Светская беседа де ля Рошу с примовой манифестацией открытой независимой инклюзии Тутанхамону в начале романа служит своеобразным фильтром: те читатели, которые готовы вступить с писателем в игру "попробуй прочти", продвигаются дальше совершенно непонятного из-за кучи неологизмов и недомолвок разговора, следят за многомерными поворотами авторской мысли, учат матчасть, выясняют, кто на ком стоял – а те, кто таким исследовательским типом чтения заниматься не хочет, где-то на этом эпизоде книгу и закрывают. Почти как в штуке "Я дочитал "Улисс" до слова "сановитый"". Дальше вас ждут в количестве Время Словинского, а-время и к-время, График Тевье, График Реми, мета-физика, Плато, Поля, Транс, крафт, Клыки, Мешки, Эн-Порты, Колодцы Времени, Дворцы Памяти, негэнтропианы, биовар, нановар, манифестации, френы, стахсы, фоэбэ, инклюзии, семинклюзии, деформанты, Войны. И это я перечислил только то, что сам запомнил.
Спасибо за обзор!
Мне очень-очень понравилось фантастическое допущение в Идеальном Несовершенстве — и то, как с позиции наблюдателя через постепенное разгадывание терминов к нему и к устройству мира в целом подводится читатель. Локальное изменение физики для нужных вычислений — это потрясающе. И еще он отлично продумал и описал совмещение версий личности. А вот многое другое показалось недопродуманным. Реализация третьего пола, к которой в итоге свелись все новшества языка выглядит очень обычно, поскольку в английском уже есть 'they' и про это вокруг часто говорят, — а хотелось чего-то интересного и непредсказуемого из будущего. Организацию общества, новую социологию и хотя бы смысл существования некоторых существ Дукай тоже почти не продумал, так что если и говорить про Дукая-философа vs Дукая-беллетриста, то к концу книги у него пошел явный перекос в сторону беллетристики. Персонажи-стахсы получились местами интересными, а местами картонными аристократами. Ну и практически нераскрытая линия с уничтожением куска вселенной тоже огрочила. Даже не знаю, хочу ли я, чтобы он написал продолжение, где ему придется затыкать все дыры в мироустройстве, или нет. Хотя, как вы и пишите, вряд ли это случится — для новых идей ему, возможно, лучше подойдет новый мир.
От Роузуотера странное впечатление осталось. Процесс чтения был ну очень захватывающим — но, судя по всему, так было от сочетания языка, немного непривычной менеры изложения, чувственных персонажей и, главное, моих собственных ожиданий от текста, основанных на прочитанной ранее фантастике. И в итоге мои собственные нечеткие попытки придумать объяснение инопланетному вторжению оказались более волнующими, нежели вся концовка. Плюсом фантастической части были разве что приятные околобиологические описания — это наверное связано с тем, что у Таде Томпсона медицинское образование. С другой стороны, персонажи у него вышли прекрасные. Еще интересным показалось то, как незнакомая не-африканскому читателю нигерийская реальность мягко проступает в тексте. Сначала все было очень привычно и я даже неосознанно представляла всех персонажей людьми с европейской внешностью, но где-то с середины книги уже никак нельзя было представить что-то кроме Нигерии и нигерийцев, и, хотя я не люблю и не понимаю африканскую культуру, в этом не было почти ничего отталкивающего. Когда европейский писатель типа Йена Макдональда описывает другую культуру, пусть даже с любовью и интересом, получается как-то менее органично [например, в отличие от его бразильцев, все бразильцы, которых я встречала, не любят босса нову]. Вторую часть, как и в случае с Дукаем, ждать не очень хочется из-за странностей в мироустройстве.
Теперь на очереди Всесожжение! И что-нибудь из нигерийской большой литературы.
Браво! Хотел бы я излагать мысли столь же ёмко)
Телеграфной строкой.
Дукай исчерпывающе рассказал, что дальше - телеграммы из черных дыр не дадут соврать!)
Сверхзащищенный супербогач - единственный, кто при технологическом апокалипсисе может подергаться чуток подольше. Правда, его родню это не особо спасло, о да:Р
У Топмсона мир вообще-то никак не смирился - каламбур в стиле Майки, бгг) США вообще закрылись непроницаемым покровом, а британцы в своем излюбленном стиле "гадят"(тм).
А в остальном, да. "ЗНФ" Питерской Астрели - одна из лучший серий переводной НФ на данный момент.
Да и сам Францишек-то оказался, кхм кхм, не самим собой) Збешховский оч здорово показал, что процесс выживания любой ценой - это на самом деле процесс поэтапного умирания. И тот, кто дожил до финала - уже не Францишек два раза.
Интересно, как примерно та же тема реализована у Дукая в "Старости аксолотля".
Да, согласен, "Идеальное несовершенство" - книга полностью завершенная, продолжения не требующая, примерно как "Я, хобо" Жарковского, и все же хочется почитать чистую сюжетку, как Замойский, поднимаясь все выше и выше (хотя куда уж выше, учитывая, кто он), будет воевать с Сюзереном и преодолевать ограничения Графика Тевье.
Это там какие-то посторонние люди с другой планеты - Европа, Америка - не смирились, а в Нигерии всем прям норм, даже антиколониалистка спокойно ходит с N процентами ксеноформ в организме. Очень интересно, как эту тему повернёт и развернёт Томпсон, надеюсь, что Кааро и его соотечественники сами будут как-то справляться, а не с помощью ушедших в атсрал американцев.
Отличная статья! Очень рад что серия есть) она спасает от переводной блевотины и "хайповых" книжец.
Настоящие удовольствие для любителя хорошей фантастики.
Спасибо за статью!
"...не считая обещанного гайда по "Бесконечной шутке""
Обещанного три года ждут? ;)
Не, у меня всё по плану (публиковал в Фейсбуке). На следующей неделе в понедельник-вторник будет статья о двух дебютах в "Снежном Коме М" ("Лига выдающихся декадентов" Калашникова и "Флаги над замками" Фламмера), а на послеследующей - руководство по чтению "Бесконечной шутки", приуроченное к годовщине издания (и заодно выходу "Коротких интервью с подонками").
Я, конечно, в некотором ужасе, как я сейчас буду работать с этим текстом, прочитанным почти год назад, но глаза боятся, а руки делают)