«Мартин Иден»: о силе личности, любви и экзистенциализме

«Мартин Иден» – роман Джека Лондона, рассказывающий о молодом парне из рабочего класса, который влюбился в девушку-аристократку и ради сближения с ней решил стать известным писателем. На первый взгляд, банальная история любви, в итоге оборачивается чем-то совсем иным, хотя и остаётся ею до конца. Но обо всём по порядку.

Главные герои

В центре повествования, конечно же, находится сам Мартин Иден – парень (почти) 21 года, который с ранних лет сам зарабатывает себе на пропитание (в основном в море, нанимаясь матросом на разные суда). Мартин, как это часто водится в художественных произведениях, на первый взгляд, хорош практически во всем: он красив и силен – никакая девушка не устоит перед его обаянием и мощью; он уважаем в кругу товарищей, т.к. ко всем относится по-дружески, приходит на выручку в нужный момент, умеет хорошо провести время и постоять за себя. Он щедр и всегда отдает свои долги, не забывая проявленной к нему доброты. Не боится тяжелой работы и делает её хорошо. Он уверен в себе. Кроме всего этого, несмотря на внешнюю «дикую силу» Мартин обладает чутким нежным сердцем, любопытством и тягой к познанию, любовью к красоте и впечатлительностью. Таким мы видим его на протяжении большей части романа.

Мартин Иден в одной из экранизаций
Мартин Иден в одной из экранизаций

Второй центральной фигурой произведения является Руфь Морз – девушка буржуазного сословия, 24 года. Красивая, кроткая, утонченная голубоглазая блондинка, которая учится в университете вместе со своими братьями. Она изучает искусство и любит литературу, много читает, играет музыку и красиво поёт. Она очень учтива и чувственна, всегда старается создать комфортную обстановку для своих гостей. Ей, как и большинству аристократической молодежи, никогда не приходилось работать и жизнь она знала исключительно по тому, что читала в книгах. До встречи с Мартином Иденом Руфь не знала, что такое любовь.

Завязка

С Руфью Мартина знакомит её брат – Артур. Именно Артур пригласил молодого рабочего на обед в дом своей семьи, после того, как тот защитил его от уличных хулиганов. С одной стороны, это был жест благодарности, но с другой, Артур хотел показать своей семье «дикаря», ожидая от Мартина, как от представителя «низов» каких-то выходок. Но ожидания его не оправдались. Мартин, будучи натурой чуткой, очень старался вести себя «правильно», следить за своей речью, чтобы никоим образом не оскорбить людей, так любезно пригласивших и принявших его. К тому же, дом Морзов произвел на него огромное впечатление, а сама семья Артура казалась образцом высшего общества, будто сошедшим со страниц книг: интеллигентные, утонченные, умные, связанные крепкой семейной любовью (чего не было в семье Мартина). Чувствуя превосходство своей новой компании и восхищаясь ею, Мартин, тем не менее, не терял уважения к себе. Он не унижался, не пытался льстить. Он знал, что пока не стоит с ними на одной ступени, но… это вопрос времени.

Костюм был обязательным атрибутом при посещении дома Морзов. По крайней мере, такой мысли придерживался сам Мартин
Костюм был обязательным атрибутом при посещении дома Морзов. По крайней мере, такой мысли придерживался сам Мартин

В процессе общения, Руфь и Мартин нашли общий интерес в литературе: несмотря на то, что он был выходцем из низов, Мартин тоже читал книги, они могли с легкостью захватить его. И хотя познания его в этой сфере были скудны, по сравнению с Руфью, это не стало преградой, ведь он чувствовал к книгам неподдельный интерес, а потому с удовольствием слушал рассуждения молодой девушки.

Вечер прошел отлично и, конечно же, в Руфь он влюбился с первого взгляда. С первого же взгляда влюбилась в него и Руфь, правда, в отличии от Мартина, она не осознавала этого. Чувствуя влечение, она не понимала его истоков: Мартин был совсем не тем идеалом мужчины, который она себе рисовала, а ровно обратным. Его грубость и сила пугали её, но и притягивали одновременно. К тому же, до сих пор мужчины для неё вообще не существовали в разрезе любовных отношений (что даже беспокоило её родителей и, в итоге, стало одним из факторов, почему те не были против их последующего общения).

После, окрыленный светлыми чувствами и одновременно мучимый терзаниями по поводу классового и интеллектуального разрыва между ним и его возлюбленной, Мартин приходит к решению образовываться и стать известным писателем. Исполнение своего плана он не откладывает ни на секунду.

Безустанный труд и вера в себя

На пути к писательскому Олимпу Мартин рассчитывал только на себя и свой труд. Полный энергии и безапелляционной веры в себя, а также движимый целью, он без устали штудирует литературу разных направлений, регулярно посещая публичную библиотеку, учит новые слова и их значения, разбирается в сложных конструкциях, возвращаясь к ним снова и снова. По совету Руфи, Мартин в том числе усиленно изучает грамматику, чтобы исправить свою речь и сделать её правильной, избавиться от жаргона и грубости. Он читает поэзию, журналы, изучает алгебру и геометрию, постепенно выделяя приоритетные направления.

Мартин учится день и ночь, сокращая время сна до минимума и сетуя на то, что ему вообще нужно спать. Ключевым моментом здесь является то, что знания он поглощает с неподдельным интересом, а первые пробы пера буквально льются из-под его руки. Мартину есть чем поделиться с миром, он хочет рассказать о жизни, такой, какая она есть, такой, какой он её видел: прекрасной и ужасной.

«Мартин Иден»: о силе личности, любви и экзистенциализме

Но никто не верит в его успех, даже Руфь, хоть она и помогает ему овладеть речью. Единственный, кто уверен в том, что Мартин достигнет высот в письме, несмотря на все неудачи, – это он сам.

Внутренняя сила Мартина Идена и его упорство – одна из основных вдохновляющих составных романа. Мартин знает, что не хочет быть обычным рабочим, он хочет сам ковать свою судьбу и делает это, не полагаясь ни на кого. При этом топливом его настойчивого труда является любовь и только ради неё он стремится к славе. Это тоже один из ключевых моментов истории.

Философский романтизм

По мере того, как Мартин познаёт мир литературы, он знакомится также с работами известных философов и ученых: Дарвина, Канта, Ницше, Спенсера. Последний произвел на него наибольшее впечатление и укрепил в молодом уме определенное мировоззрение, в т.ч. окончательно обернул его против социализма: Мартин был уверен, что побеждать должен сильнейший, а равенство для всех – путь к упадку, ведь даст тогда слабым возможность выживать и плодить таких же слабых (повеяло евгеникой немного).

Философско-политический интерес не раз приводил Мартина к жарким спорам, как с представителями буржуазии в доме Морзов, так и с рабочими. При этом, в книге создается довольно романтический образ «народных мыслителей»: бедных, но достойных людей широкой мысли, горячо обсуждающих разные идеологии, пытаясь в пух и прах острым словом разбить своих оппонентов. Люди эти знают истину жизни, хотя и могут придерживаться разных взглядов. Им противопоставляются аристократы – умные лишь с виду, напичканные знаниями и мыслями других людей, но не понимающие их до конца. А уж другие точки зрения понять не способные в принципе, за очень редким исключением, не говоря уже о генерации своих собственных.

«Мартин Иден»: о силе личности, любви и экзистенциализме

На первый взгляд, такие вот «народные мыслители» - очень близкий многим образ. Но, все же, он довольно противоречив. Будучи противниками «классических» устоев, они живут по их правилам и пользуются их результатами, при этом сами – ничего не создают. Философские их рассуждения не приводят ни к чему и никак не влияют на мир. Дебаты происходят ради дебатов, они не решают никаких проблем, да и не пытаются это сделать. Классические «кухонные посиделки», в которых не раз участвовал, наверное, каждый из нас. Такой характер «настоящих людей», как представляют их Мартину, отчасти подтверждается и автором в одном из эпизодов.

Сам Мартин, будучи индивидуалистом и не смотря на свою самостоятельность в целом, также слишком зависим от окружающей системы. Наверное, было бы справедливо, живи он, грубо говоря, в лесу и добывая пропитание своими руками, но этого нет. Хотя, возможно, так оно и было бы, не встреть он Руфь, любовь к которой, а вовсе не честолюбие, толкало его к поискам славы в кратчайшие сроки. Частично и эту мысль подтверждает автор.

В целом, в мировоззрении Мартина Идена есть смысл, как и во многих идеологиях. Но работают они, судя по всему, только в условиях разнообразия этих самых идеологий.

Социальная проблематика

Кроме мировоззренческих вопросов, в романе поднимаются и социальные вопросы: межклассовых различий, семейных и коллективных отношений, эксплуатации труда и трудового пьянства (если можно так сказать). Последнему, к слову, в какой-то момент поддался даже сам Мартин, работая в прачечной с молодым парнем Джо. Устами Мартина Идена, Джек Лондон отмечает то, что каторжный труд превращает человека в скотину, ведь отдавая все силы сверх нормы работе, он не способен чувствовать вкуса к жизни, замечать красоту вокруг, заниматься чем-либо ещё. Лишь алкоголь на время возвращает какие-то чувства, перед новым погружением в небытие труда.

За стаканом горячительного, Джо мечтает о собственной прачечной, где никто и никогда не будет перерабатывать, а условия труда будут как можно лучшими. Сбудется ли эта мечта? Предлагаю вам узнать самостоятельно.

«Мартин Иден»: о силе личности, любви и экзистенциализме

О личностном кризисе и любви

Примечание: здесь есть некоторые намеки на развязку истории.

Образование привело Мартина к неожиданному результату, а именно крушению представлений и ожиданий, переосмыслению окружающей реальности. При чем, неоднократно. Никто не сообщил ему известной народной мудрости: меньше знаешь - крепче спишь. И хотя Мартин не лишен определенного высокомерия, он всё же, был искренен и добродушен. Важным для него было не столько принятие его точки зрения, сколько понимание её сути. Мартин превозносил идею над формой (не пренебрегая последней, при этом, ведь в т.ч. ради умения совладать с нею он трудился денно и нощно), но образование показало ему, что в окружающем мире форма преобладает над содержанием. И это касается, конечно же, далеко не только искусства.

Взаимопонимание – также одна из основных тем в этой истории. При этом, нам показывают как важность её, так и незначительность. Например, безусловно, встретить человека, который тебя понимает – это очень важно. С другой стороны, поддержка нередко исходит от людей, которые хотя и не понимают нас, но всё равно ценят (такой, например, была сестра Мартина, Гертруда, паренёк Джо, домоправительница Мария).

Наиболее понравившаяся мне иллюстрация, изображающая Мартина Идена
Наиболее понравившаяся мне иллюстрация, изображающая Мартина Идена

Но абсолютная движущая сила в романе – это любовь. Как я говорила выше, лишь она побуждала Мартина действовать, пускай действие это и было подкреплено его искренним интересом к деятельности. В конце концов, однако, мы понимаем, что Мартин любил не саму Руфь, не её личность, а лишь её красоту и кротость; лишь тот образ, что он создал в своём мозгу при первой их встрече. Сам Мартин принимал такую любовь за безусловную.

Любовь Руфи, в свою очередь, на первый взгляд, показалась мне более честной: её тоже влекло к нему физически, но в то же время, она чувствовала и его внутреннюю силу, его характер. Она оценила его стремление к знаниям, наставляла его, хотя и не поддерживала писательские порывы. Она впустила его к себе, несмотря на то, что он был простым матросом, т.е. она видела общую их совместную жизнь даже с этой точки. Не разделяя его идей, она особо не порицала его за них. Но лишь пока это не касалось других людей. И только здесь возникает камень преткновения в чувствах Руфи: сама она принимала Мартина с его, как она считала, недостатками (экспрессивность, отсутствие стабильной работы), давала ему делать ошибки (опять же, по её мнению) но она не могла противостоять неприятию его другими людьми. Буржуазное воспитание ограничивало её в этом, и хотя она частично пошла против него, но не смогла всё же идти до конца. Оно же, вкупе с отсутствием жизненного опыта, не давало ей также до конца чувствовать Мартина.

Что иронично, и Руфь, и, главное, сам Мартин, в итоге, оказались жертвами победы формы над сутью.

«Мартин Иден»: о силе личности, любви и экзистенциализме

Заключение

Роман «Мартин Иден» - один из моих любимых. Он не только вдохновляет целеустремленностью и верой в свои силы главного героя, но также дает немало пищи для ума, ведь история неоднозначна (не говоря уже о возможном пополнении книжного беклога). Идеальный на первый взгляд протагонист, не является таким на самом деле – у него есть свои недостатки, с ним есть о чем поспорить и он меняется (сохраняя, все же, внутренний стержень).

Теплые эмоции вызывает также яркое (хотя часто, довольно витиеватое) описание первой любви (многие, наверное, вспомнят себя в это время) и вообще чувств, как романтических, так и личностных.

В целом, рассказанное мной – лишь часть того, что есть в книге и того, что мне хотелось бы рассказать. Я, безусловно, советую прочесть её. История захватывает и постоянно держит внимание, даже при повторном прочтении. Автор неплохо играет нашим отношением к происходящему, благодаря мыслям и поступкам главных героев. Развязка необычная и оставляет после себя интересное послевкусие, ощутить которое желаю и вам.

4646 показов
69K69K открытий
11 репост
107 комментариев

Роман очень мощный и все ещё актуальный. Я считаю, это лучшее из произведений Лондона, которое обязательно стоит прочитать хотя бы для общего развития.

Ответить

Однозначно.

Ответить

Моя любимая книга. Вообще Джек Лондон пишет захватывающе. Советую всем для тренировки воображения

Ответить

Для меня самыми мотивирующими книгами оказались "Мартин Иден" и "Цветы для Элджернона". Забавно, что они обе про вымышленных персонажей (ну, Мартин Иден - отчасти вымышленный), и обе заканчиваются не очень весело. Но вдохновляют такие истории больше, чем книги про то, как некий реальный человек к успеху пришел.

Ответить

вдохновляют такие истории больше, чем книги про то, как некий реальный человек к успеху пришел.Вот да.

Ответить

Лол, Иден почти автобиографический.

Ответить

Я когда прочел Чайка по имени Джонатан Ливингстон, понял, что две книги указанные выше нервно курят в стороне

Ответить