Почему Electronic Arts называют «студийной убийцей»
Electronic Arts — успешный издатель FIFA, Battlefield, The Sims и Apex Legends. Однако за этим успехом стоит противоречивая и долгая стратегия поглощений и закрытий студий, которая принесла компании репутацию «студийного убийцы».
Проведенный мной анализ данных - ещё до недавнего «переформатирования» Criterion Games - показывает, что за годы своей деятельности EA полностью закрыла или упразднила более 20 известных студий с самыми лучшими компетенциями в индустрии. Обратил я на это внимание ещё в далеком 2009 году. С тех пор стратегия «Купил и закрыл» у EA не поменялась.
Многие игровые журналисты задавались вопросом почему так происходит? Но ответить на него можно только когда поработаешь в крупной западной корпорации с подобным подходом к бизнесу.
Многие думают, что основной причиной являются коммерческие провалы. Очевидно, что прямой путь к закрытию студии — неудача проекта. Если игра не окупила затраты на разработку и маркетинг, как, например, The Callisto Protocol, то студия быстро становится обузой для публичной компании, такой как Krafton, ответственной перед акционерами.
Electronic Arts в своей политике стремится к Синергии. Часто они покупают студию ради её талантливой команды и интеллектуальной собственности (IP). После выпуска одной-двух игр, создатели студии уходят, а команду распускают по другим проектам внутри EA, сам бренд студии ликвидируют. Это случилось с Bullfrog Productions (Populous, Dungeon Keeper) и Westwood Studios (Command & Conquer).
Также на изменения настроений внутри корпорации часто влияет смена рыночных трендов. Я это сам переживал и видел изнутри в деталях, поэтому могу спроецировать на Электроников. Руководство фокусируется на том, что приносит прибыль здесь и сейчас: игры-сервисы, мультиплеерные проекты и спортивные симуляторы, донатные помойки. Классические студии с высокими и редкими компетенциями в индустрии, не вписывающиеся в эту стратегию, оказываются под ударом. Хотя любому человеку со стороны кажется это глупостью и полным идиотством уничтожать такое или переформатировать.
Показательная история — Visceral Games (основана в 1998, закрыта в 2017), которую закрыли при попытке переделать её линейный экшен в более «сервисный» продукт.
Bullfrog Productions (поглощена в 1995, закрыта в 2001): Легенда жанра god-sim. Основатель Питер Молинье ушёл из компании ещё до закрытия.
Westwood Studios (поглощена в 1998, закрыта в 2003): создатели RTS-хита Command & Conquer. Закрытие вызвало шквал ненависти со стороны фанатов.
Pandemic Studios (поглощена в 2008, закрыта в 2009): Создатели Battlezone, Star Wars: Battlefront и Destroy All Humans! Закрыта всего через год после покупки.
Black Box Games (поглощена в 2002, закрыта в 2013): Создатели культовой серии NFS Underground и Most Wanted.
Есть у Electronic Arts и другой подход к студиям, так называемая «успешная интеграция». То, что происходило последние 6 месяцев с Criterion Games. Теперь студия будет заниматься только проектом Battlefield.
Но нам геймерам радоваться нет смысла. Потому что компетенции по созданию гонок и хороших сингл-плеерных проектов будут утеряны навсегда. Часто из таких студий уходят ключевые разработчики и руководители.
По сути Electronic Arts упрощает работу своему HR отделу. Они просто находят на рынке успешные студии с нужными им специалистами - дают им поиграться с каким-нибудь проектом, ставят над ними надсмотрщика, который потом решает кого надо выдавить из компании (затравить, подставить, спровоцировать на увольнение), а кого оставить, кто соответствует корпоративному духу EA. И так происходит во многих крупных корпорациях - не только в геймдеве, но и в самых крупных и известных IT гигантах (в разное время у меня были преподаватели и начальники оттуда, которые рассказывали похожие истории).
Кто принимает решения в Electronic Arts
Людей ломают и подчиняют корпоративной этике, заставляя в первую очередь ориентироваться на цели компании, подчиняться даже самым глупым решениям, соответствовать показателям успешности, определенные руководством. Но кто эти люди, которые решают, какие игры можно уничтожить.
Эндрю Уилсон (CEO Electronic Arts), возглавляющий EA с 2013 года, известен своей одержимостью фитнесом и здоровым образом жизни. Это скорее не просто хобби, а часть его философии. По слухам он не одобряет толстяков.
Свою страсть к спорту напрямую связывает с бизнесом EA, особенно с франшизой EA Sports и считает, что понимание духа спорта и соревнований помогает ему лучше управлять компанией. Попробуйте отказать такому в совместном походе в фитнес-клуб. Лол.
Лора Миле (Chief Operating Officer) — один из самых влиятельных операционных директоров в игровой индустрии, известна как страстный читатель, причем предпочтение отдает нехудожественной литературе. В своих выступлениях она часто ссылается на книги по менеджменту, лидерству и технологическим трендам. Уважает всех, кто цитирует книги.
Крис Бруццо (Head of EA Sports) имеет увлечение, идеально совпадающее с его работой. Известно, что он увлекается футболом и баскетболом. Фанат спортивных трансляций и часто посещает соревнования любимых команд.
Кэтрин Кеннеди (Head of Respawn Entertainment) увлекается настольными играми, что помогает ей понимать фундаментальные механики и баланс, напрямую влияет на её работу над видеоиграми. Также проявляет большой интерес к новым технологиям, что логично для главы студии, работающей на переднем крае игровой индустрии.
Чтобы уничтожить серию игр Need For Speed надо очень не любить автомибильную культуру. 🐱
В трендах в США общественный транспорт, отказ от дизельных и бензиновых автомобилей, мода на электрички и беспилотные технологии, урбанистика, пешеходные прогулки, спорт и соблюдение ПДД на улицах. Казалось бы, что очень сложно представить американские города без автомобилей, но цель ясна – курс на отказ от автомобилизации взят.
Вся эта гоночная культура не укладывалась в корпоративную этику Electronic Arts и не соответствовала интересам руководства. Крупные автомобильные гиганты не в моде. Они уже не инвестируют как раньше в продвижение своих моделей авто. Поэтому NFS можно пожертвовать ради Battlefield. 🤔
«Успешная интеграция» на примере Criterion Games
В 2008 году после ухода основателей (выше я описал как и зачем это происходит в EA), Мэтт Вебстер стал управляющим директором и исполнительным продюсером студии. Он руководил Criterion больше десяти лет, в самый непростой период. Под его руководством студия помогала «тушить пожары» и дорабатывать проекты других студий EA, например, спасала Need for Speed Most Wanted и Need for Speed Rivals. Работала над поддержкой Star Wars Battlefront II и Battlefield. Фактически отошла от создания собственных IP и стала Swat team внутри EA — спецназом для решения сложных задач.
Но в 2020 году всё изменилось. В ноябре 2020 года Вебстер покинул пост управляющего директора после 12 лет руководства. EA купила Codemasters, произошла новая реструктуризация. К Criterion Games была присоединена команда Codemasters Cheshire (ранее известная как Evolution Studios, создатели Driveclub и MotorStorm).
Проблемы с Battlefield сразу же дали о себе знать. Новое руководство не справлялось. Поэтому было решено ориентировать Criterion исключительно на задачи Battlefield.
Какие еще студии были «успешно интегрированы»
BioWare поглощена в 2008 и вроде продолжает разрабатывать Mass Effect и Dragon Age, от которых EA пока не хочет отказываться.
DICE, разработчик Midtown Madness 3, Nascar Heat и Motorhead поглощена в 2006, занимается только Battlefield.
Respawn Entertainment, поглощена в 2017, процветает, работая над Apex Legends.
EA Canada, разработчик Need For Speed, переформатирован в структуру EA Sports.
Репутация «студийного убийцы» заслужена. Уничтожено огромное количество компетенций, похоронено много хороших игр. EA при этом остаётся успешным жёстким прагматиком в высокорискованном бизнесе. Стратегия в покупке талантов и брендов для укрепления своего портфолио работает. Если студия соответствует корпоративной стратегии (как Respawn или DICE), она выживает. Если нет — её ждёт реструктуризация или закрытие. А на мнение фанатов и игровой индустрии им плевать с высокой колокольни. Надо будет ещё уничтожат 20 студий, ради своего бизнеса.