Лучший 8-битный Бэтмен
Ретроспектива всех 8-битных игр про Тёмного рыцаря. Вспомним легендарную трилогию на Денди (NES). А также изучим игры на европейских консолях Amstrad GX4000 и Commodore 64 Games System! Ну а закончим на “Batman Returns” для консоли Sega Master Systems.
Содержание:
Batman (1989 год)
Nintendo Entertainment System (Sunsoft)
Один из лучших платформеров для NES! Сразу после запуска игра встречает своей шикарной заставкой. Пожалуй только Tecmo (создатели “Ninja Gaiden”) могут сравниться с Sunsoft в плане подачи сюжета. В игре просто потрясающий 8-битный саундтрек. Сразу несколько компаний выдвигали претензии к Nintendo, заявляя, что такого звука невозможно добиться с помощью стандартного NES картриджа. К примеру, Konami пришлось переделать всю музыку в “Castlevania III: Dracula’s Curse” для американского рынка. Но, как показало время, Sunsoft добилась всего сама, без всякого “допинга”.
Графика в “Batman” выполнена на высшем уровне. В игре много анимированных фонов и двигающихся деталей. Для 1989 года это была очень крутая картинка. Но что особенно важно для СНГ, детище Sunsoft часто встречалось на многоигровках. Отдельно хочется рассказать про визуальный стиль. Он… Вообще не имеет отношения к фильму Тима Бёртона! Вместо этого Sunsoft сделали настоящий Кибер-Готэм будущего. Мир игры буквально пропитан технологиями и металлом. Все враги выполнены под стать стилистике игры. Бэтмену противостоят: панки, киборги, мутанты и куча самых разных роботов. Особенно крутыми получились боссы. Второй босс представлял собой настоящую комнату смерти, состоящую из трёх фаз. В юности мне казалось, что я сражаюсь с непобедимым искусственным интеллектом, созданным для унижения детей. Каждый босс получился интересным и оригинальным. Но, конечно, больше всего мне запомнился Джокер с гигантским пистолетом. Забавно, что из-за способности Джокера метать молнии я долгие годы верил, что вторя часть называется “Batman & Flash”. За это стоит сказать спасибо пиратам. Оригинал был выпущен компанией Konami и назывался “Monster in My Pocket”.
Важнейшей механикой “Batman” являются прыжки от стен. Игра имеет свою физику, и в неё нужно учится играть. Самая близкая аналогия – это “DuckTales” или трилогия “Prince of Persia”. Легендарный подъём вверх на третьем уровне способен сделать из мальчика мужчину или из Робина Бэтмена. Пожалуй, именно физика является самым спорным моментом в игре. В Бэтменах от Konami (“The Adventures of Batman & Robin” и “Batman: The Animated Series”) прыжки выполняются намного проще. Также не всем игрокам может понравиться постоянный фарм патронов. Но это лишь мелкие придирки к великой игре. Вердикт: Бэтмен.
Старые компы
Немного истории Commodore 64 Games System и Amstrad GX4000. После успеха NES многие производители компьютеров захотели выйти на консольный рынок. Большая N в основном сконцентрировалась в Американском и Японском регионах. Поэтому сразу две компании решили выпустить свои европейские приставки.
Commodore 64 Games System в техническом плане представляла собой самый обычный Commodore 64 в виде домашней приставки. Главным отличием стал отказ от кассет и дискет в пользу картриджей, а также джойстик, в качестве основного игрового манипулятора. Да именно джойстик, а не геймпад. У Games System один из худших контролеров в истории. Games System не поддерживает все картриджи, выпущенные для Комондоров. Некоторые разработчики просто забивали на портирование, и без клавиатуры игры было невозможно запустить. В рабочих играх также содержится много мусора, с призывами нажать несуществующие кнопки, или бесполезные экраны загрузок. Консоль продалась тиражом в 20 тысяч штук, и на ней вышло всего 28 игр.
У Amstrad GX4000 история очень похожая. Только геймпад был нормальный, а мощности чуть побольше. Но это по-прежнему была 8-битная приставка. К 1990 году на рынке было как минимум две 16-битные консоли – Sega Mega Drive и PC Engine. NES могла доминировать на рынке благодаря огромной базе проданных консолей. Портирование игр на картриджи требовало много времени. Использование картриджей в принципе имело смысл, ведь они могли сильно увеличить мощность приставки. У Nintendo была технология Super FX, а у Sega – Virtua Processor. Amstrad GX4000 также ждал решительный провал – 40 игр и 15 тысяч продаж. Стоит упомянуть, что у нас также была своя игровая консоль – Эльф. Производилась в Бресте в начале 90-х. По сути – это был пиратский клон ZX Spectrum, работающий на картриджах.
Batman the Movie (1990 год)
Commodore 64 Games System (Ocean)
Этот Бэтмен также был популярен у нас в стране благодаря версии для ZX Spectrum. Всего вышло 9 версий этой замечательной игры. Тем не менее я смог разбить их на три семейства. Версия для Games System вместе с портами на ZX Spectrum и MSX относится к младшей ветви. Начнём с хорошего. В игре прекрасный космический саундтрек в лучших традициях Commodore 64. Только, как и в случае со многими другими старыми играми, нам придётся делать выбор между музыкой и звуками.
“Batman the Movie” представляет собой сборник мини-игр сомнительного качества. Основой игрой можно назвать платформер на первом и пятом уровнях. Бэтмен вынужден шататься по гигантским уровням-лабиринтам и мочить бандитов. Многие пути ведут к смертоносным ловушкам, а время сильно ограничено. В игре присутствует очень странная механика столкновений. Если неаккуратно выпустить крюк – Бэтмен врежется в стену и мгновенно сдохнет.
Второй уровень мне понравился больше всего. Мы должны пробиваться сквозь трафик на бэтмобиле и вовремя поворачивать. Третий уровень посвящён разминированию бомбы. Пазл как пазл. Полёт на бэтвинге получился особенно кривым и скучным. Это можно сказать и про всё игру в целом. Также стоит учитывать невероятную сложность “Batman the Movie”. На всю игру даётся всего три жизни, и на каждом уровне присутствует надоедливый таймер. Вердикт: Альфред.
Amstrad GX4000 (Ocean)
Порт для GX4000 получился уникальным. Он смог собрать всё худшее из Games System и Amiga. Дело в том, что в старших версиях очень много врагов, и они активно атакуют Тёмного рыцаря. Но сам Бэтмен двигается слишком медленно и дёргано. В версии для Amiga были переделаны уровни на бэтмобиле и бэтвинге. Но в порте на Amstrad уровни старые. Разработчики просто увеличили количество машин. Также в игре стало намного сложнее разворачиваться. Из-за этого сложность игры достигла какого-то запредельного уровня. В общем, если хотите опробовать эту игру, обратите внимание на версию для Amiga. Что касается GX4000… Вердикт: Альфред.
Batman: Return of the Joker (1991 год)
Nintendo Entertainment System (Sunsoft)
Невероятный, технологичный шедевр от Sunsoft! Эта игра по праву заслужила звание одной из самых красивых игр на NES наряду с “Super Mario Bros. 3”, “Zen Intergalactic Ninja” и “Battletoads”. В игре используются просто шикарные, огромные спрайты. По сравнению с первой частью “Batman: Return of the Joker” стала намного быстрее и ярче. Как и во всех играх Sunsoft нас ждёт просто потрясающие музыка и атмосфера.
По фильму Тима Бёртона компания Sunsoft выпустила сразу 4 очень разные игры, и каждая из них получилась как минимум хорошей. Но для “Batman: Return of the Joker” японцы решили начать всё заново… Ведь новая игра должна быть намного круче старых! Основным изменениям подверглась система оружия. Бэтмен обрушивает на врагов буквально град пуль, а оружие больше не требует патронов. Возможность усиливать выстрел также открывает большой простор для тактики.
Визитной карточкой “Batman: Return of the Joker” стали битвы с боссами. Отличия от обычных уровней были чисто визуальными, но в детстве казалось, что это настоящий файтинг. К каждому боссу важно найти свой подход и подобрать тактику. Sunsoft уже делала шмап-уровни для “Batman” на GB, но в “Batman: Return of the Joker” компания смогла достичь идеала. В 90-е эта игра порождала целую кучу легенд. Мы с друзьями десятки раз перезапускали первый уровень в попытках сбить дирижабль Джокера.
“Batman: Return of the Joker” широко известна своими шакальными портами. Sunsoft полностью решила переделать визуал игры. Версия для Сеги получилась особенно мемной. Порт на SNES официально так и не поступил в продажу, хотя игра была завершена. Очень забавно наблюдать как менялся анемешный маг из снежного уровня. На Сеге он превратился в носатого деда-синоптика, а на SNES – в гоблина-эксгибициониста. Но сегодня речь идёт про 8-бит. Вердикт: Бэтмен.
Batman Returns (1992 год)
Nintendo Entertainment System (Konami)
Наступило время Konami! Эта игра намного сильнее следует сюжету фильма. Заставки и музыка превосходно передают атмосферу “Бэтмен возвращается”. Все враги и боссы также пришли к нам из фильма. Как и в случае со SNES версией, перед нами игра в жанре beat 'em up. Главными уникальными механиками стали: подкат и метательное оружие. В игре очень много секретов, и невнимательному игроку будет тяжело увидеть титры. Кстати, в зависимости от потраченных жизней, игроков ждёт сразу четыре концовки.
Эта игра стала плацдармом для экспериментов Konami. В “Batman Returns” встречаются враги, которых можно уничтожить только крюком, моменты, где надо попрыгать. По-настоящему классными вышли уровни на технике. Но спорных моментов в “Batman Returns” тоже хватает. Мне совсем не понравилась графика в игре. Картинка вышла технологичной и аутентичной, но при этом она не очень детализирована. Враги в игре ведут себя очень раздражающе. Они часто носятся на гипер-скоростях, ведут себя максимально нечестно и гнусно. Это хорошая Бэт-игра, но я не могу поставить её в один ряд с “Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project” и “Mighty Final Fight”. Вердикт: Робин.
Sega Master System (Aspect)
Я уже писал про Game Gear версию этой игры. Обе версии сделала студия Aspect, но различий межу ними очень много. Порт на Master System работает более плавно и в нём лучше управление. Из-за того, что Game Gear был портативной консолью, игру постигло проклятье зума. Картинка на Master System получилась намного приятнее.
Все враги и боссы в обеих версиях одинаковые. Но уже на этом этапе можно заметить огромные различия. На Master System все враги умирают с первого удара. Напомню, что в версии для Game Gear был инвентарь с разным типом бэтарангов и возможность позвать бэтмобиль. Хочешь нанести много урона противнику – подходи к нему очень близко. Из-за этого баланс битв с боссами на Master System абсолютно сломан.
Большой проблемой в порте на Master System стала сложность. На Game Gear была система ХП и бесконечные продолжения. Master System абсолютно не щадит игроков. Любой удар отправляет Бэтмена в нокаут и, если у вас кончатся жизни, игру придётся проходить заново. В целом геймдизайн на Master System получился очень слабым и сырым. Единственный плюс – это возможность выбрать альтернативную версию уровня. Несмотря на все недостатки, “Batman Returns” на Master System хорошая игра. Просто версия для Game Gear вышла на порядок лучше. Вердикт: Робин.
Ну вот и всё, второй цикл игр про Тёмного рыцаря завершён. Но это только начало длинного пути. Мне больше всего понравился “Batman: Return of the Joker” на NES.А какой у Вас любимый 8-битный Бэтмен? Я какое-то время отдохну от разборок в Готэме. Выбор следующей ретро-статьи ниже.
Голосование
Какую статью мне написать? Есть смысл голосовать за проигрывающие варианты. Худшая тема будет занесена в чёрный список, я никогда не буду её использовать. Итоги прошлых выборов.
1. Игры Дисней для Master System и Game Gear
Возвращение в волшебные королевства Дисней! Яркие 8-битные игры с любимыми героями! Помните “Castle of Illusion Starring Mickey Mouse” и “Fantasia” на Mega Drive? На Game Gear нас ждёт полноценная эксклюзивная трилогия про Микки!
2. Все игры Treasure для Sega Mega Drive
Легендарный разработчик игр для Сеги! Gunstar Heroes, Light Crusader и многое другое. Эволюция игр Treasure на SMD! Попробую разобраться, с чего начинала студия и к чему пришла. Заодно составлю тир-лист.
3. Игры Marvel на Game Boy Advance
Я заявляю, что все игры Marvel на Game Boy Advance плохие. Специально для вас я поиграю в одинаковые, скучные и однообразные игры. Я нырну в яму с играми по лицензиям на GBA и постараюсь поймать что-то действительно стоящее.
4. Все битемапы на Neo-Geo
Настоящее аркадное качество у вас дома! Коллекция 24-битных битемапов. Попробуем разобраться, насколько честными были аркадные игры. Битва за Сэнгоку! Neo-Geo Vs. Sega CD Vs. Super Nintendo Entertainment System.
5. Не жалкие букашки! TMNT на Game Boy Advance и Nintendo DS
Вспоминаем игры не попавшие в “Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection”. Крутые 2D битемпапы и платформеры от Konami и UbiSoft.
6. Наруто – это круто! Игры компании Aspect
Японская студия более чем с 20-летней историей. Коллекция отличных портативных игр. Творчество студии, создававшей хорошие двухмерные игры после 3D революции. Серия “Naruto: Ninja Council”, 8-битные Соники и многое другое!
Batman 1989 года — одна из самых стильных игр nes с крутейший музыкой... Но так ни разу не прошёл её.
А про Return of Joker даже не слышал. Спасибо за наводку!
Return of the Joker - одна из самых технически продвинутых игр на Nes с параллаксом и прочими фичами.
увидел пост и тут же пригорело, что в детстве не осилил бетмена 89. посмотрел видео с прохождением и сразу полегчало. спасибо.
Она жёсткая. Одна из самых жёстких игр на нес, на мой взгляд, я в детстве её примерно настолько же «удачно» проходил примерно как Ghosts and Goblins
Я оригинального 89 осилил, а вот batman returns не смог. Скорее всего опыт предыдущих игр решает.
ретёрнс, вроде, не особо сложный. уверен, что проходил в детстве, а вот первая часть - да, жутко сложной казалась. уже не помню точно, может уровня до третьего только умудрялся дойти (но как бы не до босса второго только, на самом деле)
Batman 89 прошёл только году в 2005 на эмуляторе, но она одна из любимейших игр про мышь вообще.
В Return of Joker шикарнейшая музыка, и, хоть геймплейно это уже не привычный битемап, а шутер-платформер — всё равно советую наверстать упущенное, игра замечательная.
Лайк за упоминание Batman & Flash
Любимая игра.
вот лучший бетман
Что такое ТГ?
HG - Heavy gas, TG - Thunder gas, AG - Arrow gas.
Да, игры Капком тогда много похожих друг на друга игр делал, но все прикольные. По сути, Утиные истории с пушками :D
Не лучший бетмен, но один их лучших платформеров.
Комментарий недоступен
Слишком казуально для сравнения с рокмэном.
В рокмэне уровни - это прелюдия перед боссом. В дисней-играх на NES наоборот)
Не, Batman Forever лучший бетман.
Помню в детстве на zx-spectrum играли в такого бэтмана. Абсолютно безумная атмосфера и дикая сложность.
Обложка еще оч балдежная у него, не ожидаешь, что в итоге получишь лсд-адвенчуру в духе изометрического dizzy
а на спектруме вообще обложки были топовые
это толстый бэтмен ) был еще такой
ох, вот это ты напомнил! я уже и забыл про нее
А я на спектруме задрочил этот the movie так, что между тарелкой каши и спокойной ночи малыши его проходил без потери жизни :))). С учётом времени на загрузку с мафона:)) и уровни на бетмобиле и самике мне нравились - это было необычно для спекки.
Это же в этой игре на первом уровне сбрасываешь джокера в кислоту, а бетмобилем нужно поворачивать за угол, зацепившись лебедкой?
Да, в этой.
Зачетный лонг. На следующую тему выбрал битемапы на НеоГео. Хотя они очень нечестные были, выжималка денег из тогдашних школьников, но красивые и проработанные, завлекать они умели. Вторая классная тема про игры Treasure на SMD, у них там почти не было проходных игр, да и все 90-е они выпускали много шедевров, особенно шмапы Radiant Silvergun, Ikaruga, Bangai-O, даже Slipheed спорный мне нравится.
Мой любимый Бэтмен от Sunsoft. Да и вообще, люблю эту компанию, много отличных игр делали, с офигенной музыкой, переслушиваю до сих пор. Жаль, что была не так популярна, как Кэпком, Конами и т.п.
Полноценной консолью это назвать сложно, такой усложненный nintendo game watch, но вот такая дичуха еще выходила)
Tiger тогда делали кучу такого шлака по всему что выходило, от ninja gaiden до mega man
Я больше по сеговским вариантам угорал - Batman & Robin, в стилистике Мортал комба и супер сложный BTAS
https://dtf.ru/retro/1212657-betmen-i-robin-sega-i-snes
на сеге был пиздатый batman forever, с самой сочной боёвкой
Моя ошибка, я эту игру и имел в виду, потому что по ней видно было, что при создании игры использовали ту же технологию съемки людей, что и в мортал комбате
Да. Еще была Wrestle Mania в таком духе и другие несколько игр.
Когда в настоящей восьмибитной игре Return Of The Joker было лучше.
Я играл только в сеговские Batman Forever и The Adventures of Batman & Robin. Но ни одну до конца не осилил.
На пс1 играл в Batman & Robin, но тоже не проходил до конца.
https://youtu.be/H0W2cgUEqic
Я не помню какой именно из Бэтменов я играл на 8битке, их там было несколько, но один из них на мой взгляд обладал лучшей графикой среди всех 8битных игр, графика была на уровне Сеги Мега Драйв. Также по графике на 8битках были хороши файтинг Черепашек-ниндзя и Баттлтоадс vs Дабл Драгон.
А вот на несе что-то не увидел того, в который фанател. Помню что муза крутая была, был какой-то уровень под дождём вроде на самике...
Это был Batman & Flash. К сожалению, это был ромхак. Я упомянул его в статье.
Неа. Я оригинал Monster in My Pocket отлично помню, тоже была крутейшая игра...
Ну, если вспомнишь, напиши. Официальных всех назвал.
Почему все забывают адвентюру Batman Returns для DOS. Это была крутейшая игра
Она есть в планах. Тут только консоли.
Уважаемый автор, вы на ПК запускаете?
У меня есть портативное устройство для эмуляции nes и gba
По типу как считаете где экспириенс больше?
Я не автор, но привык играть на портативах (долго играл NES-игры на Nintendo DS), но на большом экране можно добиться того, чего пытались добиться авторы игр в плане картинки.
Одно добавление: Batman: Return for the Joker начала жизнь, как техдемка в недрах Сансофт. Демка настолько их впечатлила, что они сделали из ней игру про Бэтмена, поскольку тогда у них была лицензия на персонажа. Версии игры для Сеги и СНЕС делали западные студии, Сансофт, как рзработчик, к ним отношения не имела.
Batman Returns на НЕС - отличная игра, ИМО. Не очень скоростная, но графика передаёт атмосферу фильма, музыка тоже хорошая, геймплей - несколько примитивный, но это всё-таки битемап на НЕС. Не совсем понял, почему "враги носятся, как угорелые", когда большинство из них не намного быстрее Бэтмена и что такого экспериментального в этой игре. Ну разве только то, что нет жизней и есть одна полоска энергии, но это такой себе эксперимент.