ТОП-5 книг о советском наследии через призму фантастики, мистики и эзотерики

Герберт Уэллс, автор фантастических романов «Человек-невидимка» и «Машина времени», был неравнодушен к социальным проектам, строительство которых происходило на его глазах. Таким проектом был и Советский Союз, который он посетил дважды – в 1920 и 1934 году. Его этюды стали основой для книги «Россия во мгле», где он осмыслял опыт путешествия в Россию.

Обложка книги Герберта Уэллса "Россия во мгле", первая публикация в издательстве Hodder & Stoughton 
Обложка книги Герберта Уэллса "Россия во мгле", первая публикация в издательстве Hodder & Stoughton 

Глава «Кремлевский мечтатель» книги «Россия во мгле» была целиком и полностью посвящена его разговору с В. Лениным. На глазах писателя-фантаста мечты о коммунизме постепенно становились явью.

В предлагаемой подборке содержатся книги, в которых авторы ретроспективно размышляют о советском наследии, прибегая к фантастическим, мистическим и эзотерическим интерпретациям, напоминая читателю о том, что мечты имеют свойство сбываться.

  • Александр Пелевин – «Покров-17»
Обложка книги Александра Пелевина "Покров-17"
Обложка книги Александра Пелевина "Покров-17"

Сюжет книги разворачивается в закрытом городе Покров-17 где-то в Калужской области, куда был отправлен главный герой по специальному заданию. Роман представляет современное переосмысление советской научной фантастики и клише массовой культуры, которое преподносится под соусом иронии и гротеска. Ностальгирующим по «Сталкеру» Тарковского, закрытым городам, мистике, а также любителям трэш-туризма посвящается.

  • Михаил Елизаров – «Библиотекарь»
Обложка книги Михаила Елизарова "Библиотекарь"
Обложка книги Михаила Елизарова "Библиотекарь"

Резонансный роман, получивший премию «Русский Букер», отчасти дает ответ на вопрос «Зачем и почему люди сжигают книги?». Главный герой романа узнает о сверхъестественных силах, передающихся наиболее внимательным читателям книг забытого советского писателя. Избранные читатели объединяются в сообщества, напоминающие по своей структуре кланы, – «библиотеки» и «читальни». Согласно первой строке Евангелие от Иоанна, «В начале было слово». Герои романа «Библиотекарь» лишь усиливают это высказывание своей стоической готовностью принять смерть за слово, мысль, идею, которые они не только разделяют, но и в которых видят смысл своего бренного существования.

  • Семен Грила – «Мавзолей»
Обложка книги Семена Грилы "Мавзолей"
Обложка книги Семена Грилы "Мавзолей"

Сам автор определяет книгу как «фантастическую драму идей в четырех действиях», вводя в качестве основных лиц видных фигур Советского государства, – Ленина, Сталина, Троцкого, Коллонтай и «даже мельком Фриду Кало». Личности, существующие на страницах школьных учебников и иногда встречающие нас на улицах города в виде памятников, оживают в этой книге, отменяя пространственно-временную дистанцию и приобретая черты реальных людей через многообразие экспрессивных диалогов. Крайне любопытно взглянуть на то, как пьеса Семена Грилы была бы реализована на сцене экспериментального театра.

  • Алексей Иванов – «Пищеблок»
Обложка романа Алексея Иванова "Пищеблок"
Обложка романа Алексея Иванова "Пищеблок"

Роман, действие которого разворачивается на территории пионерского лагеря, пробуждает в читателе легкую ностальгию по беззаботному детству и юности. Фоновым событием является Олимпиада-80, вызывающая у большинства граждан постсоветского пространства ассоциации с трогательным Олимпийским медвежонком. Но никак не с вампирами в красных галстуках, вокруг присутствия и действий которых строится сюжет книги. В тихом и спокойном пионерском лагере начинают происходить мистические события, связанные с вампирами, практически ничем не отличающимися от людей. Мистицизм и эзотерика добавляют роману не только остроты, но и компонент социальной проблематики, тем самым предоставляя вниманию читателя новый взгляд на давно забытое старое, вскрывая привычные фасады повседневности.

  • Анна Старобинец – «Лисьи броды»
Обложка книги Анны Старобинец "Лисьи броды"
Обложка книги Анны Старобинец "Лисьи броды"

Автор переносит нас в осень 1945 года, на советско-китайскую границу, в Маньчжурию, где разворачиваются загадочные события уже после окончания Великой Отечественной Войны. Нетривиальная стратегия в виде обращения к китайской мифологии, ретроспективное осмысление советской действительности, а также мистика и магия, сопровождающие читателя до конца триллера, – факторы, обусловившие успех и популярность романа. Книга оказывается крайне актуальной в сегодняшних реалиях – в контексте разворота на Восток и подъёма «азиатских тигров».

PS: если я что-то забыл - смело дополняйте меня в комментах.

1111
14 комментариев
Комментарий удалён модератором

Точно же!

2
Ответить

Вот немного другое мнение. Все читал, кроме Грила. Что-то нормально, а что-то не очень, честно говоря.

Библиотекарь - лучше всех написан, много Елизаровщины (советский треш), но бодро. Читается хорошо. Но вообще, бард он даже лучше, чем писатель :)

Пищеблок - люблю Иванова, но это откровенная халтура у него, и даже такая крутая идея как вампиры в пионерлагере, не спасает. Все в лоб.

Покров-17 - хуйня, не смотря на премии это хуита прям и плохо написано, и вообще "другой Пелевин" писать не умеет совсем. Только стишок вначале неплохой.

Старобинец - очень слабо и душно все что она пишет. Если замутило сразу бросайте - лучше не будет.

3
Ответить

Опубликовал в ту же секунду, мысли сошлись))

1
Ответить

Пищеблок - люблю Иванова, но это откровенная халтура

Иванова не читал, но сериал по книге отличный

1
Ответить
2
Ответить

бгг, прикол какой

1
Ответить