Статья + видео

Всем привет! Игры - это, конечно, хорошо, да чего мелочиться игры — это просто здорово! Особенно, если вы играете не в DOT’у или какой-нибудь Battle Рояль. Но не стоит забывать и о главном блюде для нашего мозга – о чтении и книгах. Сегодня я поведаю вам о трилогии Питера Гамильтона под названием «Бездна».

В оригинале это научно-фантастическое троекнижие называется «Void Trilogy», что переводится как «трилогия Пустоты», но у нас её перевели как «трилогия Бездны». Согласен, так звучит немного круче, однако слово «войд», есть и в русском языке, но используется оно строго в научной сфере, а именно астрофизике. Этот термин означает области в космическом пространстве, которые не имеют никаких видимых, то есть излучающих свет, объектов, и кажутся тёмными пропастями на астрономических картах. Эти пространственные «пробелы» до сих пор представляют загадку для человечества, так как нам не известно абсолютно ничего о том, что может скрываться в этой всепоглощающей тьме… И я не зря обратил на это внимание.

<i>На изображении Войд Волопаса - супервойд, один из самых крупных войдов в видимой Вселенной​</i>

Действие романов «Бездны» разворачивается в середине 4-го тысячелетия. К тому времени человечество не только освоило Солнечную систему, но и расселилось по всей галактике, встретило все возможные и невозможные, разумные и неразумные инопланетные расы и вообще достигло всего о чём только могли мечтать люди далёкого будущего, так что их перестали волновать такие вопросы как смерть, лекарство от старости и прочие волнующие нас в XXI веке глупости. К концу 3500-х годов у Содружества (или Commonwealth, так называется галактическое государство людей) остался лишь один неразрешимый и столь мучивший его вопрос и по совместительству цель, к которой стремятся все сильные мира сего – это способ перехода в постфизическое состояние. И это не была какая-то пустая мечта или всего лишь теория. Некоторые из знакомых человечеству рас уже сумели довести свой технологический уровень до такой степени, что нашли способ перейти на «новый уровень» бытия, что лишь разжигало то же стремление в сердцах лидеров фракций Содружества.

Но было и ещё кое-что, что волновало челеовеческие души. Центр галактики Млечный Путь. В наше время принято считать, что ядром нашей галактики, является невероятных размеров чёрная дыра. Однако во Вселенной версии Питера Гамильтона люди обнаружили, что это не совсем так. По всем внешним параметрам это действительно была чёрная дыра, однако внутри себя она содержала ещё одну вселенную, созданную неведомой расой, живущей внутри неё уже многие миллионы лет. И отныне это место стало называться Бездной или Войдом. Не было доподлинно известно, что находится внутри этой матрёшки, однако несколько сотен лет назад одному кораблю Содружества удалось проникнуть внутрь и при этом не быть уничтоженным. Шли годы, десятилетия, века, и казалось экипаж того корабля канул в небытие, однако в какой-то момент один человек по имени Иниго вдруг начал видеть «сны». Это были видения, в которых Иниго наблюдал жизнь внутри Бездны, жизнь потомков тех самых колонистов, которые попали внутрь малой вселенной и потерпели крушение на одной из планет.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Технологический прогресс, описанный Гамильтоном в трилогии Бездны, поистине потрясает. Люди 4-го тысячелетия смогли создать особую «сферу» изневидимых частиц, через которую могли делиться друг с другом своими эмоциями, образами и даже снами благодаря этому изобретению. Иниго стал передавать свои сны в гея-сферу (Gaiafield), и так всё Содружество узнало о выживших в Бездне, и о том, какая Бездна внутри. Увиденное гражданами Содружества настолько поразило сознание людей, что вокруг снов Иниго выстроилась целая религия, а увиденный в них мир внутри Бездны стал воплощением Рая, к которому верующие по всей Галактике теперь устремились. Но и даже те, кто был далёк от духовного, увидел в Бездне возможности, которые помогли бы им с переходом на пост-физический уровень существования.

Но когда Иниго понял, что власти начали заходить слишком далеко, а религиозные последователи превратились в фанатиков, он решил исчезнуть, так что фракции и культ потеряли свой ключ к Бездне, а вместе с тем и ключ к воплощению их самых великих грёз. С этого начинается первая книга трилогии, получившая название «Дремлющая Бездна».

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Действие параллельно разворачивается в двух вселенных: в нашем родном Млечном пути и в Бездне. В первой мы становимся участниками фракционной борьбы, предпосылки к которой закладываются в первой книге, а в последующих романах разрастается и приводит к открытому конфликту. Агенты этих фракций активно занимаются поисками сновидца Иниго, чтобы воспользоваться им и проникнуть в Бездну, и они готовы пойти на любые жертвы лишь бы достигнуть своей цели. Одним из ищеек выступает загадочный парень с библейским именем Аарон, который скрывает в себе множество сюрпризов и до конца не перестаёт удивлять читателя. Одновременно нам показывают и простую девушку Араминту, проживающую на одном из окраинных миров, где внезапно стали появляться следы нового, второго сновидца… но подробнее рассказать о ней, я вам, к сожалению, не могу, иначе вы сами потом возненавидите меня за спойлеры. Нам показывают и отдельных высокопоставленных деятелей фракций Содружества, и ведущего собственное расследование учёного Троблума, и вообще героев в «трилогии Бездны» очень много и это только то, что касается нашей вселенной.

Но как насчёт Бездны?

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Между основными главами Гамильтон разместил главы снов Иниго, в которых мы переносимся в микровселенную внутри чёрной дыры, на планету Кверенция, где начинается путь мальчика по имени Эдеард. Вместо того, чтобы рассказывать завязку его сюжетной линии, я лучше коснусь особенностей его глав. Всё, что происходит в Млечном пути, безусловно можно отнести к научной фантастике, однако, едва мы устремляемся в Бездну, как сеттинг резко меняется, и мы оказываемся в фэнтези-мире, но очень незаурядном. Здесь нет ни эльфов, ни гномов, ни каких-либо ещё типичных представителей жанра, и даже сверхспособности обитателей Кверенции трудно назвать магией. И всё же это мир, в котором люди обладают телекинезом, умеют читать эмоции друг друга, становиться невидимыми, управлять сознанием животных и многими другими антинаучными штучками. Но антинаучны они только в нашем понимании, в понимании людей, которые привыкли к законам физики, правящими балом в нашей вселенной. Бездна же живёт по своим собственным законам, и от этого поочерёдная смена двух совершенно отличных друг от друга сеттингов лично мне показалась крайне любопытной и пришлась очень по душе.

Но если бы всё ограничивалось только этим, то всё было бы слишком просто. Но как это обычно бывает в подобных произведениях неведомая угроза исходящая из Бездны нависает над всей Галактикой. Микровселенная в центре Млечного пути грозила перейти в фазу активного расширения, что могло означать только одно: поглощение и уничтожение всех обитателей галактики. Таким образом, преодолевая все трудности и конфликты, герои будут стремиться предотвратить катастрофу космического масштаба и спасти миллиарды жизней.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Важно отметить, что, несмотря на то, что «Бездна» является самостоятельным произведением, она входит во вселенную Содружества, в которой, до написания этой трилогии, уже были написаны романы «Звезда Пандоры» и «Иуда освобождённый». На самом деле туда входит больше произведений, но я хочу обратить ваше внимание именно на эти две книги. Сейчас я жалею, что не прочёл их до того, как взялся за «Бездну», ведь на протяжении всей трилогии постоянно делаются отсылки к событиям предыдущих книг автора, а в какой-то момент появляются и их герои, пусть и на второстепенных ролях, и всё же. Конечно, мне это не помешало получить удовольствие от прочтения, и незнание того, что произошло в «Звезде Пандоры» и «Иуде освобождённом» никак не повлияет на восприятие сюжета романов «Бездны». Но всё же, я бы хотел прочитать и эти две книги, и то же посоветовал бы вам.

Что мне понравилось в «трилогии Бездны» так это, во-первых, лихо закрученный сюжет, вот правда, я даже представить себе не мог как будет развиваться действие в дальнейшем, а все мои попытки предугадать некоторые сюжетные повороты потерпели крах, так что до самого конца эта история представляла для меня загадку, которую, если быть честным, даже спойлерами не испортить, ибо чтобы понять её, нужно читать от начала и до конца, столько в ней персонажей со своими пересекающимися линиями. И каждое из этих действующих лиц может претендовать на звание главного героя. Одновременно этого главного героя в книгах и не найти, его будто бы просто нет. Каждый из персонажей вносит в развитие конфликта свой существенный вклад, может и не сразу, может поначалу его эпизоды могут показаться лишними и неяркими, однако рано или поздно все они как-то проявляли себя в очередном неожиданном повороте книги, а таких поворотов в «Бездне» просто уйма.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Во-вторых, то, за что, я думаю, многие и любят научную фантастику, это невероятная фантазия автора и зарисованная им картина будущего. Сколько фантастики я уже читал и всё-таки новые авторы не перестают меня удивлять: технологии, расы, особенности человеческого общества будущего… Гамильтон чем-то может напомнить других авторов, например, когда я прочитал, что у всех людей на случай непредвиденной смерти информация из мозга загружается в общую базу данных или в личный чип, чтобы потом можно было заново создать тело и загрузить туда «старый мозг», я тут же вспомнил Ричарда Моргана и его трилогию «Такеси Ковача», возможно известную вам в виде сериала «Видоизменённый углерод». Помните, там у людей тоже были специальные чипы, а тела были лишь временной оболочкой, которую можно было менять как одежду. И подобные идеи не воспринимаются как плагиат, а наоборот приятно удивляют сходством идей и видения авторов. Возможно это звучит странно, но я надеюсь вы меня понимаете.

Как я уже сказал, у Гамильтона есть и загрузка информации из мозга в цифровое хранилище, есть отдельные чипы с информацией, но кроме того люди могли множество раз омоложать свои тела или менять их полностью, а когда у них рождались дети, то где-то в подростковом возрасте они могли настроить внешность по своему желанию, а затем менять её на протяжении жизни, как только захотят. Здесь вам и всевозможные боевые аугментации, как в каком-нибудь Deus Ex и ещё не вышедшем Cyberpunk 2077. Биононики, ускоряющие регенерацию клеток (некоторые персонажи пользуются ими, чтобы избавиться от опьянения или похмелья); приборы, позволяющие подбираться к звёздам вплотную; оружие, способное уничтожать целые планеты… Все интересности книг Гамильтона можно перечислять часами, и я был бы последним мерзавцем, если бы пересказал вам их все, ведь тогда я бы лишил вас удовольствия узнать всё это лично.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Масштабных космических баталий в книгах нет, сразу вас предупреждаю. Несколько боёв случалось и довольно напряжённых, особенно в последней книге, но особо крупными их не назовёшь. Зато стычки между солдатами с аугментированными в руки лезвиями, защитными полями, ЭМИ, лазерами и прочим футуристическим вооружением встречались уже чаще и на мой взгляд были гораздо интереснее.

Гамильтон один из немногих писателей, который, вводя в произведение огромное множество героев, никого не обделил своим вниманием и даже второстепенным лицам прописал характеры так, что и они отпечатывались в памяти и составляли у тебя какое-то впечатление. Но здесь же выбирается на поверхность и главный недостаток книг трилогии - это как раз-таки количество героев и их собственных отдельных сюжетных линий.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

С одной стороны, разнообразие — это хорошо, но в разумных пределах. Здесь же в самом начале нас знакомят с пятью героями, и я сразу настроился на то, что именно через них автор и будет вести меня сквозь весь роман, но нет. К середине появляется ещё один и ещё и к концу первой книги их общее количество удваивается, из-за чего концентрация внимания рассеивается, и, таким образом, можно «потеряться» в происходящем. Вот ближе к концу первой книги возникли Оскар, Паула Мио и один эпизод даже вёлся от лица второстепенного героя Мариуса, в плену у которого оказался один из основных действующих лиц Троблум. Но когда я начал читать этот эпизод я никак не мог вспомнить, как Троблум вообще попал к нему в плен, огромный кусок событий, связанный именно с этим героем просто вылетел из моей головы, а всё из-за того, что я вынужден был постоянно переключаться от одного персонажа к другому, и чувствую, что переломный момент наступил именно с появлением Оскара и Паулы, когда я окончательно растерялся. Когда главы уже знакомых героев идут по порядку, не давая нам забывать о событиях предыдущего эпизода книги, это нормально, но бывают и слишком большие перерывы, что гораздо сильнее проявляется во 2-й и 3-й книгах.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

В книгах Гамильтона встречается много фрагментов, в которых он детально описывает технологии его версии будущего, какие-то особенности общества 4-го тысячелетия, это невероятно интересно, ты не перестаёшь удивляться воображению автора. Однако это здорово тормозит действие. Я повторюсь, для меня это не минус, мне было крайне любопытно читать эти моменты, однако для кого-то это может стать и недостатком, в общем это чисто субъективный фактор. Но я бы не сказал, что описания Гамильтона на все 100% были вообще нужны в его книгах. Одно дело описания вселенной, которые помогают читателю нарисовать в голове более чёткую картину, но другое, когда, например, Араминта во всех подробностях занимается половым сексом сразу с несколькими мужчинами. Лично мне некоторые такие моменты читать было просто неприятно, но более того, я не понимал, зачем оно вообще здесь нужно. Даже если не брать настолько откровенные эпизоды, я считаю, что в первой книге было СЛИШКОМ много внимания уделено рутинной, бытовой жизни Араминты, просто этого на мой взгляд было через чур много...

Несмотря на то, что общее впечатление от книг Гамильтона у меня осталось положительным, оно менялось от одной книги к другой, от одной главы к другой. Поэтому мне было не просто дать оценку всей трилогии в целом. Читая «Дремлющую Бездну», я иногда думал «О Боже мой! Это же круче, чем Mass Effect!», но в иные моменты интерес падал, хотя я бы не сказал, что роман может скатываться в крайнюю скуку, так что на этот счёт можете не переживать. Просто отдельные фрагменты глав имеют свои действующие лица, а каждое из этих лиц двигает сюжет по-своему, что собственно и является причиной скачков в динамике развития истории. В ней есть недостатки и не мало, но, тем не менее, это стоящее чтиво, Гамильтон заметно выделяется на фоне прочих современных авторов научной фантастики, и я считаю, что его книги стоит прочитать. Я советую для начала ознакомиться с «Дремлющей Бездной», и, если роман вам понравится, то не сомневайтесь и беритесь за «Темпоральную Бездну» и «Эволюционирующую Бездну», в противном случае, не стоит и пытаться.

Тайна центра Галактики | Обзор трилогии «Бездна» Питера Гамильтона

Я может быть немного не в тему, но недавно открыл для себя "Мир полудня", Стругацких, цикл книг. Очень крутая вещь. Взахлёб.

Статья интересная, спасибо. Весь цикл (5 книг) прочитал, и он мне очень понравился. Советую скорее приступить к прочтению к дилогии о "Содружестве".

Дилогию прочитал, все 3 книги Бездны дома стоят - но пока не добрался)

Шикарный цикл. Зашел даже лучше дилогии "Содружество", хотя и та была отличной. Пожалуй это лучшая космоопера в литературе, возможно даже превосходит цикл "Гиперион". Еще как-нибудь надо прочитать другой цикл Гамильтона - "Пришествие ночи". По многим отзывам эта вещь не менее достойная.

Обзор отличный, спасибо, добавил в список к прочтению. Но, прошу прощения за небольшой офтоп, не могу не отметить:
фраза
Особенно, если вы играете не в DOT’у или какой-нибудь Battle Рояль.немного отдает элитизмом. Не надо так, дотеры тоже люди, некоторые весьма не глупы. И ничего не мешает им совмещать свое увлечение с книгами, обычными играми и многим другим.

Батлрояльшиков это не касается, офк. Kappa.

Спасибо большое)) ну это был такой лёгкий байт (вот также как в конце твоего коммента), слегка потроллить никогда не помешает, главное в крайности не переходить))

Чутку подзатянуто, но, в целом, огонь.