Дель Торо и девочка в лабиринте

Из лабиринта тревожных мировых новостей выходим к свету, где уже собрались чудовища из знаменитого фильма и рассказывают сказки.

Дель Торо и девочка в лабиринте

Чтобы отвлечься от чудовищных новостей в интернете о том, как невидимая глазу напасть держит мир в страхе, лучше почитать книгу, которая позволит вернуть благостный 2006 год. В этом году состоялась премьера одного из лучших сказочных фильмов о чудовищах - "Лабиринт Фавна". В феврале 2020-го появилась книга - и это не новеллизация, а творческое переосмысление исходного сюжета от двух замечательных сказочников.

Дель Торо и девочка в лабиринте

Гильермо дель Торо. Выдающийся кинохудожник, режиссер, сценарист, продюсер, визионер и маг, заклинатель призраков и певец чудовищ — на лицо ужасных, но часто добрых внутри. Экранный мир, который он построил за долгие годы карьеры в кинематографе, не имеет общей хронологии и мифологии, и все-таки зритель безошибочно ощущает между фильмами дель Торо глубокое родство, порою даже не зная, что у них один и тот же автор.

Дель Торо и девочка в лабиринте

В большинстве проектов постановщика духи и монстры человечны и достойны сочувствия, чего не всегда скажешь о людях, способных на самые ужасные поступки. Все это мы видели в таких замечательных лентах, как «Хребет дьявола» (2001), «Хеллбой: Герой из пекла» (2004), «Лабиринт Фавна» (2006), «Багровый пик» (2015) и «Форма воды» (2017). И гуманизм по синьору Гильермо вовсе не какое-то абстрактное понятие, а основа личности, что формируется воспитанием, эмпатией, любовью, а также порой по-настоящему трагическими переживаниями и готовностью жертвовать собой ради других.

Дель Торо и девочка в лабиринте

В наиболее концентрированном виде философия и магия дель Торо проявились, конечно, в сценарии «Лабиринта Фавна», за который он получил в 2007 году премию «Небьюла» (а за сам фильм премию «Хьюго»). Темное отражение «Алисы в Стране чудес», эта история девочки Офелии, выдерживающей на фоне Гражданской войны в Испании ряд жутковатых испытаний, дабы доказать свое право занять трон принцессы волшебного мира, совершенно очаровала публику, завоевала три «Оскара», и вошла во всевозможные списки лучших кинокартин десятилетия.

Книга не является новеллизацией: дель Торо с самого начала решил, что ему нужно полноценное литературное произведение, а не беллетризованный пересказ сценария.

Хотя дель Торо выпустил сценарий «Лабиринта Фавна» отдельной книгой, ему казалось, что в таком виде его творение вряд ли полностью реализует свой потенциал. Поклонник классической романной формы, режиссер в последние годы все чаще выступает как писатель. Нашим читателям прекрасно знакома вампирская трилогия «Штамм» (2009-2011), созданная им совместно с Чаком Хоганом и адаптированная впоследствии в виде сериала. А также подростковая фэнтези «Охотники на троллей» (2016) и новеллизация фильма «Форма воды» (2018) — их соавтором выступил Дэниель Краус. В феврале этого года вышел роман «Лабиринт Фавна» (2019), где история Офелии приняла, наконец, максимально приближенный к идеалу вид, к которому стремился ее создатель.

Дель Торо и девочка в лабиринте

Два важных момента выделяют эту книгу из прочих. Во-первых, она не является новеллизацией: дель Торо с самого начала решил, что ему нужно полноценное литературное произведение, а не беллетризованный пересказ сценария. Во-вторых, в соавторы кинематографист впервые позвал настоящую мегазвезду писательского цеха, чья слава не уступает его собственной. А именно, Корнелию Функе, автора популярнейших фэнтези-романов «Повелитель драконов» (1997), «Король воров» (2000), «Чернильное сердце» (2003), «Рыцарь-призрак» (2011) и др.

Дель Торо и девочка в лабиринте

Результат коллаборации мексиканского киночародея и самой влиятельной немки в мире по версии «Таймс» (2005), чьи произведения переведены на 37 языков и разошлись тиражом свыше 20 миллионов экземпляров, очень впечатляет. Видно, что оба тщательно обсудили то, какого результата хотят добиться, еще «на берегу». Стиль дель Торо, близкий к магическому реализму, и авторская манера Функе, умеющей обманчиво легким, почти невесомым языком рассказать о весьма мрачных вещах, составили гармоничный сплав, сохранивший очарование оригинального фильма и привнесший в повествование об Офелии элементы, характерные для европейских сказок — с ясным уклоном в притчу. Кроме того, следуя в целом сюжету картины, Функе ввела в роман десяток специально придуманных ею эпизодов-интерлюдий, раскрывающих предысторию ключевых моментов ленты и придающих книге дополнительную глубину.

Дель Торо и девочка в лабиринте

Остается добавить, что хотя основную работу проделали те люди, чьи имена украшают обложку издания, у него имеется третий полноправный соавтор. Это американский художник Аллен Уильямс, нарисовавший иллюстрации к книге. Его изысканная черно-белая графика, полная темной поэзии, идеально соответствует духу истории, перекидывая изящный визуальный мостик между кинематографическими корнями «Лабиринта Фавна» и его новым литературным воплощением.

Дель Торо и девочка в лабиринте
Дель Торо и девочка в лабиринте
Дель Торо и девочка в лабиринте

Книга невольно наводит на мысль о том, возможно ли продолжение фильма "Лабиринт Фавна", или все же есть такие истории, в которых лучше вовремя ставить точку?..

Дель Торо и девочка в лабиринте

Благодарим кинокритика Александра Чекулаева за правильное представление хорошей книги. Иллюстрации - Аллен Уильямс.

2424
14 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

Эх, визуал там был отличный, Дель Торо в этом всегда был хорош (отдельное спасибо Дагу Джонсу), жаль только, что сам фильм слабоватым вышел - для меня он был прямо одним из наибольших разочарований того года.

2
Ответить

В 2008 году посмотрел этот фильм и "хребет дьявола" и очень долго был под впечатлением от того как в фильмах показаны дети. Они отлично играют, хорошо прописаны и не тупят как во многих современных фильмах. 

5
Ответить

Непосредственно к теме статьи это не относится, но напомню, как Офелия изменилась за эти годы.

4
Ответить

Несколько лет назад она была в каком-то идиотском сериале и там далеко не блистала, к сожалению. Ещё раз подтверждение того, что сценарист и режиссёр - главные люди на съёмочной площадке.

Ответить

эммм выросла?

Ответить

Несколько раз написано, что это "не новеллизация", но в чем итоговое отличие и насколько сильно будет расходиться с фильмом, я так и не понял.

Ответить