Сага о Рейневане Анджея Сапковского — годнота про войну, кровь и любовь
Всё за что мы любим «Ведьмак», но серьёзнее и взрослее
Почему я решила написать этот пост
Когда-то я прочитала Сагу о Рейневане по рекомендации журнала "Мир фантастики", который назначил трилогию книгой года. Подход «соединить авантюрное фэнтези с реальной историей» оказался мне так симпатичен, что я и сама однажды решила сделать что-нибудь подобное.
Теперь вот я уже год как пилю с командой свой проект в жанре исторического фэнтези, где главный герой — тоже совсем не воин. В качестве исторического материала я выбрала наш локальный сеттинг — Новгородская республика XIII века. Ведь он не менее крутой, чем Силезия или Богемия XV века!
В общем, я делаю визуальную новеллу «Волшебная свадьба гусляра Ивана». Демо уже в Steam!
Польский писатель Анджей Сапковский знаменит своим циклом «Ведьмак» и сам так его любит, что до сих пор пишет про Геральта из Ривии новые рассказы. Кажется, ничем другим он по жизни не занят, но тем интереснее, что вообще-то у него есть еще один книжный цикл. Это Сага о Рейневане, она же Гуситская трилогия.
На мой взгляд, эта сага не хуже «Ведьмака», хотя менее известна — возможно, из-за более нишевого жанра. В этом посте я расскажу, что делает трилогию о Рейневане крутой и достойной прочтения не меньше, чем ведьмачья эпопея.
Что за Сага о Рейневане?
Это цикл из трех книг: «Башня шутов», «Божьи воины», «Свет вечный», вышедшие с 2002 по 2006 год. В центре сюжета — медик и дворянин Рейнмар фон Беляу по прозвищу Рейневан, который в течении трех томов пытается выжить в Силезии XV века. Спасаясь от врагов, в хаосе Гуситских воин, в гуще церковных интриг и сидя сразу на всех стульях, Рейнман пытается избежать яда, кинжала и испанского сапога и найти похищенную возлюбленную Ютту ди Апольда.
Развитие автора
Если читать Гуситскую трилогию сразу после «Ведьмака», то заметно развитие Сапковского как автора. Его (и наши) любимые темы: грязь и бессмысленность войны, серость морали, запутанность политики, судьба одиночек на фоне масштабных исторических событий — все здесь на месте, но в более зрелом и углубленном виде.
Если «Ведьмак» был хоть и темным, но все же фентези — с волшебством, артефактами, чародейками, иномирьем и чудовищами, то Гуситская трилогия — скорее исторический роман, где магия присутствует лишь вкраплениями. Перед нами реальная средневековая Европа, типично средневековый уклад жизни и настоящее историческое событие — Гуситские войны.
Историчность делает трилогию более правдоподобной, хотя и более тяжеловесной. Сапковский явно кайфовал, изучая позднесредневековые гербы и родословные, кодексы и летописи и прочую базу. Если вы не такой же исторический гик, Сага о Рейневане на фоне стандартного фэнтези может показаться излишне мудреной и занудной. Но если вам нравится, к примеру, Умберто Эко, то Гуситская трилогия именно для вас.
Мерзкая магия
Если в «Ведьмаке» магия — это красивое и мощное волшебство, которое творят эффектные женщины и мужчины, то в мире «Божьих воинов» магия гораздо ближе к тому, как ее воспринимали люди Средневековья. Это непонятная богопротивная мерзость. Оставьте из всего волшебного только Хозяек Леса из «Дикой охоты» — вот это оно.
Магия здесь — дремучее грязное дело, связанное с нечистотой, развратом и тошнотворными ритуалами. Она противна нормальным людям. Такая система магии довольно нетипична для фэнтези, но как раз ближе к реальной истории средневековья, где источником магии считался сам дьявол.
Рейнмар: туда и обратно
Для кого плюс, для кого минус, но значительную часть событий саги занимает перемещение героя по карте. Большую часть времени Рейнмар за кем-то гонится и еще чаще — от кого-то удирает через десять деревень, пять лесов и три заставы (у всех есть труднозапоминаемые польские названия и все они будут перечислены).
Легкость, с которой герой носится по средневековой Европе, ошеломляет, и временами читать эту однообразную беготню утомительно. С другой стороны, это тоже погружает в контекст эпохи. Ведь во времена Средневековья не было ни границ, ни паспортов, ни таможен, ни рамок в аэропортах. Если кто-то хотел отправиться пешком хоть на край света — мало что этому препятствовало.
Гжегош Бжеженчискевич
Куча-мала персонажей со сложными именами — одна из любимых фишек Сапковского. Пана хлебом не корми, дай придумать еще какое-нибудь действующее лицо со звучным именем типа Сигизмунд Дийкстра или Франциска Финдабаир. В Гуситской трилогии писатель распоясался окончательно. Простое перечисление имен панов, съехавшися на паньский съезд, подчас занимает целые страницы. Сходу разобраться во всех этих Буко Фон Кроссингах, Конрадах Олесницких, Пешеках Крейчежах и Лукашах Божичко не представляется возможным, но опять же здорово погружает в контекст.
При этом талант создавать ярких характерных персонажей, в том числе женских, Саповский в новой трилогии отточил ещё острее. Один Шарлей или Рикса Картофила де Фонсека чего стоят.
Боевое небоевое фентези
Приятен тот факт, что главный герой истории — не военный, что для фэнтези редкость. Рейнмар фон Беляу не рыцарь, не истребитель чудовищ, вообще не человек с оружием. Он медик, маг, авантюрист (и герой-любовник, хех) и его единственное оружие — медицинские знания и умение налаживать общий язык с людьми. Такие персонажи в большинстве фентезийных эпопей остаются на втором плане, как Лютик при Геральте.
Поэтому здорово, когда авторы фэнтези пробуют новое и делают главными героями персонажей не из боевого сословия. Придумать для них приключения, которые не кончатся на первой поножовщине — сложнее, но и интереснее! И Сапковский с этим отлично справился. Пусть Рейневан известен меньше Геральта, на самом деле он не менее сложный и эффектный персонаж со своей драматичной историей.
О работе с историей
Глядя на такие проекты как «Сага о Рейневане» или Kingdom Come: Deliverance, восхищаюсь тем, как круто восточноевропейские авторы работают со своим историческим материалом, создавая из него международно-известные произведения культуры. Мы в своей игре тоже так стараемся ;)