Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

Сиквелы, которые не уступают оригинальной трилогии

Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

Мэтр эпического фэнтези Тэд Уильямс совершил настоящий подвиг и порадовал поклонников своего творчества, выпустив продолжение своего знаменитого цикла Memory, Sorrow, and Thorn (в России также известен под названием «Орден Манускрипта»), который выходил в оригинале с 1988 по 1993 годы. «Последний король Светлого Арда» — новая трилогия, действие которой разворачивается спустя три десятилетия после «Ордена Манускрипта».

В своих книгах Уильямс сочетает мастерскую работу с мифологией, унаследованную от Толкина, с серьезностью и реалистичностью — Тэд был одним из первых, кто решился привнести их в жанр. «Орден Манускрипта предвосхитил эпоху многогранного фэнтези со множеством политических переворотов и интриг — собственно то, что популяризировал Джордж Мартин, вдохновляясь фэнтези Уильямса.

На русском вышла вторая книга трилогии «Последний король Светлого Арда» — «Империя травы», а мы подготовили перевод статьи о том, почему эта книга — лучшая в цикле.

Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

Тэд Уильямс развивает идеальный финал своей саги, напоминая нам, что ничто никогда по-настоящему не заканчивается

Когда я впервые узнал, что Тэд Уильямс планирует вернуться в мир «Ордена манускрипта», написав новую трилогии, я отнесся к этому скептически. Первая трилогия была настолько глубокой, захватывающей и всеобъемлющей, что я предположил — здесь нет никакой истории, которую можно было бы дорассказать. В лучшем случае, испугался я, мы получим бледное переосмысление этого эпического фэнтези; в худшем — мы могли бы оказаться в положении «Преступлений Грин-де-Вальда», новой части, достаточно неровной, чтобы бросить тень на всю франшизу. Может ли мир Светлого Арда с его реконструкцией и переосмыслением самых известных элементов фэнтези по-прежнему иметь значение в современном литературном ландшафте, где ощущается гораздо больше влияния Мартина и Сандерсона, а не Толкина и Льюиса?

Мне нужно было последовать собственному совету. Ранее я утверждал, что в эпоху хоуп-панка Светлый Ард никогда еще не был настолько актуальным. «Империя травы», вторая часть трилогии «Последний король Светлого Арда», дарит нам эту актуальность, благодаря привычной неослабевающей креативности Уильямса. Я никогда не был настолько рад, что ошибался. Впереди еще одна книга — «Дети навигатора», но что бы ни случилось в последнем томе, две первые новые части уже стали чем-то особенным.

Далее несколько спойлеров о первых двух томах трилогии «Последний король Светлого Арда»

Сюжет «Империи травы» стартует сразу после финала предыдущей части «Корона из ведьминого дерева», заново пересматривая и развивая сюжетные линии, представленные в книге. Принц Морган, внук короля Саймона и королевы Мириамель, борется за свою жизнь в обширном лесу Альдхорт, в то время как его бабушка пытается восстановить мир между враждующими группировками на юге. Нежеру, вительница-полукровка, должна сопровождать плененного дракона к королеве Утукку, которая жаждет отомстить смертным. Тем временем король Эрнистира замышляет что-то недоброе, в стенах Хейхолта скрывается предатель, и (как следует из названия последней книги) народ лугов — тритингов — возглавляет загадочный новый лидер.

Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

Мудро, что Уильямс не пытался воссоздать медленное наращивание темпа «Ордена Манускрипта», где Саймон на протяжении почти всей первой книги оставался единственным персонажем, от лица которого велось повествование. «Корона из ведьминого дерева» забрасывает читателей прямо в переломный момент, а сюжет развивается с немыслимой скоростью во всех уголках мира, что похоже на маленькие ручейки, питающие большой поток. В этом романе проделана такая тщательная работа созданию фундамента сюжета, что «Империя травы» оказывается буквально реактивной — это книга, где невероятное множество событий и ни один персонаж не останется в стороне.

Как и в другой долгожданной трилогии сиквелов — в новой серии фильмов «Звездные войны», — на первый план выходит молодое поколение героев. Конечно, здорово увидеть развитие историй Саймона, Мири, Бинабика, Тиамака и Эолейра, но далее станет понятно, что Уильямс точно знает, что делает, когда не дает этим героям играть первую скрипку. Я был увлечен Морганом в «Короне из ведьминого дерева» и восхищался тем, как Уильямс сделал неприятного человека (колючего, импульсивного подростка-алкоголика) вызывающим интерес и сопереживание, точно показав, как Морган стал таким, каков он есть. В «Империи травы» Морган получает шанс отказаться от своей поверхностной легкомысленности и стать чем-то большим.

Еще у двух персонажей из предыдущей книги, Нежеру и ее смертного спутника Ярнульфе, имеется одна из самых убедительных арок за последнее время, поскольку они сталкиваются и расходятся в совершенно разных направлениях. В то время как она начинает подвергать сомнению свою систему ценностей, он становится более преданным своей самоубийственной миссии и пренебрегает собственной жизнью. К тому времени, как мы замечаем происходящие изменения, герои, по сути, меняются местами.

Мы также должным образом познакомимся с Танахайей, первым рассказчиком в серии, принадлежащим бессмертным лесным обитателям — ситхам, которая провела в коме большую часть предыдущей книги. Другие новички «Короны из ведьминого дерева», также получают в романе более значительные роли. Один рассказчик, которого мы, как нам казалось, знали, канцлер Саймона Пасеваллес, — чья чудовищная натура была раскрыта в шокирующем сюжетном повороте в предыдущей книге, — проявляет себя, как по-настоящему грозный злодей. Вдобавок ко всему мы получим новые манящие намеки о происхождении ситхов и норнов (почти не остается сомнений, что когда-то они были космическими путешественниками), а также предположения, что прежде не попадавшие в фокус внимания тинукедай’я гораздо важнее, чем кто-либо предполагал (предположения подкрепляются отсылкой из интригующего названия заключительной книги серии).

Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

Все это складывается в сложное сюжетное полотно, в котором менее опытный рассказчик мог бы запутаться. Но Уильямс справляется с этим настолько виртуозно, что вы начинаете задаваться вопросом, знает ли он вообще — то, что он делает, очень нелегко. Ни одна из сюжетных линий «Империи травы» не ощущается ненужной, ни один из сотен персонажей — лишним.

Я рекомендую эту книгу, потому что, пожалуй, это самая масштабная работа из всего, что написано о вселенной Остен Арда. Атмосфера надвигающейся гибели в «Ордене Манускрипта» держала напряжение на высоком уровне, но в то же время это означало, что персонажи вынуждены бороться за свою жизнь практически на каждой странице. «Империя травы» позволяет выйти на первый план другим действиям и решениям персонажей. Невероятно здорово видеть, как сага о дипломатии на острие ножа, роман взросления, мистика о пропавшем без вести, история становления мессии и семейный триллер идеально сосуществуют под одной обложкой.

Несмотря на вышесказанное, самая впечатляющая алхимия в книге не просто драматична, но и тематична. На первый взгляд, «Последний король Светлого Арда» обращается к двум основным моментам, делавшим финал «Ордена манускрипта» относительно открытым. Речь о выживании мстительной королевы норнов Утук’ку и драматическое пророчество о детях-близнецах принца Джошуа. И все же Уильямс предлагает читателям нечто больше, чем просто развитие этих линий — это фантастическое размышление о самой природе концовок.

Вспомните, как завершился «Орден Манускрипта». Некоторые читатели были разочарованы, на их взгляд, шаблонной концовкой — Саймон узнает о своей тайной причастности к королевскому роду в идеальный момент, чтобы жениться на своей истинной любви и занять трон. Я не был одним из тех читателей, но мог понять, откуда берется разочарование.

Но затем появляется «Последний король Светлого Арда», и тридцать лет спустя мы узнаем, что Саймон и Мири жили долго и счастливо… хотя на самом деле все было не так. О, счастья у них было в изобилии, невероятно красивое и правдивое изображение их долгого брака — одна из лучших частей «Короны из ведьминого дерева», но хэппи-энд оригинальной трилогии не подавил имеющиеся у многих желание взять реванш

Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

В «Империи травы» Уильямс сплетает темы из всех предыдущих частей в единый узел, который дарит всей истории необходимые глубину и вес. Мы уже давно знаем, что он хочет, чтобы мы сочувствовали его злодеям: антагонист предыдущей трилогии был побежден мгновением бескорыстного сочувствия. «Империя травы» предлагает нам посочувствовать непостижимой Утук’ку, поскольку мы узнаем, что она потратила столетия, обучая череду певцов в совершенстве имитировать ее мертвого сына. Ее бесконечная жизнь не позволяет ей осознать, что смертные, которым она пытается отомстить, мертвы уже как несколько поколений.

Итак, если каждому хотя бы немного можно посочувствовать, то есть ли здесь Большое Зло? Если в Остен Арде и есть какое-то абсолютное зло, так это неспособность пустить все на самотек. В третьей части своеобразный и жуткий новый злодей описывает зло Мириамель, используя непереводимое слово виндисса: месть как непреложный закон Вселенной. Утук’ку хочет жаждет направить виндиссу против смертных. Пасеваль хочет отомстить правителям, которые не смогли помочь ему когда он остался без гроша на улице. Унвер и кланы тритингов требуют виндиссы против наббанаев, строящих поселения на их земле. И так далее.

Даже положительные герои не защищены от этого. Мири страдает, так как не может отказаться от своей миссии в Наббане, и они с Саймоном явно еще не разобрались с таинственной смертью сына. Эолейр не может забыть о чувстве долга. Морган цепляется за свой гнев на дедушку и бабушку, Воршева — за свой гнев на исчезнувшего Джошуа, а Ярнульф — за свою миссию, почти забыв о ценности собственной жизни.

Возвращение Тэда Уильямса в мир «Ордена Манускрипта»

И все же целеустремленность — это не так уж плохо: трудно было бы не согласиться хотя бы немного с тем, что Унвер жалуется на Бога, например, а Джеса и Тзоя демонстрируют простую, но нерушимую преданность детям, которых они воспитывают. Как всегда, Тэд Уильямс и Остен Ард не дают легких ответов или прямых путей. Мне очень приятно (не говоря уже о том, что это в характере автора), что Уильямс решил усложнить свой собственный «идеальный конец» сиквелом, который о том, что ничто никогда по-настоящему не заканчивается.

В заключении я хочу убедиться, что никто из вас не совершит моей ошибки. Если вы любите «Орден Манускрипта», но воздерживаетесь от чтения «Короны из ведьминого дерева» из страха, что окажется недостойна предыдущей трилогии, больше не бойтесь. Прочитайте. А затем прочитайте «Империю травы». Эта книга цикла «Последний король Светлого Арда» — величайшее достижение, какого может достичь сиквел: я больше не могу представить оригинальную историю без нее.

22 показа
2.5K2.5K открытий
15 комментариев

Сиквелы, которые не уступают оригинальной трилогииТам и оригинальная серия не блистала.

Ответить

>Там и оригинальная серия не блистала.Во время прочтения так не понял, откуда столько положительных отзывов и чем там вообще Мартин вдохновлялся при написании Игры Престолов. Довольно уныло и посредственно.

Ответить

Я начинал "трон из костей дракона" читать. Ну ппц скучно. Скучно и как-то избито. Не знаю почему его так обожают. Может, конечно, там дальше самое интересное будет...

Ответить

Да, дальше лучше. Я когда первый раз начинал, тоже забил на п****страданиях Саймона.

Это видимо модно было. У Джоржана в "Колесе Времени" начало тоже было избитое.

Ответить

Так сколько лет прошло, жанр упиздил совсем в другие степи.

Ответить

А я не смог читать. Я понимаю что после ПЛиО это все фигня, но так "переехать" героев оригинальной трилогии, после всего что с ними случилось, это как то слишком.

Ответить

Оригинальную трилогию не собираетесь переиздавать?

Ответить