Как мы воспринимаем звук в наушниках

От работы уха до активного шумоподавления.

Материал подготовлен при поддержке Soundcore

В начале 20-го века не было ни компьютеров, ни смартфонов, ни даже плееров. Но уже были наушники. За сто лет они перешли в стереорежим, стали беспроводными и даже научились подстраиваться под владельца. Разбираемся, как это произошло.

Сперва — как устроен наш слух

Человеческие уши преобразуют звуковые волны в электрические импульсы, которые попадают в «главный компьютер» — мозг. В нём хранится «библиотека» уже известных звуков: знакомых голосов, любимой музыки или шумов, которые ассоциируются с опасностями. Вы можете «выцеплять» наиболее важные в данный момент звуки из «библиотеки» в общем потоке — например, в толпе малышей услышать голос зовущего вас ребёнка.

Мозг считывает тембры голоса, различает высоту и громкость звука, а также отражение звуковых волн от окружающих предметов. Это можно почувствовать: в пустой комнате звуки распространяются иначе, чем в помещении, заставленном мебелью.

Ещё мозг способен определить, откуда приходит звук. Понять, где находится источник звука в вертикальном пространстве — выше или ниже, — человеку позволяет изогнутая форма ушной раковины. А сориентироваться на горизонтальной плоскости — бинауральный эффект.

Бинауральный эффект — это особенность слуха человека. Он возникает, когда источник звука находится ближе к одному из ушей. Например, если музыка играет справа, то звуковая волна быстрее доходит до правого уха. Так мозг определяет направление звука с точностью плюс-минус четыре градуса. Эта способность возникла у человека более 100 тысяч лет назад, во времена, когда слух, зрение и обоняние оберегали древних людей от клыков хищников.

Как человечество придумало наушники

Первые наушники появились в 19-м веке, но популярными они стали только после изобретения радио. В начале 20-го века инженер-электрик Натаниэль Болдуин запатентовал комплект «головных телефонов» — они напоминали современные наушники, только состояли из деталей телефона и весили полкилограмма.

Наушники Натаниэля Болдуина. Фото: <a href="https://vsystem.bg/images/blog/nathaniel-baldwin-headphones-1910.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">vsystem.bg</a> 
Наушники Натаниэля Болдуина. Фото: vsystem.bg 

Качество звука в наушниках Болдуина было таким высоким по тем временам, что американские военные заказали у него 100 пар. Инженер паял каждое устройство вручную на кухне, поэтому, чтобы выполнить заказ, он предложил подписать десять контрактов на десять комплектов. Каждый новый контракт он подписывал только после исполнения предыдущего.

До начала 60-х годов все наушники проигрывали музыку исключительно в монорежиме: из обоих наушников шла одна и та же запись. Инженер Джон Косс заметил этот недостаток и предложил рынку первую стереомодель. Теперь справа и слева могли звучать разные дорожки.

Первые наушники не обладали широким диапазоном частот. Всё изменилось с появлением Hi-Fi в 70-е годы. Новый стандарт гарантировал звук максимально приближенный к оригинальному. С этих пор производители стали усиливать низкочастотные звуки — басы.

В 1979 году Sony вывела на рынок портативный кассетный плеер в комплекте с наушниками. Они произвели революцию — теперь любимую музыку можно было слушать где угодно: в метро, на работе, на прогулке и посреди леса в сотнях километров от цивилизации — главное, чтобы в батарейках оставалось достаточно заряда.

Первый портативный кассетный плеер — Sony Walkman TPS-L2. Фото: Shutterstock
Первый портативный кассетный плеер — Sony Walkman TPS-L2. Фото: Shutterstock

В 2005 году малоизвестная компания Bluetake выпустила первые беспроводные наушники с Bluetooth (успех модели даже подтолкнул и другие бренды — Bose и Beats — к созданию аналогов). Данные при передаче по Bluetooth подвергаются дополнительному сжатию. При этом звук теряет в частоте. Чтобы он не сжимался, нужны кодеки — программы, позволяющие передавать сигналы или данные, например aptX. С 2017 года такие кодеки поддерживают все новые модели беспроводных наушников дороже 50 долларов.

Как на нас влияют громкие звуки

Громкость измеряется в децибелах. Неограниченно можно слушать любые звуки тише 85 децибелов — с такой громкостью ревут автомобили на шоссе.

По нормам Минздрава США, человеку не стоит дольше часа находится в пространствах с громкостью выше 94 децибелов (средняя для рок-концерта). Иначе слух станет менее чувствительным на несколько минут или даже часов. Если слушать такие громкие звуки регулярно, можно совсем потерять слух.

На какой бы громкости вы ни слушали музыку в наушниках, специалисты не советуют делать этого дольше 2–3 часов подряд. Стоит делать паузы хотя бы на 5–10 минут.

Заглушить громкие окружающие звуки при прослушивании музыки помогают наушники со звукоизоляцией или активным шумоподавлением. Первые изолируют посторонние звуки за счёт герметичных амбушюр (соприкасающаяся с ушами съёмная часть наушников), а вторые ловят окружающий шум встроенными микрофонами и накладывают его на воспроизводимый аудиофайл в противофазе: наложение плюса на минус даёт ноль, или, в данном случае, тишину.

Если вы ездите на велосипеде по оживлённой трассе, лучше приобрести наушники с костной проводимостью — они не блокируют окружающие звуки и транслируют звуковые вибрации напрямую во внутреннее ухо через височную кость. Они особенно популярны у велосипедистов, пловцов и других спортсменов.

Наушники с костной проводимостью. Фото: Shutterstock
Наушники с костной проводимостью. Фото: Shutterstock

Почему каждый слышит звуки по-своему

Всё просто: форма ушной раковины так же уникальна, как и отпечатки пальцев.

Некоторые не выносят свой голос в записи. Он всегда звучит несколько иначе, выше и тоньше, чем у нас в голове. Так происходит потому, что при разговоре звук нашего голоса передаётся мозгу через кости, что придаёт ему более насыщенные низкие частоты. А когда звук нашего голоса передаётся по воздуху, он лишается этих частот. Это явление называется голосовая конфронтация.

Запись Laurel or Yanny: звуковой вариант фотографии с жёлтым или голубым платьем
Что слышите?
Laurel
Yanny

На восприятие звука влияют заболевания. При гиперакузии звуки определённых частот и громкости воспринимаются громче и неприятнее, а при мисофонии люди не переносят конкретные звуки. Например, человека может вывести из себя хруст чипсов или шелест пакета. Медики так до конца и не определили, что именно вызывает мисофонию, и считают её либо следствием посттравматического невроза, либо генетической особенностью.

Раз мы все воспринимаем звуки по-разному, то и наушники нужны каждому свои. Пока невозможно выпускать индивидуальные устройства, но некоторые модели можно настроить под себя: регулировать уровень шумопоглощения и «колдовать» над настройками эквалайзера — например, выкрутить на максимум басы или, наоборот, подчеркнуть высокие тона.

Такие наушники — Soundcore Liberty Air 2 Pro — разработала компания Anker. Система активного шумоподавления отфильтрует посторонние звуки, а шесть встроенных микрофонов гарантируют, что во время созвонов голос будет чётким, даже если вы на улице или в метро.

Проанализировать чувствительность слуха и настроить наушники под себя можно в приложении Soundcore. Любители клубной музыки могут «выкрутить на максимум» басы с помощью эквалайзера, а остальные — выбрать один из 15 предустановленных звуковых профилей. Они настроены под музыкальные жанры, например латино, джаз или рок. А семь из них составили музыканты — обладатели «Грэмми», среди которых Halestorm и Foxes.

8585
30 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Вообщем, были у меня и 5.1. аппаратные. Сейчас у меня помимо стерео ушей есть 7.1. Tiamat V2.

Скажу так, по качеству звучания 7.1. Tiamat v2 на голову хуже Medusa 5.1 и те и те аппаратные уши без эмуляции.

Игровой рынок больше адаптирован для ушей 5.1 драйвера на картах для 5.1 отрабатывают отлично, слышно окружение на ура. Долго (4 года) их использовал для игры в Left 4 Dead 2.

Мои наушники 7.1 хороши, но у них более глухой звук (говорят для них нужна карточка SB X3, якобы с ней они лучше звучат, но мой X-FI Titan пока справляется).

То насколько объемным будет звук, зависит только от звуковой карты, наушники звук не распределяют. Если у фильма есть 5.1 или 7.1 дорожка, это круто, можно смело включать директ и наслаждаться. Если таковых дорожек нет, то включаем эмуляцию и чип аиудиокарты сам раскидает звуки по каналам.

Если хотите короткий ответ. Для музыки нет, для фильмов - да, для игр - да.

p.s. если вы не могли понять разницы со стtрео, то вам их не настроили. Даже моя жена которая не сильно разбирается во всем этом, разницу ощутила с первой секунды. Это как ехать на машине, когда у тебя заклеены все окна кроме лобового и потом внезапно со всех окон содрали пленку.

Настолько сильно оживает сцена в кино, вообщем, как будто в кинозале сидишь)

13
Ответить

нет, это все гиммик, решает микширование, в играх (обычно) есть настройка микширования - наушники, телевизор, 5 и 1 и тд тп

8
Ответить

HRTF технологии решают, но по ним полторы научные статьи в гугле из американских университетов, а практических решений вообще не видать. Было бы прикольно увидеть развитие этой темы и чтобы в каких-нибудь аудиофильских магазинах делали персональный скан уха и выдавали файлик, который потом отдаешь во все игры и плееры (VLC например умеет в .sofa файлы, описывающие HRFT) и получаешь идеальный объемный звук из многоканального или dolby atmos источника.

1
Ответить

Laurel or YannyВ наушниках слышу, как взрослый дядька отчетливо произносит Laurel. Снимаю наушники, из колонок неестественный мультяшный голос твердит Yanny. Офигеваю, запускаю заново, теперь и в колонках Laurel.

Ответить

Я все одновременно слышу. Если прислушаться к низкому звуку, то Laurel, к высокому – Yanny

4
Ответить

Проверил из трех источников. Стерео уши, 7.1 уши и затычки, везде Yanny - максимально четко). Что со мной не так.

Ответить