Пара мыслей об "Идиоте" Достоевского

Пара мыслей об "Идиоте" Достоевского

Однажды, Ф.М. пришла идея написать историю про “идеального человека”. Того, кого бы не касались пороки богемного и не очень общества, характерного для Петербурга того времени; и который бы поневоле столкнулся с такими людьми, и не просто столкнулся бы, а стал бы центром их расприй и непонимания. Так, на свет появился роман “Идиот”, который, на мой взгляд, не такой глубокий и сложный, как “Преступление и наказание”, но по своему тревожный и не менее трагический.

Обыкновенный Маленький Человек - князь Мышкин - возвращается в Петербург после долгого лечения в Швейцарии. Мышкин - идиот в медицинском смысле, но теперь он чувствует себя хорошо и даже может контактировать с людьми. Прибыв в родной город, Мышкин наведывается к дальней родственнице Елизавете Епанчине; знакомится с её самоуверенным мужем генералом Иваном Федоровичем, и их дочерьми, одна из которых - Аглая - постоянно конфликтует с матерью. Далее Мышкин оказывается в кругу семьи Иволгиных, где средний сын - Ганя - мечтает жениться на Аглае, но по договорённости с генералом Епанчиным обручается с некой Настасьей Филипповной. Сама же Настасья Филипповна, понимая весь смысл будущей свадьбы, издевается над Иволгиными, над Ганей, а потом и вовсе уезжает вместе с Парфёном Рогожиным - купцом, алкоголиком, ревнивцем и просто хорошим человеком. Мышкин чувствует особую жалость по отношению к Настасье, но и сам становится жертвой её насмехательств; тем не менее он решает “спасти” девушку от её духовной низости…

В общем, как говорится: “Вот такая, понимаешь, загогулина получается!”

Пара мыслей об "Идиоте" Достоевского

В процессе чтения у меня невольно закралась мысль, что Ф.М. больше старался именно над первой частью романа (всего их пять). Помимо очевидного знакомства со всеми персонажами, тут встречаются как и самые яркие моменты произведения, так и её идеологический итог - элитный круг оказался сборищем лицемеров и скупердяев, а страдающая от всего Настасья Филипповна (сама она сирота, но росла в семье знатного чиновника и была его невольной любовницей) решает пуститься во все тяжкие, ибо другого выхода для себя не видит.

А в частях со второй по четвёртый сюжет и вовсе как-будто“буксует” на месте; ярких моментов там мало, большинство персонажей из первой части (почти вся семья Иволгиных) уходит на дальний план, а Настасья Филипповна, на которую автор делал большой акцент, и вовсе исчезает до последних страниц романа, изредка мелькая на заднем плане (например, в концовке второй части). Зато здесь хватает рассуждений на самые острые (для того времени) темы, вроде как место генерала в современном обществе и смысла нигилистического либерализма (вообще, читая рассуждения о либералах, невольно думаешь, что живи Достоевский сейчас, он бы был частым гостем на канале Пучкова).

И если первая часть строилась на попытках Мышкина “спасти” погасшую Настасью, то вторая вращается вокруг полярных отношений главного героя и Аглаи, и их предстоящей свадьбе. Вообще, свадьбу они не хотят, просто мать Аглаи настолько сильно завязла в собственной паранойе и страхе оставить строптивую дочь одинокой девой, что она давит на слабовольного Мышкина жениться на девушке. Аглая же хочет выйти замуж лишь назло матери, хотя любит она другого (или не любит, у неё семь пятниц на неделе). Итог этих отношений, я думаю, очевиден.

Пара мыслей об "Идиоте" Достоевского

Отсюда возникает логичный вопрос: а кто же всё-таки на самом деле Идиот? Если разбирать персонажей по-пунктам, то статья бы уже превратилась в натуральный талмуд. Ф.М. наделил своих персонажей такими яркими и противоречивыми чертами, чтобы “святость” главного героя кажется само-собой очевидной. Вообще, персонажи тут вызывают привычное для мира Достоевского отвращение: все слишком хитрые, изворотливые, капризные, лицемерные. И даже их положение в обществе не ставит между ними существенных границ. Запущенный алкаш генерал Иволгин оказывается ничуть не хуже бывшего чиновника Лебедева, который и вовсе чувствует себя идеально в кругу скандалов (сам он тот ещё подлиза и вообще личность хитрая и корыстная); а по уровню своего поведения Лизавета Епанчина и вовсе кажется самым ненавистным персонажем романа.

Но интересно другое: видимо иронизируя над современным обществом, Достоевский делает “святым” не кого попало, а именно клинического идиота, Мышкина, который всегда говорит правду и искренне не понимает, как правильно себя вести в разговорах. Окружающие же думают, что Мышкин либо мастер притворства, либо идиот (в переносном смысле), но в силу собственной гордости не могут “уступить” перед зазнавшимся (как им кажется) князем. А он лишь мучается в попытке понять их.

Проблема ещё в том, что князю кажется, что он может спасти Настасью (за которой он пытается бегать весь роман), но слабо понимает, что и сама Настасья так сильно запуталась в собственной жизни, что и не знает, что делать. То же самое касается и его сложных отношений с Рогожиным, который вроде и уважает Мышкина, но из-за ревности в буквальном смысле сходит с ума; настолько, что готов убить любого, кого могла бы заинтересовать Настасья.

Давление со стороны Епанчиных, постоянные попытки окружающих нажиться на доброй совести князя, проблемы Настасьи и сложный характер Рогожина в итоге приводят к настоящему трагическому финалу. Достоевский не ставил перед собой цель разрешить сюжетный конфликт романа; он лишь показал, что даже самая святость не может устоять перед лицемерием, жестокостью и бездуховностью человеческой сущности.

Пара мыслей об "Идиоте" Достоевского

Это, кстати, и отличает “Идиота” от “Преступления и наказания”. Если во втором случае для героя всё заканчивается благополучно, а главная мысль о совести и грехопадении доходит до светлой кондиции, то в первом возникает ощущение настоящего чистилища: герои не меняются и остаются верным своим порокам, а где-то и вовсе их действия приводят к настоящей катастрофе. А Мышкин… впрочем, это уже спойлер.

Стоит ли читать роман? Да, безусловно. Я бы даже не сравнивал его с ПиН, потому что это два разных произведения, две разные идеи, два разных смысла. Единым лишь остаётся пессимизм Фёдора Михайловича и образ пасмурного Петербурга. Да, книга кажется растянутой, да, большинство сцен выветривается из памяти; но за лихо завернутую первую часть и идею я ставлю ему очень высокий бал.

Спасибо за внимание.

88 показов
3.8K3.8K открытий
22 репоста
54 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Ну у меня был план сначала Братьев Карамазовых охватить или Униженных и оскорблённых, и потом Бесы. Меня ещё Игрок интересует.

Ответить

Что в Бесах то актуального? Как раз наоборот, злободневный пасквиль.

Ответить

Спасибо за статью. Главный герой он не то что именно идеальный человек, Достоевский хотел вывести этакого Иисуса (чья личность для Ф. М. прям очень много значила) только в современном ему контексте. Там вообще если по порядку рассматривать романы Достоевского, то очень видно как Мышкин потом станет Алёшей Карамазовым, Рогожин - Митей, а вот Ивана Карамазова возможно действительно в этом романе не хватает. Но в целом не согласился бы что он (роман) как-то сильно легковеснее чем остальные из пятикнижья. Он довольно туманный на самом деле, взять те же припадки у Мышкина и лёгкий налёт мистики между ним и Рогожиным, какая-то необъяснимая связь с Настасьей Филиповной. Меня лично при прочтении больше структура удивляет, это ж прям бульварный роман: как там главы заканчиваются на "самом интересном" и тд. Такое ощущение что Ф. М. прямо сознательно всяких Поль де коков то ли пародирует, то ли всерьёз пользуется их приёмами, особенно в начале романа. Ну короче моё мнение что это одна из тех книг, которые в разные периоды жизни стоит читать, она очень разно может читаться, как и остальные большие вещи Достоевского.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

вывести этакого ИисусаБлин, а точно, там же не зря идет акцент на картину с мёртвым Иисусом

Ответить

А, ну и да, нравится фраза Варлама Шаламова ещё про то что если бы Достоевский жил в 20 веке, то не стал бы писать о "народе-богоносце", лол. Как бы я Ф. М. не любил, но все его публицистские размышления считаю наивными. Это к слову про пучкова и тд.

Ответить