Э́двард Бёрнетт Та́йлор (1832 — 1917). Портретный очерк.

Э́двард Бёрнетт Та́йлор (1832 — 1917). Портретный очерк.

Английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнологии и антропологии.

Тайлор родился в 1832 году в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания обучения в этом заведении он стал помогать своему отцу. В 1855 году по настоянию врачей Тайлор отправляется в длительное путешествие. Во время визита на Кубу в 1856 году он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 году, став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 году он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 году — доцентом Абердинского университета.

Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Эдвард Тайлор в Уэллингтоне, Сомерсетшире в 1917 году. Он опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира.

Эдвард Тайлор постулировал, что «наука о культуре есть наука о реформах», которые выражаются в совершенствовании орудий, видов искусства, верований и так далее.

По Тайлору, история человеческой культуры составляет неотъемлемую часть эволюции природы. Поэтому законы, определяющие развитие человечества, во многом схожи с законами природы, особенно биологическими. Культура развивается от простых форм к сложным. При этом все общества в своей истории последовательно проходят три стадии развития - от дикости через варварство к цивилизации. Именно принадлежность к разным стадиям прогрессивного развития обусловливает культурную дифференциацию человечества. В современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Учёный сознательно акцентировал внимание на чертах сходства между различными народами. Считал, что человечество представляет собой единый биологический вид, и полагал возможным параллельное изобретение культурных инноваций и, следовательно, подобие эволюционных процессов у различных народов. Вместе с тем признавал, что элементы культуры могут распространяться путём заимствования и контактов.

Рогалевич Н.Н. Краткий словарь по философии. Минск, 2007 г. С. 647.

Наряду с Гербертом Спенсером, Эдвард Тайлор считается создателем эволюционной теории культуры. Основоположник анимистической теории происхождения религии. Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито. Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать в зависимости от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды. Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета десятками и т. д. Подобно животным или растениям обычаи и другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истории, отмечаются сходные культурные черты. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тайлор называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Тайлору, обусловлена не столько усилиями мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.

Позже Люсьен Леви-Брюль критиковал положения Эдварда Тайлора и Джеймса Фрезера о якобы сходности мышления людей в различные исторические эпохи, а также считал необходимым разграничивать индивидуальное и коллективное мышление…

Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Опирался на работы Фридриха Клемма, расширил его понятие культуры. Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

Основные работы:

Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861).

Исследования в области древней истории человечества (1865).

Первобытная культура (1871).

Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).

Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев.

22
2 комментария