Чужак в стране чужой. Роберт Хайнлайн

Должен сказать, что я в какой-то мере стал жертвой собственных хотелок. Что имею ввиду? Дело в том, что я большой почитатель фантастики. И вырос на произведениях мэтров этого жанра.

То были 90-ые годы, юные мои мозги с радостью поедали практически любой сюжет, погружались в любую историю. Азимов, Ле Гуин, Гаррисон, Желязны, Стругацкие, Асприн - все это входит в золотой фонд моих детских воспоминаний.

После той поры прекрасной, читать я стал в разы меньше, а возвращения к любимым писателям так и вовсе не произошло даже в годы студенческие. Все стало возможным после приобретения собственного книжного шкафа, которой я усердно начал забивать книгами (да, в эпоху электронных книг до сих пор предан бумаге). Самое главное - появилось время и возможность изучить истории тех, с кого этот жанр и начался по сути. Так в моей библиотеке появились Кларк Эштон Смит, Генри Каттнер, Андрэ Нортон и прочие классики.

Тот самый шкаф
Тот самый шкаф

Потихоньку начал знакомиться с произведениями мастеров фантастики. И вот тут я стал, что называется, героем мема “Ожидание/Реальность”. Ранние тексты Азимова оказались больше похожи на фанфики студента - технаря 1 курса Мискатоникского университета, “Город” Саймака, самое высоко оцениваемое произведение писателя - просто притча-переживание за человечество, а книги Альфреда Бестера больше похожи на хороший такой сценарий юморного боевика и не более того. Глубина текста, интересный язык, детали окружающего мира, вопросы мироздания, какие-то насущные проблемы или потенциально возможные... Все это если и есть, то дано в минимальном объёме. Там важна была именно что “Идея” о великом будущем, но то, что казалось тогда очень актуальным и важным, сейчас скорее вызывает больше грустную улыбку. Совсем не этого ожидаешь от современников Ремарка или Хемингуэя, ну или соратников по жанру Лема или Герберта.

Теперь же я подобрался к Роберту Хайнлайну. И, чего уж греха таить, надеялся, что многократный победитель “Хьюго” не подкачает. Грубо говоря, завязка такая:
Люди отправляются на Марс. Подобран экипаж очень тщательно, взяли самых интеллектуально одаренных, физически готовых и идеально подходящих друг другу. Однако, связь с первыми людьми-марсианами пропадает. Спустя какое-то время, отправляют новый корабль с большим количеством народу и находят только одного единственного человека, который вырос в совершенно другой среде и впитал в себя культуру и менталитет самих марсиан, которые, как оказывается, существуют. Этого толи человека, толи марсианина в итоге забирают обратно на Землю. Так и начинается путь Валентайна Майкла Смита.

Очень красивая обложка русского издания
Очень красивая обложка русского издания

Ну а дальше Хайнлайн начинает стебаться над религией, над капитализмом, над чиновниками, журналистикой, наукой, демократией и социализмом, и, конечно, стебёт табуирование секса. С другой стороны, в главную ценность выводится сам ЧЕЛОВЕК (я есмь Бог!) и то, что связано с близостью/любовью (которую непременно надо взращивать), и то, что её показывает (искусство, например в виде художеств Огюста Родена). В погоне за чем-то эфемерном, в вере во что угодно, но не в себя, человек это потерял, но вот этот прилетевший марсианин - он это нам возвращает. Очень показательна сцена, где Джубал Харшоу, прожженный такой старичок литератор, объясняет в чем ценность скульптуры «Та, которая была прекрасная Омьер»:

Та, которая была прекрасная Омьер. Огюст Роден
Та, которая была прекрасная Омьер. Огюст Роден

Хорошенькую девушку заметит каждый, как ты верно выражаешься, дурак. Художник может посмотреть на хорошенькую девушку и увидеть, какой она станет к старости. Художник получше способен увидеть в старухе хорошенькую девушку, которой она была много лет назад. А великий художник, каким и был Огюст Роден, может посмотреть на старуху, изобразить ее в точности такой, какая она есть, – и заставить зрителя увидеть ту, прошлую, хорошенькую девушку. Более того, он может заставить любого, у кого есть чувствительность хотя бы на уровне носорога, увидеть, что эта очаровательная юная девушка все еще жива, она только заперта в темницу дряхлого, умирающего тела. Он заставит тебя прочувствовать ту негромкую, старую как мир и такую же бесконечную трагедию, что каждая рожденная на Земле девушка на всю свою жизнь остается восемнадцатилетней – что бы там ни делало с ней безжалостное время. Посмотри на нее, Бен. Для нас с тобой старение значит не слишком-то много, а для них старость – трагедия. Посмотри на нее.

Джубал Харшоу

Роберт намеренно доводит некоторые сцены до провокации, сатиры и абсурда, специально взбивает градус этот до пошлости и оргий (которые за кадром, но все мы понимаем, что они есть), хоть и не без иронии. Его герои, по началу вполне себе пристойные добрые ребята, через некоторое время отрицают принятую обществом мораль и переворачивают словно все с ног на голову благодаря пришедшему марсианину. Свобода должна быть во всем, в общении с людьми, в отношениях, в сексе, с деньгами, с работой… При это общество совершенно безоружно перед Майклом, так как он способен аки пророк, сделать что угодно, и как угодно. Рассказывать концовку не буду, но исход как бы вполне получается логичным и понятным.

Понимаешь, почему тогда это всколыхнуло людей. “Чужак в стране чужой” был словно предвестником пусть и короткой, но очень яркой эпохи хиппи. Хайнлайн не боялся, и это подкупало. Он говорил с читателем на языке доверительном и весёлом, и приглашал порассуждать вместе с ним, почему люди выстроили свою жизнь так, почему не иначе? Неужели признанные всеми нормы, или догмы религии, а может какая то там этика, ещё что-то - мешают нам стать лучше? При этом, совершенно не очевидно, что от тотальной свободы всем и правда станет лучше.

И вот в 60-ые это сработало, но сейчас…Сейчас я читаю все это с грустной улыбкой. Общество поменялось, как и представление о том, каким может быть человек и его будущее. А поднятие градуса пошлости уже давно не удивишь, думаю даже в нынешнем обществе амишей это не доведёт до обморока. Но нужно подчеркнуть, что Роберт рос в очень набожной семье, однако, это ему не очень нравилось.Само восприятие искусства мне ближе Тартовское, из “Щегла”, ибо каждый человек видит что-то своё и оно неповторимо. Если кто-то увидел в старой деве ту самую молодую - это замечательно, но это лишь один из тех миллиардов взглядов на скульптуры Родена.

Вот этот замечательный мужчина радовал твоего папу
Вот этот замечательный мужчина радовал твоего папу

Больше всего меня расстраивает то, что Хайнлайн попал как раз к той самой сборке первопроходцев фантастики, которые гонялись именно за Идеей, за главной мыслью, не стараясь при этом как-то гармонично и грамотно усилить её деталями, проработанными персонажами и глубиной. Я понимаю, что тут скорее сказывается то, что они не были по сути литераторами, мир Чужака кажется скорее сценой театра, а ведь мы знаем, что книга может дать намного больше.

Безусловно, Роберт всё же военный и у него нет той самой литературной “начинки”. Требовать от него и от его коллег той самой детализированности, глубины, дать возможность читателю прочувствовать окружающую действительность - наверное будет наивно и глупо. Люди хотели красивых простых историй о чем-то важном и они это получали.

Разумеется, Хайнлайн в этом очень даже хорош. Я отдаю должное, но не признать того, что это именно, что вещь своего времени - не могу.

22
4
32 комментария