Африканская «Игра престолов»: что известно о новом романе Марлона Джеймса?
Обладатель «Букеровской премии» написал фэнтезийный роман Black Leopard, Red Wolf.
Одной из самых ожидаемых фэнтезийных книг нынешнего года смело можно назвать «Черный леопард, рыжий волк» Марлона Джеймса, чья «Краткая история семи убийств» о покушении на Боба Марли завоевал в 2015 году «Букеровскую премию». На английском книга выходит уже в начале февраля, а ее выход на русском ожидается в течение года. «Черный леопард, рыжий волк» — необычное фэнтези, основанное на африканских мифах и легендах. Мы решили разобраться, почему книга завоевала столь много внимания на Западе и что о ней известно.
Самый популярный писатель Ямайки
Марлон Джеймс — первый выходец с Ямайки, который стал лауреатом Букеровской премии. Во время вручения награды он пошутил со сцены:
Я был настолько уверен, что не выиграю, что даже не подготовил соответствующую событию речь.
Марлон вырос в большой семье в пригороде Кингстона. Хотя будущий автор жил в элитном районе, подростковые годы выдались трудными, и, по его же словам, пережить их помогли книги и музыка. Родители Джеймса работали полицейскими и не меньше самого Джеймса любили книги. После окончания Университета Вест-Индии, писатель переехал в США, город Сент-Пол, где начал преподавать английский язык и литературное мастерство.
Путь к выпуску первой книги, как это часто бывает, выдался тернистым — Джеймс получил более 70 отказов от издательств, а затем и вовсе решил бросить писательство. Но в итоге ему улыбнулся успех, и дебютный роман «Дьявол Джона Кроу» увидел свет в 2005 году. Как и во всех последующих работах Марлона Джеймса, действие книги разворачивалось на Ямайке.
«Краткая история семи убийств» не только завоевала «Букеровскую премию», но получила шанс на экранизацию от HBO — права уже выкуплены. В глобальном смысле Марлон Джеймс стал «голосом» Ямайки — в своих книгах он переосмысливал расхожие мифы и представлял миру интересные истории о своей родине. А когда получил «Букеровскую премию», то решил попробовать себя на ниве фэнтези.
«Африканский фольклор очень богат: у нас есть ведьмы, демоны, гоблины и сумасшедшие короли»
Марлон Джеймс считает, что хороший писатель должен экспериментировать — работать в новых жанрах, нащупывать темы, о которых действительно хочется поговорить. Писатель обожает фэнтези, и неудивительно, что он взялся поработать в этом жанре. Хотя для этого, как признается Джеймс, ему пришлось радикально поменять свой подход к работе над текстом.
Писатель старается не давать книгам жанровые ярлыки, хотя не сомневался, что роман «Черный леопард, рыжий волк» читатели занесут в «жанровую книгу».
Говоря об Африканском фольклоре, он подразумевает не только Африку, но и страны Латинской Америки — по историческим причинам их мифология очень схожая. И, по словам автора, их история богата такими конфликтами и интригами правителей, что может позавидовать даже «Игра престолов».
Мир и сюжет
Марлон Джеймс создал фэнтезийный мир, подходящий под определение альтернативной Африки. Автор сравнивает этот мир с темными веками в Европе — после падения Рима, но до Ренессанса.
«Черный леопард, рыжий волк» — первый том трилогии «Темная звезда», которая изначально задумывалась как единый роман, но из-за обилия событий и проработанного в деталях мира автор решил, что в один том не уложится. Это мир оборотней, ведьм, русалок, безумных ученых, людоедов, вампиров, великанов, садистских работорговцев, эгоистичных монархов и разумных бизонов.
Главным героем выступает наемник, который собирает отряд искателей приключений, чтобы найти пропавшего мальчика. Кто-то из группы хочет его найти, кто-то — убить. У всех свои мрачные секреты. В отряде есть не только люди, но также ведьмы и другие магические существа.
Поиски приведут их в древние города и непроходимые леса, обернутся столкновениями с монстрами и вскоре заставят задаться вопросом, кто же этот мальчик, почему он пропал и зачем множество людей мешают наемникам в поисках.
Нил Гейман назвал роман одной из лучших книг, которые он прочитал в 2018 году
«Черный леопард, рыжий волк» — это такой роман, который я никогда не смог бы вообразить, пока не прочитал его. Опасная, галлюциногенная древняя Африка становится фэнтезийным миром, реализованным также блестяще, как в свое время это сделал Толкин. С таким же сильным стилем, как у Анджелы Картер. Роман такой же глубокий и остроумный, как произведения Джина Вулфа, более кровавый, чем книги Роберта И. Говарда и Марлона Джеймса. Это нечто очень новое, хотя и использует лучшие традиции старого. Не могу дождаться следующей части.
Одна из самых ожидаемых книг года по версии «Медузы» и «Мира фантастики»
Новинка Марлона Джеймса вошла в топ-25 самых ожидаемых книг, которые выходят в этом году по версии «Медузы» (одна из немногих фантастических книг в списке) и в десятку самых ожидаемых книг «Мира фантастики». При этом книга еще даже не вышла на английском: официальный релиз намечен на 5 февраля, а «цифры предзаказа уже зашкаливают».