«Звук не тот»: Почему ранобэ «Hibike! Euphonium» разочаровало после гениального аниме
Недавно я совершила классическую ошибку фаната: посмотрела блестящую аниме-адаптацию и, желая продлить удовольствие, набросилась на первоисточник — ранобэ.
Моей радости не было предела: это же шанс узнать больше о любимых героях и провести с ними больше времени. Но очень быстро я поняла, что «Играй, эуфониум» — это тот редкий случай, когда экранизация не просто дополняет, а кардинально превосходит книгу. Почему? Давайте разбираться.
1. Контекст: что такое «Hibike! Euphonium»?
Прежде чем ругать или хвалить, всегда стоит понять, с чем имеешь дело. В случае с «Эуфониумом» история создания сама по себе уже намекает на то, почему между книгой и сериалом может быть пропасть.
Автор: молодая надежда из Удзи
Всё началось с Аяно Такэды — писательницы, которая села за свой самый известный роман, ещё будучи студенткой Университета Ритсумейкан в Киото. По легенде, идея пришла ей после того, как она увидела выступление школьного оркестра и была поражена их энергией и самоотдачей. Важно то, что она родилась и выросла в Удзи — том самом городе, где и разворачиваются события книги. Так что описания улиц, вокзала и той самой школы пропитаны личными воспоминаниями и это чувствуется.
Аннотация.
Сюжет вращается вокруг ученицы старшей школы Кумко Омаэ. Пережив в средней школе неудачное выступление на конкурсе и получив лишь «поощрительный приз», она решает оставить музыку в прошлом.
Но судьба заносит её в школу Китаудзи, известный своим мощным, хотя и пошатнувшимся в последнее время, оркестром. Встречи с новыми людьми, давление конкурсов и ностальгия по былой страсти заставляют Кумко снова взять в руки эуфониум (медный духовой инструмент, родственник тубы) и задаться главным вопросом: а зачем она вообще играет? Для себя? Для победы? Или просто потому, что иначе уже не может?
Феномен аниме: когда адаптация затмевает оригинал
Ранобэ вышло в 2013 году и было вполне успешным. Но настоящим культурным феноменом эта история стала благодаря студии Kyoto Animation. Их аниме-адаптация 2015 года — это эталон того, как нужно переносить историю на экран. Они не просто нарисовали картинки к тексту. Они добавили магии: вдумчивый саундтрек, визуальную поэзию каждого кадра, невероятную анимацию игры на инструментах и ту самую глубину эмоций, которую в книге приходится скорее домысливать. Именно после аниме о «Китаудзи» заговорил весь мир.
2. «Чтение субтитров»: проблема слога и формы
Должна признаться с ранобэ у меня обычно не складывается. И «Эуфониум» не стал исключением.
Проблема первой трети книги - текст на 90% состоит из диалогов. Это похоже на чтение сценария или расширенных субтитров к аниме. Язык очень лёгкий, разговорный, что, с одной стороны, позволяет читать «в метро или на прогулке с ребёнком», но с другой — ощущается примитивным и плоским.
Самое же обидное — это отчаянная нехватка внутреннего голоса главной героини, Кумко Омаэ. Мы находимся у неё в голове, но её рефлексий, её взгляда на мир катастрофически мало. Где её сложные мысли о музыке, о том, нравится ли ей играть, или она делает это по привычке? Всё это тонет в бесконечных «привет-привет» и обсуждениях репетиций.
К счастью, после первой трети книга расправляет крылья. Автор, Аяно Такэда, находит свою силу там, где её меньше всего ждёшь — не в диалогах, а в «физике» музыки.
Сильнейшие моменты книги — это как раз те, где речь заходит о тонкостях игры на инструментах. Автор блестяще объясняет упражнения, которые даёт учитель Таки, всю «соль» игры на духовых.
Здесь, наконец, появляются те самые чувства и ощущения: как тяжело держать инструмент, сохранять ритм, какую физическую нагрузку это требует. Эти детали, лишь слегка затронутые в аниме, в книге раскрыты глубоко и профессионально.
Кроме того, линия дружбы и романтики с Сюити (другом детства) в книге раскрыта подробнее и основательнее, чем в аниме, где он часто оставался на втором плане.
3. Сила экранизации: что KyoAni сделали гениально?
Здесь кроется главное разочарование. То, что в аниме было сделано блестяще, в книге зачастую проработано схематично или вовсе отсутствует.
- Оркестр как организм: В аниме оркестр — это живой персонаж. Динамика внутри коллектива из более чем 50 человек, невербальное общение, общая цель — всё это показывается через визуал, звук и гениальную режиссуру. В книге это пытаются передать через диалоги, и это работает куда хуже.
- Знаковые сцены отсутствуют. Самый яркий пример — момент с дополнительными упражнениями от Таки. В аниме это мощнейшая сцена взросления Кумико, где она через труд осознаёт, что действительно хочет победы. В книге этого нет вообще! Она просто приходит на прослушивание и проходит без всяких проблем.
- Отношения с Рэйной. Тот самый пленительный намёк на нечто большее, чем дружба, — визитная карточка аниме-адаптации. Признаться, я только из-за динамики между этими двумя персонажами и начала смотреть аниме. «Создатели аниме точно знали, на каких струнах души фанатов лучше всего сыграть». В книге эта линия подаётся куда проще и прямолинейнее, не говоря о том, что некоторые моменты и вовсе отсутсвуют.
- Семья Кумико. Её сложные отношения с мамой и сестрой, так здорово показанные в аниме, в ранобэ практически не раскрыты.
- Темп и склейки. В книге страдает ощущение времени: «нам осталось три недели — склейка — мы на параде». Создаётся впечатление, что из-за обилия диалогов в сжатый объём (год обучения на ~400 страницах) не поместилось самое важное — процесс.
4. Вердикт: кому и зачем это читать?
В итоге у меня сложилось неоднозначное мнение.
Сама история, безусловно, прекрасна. Персонажи интересны, и за ними хочется следить дальше.
Но я столкнулась с удивительным парадоксом: аниме-адаптация от Kyoto Animation оказалась не просто экранизацией, а настоящей авторской огранкой сырого литературного материала. Они взяли драгоценный камень идеи, вырванный Такэдой из породы, и превратили его в сверкающий бриллиант, добавив глубины, эмоций и визуальной поэзии там, где в книге была лишь основа.
Стоит ли читать? Только если вы, как и я, фанат вселенной и хотите провести с героями больше времени, чтобы узнать чуть больше о музыке.
Для всех остальных я бы настоятельно рекомендовала смотреть аниме — это та редкая адаптация, которая превзошла оригинал.