«Алиса» Льюиса Кэрролла — сказка для детей и головоломка для взрослых

История создания знаменитых книг, фантазии автора и трактовки учёных.

«Алиса» Льюиса Кэрролла — сказка для детей и головоломка для взрослых
3232 показа
33K33K открытий

Очень милый текст, несмотря на обилие фактологических ошибок.

Сначала его знали как выдающегося учёного

При жизни его никогда не считали выдающимся ученым. Фактически он даже звание профессора (как научную степень) никогда так и не получил, а всю жизнь был преподавателем. Любимая Кэрролом евклидова геометрия считалась изученной вдоль и поперек и ни у кого интереса не вызывала, как и его труды.

Несмотря на посредственные успехи в учёбе, Доджсон проявлял незаурядные способности к математике и вскоре начал зарабатывать чтением лекций. Правда, для этого ему пришлось принять духовный сан и обет безбрачия.

Перед Кэрроллом стоял выбор - пойти по стопам отца и стать священником или стать преподавателем математики. Он принял духовный сан и пробовал читать проповеди, но этому сильно мешало заикание. С преподаванием было проще - лекции можно было читать монотонным неэмоциональным голосом и заикание в этом случае не мешало. К тому же в это время освободился пост декана, а это означало возможность наконец встать на ноги в финансовом плане.

И да - выдуманный "обет безбрачия" никак не помешал бы Кэрроллу жениться. В католической церкви низшим духовным чинам это разрешено. Папа-священник Кэрролла с оравой отпрысков на мысли не навел? ))

Скорее всего, дело совершенно в другом. Кэрролла всегда описывают, как застенчивого человека. Он очень смущался в обществе взрослых и серьёзных людей. А учитывая врождённое заикание, часто стеснялся даже заговорить.

Заиканее Кэрролла действительно почти пропадало во время встреч с детьми, но его катастрофическая застенчивость - это миф. Кэрролл много и охотно общался с людьми, часто бывал в Лондоне, хорошо знал тамошнюю богему (поэту, театралы, художники), умел легко сходиться с людьми и фотографировал их при первом удобном случае (попробуйте уговорить только что встреченную семью постоять 20 минут неподвижно, пока делается снимок - да и развлекать их в это время надо было разговорами). Даже к великому затворнику Альфреду Теннисону сумел подобраться ни кто нибудь, а именно Кэрролл, без него фотографий знаменитого поэта мы бы никогда не увидели. Бурная социальная жизнь даже Кэрролла вызывала негодование у его богобоязненных провинциальных родственников. А уж дружба с молодыми актрисами...

Однако доподлинно неизвестно, использовал ли Тенниел хоть какие-то рекомендации Кэрролла при создании рисунков. Скорее всего, он ориентировался исключительно на своё воображение.

Доподлинно известно что вспыльчивого холерика Тенниела просьба Кэрролла сделать иллюстрации похожими на фото моментально взбесила. Также доподлинно известно что Кэрролла вспышка гнева не испугала и два почтенных джентльмена продолжительно орали друг на друга в присутствии множества свидетелей. До драки впрочем не дошло, но разгневанный Кэрролл вернулся в Оксфорд с намерением найти другого художника. Поостыв он позволил друзьям убедить себя что ему нужен именно Тенниел. Тот позволил себя убедить вновь взяться за заказ (оплата ему была обещана королевская), но намеренно сделал Алису на своих иллюстрациях полной противоположностью тому образу который хотел Кэрролл.

И так далее и тому подобное. В общем матчасть надо подучить.

Ответить

Очень радует описание фактов от явного очевидца событий, уж простите, прям даже до конкретных эмоций, которые испытывал каждый участник. Я, к сожалению, сам не присутствовал ни при фотографировании, ни при разговорах с Кэрроллом, ориентировался на различную литературу. Все факты черпал оттуда. Тут можно только начинать бодаться «а вот тут написано вот так».
Допускаю, что что-то могло быть иначе, кроме того, допускаю, что все «доподлинные факты» могут быть выдумкой родственников или даже самих участников событий, пересказанные позже в какими-то «поправками».

Ответить