Почитать
Greed71 Reviews

«Лавина» Нила Стивенсона | Об аватарах, Метавселенной и киберсамураях

Обзор одного из самых значимых романов в жанре киберпанк

Этот пост мне хотелось бы начать со слов «все мы любим киберпанк!», однако на самом деле этот поджанр научной фантастики далеко не так распространён в наши дни. Лишь когда-то давно, когда общество и в особенности писатели-фантасты были обеспокоены повсеместной компьютеризацией, ускорением технического прогресса и глобальными проблемами человечества, киберпанк был достаточно популярен: фильмы, игры, книги, научные статьи…

Но, со временем, это прошло, а волна интереса к киберпанку, вызванная выходом Cyberpunk 2077 от хитрой польской студии разработчиков CD Project вряд ли сподвигла тех, кто сыграл в игру, обратиться к классикам жанра. В этом ролике я хочу рассказать вам о книге одного автора, который не стоял у истоков киберпанка, однако знаменовал своим творением итоги писательских достижений этого жанра: Нил Стивенсон и его «Лавина» («Snowcrash»).

За свои 24 года я прочитал не так много книг, и тем не менее какой-никакой багаж на моей трещащей по швам книжной полке имеется… Я привык к тому, что, чтобы книга меня заинтересовала, мне нужен либо мощный пролог, который сходу окунёт меня в бурю захватывающих событий, либо харизматичный герой, который чем-то должен меня зацепить и провести до тех самых захватывающих событий в последующих главах. Так вот Стивенсон в начале книги не дал мне ни того, ни другого. Он избрал иной путь.

Порой задумываешься, и как Кодзиме только могло прийти в голову сделать героя своей игры курьером, и заставлять игроков на протяжении всей Death Stranding заниматься доставкой грузов? Так вот «гений» был не первым. Протагонист «Лавины», которого в книге так и зовут Хиро Протагонист (Hiro Protagonist), простой развозчик пиццы. На самом деле не совсем простой, но об этом позже. Роман начинается с того, что герой получает очередной заказ, забирает свежеприготовленную «Пепперони», загружает её в свой пиццамобиль… но тут вдруг оказывается, что заказчик живёт чёрт знает как далеко, а времени на доставку в обрез.

Опоздай он хоть на секунду от выделенного ему срока, Протагонист мог вылететь с работы и навлечь на себя гнев мафиозного клана, владеющего пиццерией, ведь всего один проваленный заказ мог нанести непоправимый удар по репутации, а конкуренты этого только и ждут.

И вот Хиро уже мчится на всех парах своего футуристического пиццамобиля, срезая путь везде, где только можно. Заметив его, к транспорту доставщика «Пиццы Коза Ностра» цепляется гарпунщик на скейте из «Радикальной Курьерской Службы». Пытаясь сбросить зацепера, Протагонист сворачивает не туда и влетает в пустой бассейн. Так Хиро стал должником главы мафии Дядюшки Энцо за разбитый автомобиль и заодно познакомился с И.В. – пятнадцателетней девчонкой, которая и загарпунила его пиццамобиль.

Поначалу кажется, что она та ещё засранка, однако в дальнейшем она заставит читателя изменить мнение о ней в лучшую сторону, и начинает это уже с того, что выручает героя, вовремя доставив его заказ по адресу. Далее они ещё не раз будут помогать друг другу, ну а для нас, как для читателей, эти двое станут проводниками через роман, иными словами, главными действующими лицами, вокруг которых и будут разворачиваться основные события. Спешу обрадовать тех, кто возненавидел Death Stranding из-за его безудержного курьерского геймплея: грандиозная эпопея с доставкой пиццы в «Лавине» ограничивается лишь парой глав в самом начале, так что оставшаяся часть книги будет повествовать уже о вещах куда более занимательных и захватывающих.

Сюжет крутится вокруг нового информационного наркотика под названием «лавина», который представляет собой компьютерный код, поражающий мозг человека, после того, как тот его увидит (не прочитает, а именно увидит). Наркотик лишает тебя свободы мысли, полёта фантазии, даже речь «взнюхнувшего» «лавину» превращается в бессмысленный набор звуков. Короче говоря, после этого наркотика человек превращается в овощ.

Разумеется, это не было какой-то тупо злодейской шалостью жестокости ради. Всё это дело имело религиозный подтекст, свой тайный смысл, свои первопричины и надежду на определённые последствия, о которых я предпочту умолчать, чтобы сподвигнуть вас на личное знакомство с книгой. И я вас уверяю, то, что связано с расследованием Хиро по части «лавины» равнодушными вас точно не оставит.

В своей книге Нил Стивенсон выдвинул весьма интересную гипотезу, касающуюся языка и религии, что всё это есть ничто иное как код. Он проводит аналогии с шумерской мифологией, чтобы читатель, а с ним и сам герой книги, понял с чем имеет дело. Не то чтобы эта гипотеза, претендовала на полный реализм, как-то раскрывала тебе глаза на окружающий мир. Но, тем не менее, концепция языка, которую излагает Стивенсон, заставляет тебя задуматься и поразмышлять после прочтения книги. А что как не это является знаком качества в литературе? И в конце концов от этого сюжет цепляет тебя ещё больше, и как следствие, ещё сильнее нравится и сам роман.

Что же касается сеттинга… Перед нами высокотехнологический XXI век (полагаю, что где-то первая половина или даже треть, точного времени автор не указал), изменённый доселе невиданных масштабов экономическим коллапсом. В этом мире правят не государства, хотя номинально они и продолжают существовать, а корпорации и более мелкие формирования, названные в книге «франшизами». Все эти организации представляют собой этакие микро-государства, «живущие» внутри старых государств, которые теперь обозначают всего лишь исторически сложившиеся территории.

К примеру, есть в книге и Соединённые Штаты и Советский Союз, но никому до этих наименований никакого дела нет. Конечно, кое-какие государственные структуры никуда не исчезли, но они уже далеко не столь властны, каковыми были когда-то раньше, и базируются эти структуры в своих маленьких ограниченных зонах. Собственно этим они ничем не отличаются от прочих франшиз. Каждая франшиза обладает своей собственной закрытой территорией, внутри которой существуют собственные правила и законы, а чтобы свободно въезжать в ту или иную франшизу, необходимо иметь гражданство, выданное этой самой франшизой. Как вам такое общество будущего?

Основное действо разворачивается в Лос-Анджелесе, где в одном из гигантских жилых комплексов, в Мегакладовке, как его называет Стивенсон, где ютятся тысячи людей в маленьких каморках, и проживает главный герой на пару со своим приятелем Виталием Чернобылем. И.В. («Искренне Ваша») же было предначертано проживать в более комфортных условиях: в небольшой квартире своей маман, которой приходится убиваться на работе в тех самых госструктурах. Но едва нашим героям стоит выйти на улицу, как их тут же встретят повсеместные рекламные баннеры и ламповый киберпанковый неон…

Но реальный мир — это ещё не всё. В своём романе Нил Стивенсон показал, как в будущем будут развиваться компьютерные сети, во что превратится привычный нам Интернет. Хиро Протагонист, как я уже говорил, был не простым курьером. На досуге он занимался хакерством, и вместе со своими друзьями он сисадминил в «Метавселенной» – киберпространстве, что в книжном будущем заменило Интернет.

«Метавселенная» позволяла не только искать и хранить информацию, в ней ты буквально мог жить, а некоторые и вовсе предпочитали не покидать Мету и не возвращаться реальный мир, ведь в киберпространстве ты мог быть кем угодно, иметь любой дом, любую машину и т.д. Тех ребят, что не вылезают из Метавселенной прозвали «горгульями» из-за их гротескного облика, ведь, чтобы постоянно быть в сети, они не снимают ни шлемов виртуальной реальности, ни очков, ни прочих электронных приблуд и проводов.

Есть также в Мете и специальные программы-«уборщики», которых в народе прозвали просто «демонами». На самом деле Мета больше походит на ММО-игру, и многие погружались в виртуальный мир именно ради того, чтобы погонять на байках или помахать мечами. Смерть в киберпространстве не влекла за собой смерть в реальности, как в какой-нибудь Мартрице, но убитый лишался своего аватара, вылетал из Метавселенной и какое-то время не мог в неё вернуться.

Кстати, именно благодаря роману Стивенсона слово «аватар» стало таким популярным и активно используется до сих пор, я имею ввиду в значении визуального отображения пользователя в киберсреде. А Метавселенная как трёхмерная онлайн игра вдохновила и до сих пор вдохновляет многих игроделов и не только. Среди таких ребят когда-то была и id Software, а один парень по имени Майкл Абраш, не смотря на увещевания Билла Гейтса и довольно солидную зарплату в Microsoft решил покинуть компанию, чтобы присоединиться к команде Ромеро и Кармака, чтобы разработать что-то наподобие Метавселенной: игровой трёхмерный мир в онлайне. Об этом в своей книге «Повелители DOOM» упоминает Дэвид Кушнер.

Мне вот как-то стыдно в этом признаваться, вроде как рассматриваем классику и всё такое, но… Мне не особенно зашёл конкретно сюжет этой книги. Мне удивило вступление, мне очень понравилась та часть, где Хиро изучал вирус, углублялся в шумерскую мифологию, где автор проводит аналогии между религией, вирусом и кодом… Однако действия, связанные с поисками и борьбой главных героев с главными антагонистами, мне не показались особенно интересными. Конечно, момент с пиратами-азиатами, которые собирались взять героя и его временных спутников в сексуальное рабство показался мне довольно забавным, но в остальном сторилайн как-то не очень воодушевлял.

Местами вылезали высокотехнологичные рояли, выручавшие героев (к примеру нанопулемёт Гатлинга, спасший ребят из лап тех же пиратов), где-то разворачивались не очень приятные и не понятно для чего введённые сцены, например, как пятнадцатилетняя школьница занимается половым сексом с огромным волосатым байкером старше её раза в 3 (ловлю флешбеки из «Ангелов Ада» Томпсона)…

После того, как я прочитал о той жести, которую главгад собирался обрушить на реальный мир, воздействуя на людей через виртуальную среду – я даже подумал, что книга эта ничем хорошим не закончится, в том смысле, что финал будет мощным, но отнюдь не хэппи-эндом. Но всё закончилось совсем не так. В то же время я ждал крутой схватки между Хиро и Вороном, которая должна была происходить параллельно в реальном мире и в киберпространстве – но и здесь, всё прошло где-то слишком быстро, где-то вовсе непонятно, Хиро в какой-то момент куда-то пропал, а Ворон схлестнулся с другим персонажем, который вообще всё это время был второстепенным, и именно их битва стала завершающей.

С другой стороны, в книге великолепно расписано видение Стивенсоном будущего. Он подробно расписывает здешние технологии, общество, государства и государства внутри государств, новообразовавшуюся религию, саму «Метавселенную», и, главным образом, этим как произведение в жанре киберпанк «Лавина» и цепляет.

Мне не хватило развития отношений между героями. Изначально мне вообще показалось, что между Хиро и И.В. проскочит искра, завяжется любовная линия и понеслась. Но нет, как они были деловыми партнёрами в начале книги, таковыми они впоследствии и останутся, и даже, казалось бы, завязавшаяся между ними дружба как-то не особенно давала о себе знать. В конце концов я не почувствовал развития персонажей: Протагонист так и продолжил сохнуть по своей бывшей, оставаясь чсвшным киберсамураем, а И.В. так и осталась обычной легкомысленной школьницей. Второстепенные герои меня как-то вообще не зацепили. Разве что Виталий Чернобыль, своим врезающимся в память именем, но в истории он не играет практически никакой роли.

Порой автор, на мой сугубо личный взгляд, недостаточно постарался соблюсти баланс между экшеном, спокойными эпизодами, описаниями мира и «шумерскими» главами. Где-то постоянно что-то преобладает, двигается скачками и сбивает темп повествования, так что у меня редко возникало то самое ощущение, когда книгу не хочется откладывать, чтобы поспать или сходить в туалет. И тем не менее, дочитать роман до конца, выяснить, что же это за «лавина», и вообще, чем всё закончится мне хотелось, и я ни в коем случае не думал забрасывать чтение. Стивенсон, он сукин сын такой: вот вроде бывает, что не всё так гладко, ты начинаешь теряться, но затем поток повествования вновь тебя захватывает и несёт дальше, так что ты забываешь обо всех недостатках.

Отчасти «Лавина» цепляет стилем автора. Он не просто описывает очередное киберпанк-приключение, Стивенсон то и дело будто стебётся над миром, над персонажами, над какими-то деталями. И это не только вызывает у тебя улыбку, но и придаёт созданному автором миру некоторую перчинку, делающую его уникальным. Для меня авторский стиль, это, пожалуй, самое главное в книге. Каким бы ни был сюжет или посыл романа, всё это может компенсировать то, как пишет автор.

Понятное дело, что немаловажную роль здесь играет перевод, и я, конечно, не читал «Лавину» в оригинале, но текст на русском оказался очень даже добротным и особенности письма Стивенсона передал, так что переводчикам спасибо. А ещё редакторы издательства fanzone наконец-то перестали халтурить! Мой внутренний grammar-nazi не обнаружил ни одной опечатки в тексте, а после крайних книг серии «Экспансия», где ошибки встречались чуть ли ни в каждой главе, это просто триумф!

Я понимаю, что мой рассказ получился очень смутным без особых деталей и подробностей, но я и так тут спойлеров вам поднакидал не мало, и более того, я всё же хочу, чтобы вы сами прочитали эту книгу, не повредив её восприятие после моего обзора. Суммируя всё вышесказанное, я бы со всей ответственностью заявил, что «Лавина» Стивенсона – книга годная, со своими нюансами и тонкостями, и тем не менее почитать её стоит, любителям киберпанка уж так точно! Быть может то, что я выделил как минусы, окажется чистой воды вкусовщиной, и вы получите от книги одно только удовольствие, а быть может кто-то моё ИМХО и разделит. Но одно я могу сказать точно – роман вам определённо понравится.

P.S. У «Лавины» есть и продолжение под названием «Алмазный век», однако события этого романа разворачиваются уже где-то через сотню лет, и представляют собой совершенно новую сюжетную линию, ведомую совершенно другими героями, да и сеттинг уже больше напоминает помесь чистого sci-fi и стимпанка, киберпанк же куда-то улетучивается. Но об этом я расскажу вам в другой раз. Спасибо за внимание!

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Лапышёв Алексей

Лавина - это классический поскиберпанк с очевидным стебом над жанровыми клише. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Н. И. Петров

Если не читать первую трилогию Гибсона, то не заметно совсем, но да, это намеренно увеселённый, ускоренный, убезумленный "Нейромант".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Maz

Стивенсон гений

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Maz

Аккумулирует силы.
Я все его произведения не читал, пока семиевие не осилил, но от Анафема был в восторге, нужно будет перечитать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pavlenko

А мне норм. Хотя мне и барочный цикл зашёл, чего уж там… Он, кстати, каким-то боком связан с Падением. А с Криптономономиконом так и больше, чем боком. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pavlenko

Ну а в Криптономиконе ещё и золотишко похоже непростое…

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Нормально он связан. там енох Рот тусит всю дорогу. И фонды известно кого. 
Хотя Падение - слабовато на критику мира. Даже редми был как то стабильнее.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Н. И. Петров

Ему редактор нужен жёсткий, чтобы стучал по голове и говорил: "Нет, Нил, вот эти 70% бальзаковщины мы из романа выкинем", тогда опять будет молодой упругий Стивенсон, а не рыхлый старый сегодняшний, у которого у каждой новой книги лишнего буквенного жира на пузе всё больше.
Я бы вообще хотел от него что-то в духе самого раннего по энергичности, как "Зодиак" и "Лавина", где сплошное весёлое быстрое мясо (хз, где рецензист увидел провалы и скуку). Чёткий умняк, как в Крипто и Анафеме, тоже подойдёт, но умняком я и так запасся, а вот бодряка от умного человека очень нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Greed71 Reviews
Автор

в своей писанине всегда труднее ошибки найти (оправдываюсь), спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Н. И. Петров

Скажи, тот аналитический стиль, которым ты изложил свои впечатления от текста - это то, как сейчас учат в университетах/школах подавать мысли письменно?

Ответить
Развернуть ветку
Greed71 Reviews
Автор

я бы назвал его скорее ПСЕВДОаналитическим стилем XD
я на историка учился, меня не учили писать обзоры\рецензии, а научные работы совершенно по-другому пишутся))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Н. И. Петров

На научку как раз похоже. Фактурка - комментарии - фактурка - комментарии - фактурка  комментарии. Точно, это просто учебные навыки научного стиля еще не выветрились. И выражения. Ничего, пройдёт, особенно если больше не будешь научным стилем по работе писать)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Н. И. Петров

Это, к сожалению, высокое искусство, которым владеют единицы. 

Ответить
Развернуть ветку
Greed71 Reviews
Автор

Ну, как мысли складываются, так я и пишу, а уж под какой стиль относить это уже меня не волнует. Но раз говорите, что похоже на научку и называете мой стиль аналитическим... сочту за комплимент))

Ответить
Развернуть ветку
Мятный Кот

Не читал конкретно "Лавину", но вот "Анафем" - это одна из лучших книг, которую я читал.

Ответить
Развернуть ветку
Aki Ross

о! Хиро Протагонист! точно! что то подобное кажется я когда то начинал читать! но нифига не помню :/ пожалуй стоит наверстать :) все таки Стивенсон такая же классика как и Гибсон! а классиков надо знать :) ИМХО  я даже больше скажу - Метавселенная - это тот же самый ОАЗИС из Первого Игрока, город - типичный Найт Сити, ну и все остальное прилагается :)

 П.С. "пятнадцатилетняя школьница занимается половым сексом с огромным волосатым байкером старше её раза в 3" - ты не шаришь! это самый смак :Д

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Greed71 Reviews
Автор

мне вот Алмазный век тяжело дался, говорят "Семиевие" годная книга

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
tommyknocker

Семиевие - очень хороша,хотя каждая часть книги сильно отличается от предыдущих 

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Сядьте за Барочный цикл, только так чтобы ничего вообще не мешало. Поглотит навеки.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сахацкий

Анафем конечно самое сильное произведение. Барочный цикл самый интересный. А вот падение второй том не дочитал, пока туго идет.

Ответить
Развернуть ветку
Костянтин Прохоров

Это отсюда Панов в свои "Анклавы" идей понадёргал? Или из чего-то другого? А то больно знакомо выглядит ...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 29 комментариев
null