборочный тур мы не прошли. Но не расстроились и подумали, что раз уж так получилось, то надо дописать текст и сделать минус, пусть даже и ужасного качества. Потом была куча других дел, поэтому следующие песни писали в течение нескольких лет. Так что делалось все с большими перерывами и пробелами.

Саша Ситников, из интервью rap.ru

Истории про плачущих пацанов, офисных лохов и школьных психопатов («А учительница по черчению бухает, кажется, а географ, парни говорят, горчицей мажется») составили материал первого альбома, где их зачитали под качающие минуса с сэмплами из «Кино», «Дюны» и Александра Градского.

На словах это звучит как стёб, но на деле всё гораздо сложнее: к своим персонажам авторы проникались настоящим сочувствием, старались их понять. Благодаря этому сами песни выходили куда более многомерными, чем могло показаться на первый взгляд. Например, когда трек «Катарсис» подходит к своей кульминации, уже и не знаешь, посмеяться над её незадачливым героем или смахнуть слезу.

То, о чём рассказывают 4ПБ, происходит на самом деле, не в какой-то вымышленной реальности. Просто у Птицу ЕМЪ немножко другая реальность, смешная и грустная, но происходящая вовне. Та, про которую маме сказать стыдно. А Бруно — это то, в чём себе самому признаться страшно.

Антон Клевцов, из интервью Look At Me
«Самый странный концерт был у Птицы в Перми года два назад, в бывшем кинотеатре „Молот“ в котором теперь ДК. На концерт пришло двое детей 11-летних, мужик в ковбойской шляпе и гардеробщик с синдромом Дауна — гардеробщик был в бескозырке, морячок такой. Всего было человек десять, но это был настоящий фрик-парад. Встретили овациями. Проводили овациями», — из интервью порталу Zvuki.ru

«Многоножки и Сердцеедки» (2011)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Альбом из сюжетной линейки Поз. О чём он, участники рассказали в одном из интервью:

Условно говоря, про молодых матерей, которые боятся того, что у них может родиться. Любая мать боится того, как бы что-нибудь пошло не так.

Саша Ситников, из интервью Look At Me

В «Многоножках» Позы вывели свой фирменный токсик-даб на новую глубину — такого мощного, басовитого звучания на их релизах прежде не встречалось. Трек «Танго с Ублюдком» являет собой натуральное танго с солирующей скрипкой, а композицию «Панические Атаки Молодых Матерей» украсил замедленный и закольцованный сэмпл из творчества тёмной королевы русской эстрады Вики Цыгановой: «Мы в пути всегда, смерть идёт за нами следом».

«Тайна в Лагерном Компоте» (2011)

В период с 2010 по 2012 годы у Поз выходили альбомы, записанные совместно с неким проектом под названием «Демидовский Што?». В одном интервью группа пролила свет на то, кто скрывается под этим псевдонимом.

Это не кто-то конкретный, а скорее такой подход к написанию — немного иной, чем пишутся «4 позиции Бруно».

Антон Клевцов, из интервью Openspace

В чём именно разница подходов, остается только гадать, но нельзя не отметить один из релизов Поз и «Демидовского Што» — жутковатый аудиоспектакль «Тайна в Лагерном Компоте». Это одна из записей, которые группа никогда не исполняла живьём.

Нет, ну, на концерте невозможно сыграть альбом. Чтобы сыграть «Тайну в лагерном компоте», необходимо, не знаю, человек 50. В какой-то момент должен вылезти какой-то урод, который промычит эту детскую партию: «Это рооо, это воооот ааатдаааай». Ну, не включать же его в записи.

Саша Ситников, из интервью Look At Me

«Птицу ЕМЪ» — «Давай Забудем о Морали» (2012)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Второй и лучший альбом хип-хопового сайд-проекта Поз. За два года, прошедшие с выхода «Птицу Съем», участники группы сильно прокачали саунд: на смену грубоватым битам дебютника пришли качественные вариации на темы джангла, драм-н-бейса и техно. Слушательский комфорт — не то слово, которое обычно хочется применить к продукции Саши Ситникова, но «Давай Забудем о Морали» звучит очень приятно и кайфово.

Но главное достоинство этой записи — не саунд, а тексты и их подача. Среди героев пластинки — пьющая мать, отец-эксгибиционист; наркоман, замутивший со старушкой ради бесплатных таблеток; парень, который обдолбался на вечеринке и сдал своих друзей ОМОНу; школьный изгой, считающий себя Иисусом; человек, последовательно отказывающийся от табака, алкоголя, мяса, друзей, жены, работы, жилья и одежды…

На этом альбоме нет ни одного проходного трека. Каждая история идеально выстроена, для каждого из персонажей Саша находит особую интонацию. Это выдающаяся пластинка, после выхода которой «Птицу ЕМЪ» стали более востребованными, чем «4 позиции Бруно» — им даже стали предлагать выступления на корпоративах.

Но участники группы с потенциальной популярностью поступили по-свойски: распались, выпустив напоследок третий альбом «Доброе Чувство». На нём уже не было лёгкого юмора первых двух релизов, а тексты были полны характерного для Поз мрачного гротеска.

Истории и персонажи Птицы целиком вышли на территорию гоп-шаманизма, территорию Позиций Бруно. Потому в Птице больше нет нужды. До встречи за гаражами.

Птицу ЕМЪ, Из аннотации к альбому «Доброе Чувство»

«Восьмая Позиция. 1000% Токсик Рэйв» (2013)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Название говорит само за себя: на этом альбоме Позы значительно ускорили темп и синтезировали свою особую версию рейва: кислотные синтезаторы, загнанные ударные и вырванные из контекста жутковатые фразы вроде «Я не сдержался, я его убил» или «Меня иногда влечет насилие, и я не могу сказать, что редко».

Результат напоминает кислотную русскую электронику девяностых, только здесь вместо присущей ей эйфории — всепоглощающая паранойя. Кстати, в одном из ранних интервью, записанных задолго до выхода альбома, Антон Клевцов рассказал об искренней любви к подобной музыке.

Я давний фанат и коллекционер сборников с голыми тётками на обложках кассет! Типа Кислотный Сдвиг 18 или вот мой любимый ПРОГРЕССИВНЫЙ АД 1000%! Их и слушаю постоянно.

Антон Клевцов, из интервью thesound.ru

Токсик-рейв стал неотъемлемой частью концертной программы Поз: отыграв песенный сет, они откладывают микрофон и устраивают танцы. В этой же стилистике у группы вышло ещё несколько альбомов: «Кисло-Молочный Сбор» и «Застольный-Юбилейный» продолжали инструментальную линию «Восьмой Позиции», а на «Весёлых Стартах» Саша Ситников к скоростным ритмам удачно присовокупил свою фирменную лирику.

«Я заказан» (2014)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Первый полноценный песенный альбом Поз. В него вошли как новые вещи, так и треки, которые группа годами исполняла на концертах — про сросшихся телами людей, про умирающую девочку, мстящую не долечившим её докторам, про паразита и его носителя, про Олега… Как и выходивший ранее «Топор, Зарытый в Листву», песни с «Я Заказан» повязаны между собой мотивами мести, расплаты, вендетты.

Эти песни накопились за последние 10 лет, их просто почти никто не слышал. Всё объединено общими идеями. Например, тема мести, это как желание уменьшить своего врага в детстве и, например, закапать его парафином. Это универсальная тема, в нее можно вписать слабого, сильного, ребенка, дерево, клоуна; и каждый персонаж на нее по-разному среагирует.

Саша Ситников, из интервью Sadwave

Помимо прочего, на «Я заказан» есть песня «Весна» — центральная вещь альбома, а возможно, и всей дискографии Поз. В специальном обсуждении можно найти десятки различных фанатских трактовок — от хроники домашнего насилия до неудачного второго пришествия Христа. Одно можно сказать точно: это вещь нечеловеческой силы.

«Я заказан» предсказуемо стал одной из самых популярных записей в истории группы, но лучший песенный альбом Поз был ещё впереди.

«Девятая Позиция. В Комнате Закрытой Изнутри» (2014)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

С 2014 по 2016 годы группа в рамках своей «позиционной» альбомной линейки выпустила так называемую «Комнатную трилогию». В этих записях играет тягучая, гипнотическая, вгоняющая в ступор музыка, основанную в первую очередь на синтезаторном звуке.

Это в чём-то похоже на записи представителей берлинской школы электроники вроде Tangerine Dream и Клауса Шульце. Только вот если немецкие мечтатели в своих пьесах вдохновлялись романтикой межзвёздных полётов, то уральские экспериментаторы стремились передать слушателю всю гамму ощущений от долгого нахождения в замкнутом пространстве — и это задолго до карантина.

Это когда ты закрылся в комнате, сам, от докучливых людей, сидишь один и потихоньку теряешь ориентацию и вообще любые связи с большим миром. У тебя тут своё государство, своя земля, свои законы или беззаконие. Может быть всё отлажено и продумано, а может это хаос и буйство непокорённой природы. И выходить из нее раньше времени не стоит, пока не разберёшься что к чему.

4 позиции Бруно, из интервью Dzhemit

Все три «комнатных» альбома по-своему удачны, но для подборки мы выбрали первый. Во-первых, он самый ритмичный, а во-вторых, в треке с говорящим названием «И Стены, Щурясь, Наблюдают» есть одновременно пугающий и смешной сэмпл из группы 5’nizza.

«Ненужный Опыт» (2015)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Лучший песенный альбом группы, после которого окончательно стало ясно, что «4 позиции Бруно» — это наше всё, а Саша Ситников — не просто крутой андеграундный музыкант, а сочинитель и певец уровня Летова и Мамонова.

Здесь почти нет отталкивающих физиологических подробностей, характерных для прежних бруновских песен, а звук чист и прозрачен.

Конечно, фирменный бруновский мрак никуда не делся: здесь есть смертельная колыбельная; история человека, убивающего по приказу луны; монолог юного китобоя; хроника семейной ссоры с летальным исходом. Но обо всём этом спето вполголоса, а на место надрыва пришли спокойная мудрость и какая-то очень русская печаль. Идеальное её воплощение — протяжная баллада «Занесло Меня Снегами».

«Ненужный опыт» — то, как мы видим идеальный классический альбом с песнями.

Саша Ситников, из интервью Furfur

«Порез на Собаке» — «Горе-Поводырь» (2016)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Дебютный альбом сайд-проекта, в котором Саша работает вместе с художницей Олей Чернавских, ответственной за оформление многих альбомов Поз. В рамках «Пореза» Ситников продолжил и развил своё песенное творчество: если Позы после «Ненужного Опыта» двинулись больше в сторону инструментальной музыки, то в Порезе много вокала, причём поёт не только Саша, но и Оля.

Ритмы стали ещё размереннее, мелодии — элегантнее, особенно когда ведущая роль отводилась Оле с её прекрасным голосом. Тематика песен осталась неподдельно бруновской: смерть, судьба и месть во всех её проявлениях. Галерея персонажей пополнилась новыми образами: ангел, несущий людям боль и страдание; сгорающая заживо влюблённая пара; утопленница, не находящая покоя в затонувшем городе.

Меня всегда тянуло делать истории, сюжеты придумывать. А так как достоверность и реалистичность — не мои сильные стороны, то всё как-то перегружаешь, преувеличиваешь, и получается как раз что-то театральное или мультяшное немного. При этом я не разбираюсь в театре. Зато Оля ходит и вообще шарит за всякие театральные тонкости. Ну и она вообще художник-бутафор, потому она и кукол делает — и по своим эскизам, и по моим, и по общим нашим. И какие-то приемы театральные мы используем, может, немного их под себя меняя.

Саша Ситников, из интервью Colta

И кстати, о названии проекта:

Это игра, довольно суровая. Если не вдаваться в подробности, там все вертится вокруг выражения «заживёт как на собаке». Возможно, эта игра была придумана старшаками во дворе дома, где я жил ребенком. Возможно, за пределами нескольких дворов её никто и не знал. Скорее всего, она не прижилась и сгинула. Могла бы стать классикой дворовой, но, видать, слишком она нехорошая, нездоровая даже.

Саша Ситников, из интервью Colta

«Ты23» — «Двадцать Три и Три» (2018)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Нельзя не упомянуть ещё один сайд-проект Поз — единственный, к которому не имеет отношения Саша Ситников. «Ты23» — сольник Антона Клевцова, в рамках которого он записывает более лёгкую и мелодичную, в сравнении с творчеством «Позиций», электронику.

К какому-то конкретному жанру её не отнесёшь, к танцам она не особенно располагает, зато идеально подходит в качестве саундтрека к бесцельным прогулкам по району. Есть даже трек с говорящим названием «пойду погуляю, может найду чо интересное».

Музыка «Ты23» на поверхности, в неё не надо погружаться. Она бьет в определённую точку, ничего тебе не навязывая. Это эмоциональная музыка, потому она немножко поверхностная.

Антон Клевцов, из интервью Sadwave

Какой альбом из собрания «Ты23» выбрать для прослушивания? Да все хороши. Но сборник «Двадцать Три и Три» включает в себя работы, созданные в разные годы, и по нему можно проследить определённую эволюцию саунда.

«Двадцать Три и Три»

«Порез на Собаке» — «Михаиловы Глаза» (2019)

В последние годы «Порез на Собаке» стабильно выдают новые альбомы, в которых остаются верны выбранной на дебютнике стилистике. Однако по настроению они несколько отличаются: «Выход со Взломом» меланхоличен, «Фегивербе» трагичен и исполнен надрыва, «Воспитание и Такт» парадоксально оптимистичен.

Но особняком стоит проект «Михаиловы глаза» — это полноценное кукольное короткометражное кино от Саши и Оли. Не будем раскрывать сюжетных подробностей, просто процитируем авторов: «Это история о дружбе, предательстве и нравственном перерождении, которое постигло Михаила Баранова».

«Сакральный Движ» (2020)

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»

Одна из последних на данный момент записей Поз — всего четыре трека, две песни и две инструментальных композиции. На «Сакральном Движе» группа после долгих лет скоростного рейва замедляет темп и возвращается к своему фирменному токсик-дабу.

«Побег», построенная на сэмпле из «Малины» «Иванушек International», стала хитом и самой прослушиваемой на стриминговых сервисах песней Поз, но ещё интереснее получился трек «Пятый Месяц, Четвёртый День…». Здесь Саша, в подробностях живописуя кровавую бойню в электропоезде до Тагила, демонстрирует, насколько выросло его мастерство как рассказчика историй.

Разбор песни «Пятый Месяц, Четвёртый День…» от канала shoegazer

Здесь сама музыка группы становится участником действа: «Между тем, от страха густеет воздух, будто объективно верны прогнозы, будто о спасении думать поздно, будто с неба заиграли 4 позы». Кстати, 24 августа следующего года группе исполнится 20 лет. Если в этот день с неба действительно заиграет их музыка, удивляться будет нечему.

«Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»: гид по творчеству «4 позиций Бруно»
117117
11
29 комментариев
500 ₽

Блестящий материал. Всегда приятно читать и слышать о Позах.

6

я никогда не устану повторять – Птицу Емъ это самое богическое, что случалось в русской музыке за долгие годы. по каждой песне можно снимать кино, писать книгу или рассказ. авторы владеют словом намного лучше большинства реперов, даже писателей. они мастерски рассказывают истории. слушаю группу с первого альбома и до сих пор (и буду всегда).

25

Мне последнее время кажется, что каждый трек Птицу Емъ - это словно серия Ералаша, только не совсем для Первого канала, лол

4

Всё так. Когда-то просто поставил дискографию на плей и через час только с трудом отлип. С тех пор очень уважаю.

1

Я плачу, Олег, я плачу...

16

Мне Ситников напоминает девочку из "звонка", которая сводила с ума окружающих картинками в голове. И когда психиатр спрашивает её, как она их делает, она отвечает: "Я их не делаю. Они просто есть".
Вот когда я впервые послушал "очень вкусный человек" у меня было ощущение, что меня окунули в чужое... хочется сказать - безумие, но это не отсутствие ума. Это какой-то другой ум. Разум подвальной сырости. Как будто мы все росли рядом с этим, но потом убежали и спрятались за айфонами, новостями большого мира, играми, отношениями и работой, а позиции приютили наших подкроватных, заоконно-ночных и подъездно-подлестничных друзей детства, кормили их все эти годы и теперь приводят на ежегодные реюнионы. Дают погладить тигра.

11

Услышал в 14м году трек Весна и охуел, одно из самых сильных впечатлений от музыки за всю жизнь

8