Почитать
Azbooka
2178

Философы от фэнтези: жизнь и миры Генри Лайона Олди

С чего начать в бурном море творчества Олди? Почему по их произведениями можно защитить диссертацию? Что боевые искусства и театр могут привнести в литературу? Вопросов много, все ответы - в нашем материале.

В закладки
Слушать

Многостаночники от литературы

Удивительных совпадений у писательского дуэта из Харькова много. Родились Громов и Ладыженский в марте с разницей всего в неделю: Ладыженский 23-го, а Громов 30-го. Но у писателей есть еще и общий день рождения: 13 ноября 1990 года. Именно в этот день было закончено первое совместное произведение писателей, юмористический рассказ о вампирах «Кино до гроба и…».

Еще до начала совместной творческой работы Громов и Ладыженский давали почитать свои произведения друг другу: это были не только рассказы, но и пьесы, и даже стихотворения (стихи Ладыженского легко найти в интернете). Со временем появилась идея: а почему бы не попробовать написать что-то вместе?

Дмитрий Громов и Олег Ладыженский

Но если авторов двое, то почему бы им и не подписываться своими именами? В самом начале творческого пути так и было, но однажды им предложили публикацию в сборнике с Роджером Желязны и Генри Каттнером. Оказавшись в такой интересной компании, Громов с Ладыженским решили пошутить и придумали англоязычный псевдоним «Олди».

У этого переименования была и практическая сторона: в отличие от громоздкого сочетания имен и фамилий двух авторов, «Олди» звучало коротко и ясно, и явно лучше запомнилось бы читателям. Издатель сборника эту краткость не оценил и потребовал, чтобы к условной фамилии добавились еще и инициалы, но не просто буквы, а полное имя. Так и появился Генри Лайон Олди, где инициалы Г.Л. – от фамилий писателей, и Олди – это ОЛег и ДИма. Вместе с псевдонимом и совместным творческим днем рождения как бы появилась и третья личность.

В начале 90-х родители Ладыженского переехали в США, он же остался в Харькове – не в последнюю очередь из-за литературной карьеры, которая только-только начиналась. У Громова же из-за литературы не сложилось с диссертацией: необходимый материал уже был набран, но писателю не хотелось заниматься бумажной волокитой, и вместо академической стези он выбрал писательскую.

В 1992-м Олди приехали в Ялту на семинар Всесоюзного Творческого Объединения Молодых Писателей-Фантастов, где у них в группе мастером был сам Сергей Снегов, которому на тот момент был уже 81 год. Вместе с Олди на этом семинаре были и другие будущие звезды, к примеру, Сергей Лукьяненко и Владимир Васильев.

Сергей Снегов

Кроме литературы, в жизни Олдей был еще и театр «Пеликан», где Олег Ладыженский выступал в роли режиссера, в Дмитрий Громов – актера (одна из ролей – Вага Колесо в спектакле «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких). Совмещать две творческих работы, правда, удавалось только до 2000-го: слишком уж много сил и времени требует и то, и другое, поэтому от театра пришлось отказаться. Для Ладыженского, кстати, это фактически стало уходом из профессии: у него режиссерское образование.

Олди на тренировке

Есть и еще одна внелитературная деятельность, объединяющая Громова и Ладыженского: каратэ. Оба занимаются этим видом спорта уже много лет. Как и в других восточных единоборствах, в каратэ есть, помимо боевых приемов, своя философская система, духовный подход, без которого освоение физических навыков вряд ли можно считать настоящим обучением боевому искусству. Здесь легко провести параллель с творчеством Олди: их формула успеха – «экшн + философия».

Мудрость, жанры и химеры

Читателей часто интересует, как же люди могут писать книги в соавторстве: ведь литература, кажется, творчество крайне индивидуальное. Олди считают, что дело не в распределении труда, а в том, что при объединении усилий выходит что-то с принципиально новыми свойствами, которыми индивидуальные работы не обладают.

Творческое слияние, которое развилось за годы совместной работы, особенно хорошо заметно в интервью, когда Громов и Ладыженский легко подхватывают мысли друг друга, не противоречат и не спорят между собой. Видно, что за время знакомства они успели обсудить, кажется, все на свете, и пришли к консенсусу по большинству вопросов.

Олди, как они сами говорят, интересна не только конкретная история конкретных героев (Иванушка отправился в тридевятое царство, там сразился с Кощеем и заполучил Василису Премудрую), но и подтекст этой истории, те мысли, которые можно донести посредством захватывающего сюжета. Необязательно делать каждый роман неиссякаемым источником мудрости, где каждая реплика героев будет о смысле жизни (точнее, так делать вообще не рекомендуется), но все же философское начало в текстах Олди всегда сильно. Собственно, все, как в их любимом каратэ: есть экшн, который вполне может существовать и без духовной составляющей – но тогда это уже будет не каратэ, а просто боевая физкультура. Неудивительно, что с таким подходом к творчеству Олди (точнее, их книги) даже становились объектом диссертационного исследования.

Угнаться за популярными темами и жанрами Олди не пытаются, но, бывает, попадают в яблочко даже без попытки выстрелить в мишень. Так было, к примеру, с романом «Путь меча», который в 90-х попал на гребень волны эпической фэнтези.

Олди в своем творчестве опираются на множество литературных стилей и жанров. В первую очередь, конечно, бросаются в глаза атрибуты из фэнтези и фантастики, которые обычно задают тон произведения, но этим все не ограничивается. В их книгах можно найти много элементов родом из так называемой «большой литературы», особенно из исторической и философской прозы. Есть не совсем уж малоизвестная составляющая, явно оказавшая влияние на стиль Олди: это так называемая химерная проза, направление в украинской литературе. Химерная проза отличается мифологичностью и поэтичностью: это видно даже в классических «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя.

Циклы и космические симфонии

Говорят, что есть два типа писателей: первые всю жизнь пишут одну книгу, вторые все время пишут разные. Это не значит, что кто-то из них лучше, как может показаться на первый взгляд: те же Олди, к примеру, сами называли свои произведения главами одной большой книги, которую они пишут почти тридцать лет. Пусть их персонажи и живут в разных вселенных, но на самом деле все они существуют в какой-то одной системе координат, которая гораздо выше (или, если хотите, глубже) локаций и жанровых атрибутов.

Чтобы даже по паре слов написать про все вышедшие книги Олди, придется издать свою собственную, поэтому, скрепя сердце, поговорим только об избранных произведениях.

Разворот из книги

Знаковым для дуэта стало 13 ноября 1990, когда был закончен их первым совместный рассказ «Кино до гроба и…» о вампирах, захвативших Голливуд и снимающих только кино про своих сородичей. С это дня ведется летопись творчества Генри Лайона Олди.

Сами Олди говорят, что нет ни одной книги, за которую им стыдно и которую они считают откровенно неудачной. Но ситуация с признанием аудитории очень интересная: часто их произведениям начинают петь дифирамбы через несколько лет после выхода – а сразу по издании частенько ругают или же просто ничего особо не говорят. Так было, к примеру, с «Путем меча» и с «Черным баламутом». Хотя такую ситуацию нельзя назвать уникальной: нередко про только что вышедшие книги/фильмы известных создателей говорят пресловутое «раньше было лучше».

С 1992 года начинает выходить цикл «Бездна Голодных глаз», где Олди делают не самый распространенный в жанровой литературе ход: внедряют в фэнтези разные виды искусства. К примеру, в «Витражах патриархов» стихи Гумилева становятся сильнейшими заклинаниями, а в романе «Войти в образ» весь мир взаправду становится театром, где главную роль играет новый бог из другого мира. Роман «Дорога», первый в цикле (если исходить из сюжета), совсем уже не похож на привычную читателям фэнтези – это скорее философская проза, где сверхъестественное оказывается художественным приемом. Любителям традиционного фэнтези или тем, кто хочет войти в жанр, вероятно, не стоит начинать с этой книги – а вот если хочется чего-то максимально необычного и масштабного, то милости просим.

В цикле на протяжении длинного отрезка времени мы наблюдаем за развитием миров, в которые периодически попадают наши сопланетники. Понять эволюцию этих миров не всегда просто, причинно-следственные связи здесь бывают весьма запутанными, но тем интереснее собирать из них полную картину происходящего. По «Бездне Голодных глаз» быстро становится понятно, что Олди не ищут легких путей, и рядовой фэнтези их книги язык не повернется назвать. Мечи, магия, мифические расы и прочая тематическая экзотика выскакивают в их книгах то тут, то там, но становятся скорее инструментом для раскрытия более глубокого замысла.

Некоторые из идей «Бездны голодных глаз» неплохо сочетаются с «Ахейским циклом», который, в свою очередь, входит в межавторский цикл «Древняя Греция», часть которого написал украинский фантаст Андрей Валентинов. Интересно, что по времени написание состоящего из трех романов (но пяти книг) «Ахейского цикл» растянулось на семнадцать лет: между выпуском второй и третьей части прошло целое десятилетие. Цикл рассказывает об изнанке жизни героев мифов и легенд Древней Греции: Геракла ("Герой должен быть один"), Одиссея ("Одиссей, сын Лаэрта") и Амфитриона ("Внук Персея").

Оценить интерпретацию Олди сможет подавляющее большинство читателей: не очень-то много найдется людей, совсем не знакомых с древнегреческой культурой, которую «перерабатывали» уже и классики литературы, и компания «Дисней». В «Ахейском цикле» Олди с легкостью жонглируют именами богов и героев, но это отнюдь не пустое хвастовство: чувствуется, что авторы серьезно поработали над изучением источников и придумали действительно убедительные концепции закулисных событий.

Еще один знаменитый цикл от Олдей – «Кабирский цикл», который тоже родом из второй половины 90-х. Роман «Путь меча», как показало время, стал одним из самых известных произведений дуэта и был переведен на несколько языков. Главной диковинкой мира этого романа становится холодное оружие, точнее, одушевленность этого оружия. Здесь у людей свой мир, а у мечей, кинжалов, пик и других колюще-режущих – свой, причем на людей они смотрят как на нижестоящих компаньонов. Вопреки засилью оружия, насилие здесь не приветствуется, и даже во время поединков Блистающие (народ-оружие) не калечат людей.

В «Пути меча» показана «феодальная утопия», как называют ее сами Олди: это похожая на средневековую ближневосточная цивилизация, где зазорно проливать кровь. Другой роман из цикла, «Дайте им умереть», показывает этот же мир спустя примерно восемьсот лет. Осмысление насилия и агрессии – центральная тема цикла.

Пожалуй, самым масштабным циклом в творчестве Олди стала «Ойкумена», начатая больше десяти лет назад. Сюда входит несколько трилогий, первая из которых также называется «Ойкуменой» (или «Космической симфонией» - как альтернатива «космической опере»). Сюжетный потенциал этого мира поистине неисчерпаем – и все благодаря лежащей в его основании простой, но элегантной идее.

В древности отдельные народы и их культуры развивались параллельно: к примеру, греки, китайцы и австралийские аборигены вряд ли подозревали о существовании друг друга. Их миры ограничивались довольно небольшой территорией, за пределами которой было что-то неясное, да и не особо им интересное. А теперь представьте те же реалии, но в условиях космоса: народы, населяющие разные планеты и развивающиеся в отрыве друг от друга, пока не появляются условия для межпланетных перемещений. Это и есть мир «Ойкумены», в котором живет Лючано Борготта a.k.a. Тарталья, герой первой трилогии, изготовитель кукол-марионеток и мастер контактной имперсонации, гастролирующий по всей Галактике.

Возвращение в Японию

Сейчас Олди работают над очередным «восточным» циклом под названием «Карп и дракон», которое недвусмысленно отсылает к Японии. На подходе вторая часть цикла под названием «Рассказы ночной стражи». События происходят в Эпоху Воюющих Провинций (XV-XVII века), и уже одно название этого исторического периода говорит о многочисленных несчастьях.. Высшие силы отвечают молитвам страждущих, и на людей снисходит дар: очень своеобразное бессмертие, под завязку обеспечивающее работой местные правоохранительные органы, точнее, недавно появившуюся службу Карпа-и-Дракона, расследующую связанные с даром дела.

Мир «Карпа и дракона» получился очень колоритным – впрочем, с яркостью японской культуры вкупе с талантом Олди по-другому и быть не могло. Тут вам не просто цветущая сакура: в «Карпе и драконе» найдется место и театру Кабуки, и поэтичным речам, и боевым искусствам, с которыми Олди знакомы не понаслышке. На фоне всего этого глава за главой разворачивается интеллектуальный детектив, в основе которого – невероятно странные убийства.

Разворот из книги "Карп и дракон. Рассказы ночной стражи"

Творчество Олди в целом удивляет по многим причинам: размах и смелость, с которой они берутся за любые темы, ответственность за качественное представление этих тем, глубина замысла и умение драпировать эту глубину увлекательным сюжетом. Учитывая, что проза Олди давно уже приобрела культовый статус среди любителей русскоязычной фантастики и фэнтези, ознакомиться с ней точно стоит – тем более что в их пестрой библиографии найти книгу по вкусу удастся каждому.

{ "author_name": "Azbooka", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u044d\u043d\u0442\u0435\u0437\u0438","\u0444\u0430\u043d\u0442\u0430\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043f\u043e\u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","\u043e\u043b\u0434\u0438","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434"], "comments": 38, "likes": 74, "favorites": 144, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 187472, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 11 Aug 2020 18:00:25 +0300", "is_special": false }
0
38 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Олди охуенны
Начинать имхо проще всего с "герой должен быть один", " Черный Баламут (если есть понятие об индуизме" или "Мессия очищает диск".

Ответить
4

А ещё лучше с "Пути меча".

Ответить
3

Удваиваю. Когда юный пятнадцатилетний Варг, до того фанатевший по перумову, прочитал "Путь меча", он долго искал унесенную крышу.

Ответить
1

а я иногда напеваю под нос 
"Стояли двое у ручья, у горного ручья, 
Гадали двое, чья возьмет, а может быть ничья" 

Ответить
0

Да, тоже хороший. 
Но мне в олди нравится именно их постмодернизм, а он ярче виден на мифологическом материале. 

Ответить
1

Партнёрский материал?

Ответить
12

Канал издательства рассказывает об авторах и книгах этого издательства, это разве что партнерка с самим собой.

Ответить
0

нет, просто издательство азбука завело здесь аккаунт и пилит посты как обычный юзер
дтф стоило бы брать с них деньги

Ответить
8

Пост хороший, чем он мешает? 
Олдей отнюдь не одна азбука издает

Ответить
2

Деньги стоило бы брать с фанзона. Они слишком "общительные" и тащат всякий рак вроде "Мнение 10 западных критиков, почему зеленые шнурки в розовую крапинку - выдающееся фэнтези со времён "Гильгамеша".

Ответить
2

Благодаря им нашел пару интересных авторов. Пусть пишут. 

Ответить
0

Про авторов и книги - пожалуйста, а вот эти типа-маркетологические финтифлюшки - нахер не нужны. Или кто-то всерьез воспринимает эти славословия?

Ответить
2

Обожаю Олди- Ойкумена одна из любимейших вселенных в русскоязычной (и не только) фантастике.
Остальное не зашло, кроме Мессии.

Ответить
1

Плохо, что в статье не написано, что курят авторы. Соберутся впятером: Олди, чета Дяченко, Валентинова позовут, да кааак дунут!

Ответить
2

Не надо Дяченко, прошу. Очень они тяжкие.... 

Ответить
0

Да у них у всех... Бывает. Но Пентакль зашел до визга, как ни странно.

Ответить
0

В 95-м мама купила мне книгу с такой вот обложкой. И он мне очень сильно понравился. 

Ответить
2

Мне снился сон. Я был мечом...

Ответить
1

В метал холодный заточен. Я этому не удивлялся, как будто был здесь не при чём.

Ответить
1

А мне вот с нынешними "вашими хвалеными Олдями" (tm) хочется спорить. Что в "Свет мой, зеркальце...", что в "Нюансерах" финал... спорный, мягко говоря. В "Нюансерах" и не финал тоже спорный, но там ладно.

Ответить
1

Так это же прекрасно. 
Вот с л-ко спорить не хочется, хочется руки вытереть 

Ответить
1

«Бездна голодных глаз» великолепна. Перечитываю её раз в два-три года, каждый раз что-то по-новому воспринимается

Ответить
1

Любимые авторы, начал знакомство с "Тирмен", продолжил циклом "Бездна голодных глаз", "Ойкумена", "Кабирский цикл", "Чёрный баламут" и "Ахейский цикл".
Из циклов больше всего понравился Чёрный баламут, периодически раз в пару лет перечитываю.

Ответить
0

Вот только неделю назад закончил именно его перечитывать :) 

Ответить
1

Последние, кого я читал из современной рус. литературы.
То ли так плохо, что больше рисковать не хотелось, то ли просто понял, что мне ни одна наша книга в итоге не зайдёт и надоело тратить время)

Ответить
1

В 90-е и не такое читали, потом стало понятно что незачем.

Ответить

Стеклянный хот-дог

0

Сами книги не читал, но всячески рекомендую к прочтению это их выступление:
http://oldi-gl.ru/books/view/110234/index.php

Ответить
0

А их книги вообще переиздают? А то в в году 13-14 полно было в магазинах, а сейчас как-ьудто про них все забыли. А народ их любит

Ответить
1

Так "Азбука" и переиздает. Кирпичиками в серии "Мир фантастики". Когда я ещё ходил по книжным, у нас было навалом старых изданий из оранжевой половинки, забыл, как называется, и той серии, с хорошей бумагой, тоже забыл, как называется.

Ответить
0

Хорошо, что переиздает. Может в этот раз ознакомлюсь

Ответить
0

Мне с детства запомнился у них роман, где главному герою нельзя было убивать и были золотые осы... никто не напомнит?)

Ответить
0

Рубеж

Ответить
0

Прочитал в свое время весь цикл «Бездна голодных глаз», Кабирский цикл, часть Хёнингского цикла и ряд отдельных романов, в том числе и в соавторстве, например «Тирмен». А первой прочитаной книгой была «Богадельня» из Хёнингского цикла. 

Ответить
0

зацный и моцный пан моцопура коложанский

Ответить
0

Первая была "Герой должен быть один" с однорогим качком на обложке в году эдак 95-97, не помню.
Потом были Пасынки, Ожидающий на перекрестках и Мессия с Путем меча.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }