Доктор Стрейнджлав или как мы перестали бояться и запилили свой подкаст. Часть 1

Всем привет! Полгода назад мы с приятелями создали подкаст, где говорим об игровой индустрии, кино и литературе. В этой статье я бы хотел кратко рассказать о своём опыте и дать несколько рекомендаций начинающим подкастерам. Надеюсь, вам это пригодится! Также буду благодарен за любую обратную связь по нашему инфопродукту.

Итак, начнём. Под конец лета, когда карантин был ослаблен, а посиделки в заведениях были в самом разгаре, мы с моим товарищем Антоном, выпивая в баре, решили, что нам следует запилить игровой подкаст. По правде говоря, я давно собирался придумать некое шоу, но никак не мог найти нужного кандидата на должность напарника-ведущего. «Виски-сауэр» ударил мне в голову, и я предложил Антону запуститься. К моему удивлению, Антон тотчас согласился. Наше общение напомнило мне серию из «Как я встретил вашу маму», где Тед предложил Барни купить Бар. Мы выпили за успех нашего предприятия и тут понеслось…

We should buy a bar!

Уже спустя четыре дня мы принялись созваниваться и расписывать план. Честно говоря, первое время было очень сложно, особенно в нюансах, которые касались звука, так как ни у меня, ни у Антона не было ни хорошей техники, ни опыта работы в аудиоредакторах. Второй проблемой было написание сценария. Я не могу назвать себя человеком с богатым опытом составления сценариев, а уж с шутками у меня совсем всё плохо, так что на написание и редактуру первого подкаста у меня ушло часов шесть-семь.

На следующий день мы записали пилотный выпуск. Проблемы начались с самого вступления: мы не могли выразить внятных эмоций, путались в словах и тупо зачитывали текст. На запись часового подкаста у нас ушло два с половиной часа… Но многое поджидало нас впереди. Записавшись в Аудасити, я принялся редактировать звук и это было то ещё испытание. Никогда бы не подумал, что использую столько слов паразитов и бесполезных вставных конструкций/тавтологичных словосочетаний. А еще и компрессия, разный уровень записи и фоновые шумы! Человеку, который немного разбирается в звуке, мои проблемы покажутся детским лепетом, но для меня это был занятный опыт. Я просидел ещё 8 часов, чтобы привести подкаст (нет!) в приемлемый вид, но, в конце концов, мы решили не выкладывать пилот, так как своё звучание я не смог поправить. Пришли к тому, что мне следует поменять микрофон – рабочие наушники со встройкой совсем не справлялись. Так я начал записываться со своего Iphone XR, и записываюсь на нём до сих пор.

С момента выпуска нашей пилотной записи прошло уже шесть месяцев, и я бы хотел выделить несколько правил, которые помогают нам идти дальше.

Базовое и самое основное правило. Не стройте высоких ожиданий, если у вас нет опыта, и будьте готовы пожертвовать временем. Это проблема всех начинающих в любом деле. Как выпускник психфака я прекрасно знаю: чем выше ожидания, тем скорее приходит выгорание. Мы с Антоном с самого начала не рассчитывали на мгновенный успех, осознавая, что нам придется работать над собой, и что первые выпуски не будут шедеврами. Это помогло нам не опустить руки, а идти к своей цели. Это долгий процесс, где иногда вы будете испытывать стыд за себя или своего напарника, и важно поддерживать друг друга, а не обвинять. Если у вас нет опыта, то это огромный пласт работы, и следует осознать, что вам придется вкладывать уйму времени, чтобы быть довольными вашим продуктом. Поначалу отнимайте у себя 16 часов в неделю. Если вы готовы вкладывать столько времени – милости прошу!

Вернемся к самим подкастам и к первому правилу: Проверьте возможности своей аудиоаппаратуры и посмотрите пару уроков работы в аудиоредакторе. Поверьте, не так важен сценарий или харизма, как качество звука, в конце концов, если вас не слышат, то к черту харизму. За неделю до первого выпуска (не пилотного!), мы созванивались каждый день и проверяли звук, экспериментировали. Это нам хоть и немного, но помогло.

Второе правило. Не так важен сценарий, как харизма. Поначалу, да порой и сейчас, мы выписывали сценарий до мелочей, каждая шутка, каждый вдох и выдох были дотошно прописаны в скрипте, но была одна проблема: толково обыграть мы это не могли, были слишком прикованы к тексту и тупо считывали его. Лучше выписывать тезисы и заготавливать пару шутеек, о которых может не знать ваш напарник, чтобы его смех был действительно искренним. Перед самой записью мы созваниваемся за полчаса, выполняем немного упражнений, а потом просто ведём беседу, записывая её. Так вы немного расслабляетесь, приводите мозги в порядок и понимаете, всё ли у вас нормально со звуком.

На записи пилотного выпуска проблемы не закончились, нас ждала уйма приключений. Нужно было узнать, как заливать подкасты, придумать название, сделать логотип, продумать формат и подачу выпусков. Я упущу детали, отмечу лишь, что это бесконечный процесс и от этого нужно кайфовать, иначе вы перегорите. Весь рабочий процесс никому из нас не в тягость, а если вы оправдываете свою лень тем, что вам нужна студия для записи, то поглядите на наши «студии»:

Моя "студия"<br /> Артем Криворученко<br />
Моя "студия"
Артем Криворученко
"Студия" Антона<br /> Антон Исаев<br />
"Студия" Антона
Антон Исаев

После записи четырех выпусков я понял, что нужно выходить на новый уровень звучания. Я искренне понимал, что не смогу справиться со всем, и что нам нужен звукорежиссёр. У Антона были знакомые в продакшене, благодаря чему мы приняли в нашу команду ещё одного Артема. Наша двунога получила устойчивый упор и можно было больше времени уделять прохождению игр, просмотру фильмов, сериалов и написанию сценария. Качество наших записей выросло в разы, да и Артем, помимо основных обязанностей, даёт конструктивную обратную связь, что помогает улучшать наш продукт. Его предложения помогают нам расти и дают силы выходить в срок. Больше таких людей – проблем в мире было бы куда меньше.

Из предыдущего абзаца напрашивается ещё одна рекомендация: если вы понимаете, что не справляетесь - найдите человека, который готов взять обязанности на себя. Как вы уже договоритесь – дело ваше, но иначе, проект быстро загнется. Опять же таки, вы просто устанете тянуть все сами.

Последнее о чём я бы хотел упомянуть – дисциплина. Вам необходимо выбрать удобный день записи (допустим, суббота) и придерживаться его всегда. Также следует определить день выгрузки подкаста в сеть. Естественно, будут исключения. У нас, например, с выходом киберпанка, 14-й выпуск вышел на 4 дня позже. Но исключения должны подтверждать правила и никак иначе. Вам и вашим близким будет намного проще строить планы, понимая, что в субботу вы всегда заняты с 12 до 14. К тому же привычка поможет легче удержаться на плаву даже в сложные для проекта периоды.

Это всё о чем я хотел поговорить в первой части. Если вам понравится, то я напишу продолжение, где углублюсь в детали, трэш и угар. Создание подкаста — один из самых крутых опытов в моей жизни. Я записался на курсы по риторике, начал много писать и анализировать, стал вовлеченным в игрожур, и если ты, мой друг, хочешь запилить подкаст, то дерзай! Но перед этим послушай нас и расскажи, что тебе понравилось, а что нет. Будем очень благодарны!

Ссылки на рождественский выпуск:

44 показа
290290 открытий
8 комментариев

Удачи с подкастом! Вспомнилось что раньше были вокруг одни гитаристы, потом фотографы, а теперь вот подкастеры) Послушал вас немножко, но ребят очень важный момент, все тоже самое что и у других, ну прям вообще все! Выходит какая-то новость и ее мусолят все подкасты каждый в своем стиле. Зовите людей интересных в гости что-ли.  

Ответить

Спасибо за комментарий! Я пока мало слышал где бы в игровых подкастах обсуждали субмарину и подобные продукты. Если у вас есть ссылки на похожие подкасты - буду очень благодарен. Мы еще не нащупали свою фишку, но цель - дать слушателю что-то необычное в контексте культуры. Пробудить в игроках любопытство к книгам и кино, обсуждая также и игры.

Ответить

Как человек который год вёл активно свой ютуб канал - согласна с каждым словом. Ребята, кто читает этот текст , рекомендую прислушаться к Артёму. В каждом совете вижу реальный опыт, ошибки, боль и, самое важное, действенные, толковые выводы, построенные на них. 

Желаю удачи в вашем проекте с ребятами. Сейчас сижу слушаю новогодний выпуск - реально массу удовольствия испытываю, особенно доставляет как виден и слышен ваш профессиональный рост, чувствуется энергия и огонь прямо сквозь наушники  

Ответить

Да, будем стараться)) успехов вам тоже)

Ответить

Ребята, вы большие молодцы - начинать что-либо это уже подвиг. А если вы ещё и развиваетесь и получаете от этого удовольствие, то вообще огонь. Желаю не выгорать и расценивать ошибки как опыт ;)

Ответить

Спасибо, стараемся)

Ответить

Внезапно DTF такой милый)

Текст очень крутой и познавательный - за что огромное спасибо)

Будет ли продолжение?)

Ответить