Дом, который вас не отпустит
Эссе на роман Мариам Петросян «Дом, в котором...».
После прочтения по пятому кругу «Дом, в котором...» Мариам Петросян я в полнейшем шоке. Это длинная история, местом действия отдаленно напоминающая «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, только о детях. Или о взрослых в детском возрасте. В общем, о нас с вами, играющими в игру: найди каждого из персонажей внутри себя.
Если бы меня попросили одним словом описать содержание книги, я бы ответила — пронзительно.
Что-то как-то зацепило. Я не знаю что именно, но после обзора на эту книгу на литературном канале Армен и Фёдор я пошла ее читать. Вернее слушать, так как Дом достаточно объемен. Он затянул, приковал, заворожил и не отпускает… в озвучке Игоря Князева Дом просто шикарен.
И плакала частенько, но больше переживала за каждого — как же искренне они друг друга ненавидят, также искренне заботятся и поддерживают. Немного и местами, озорными и хулиганскими выходками похожа на «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, что читалась по детству. Уточню — местами. Потому что Дом - книга не детская. Она о нас, о взрослых.
В Доме нет имен. В Доме каждый получает кличку, которая становится именем и второй кожей. Отличительный четко узнаваемый признак и, невольно задумываешься — а как бы назвали тебя?
Попадая внутрь Дома не сразу приходит понимание, а что именно происходит. Ощущение растерянности порождает массу вопросов, которые Курильщик, от лица которого ведется повествование, задает за читателя.
Недоумение:
- А что, Помпея уже не спасти?
Многим из только что вошедших в Дом Курильщик близок более, чем шумный и загадочный Табаки, странные Сиамцы, агрессивный лог Лэри. Македонский. Череп. Химера. Рыжая. Крыса. Русалка.
Ощущение растерянности, недоумение и вопросы — что такое Изнанка Дома, кто Прыгуны и Ходоки и, где тот чертов Черный Лес, куда почти каждую ночь ходит Слепой, принося на себе даже зимой блох и клещей?
Ночь Монологов, Ночь Снов и Самая Длинная Ночь. В Ночь Сказок Курильщик «…стал частью чего-то большого, многоногого и многорукого, теплого и болтливого. Я стал хвостом или рукой, а может быть, даже костью. При каждом движении кружилась голова, и все равно давно уже мне не было так уютно. Если бы утром кто-то сказал, что я проведу эту ночь вот так, разомлевший и счастливый, напиваясь и слушая сказки, смог бы я в это поверить? Пожалуй, нет. Сказки. При выключенном свете, с нестрашными драконами и василисками, с дурацкими снеговиками…
Я чуть не заплакал от наплыва нежности к своим состайникам, но вовремя спохватился,..»
«Дом, в котором...» не обязательно читать, можно слушать аудиокнигу и точно также понять-таки куда делся милый открытый доброжелательный Кузнечик, превратившийся в рассудительного и мистического Сфинкса.
… Некоторые взрослые в некоторых пабликах задают вопросы о мишке на каждой картине Курильщика. Невольно внутренне улыбаюсь таковой глупой детскости. У каждого из нас есть свой такой Мишка. Игрушка, с которой ребенок постоянно таскается таская его с собой, кормит манной кашей и киселем, качается на качелях, лечит, ставит уколы, разговаривает и убаюкивает, засыпая рядом с ним.
Игрушечный Мишка некий талисман детства, что пыльный-замусоленный но все равно любимый, пусть и с разными глазами-пуговицами (по-моему отсыл к «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского).
А разве мама не пришивала пуговицу к вашим игрушкам взамен оторванных и потерянных глаз?
Здесь Мишка — то оно и есть. Узнаваемое даже не глядя, на уровне ощущений до боли родное так, что начинает щипать глаза при малейшем воспоминании.
В картинах Курильщика Мишка — теплые воспоминания о друзьях, что были и остаются дороги. Сфинкс, уже в Наружности, после Выпуска, на выставках долго разглядывая картины Курильщика, интуитивно считал посыл, сложил его с Белым Пером от Табаки, посчитав счастливым Знаком. И принял решение, как эстафету — в начале Кузнечика (Сфинкса) поддерживал Слепой. Теперь настала очередь Сфинкса поддержать Слепого, выдернуть из Темного Леса на следующий круг в Наружности.
Но это будет уже после. После Выпуска, — что является порогом, некой ранее кровавой чертой, где необходимо сделать выбор: уйти в Черный Лес под самую известную «средневековую» мелодию Мадригал Генриха VIII, в исполнении Горбача или уехать с компанией Рыжего на краденом автобусе в Наружность. Или скользнуть в неизвестность и исчезнуть как Македонский и Шакал Табаки.
А какой путь выбрали бы вы?
Классно, Когда В Обзоре Половина Слов Написана с Большой Буквы. И он Состоит Из Терминов, Понятных Только Тем, Кто Читал Эту Книгу
Специально так, чтобы сподвигнуть на чтение. Хотя, я не преследовала цели таковой.
Комментарий недоступен
Пробовал читать, но дальше половины так и не осилил, слишком тягомотно
Согласна. Формат аудио легче
Комментарий недоступен
Как вы надоели все, блядь! У меня ещё 6 купленных непрочитанных книг лежат, не успеваю я( придётся и эту докупать, потому что сил уж нет - интересно мне)
Комментарий удален модератором
Читала два раза с перерывом в два года. Думала, что-то е поняла с первого раза. Ан-нет, ровно такое же переливание из пустого в порожнее.
Читал книгу в самом первом издании, когда ещё не было хайпа, и мне есть что сказать. Во-первых, по поводу хайпа: он очень сильно влияет на ожидания и впечатления, по возможности избегайте рецензий. Чужим мнением вы сформируете себе заранее образ и испортите субъективную оценку.
Во-вторых, мне уже скоро сорок, и эта книга позволяет с очень необычной точки зрения взглянуть на юношеский максимализм, оправдать его и дать ему право на жизнь. Выпуск - это как рубеж взросления, как в "Питере Пэне", как в "Над пропастью во ржи". После этой книги я понимаю, что мне не будет сорок пять, мне будет трижды по пятнадцать.
Вот я купился на описания, но так и не смог дочитать. Не понравилось
Книга очень хорошая, после прочтения стала моей любимой.
А еще есть хороший художник под псевдонимом Ангел Ти, который сделал просто невероятно крутые иллюстрации к "Дому, в котором..."
А нас продают иллюстрированные издания? Если - да, то подскажи, пожалуйста)
Книга такова, что погружает. И если затянуло, то возвращаешься чтобы вернуться, побыть и чуть ли не остаться. В том паблике 31 альбом с рисунками. А это значит - нас много там, на глубине...
Рисуют не детей и не подростков, а взрослый люд. Подсознание изображает точно
Фанбаза, конечно, у книги замечательная. Одни иллюстрации персонажей чего стоят.
Несколько лет назад, в книжном, седой продавец порекомендовал "Дом.." как "лучшее, что я вообще читал за последние лет 10" и продал описанием буквально сразу.
А книга не зашла. Имхо, очень индивидуальная - если мозг хоть немного пытается играть в рационализацию происходящего, то погрузиться вот вообще не удаётся, ни на двадцатой странице, ни на двухсотой.
Ну вообще практически все происходящее в книге можно объяснить рационально. Немалая часть ее прелести как раз в недосказанности, нет явных указаний на то, мистика это или все же нет
У меня как-то так получилось, что при всей любви к чтению, «Дом, в котором...» в своё время прошла мимо меня. Вокруг неё было море хайпа, вилось множество восторженно пищащих девочек, я считал (высокомерно считал, каюсь), что их вкусы не могут совпасть с моими и поэтому книга мне не зайдёт. Спустя наверное года три или четыре я перевернул последнюю страницу толстого томика и... Во первых, как мне показалось, что она в первую очередь для детей и подростков, потому что написана про них и на "их волне". Это не значит, что взрослым её нельзя читать. Нет, просто мне кажется: наиболее полно она раскроется перед юным читателем. А ещё лучше наверное прочесть её в детстве, а потом перечитать пару раз, повзрослев. А самое интересное, что у «Дома» минимум два прочтения, две интерпретации происходящего (не читал авторские интервью, если где-то официально утверждена конкретная версия - простите, извините, транслирую чисто свои впечатления).
У японцев много подобных вещей (можно даже сказать - очень много).
Комментарий удален модератором
Это твой личный хейтер? За что тут минус ставить было
Начинал и бросил где-то на трети книги. Очень нужно и скучно.
Объемная и своеобразная. Слушайте аудио, так проще. Сама бы читала очень долго, гораздо дольше чем начитал Игорь Князев 💕
Книга хороша, но 13-летние фанатки это пиздец
Такая хуета, шо даже не знаю, как раскритиковать.
Просто тот случай, когда плохо все, но эмоций в книгу вложено так много, что у особо впечатлительных (девушек и подростков) подобное находит сильный отклик. Для более опытного читателя сразу заметно пошлое заигрывание с чувствами, так что ничего кроме брезгливости эта писанина не вызывает. Полно есть книг куда более пронзительных и тонких. Потому и мнения большей частью полярные: часть прочитавших - в слюнявом восторге, а часть - вахуе от того, что кто-то в восторге от этого.
"Все началось с красных кроссовок. Я нашел их на дне сумки. Сумка для хранения личных вещей — так это называется." - Я не знаю, можно ли начать еще слащавее, лол.
Пиздец, доебаться до двух строчек, написанных от лица подростка, обвинив его в слащявости. Ты в свои 14 ел жаренные гвозди и руки в кровавые мозоли на заводе стирал?
Ребят. Вы читаете какой-то отстой. Алло, какие дома? Какие курильщики? Откройте там, ну не знаю, список номинаций на пулитцера, и из него читайте нормальные книги. Пиздец какой-то.
Хихи хаха :)
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Чувак, ну реально, если это ирония, то она нихера не считывается!
Вы предлагаете волшебный коктейль из историй о прошлом и будущем? Марсианские хроники.
Читала, перечитывала, переписывала абзацами и снова читала.
Уважаю. Брэдбери.
Дык, в Доме Петросян то же "волшебный коктейль о прошлом и будущем". Интермедии - прошлое. Действие - в настоящем. А мистики столько, что отдыхает даже Кастанеда.
Помню, по описанию думал, что какая-то унылая муть про больных детей. Как же я ошибался! Шикарное произведение.
Да. Почти философский трактат. О, сколько там мгновений чудных, в них сжаты 100 томов библиотек.
А вы тоже слушали и переслушивали мадригал Генриха VIII ?
Любимая книга.
Ну, для своего жанра и возрастной группы книга хорошая.
Хорошая книга, под настроение. Читал очень давно, может когда-нибудь перечитаю.
Людям, которые не любят нелинейное повествование, будет очень трудно. Чтобы составить в голове картинку, нужно ориентироваться в кусках сюжета, которые происходят в разное время и порой даже в разных реальностях. Дом воспринимается больше на эмоциональном уровне, вашими внутренними ощущениями, поэтому разложить сюжет по полочкам и построить логичное сюжетное повествование вряд ли возможно, оно как-то путается в голове, размывается. Эта книга ощущается как вспышки эмоций, как отдельные куски истории, привязанные к персонажу. Я бы не сказала, что конец книги счастливый. Даже если многие получили, что они хотели, все равно остаётся ощущение нехватки чего-то. Какая-то неисчезающая тоска.
Видела я описание фанфика, что-то вроде: "из Российских реалий можно сбежать только в мир фэнтези". Воспринимается эта книга примерно так же, только в другом сеттинге.
Литература, как и все произведения искусства и тд в нашем мире, дело вкуса. Возможно, одному понравится книга, возможно, другой не набрался определённого опыта, чтобы она хоть чем-то зацепила. Дом, прежде всего, трагедия про детей, как говорил сам Кузнечик: "переломанных", "склеенных из кусочков". Это показатель того, как общество реагирует на покалеченных детей, как оно относится к подросткам в принципе. Печальная картина
Вы слишком впечатлительная
Возможно да. "Нет человека счастливее, чем настоящий дурак" (цитата. Сфинкс) Без впечатлений никак, - в Доме постоянная движуха, что стирает границы между здравомыслием и безумием. Бесконечное творчество, мистика на грани реальности и реальность на грани мистики.
Ты либо растворяешься во внутреннем всеобщем везде, либо просто присутствуешь при... как Курильщик, чувствуя себя полнейшим придурком. Таких выталкивают.
"В нашей жизни все больше «Дома», а в «Доме» все больше нас."
(с) Галина Юзефович, литературный критик