Герберт Уэллс «Война миров» — фантастические выходные #5

Герберт Уэллс «Война миров» — фантастические выходные #5

Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) — английский писатель, оказавший колоссальное влияние на становление жанра научной фантастики. Его наполненные социальной критикой фантастические романы до сих пор служат лекалами, по которым создаются литературные, кино- и игровые произведения.

Этот блок временно не поддерживается

Сегодня мы поговорим о произведении, которое легло в основу целого поджанра — «Войне миров» (The War of the Worlds, 1898).

Mars attacks

Мы встречаем главного героя романа, безымянного писателя-философа, в Уокинге, пригороде Лондона, куда, спустя полгода после серии загадочных вспышек на поверхности Марса, приземляется большой металлический цилиндр, первый из десяти.

Данное событие быстро приковывает внимание местных жителей. Они стекаются к месту предполагаемой посадки марсиан со всей округи.

После неудачного первого контакта, во время которого погибают все представители земной делегации, местное население осознаёт ту угрозу, которую таят за собой поначалу казавшиеся беспомощными и неповоротливыми пассажиры марсианского корабля.

Герберт Уэллс «Война миров» — фантастические выходные #5

Столичные СМИ не сразу воспринимают известие о данном происшествии всерьёз, как и жители соседних с Уокингом поселений. Там жизнь продолжает идти своим чередом, что даёт инопланетным захватчикам достаточно времени для того, чтобы развернуть свои силы и начать полномасштабное наступление на Лондон и его окрестности.

Люди оказываются совершенно не готовы к неожиданной атаке извне.

Глазами главного героя мы видим, как быстро рушится, казалось бы, непоколебимый уклад жизни: люди срываются с насиженных мест, в панике происходят давки, потоки беженцев переполняют все транспортные артерии. Вскоре на покинувших свои дома людей обрушится голод. Появятся банды грабителей и мародёров.

Единственными организованными и морально готовыми к атаке, что ожидаемо, оказываются военные, но они практически ничего не могут противопоставить технологическому превосходству марсиан.

Инопланетяне полностью полагаются на свои технологии.

Главным орудием и одновременно средством их передвижения, а также ярким символом романа в массовой культуре, являются гигантские треножники, оснащённые сокрушительной тепловой пушкой и устройством для метания снарядов, содержащих в себе смертоносный газ.

Half-life 2<br />
Half-life 2

Помимо треножников, с лёгкостью уничтожающих города и артиллерийские расчёты, марсиане располагают летательными аппаратами, а также машинами, способными воспроизводить из собираемых вокруг себя ресурсов копии вышеназванных технологий.

В «Войне миров» Уэллс уязвляет самолюбие человечества, лишает его привычного превосходства, чувства исключительности в окружающем мире. Это подчёркивается тем, что в финале романа не люди расправляются с инопланетными захватчиками, а сама природа, в лице простейших своих представителей, наносит им сокрушительный удар.

Финал тем не менее носит многообещающий характер для человечества. Высказывается надежда на то, что люди всё-таки способны извлекать уроки из своего прошлого.

Передо мной встаёт смутное видение: жизнь с этого парника Солнечной системы медленно распространяется по всей безжизненной неизмеримости звёздного пространства.

«Война миров» до сих пор, спустя более 120 лет после выхода, прекрасно служит как матрица для отливки сюжетов многих фантастических произведений, так как заложенные в ней идеи совсем не потеряли актуальности.

Не теряет роман актуальности и как предостережение об обратной стороне научно-технического прогресса. Ведь события романа, а также методы и средства ведения войны инопланетян, в своё время, обрели страшное отражение в последовавших друг за другом мировых войнах.

2525 показов
1.2K1.2K открытий
8 комментариев

Мозги в цилиндре а желудки на треножниках.
О чём же эта книга ?? О красной отраве.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

как по мне по атмосфере лучшая экранизация близкая к нему Небесный капитан)

Ответить

Как ни странно, книга остаётся более свежей и актуальной, чем многие примеры фантастики середины ХХ века.

Ответить

Согласен 

Ответить