Стивен Дональдсон — мастер эпического фэнтези

Один из выдающихся авторов фэнтези XX века.

Стивен Дональдсон — мастер эпического фэнтези

Стивен Дональдсон в последние годы оказался незаслуженно подзабыт русскоязычными читателями. Не считая опубликованной в этом месяце «Седьмой казни», его книги последний раз выходили на русском больше десяти лет назад. А меж тем на Западе писатель считается одним из самых выдающихся авторов, работающих в жанре фэнтези.

В честь выхода романа на русском «Седьмой казни» мы решили подробнее рассказать об авторе.

Иллюстрация к русскому изданию романа «Седьмая казнь»
Иллюстрация к русскому изданию романа «Седьмая казнь»

Начало карьеры

Стивен Ридер Дональдсон родился 13 мая 1947 года в городе Кливленд, штат Огайо. Будущий писатель рос в семье врачей: мать работала протезистом, отец — хирургом-ортопедом. Почти все детство Дональдсона прошло в Индии, где родители работали в местной клинике. Вернувшись в США, он окончил колледж с дипломом врача, после чего два года проработал в больнице. Затем Дональдсон получил образование в Кентском университете по специальности «филология».

Дебютный роман автора, «Проклятие лорда Фаула», увидел свет в 1977 году, хотя Дональдсон пытался его издать с начала 70-х — издательства раз за разом отвергали рукопись. Писатель не терял времени даром и к моменту публикации дебютной книги успел написать следующие две — «Война Иллеарта» и «Сила, которая защищает». Так появилась знаменитая трилогия «Хроники Томаса Ковенанта, Неверующего».

Стивен Дональдсон — мастер эпического фэнтези

Дональдсон фактически стал первым автором фэнтези, который ставил в центр истории антигероя. Томас Ковенант хотя и обладал положительными качествами, но озлобленный и мизантропичный характер заметно выделяли его на фоне других фэнтезийных героев. Кроме того, автору удалось создать глубоко проработанный фэнтезийный мир, а также выдержать баланс между экшеном и идейным наполнением.

Автор был награжден премией Джона Кэмпбелла за лучший дебют, а критики записали автора в один ряд с виднейшими представителями фэнтези — Джоном P.P. Толкиным, Роджером Желязны и Урсулой Ле Гуин.

Стивен Дональдсон — мастер эпического фэнтези

Космооперы, криминальные детективы и героическое фэнтези

Трилогия о Томасе Ковенанте принесла автору признание и популярность — он даже бросил аспирантуру и решил полностью посвятить себя написанию книг. Следом за первой трилогией Дональдсон начал писать вторую, но в перерыве между циклами он под псевдонимом Рид Стивенс выпустил мрачный детективный триллер «Человек, который убил своего брата».

«Вторые Хроники Томаса Ковенанта» выходили с 1981 по 1983 годы. Автор сильно удивил своих читателей, когда вернулся к полюбившемуся герою, но перенес действие на 40 тысяч лет вперед! На этот раз повествование получилось еще более мрачным, а мир (точнее, Страна, в которую вновь отправляется герой) изменился до неузнаваемости. Книги второй трилогии принесли Дональдсону награды Balrog Fantasy Award и Saturn Award, и подтвердили его репутацию выдающегося рассказчика. Две трилогии продались по миру суммарным тиражом, превышающим 10 миллионов экземпляров — результат более чем внушительный.

В России книги о Томасе Ковенанте издавался во второй половине 90-х, а затем в конце «нулевых», и хотя среди почитателей фэнтези они получили теплый прием, но для массового читателя прошли почти незамеченными.

Стивен Дональдсон — мастер эпического фэнтези

В последующие годы писатель время от времени возвращался к псевдониму Рид Стивенс — криминальные триллеры помогали отвлечься от фэнтези и возвращаться в жанр со свежим взглядом. Например, в дилогии «Нужды Морданта» Дональдсон решил сыграть на контрастах, и под видом легкого приключенческого фэнтези он предложил читателям необычный мир, запутанный сюжет и глубокий психологический конфликт.

В 90-х писатель начал работу над космооперой «Подлинная история», которая открыла цикл «Глубокий космос». Автору удалось создать яркую эпопею, напоминающую цикл «Пространство» Джеймса Кори — в обоих случаях львиная доля действия разворачиваются на орбитальных станциях и космических кораблях, а среди главных действующих лиц «пестрая» компания из преступников, полицейского и других харизматичных личностей.

В начале нулевых годов Стивен Дональдсон уже в третий раз обратился к Томасу Ковенанту. «Последние хроники Томаса Ковенанта» включают в себя 4 книги и писались довольно долго — аж до 2013 года. Писатель долго сомневался, возьмется ли за финальную трилогию — несмотря на регулярные вопросы от читателей и издателей. Но в итоге Дональдсон решил, что у него есть еще одна история о Томасе, которую следует рассказать. Правда, эта тетралогия до русскоязычных читателей уже не добралась.

Война великого бога

Стивен Дональдсон — мастер эпического фэнтези

«Война великого бога» — новый фэнтезийный цикл, открывающийся романом «Седьмая казнь». На этот раз Дональдсон создал мир, в котором соседствуют магия и пороховое оружие. Две страны, Беллегер и Амика, уже больше века ведут нескончаемые войны, но одержать решительную победу не удается ни одной из сторон из-за сильных магов с обеих сторон. История начинается с того, что в Беллегере изобретают пороховое оружие, в ответ на что Амике удается лишить противников всей магии.

Бифалт, сын короля страны Беллегера, отправляется в далекое путешествие, чтобы найти Седьмое Опустошение — заклинание, способное «обесточить» вражеских магов. Вместе с товарищами он открывает для себя большой мир, новые страны и народы, и все больше задумывается о том, насколько глупа и бессмысленна война, в которую ввязался его народ.

«Седьмая казнь» получилась увлекательным военным фэнтези с незаурядными героями и интересным миром. Однако первый роман стал лишь своеобразной прелюдией к масштабным эпическим событиям, которым предстоит развернуться в последующих томах трилогии.

4.4K4.4K открытий
4 комментария