Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 35 (C128 и BBC Micro)

В этой статье я знакомлюсь с играми для новой для себя платформы — BBC Micro. И да, аббревиатура в названии компьютера — это именно то самое «Би-Би-Си», о котором вы могли подумать. Машинка вышла на рынок в конце 1981 года и стала популярна у себя на родине, в Великобритании. Ее даже массово использовали в английских школах для обучения компьютерной грамоте.

Разумеется, нас интересуют не учебные программы, а игры, причем игры конкретно по Star Wars. Их есть тут, пусть и снова нелицензионные или, скажем так, «по мотивам». К сожалению, те образцы, что приведены в этой статье, похожи друг на друга как братья — все они летные аркады от первого лица, где нужно взрывать СИД-истребители. И да, эту фразу я буду повторять ниже очень часто…

Помимо проектов с BBC, в статью заглянула и единственная найденная Sightsaber рабочая игра для Commodore 128. Вы можете смеяться (хотя я лично плакал), но и она оказалась летной аркадой про расстрел СИДов…

Проекты в подборке:

201. Tie Fighter 128 (19XX) — Один против десятерых

Платформа: Commodore 128

Разработчик: Michael M.

Прохождение

Tie Fighter 128 — единственная работающая ЗВ-игра для Commodore 128, которую мы нашли вместе с Sightsaber, модератором русскоязычной «Вукипедии». И если честно, то перед запуском у меня было два ожидания, оба из которых не оправдались.

Я снова надеялся на некстген. Когда я пересаживался с PET на VIC-20, а после включал игры с C64, разница действительно ощущалась — как при переходе, скажем, с PS2 на PS3 и затем на PS4. Здесь же, возможно, стало чуть больше детализации — вместо просто прицела изображена кабина — но не знай я платформы, принял бы Tie Fighter 128 за проект с Commodore 64.

Tie Fighter 128 создана в рамках онлайн-сервиса <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/GEnie" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">GEnie</a>, существовавшего с 1985 по 1999 год
Tie Fighter 128 создана в рамках онлайн-сервиса GEnie, существовавшего с 1985 по 1999 год

Второй момент — название. У меня всё еще свежи теплые воспоминания о Star Wars: TIE Fighter (1994), которая дала побыть «злобным» имперцем, а не выступать в N-й раз на стороне «добреньких» повстанцев. Здесь я надеялся увидеть нечто подобное — пусть не сюжетно, но хотя бы визуально. Когда я вернулся к неофициальной классике, то почти только и делал, что летал на крестокрыле или «Тысячелетнем соколе» да уничтожал СИД-истребители. Хотя бы простая смена стороны уже показалась бы чем-то свежим.

Но нет, Tie Fighter 128 — вполне обычная летная аркада с видом от первого лица, где мы должны подбивать СИДы, сидя за штурвалом неопознанного летающего объекта. Судя по кабине и бортовому оружию, смею предположить, что в этот раз мы управляем всё же «Тысячелетним соколом», а не крестокрылом.

Если попасть по СИДу, он краснеет — видимо, ему становится стыдно
Если попасть по СИДу, он краснеет — видимо, ему становится стыдно

Задача игры довольно проста: чтобы победить, требуется подбить 10 СИДов, а для этого в каждый из них нужно попасть по пять раз. Противники появляются по очереди, на расстоянии 9000 единиц от нас. Чем выше уровень пилота, тем быстрее он к нам подбирается, а значит, тем скорее с ним надо кончать. Если дистанция сократится до нуля — мы проиграли. Ситуацию усложняет и то, что после каждого попадания враги «отпрыгивают», и наводиться на них надо по новой. Но в целом игра несложная — я прошел Tie Fighter 128 с первого раза, что заняло у меня 7,5 минут.

202. Fighter (1982) — Бей беззащитных

Платформа: BBC Micro

Разработчик: Brian Cassidy

Прохождение

Вот я и пересел на новую для себя платформу — BBC Micro. Должен сказать, от эмулятора впечатления крайне положительные, всё работает и запускается без проблем. Но пусть платформа и новая, а вот игры на ней, кажется, те же…

Fighter 1982 года — это опять и снова летная аркада от первого лица, в которой мы, сидя за штурвалом крестокрыла, уничтожаем СИД-истребители. Вот честно, в таких случаях у меня просыпается огромное желание просто брать и копировать куски из прошлых обзоров, так как подобные проекты словно сделаны под копирку…

Взорвать за 60 секунд
Взорвать за 60 секунд

Цель игры почти такая же, как в Tie Fighter 128 — только здесь для победы требуется уничтожить не десять, а лишь пять вражеских истребителей. Более того, враги не представляют нам угрозы — они просто маневрируют по экрану и ждут, когда мы в них попадем. Вместо очков в качестве оценки результата тут используется время — чем быстрее всех подобьешь, тем лучше.

203. Starfire (1982) — Управляй врагом. Снова

Платформа: BBC Micro

Разработчик: M. J. Taylor

Прохождение

Если вы думаете, что я над вами прикалываюсь и пишу про одно и то же из раза в раз, то вы ошибаетесь. Да, обычно я рассказываю одинаковые вещи про крайне похожие проекты, но игры это все-таки разные — придется поверить на слово… Хотя я и сам каждый раз ловлю чувство дежавю и думаю, что в подобное я уже играл.

Так вот, Starfire — это снова летная аркада от первого лица, где мы, сидя за штурвалом крестокрыла, уничтожаем СИДы. (Это предложение я уже выучил наизусть и пишу его по памяти без шпаргалок.) Больше всего она мне напомнила Star Wars 1981 года с Commodore VIC-20. В обзоре на ту игру я писал: «Складывается такое чувство, что мы управляем истребителем не повстанцев, а Империи. То есть при нажатии влево, вправо, вверх и вниз двигается не камера, а именно враг». Здесь ситуация аналогичная. Укрепляется это чувство тем, что на заднем плане виднеется что-то вроде… гиперпространства, и как кнопками ни крути, прицел всегда будет направлен в его центр.

Вообще тема с гиперпространством выглядит интересно, да и анимировано оно для 1982 года недурно
Вообще тема с гиперпространством выглядит интересно, да и анимировано оно для 1982 года недурно

Цель тут, как и в Tie Fighter 128 — уничтожить десять врагов, пока не уничтожили тебя. Только вот полоски жизней я нигде не заметил. Да, СИДы по мне действительно стреляли, но как определить запас оставшейся прочности крестокрыла, я так и не понял. Еще из странностей — атака по противнику. Когда загоняешь его в прицел и жмешь «Огонь», срабатывает далеко не всегда. После каждого выстрела идет звук, похожий на перезарядку, но когда он стихает, то пальнуть всё равно получается не сразу. В общем, как эта система работает, я тоже не разобрался. Впрочем, это не помешало мне пройти игру с первой попытки.

P. S. Эх, и когда уже кончатся все эти однотипные летные аркады?..

204. Star Fighter (1983) — Звезда Боец

Платформа: BBC Micro

Разработчик: John Wilson

Геймплей

Годы идут, названия вроде меняются, а суть остается прежней… Снова садимся за штурвал крестокрыла и отправляемся изничтожать СИДы в новой увлекательной летной аркаде!

Вот вы можете подумать, что все подобные игры одинаковые, но нет. Дьявол, как говорится, в деталях. Так, в этой леталке победить нельзя — мы должны уничтожать вражеские истребители до тех пор, пока сами не сделаем ошибки и не погибнем. Впрочем, бесконечно долго воевать точно не выйдет, так как запас энергии ограничен, и мы можем сделать не больше ста выстрелов за вылет. А врагов еще попробуй подбей! Если играете в «Мир танков», то ситуация «не пробил» должна быть вам хорошо знакома. Вот и тут крылья СИДов настолько бронированные, что подорвать противников можно исключительно прицельным выстрелом в кабину.

Местные СИД-истребители я бы назвал Bow Tie Fighters
Местные СИД-истребители я бы назвал Bow Tie Fighters

Ситуацию осложняет и неудобное управление с клавиатуры. Вместо того, чтобы повесить перемещение на стрелочки, разработчик решил использовать раскладку «недоWASD». Поясню. За «вниз» тут отвечает W, а вот за «вверх» — X. Кнопка S используется для стрельбы, а A и D — это вправо и влево. Именно так — вправо (A) и влево (D). Представили, как неудобно? Впрочем, эта проблема легко разрешилась при помощи геймпада и перенастройки клавиш. Но не уверен, что у пользователей BBC Micro в 1983 году была такая возможность.

Вот это взрыв!
Вот это взрыв!

А еще я просто обожаю, как в 80-е давали проектам названия. До этого у меня шли сплошные Star Wars и Death Star. Сейчас же сперва была Fighter, потом Starfire и вот теперь Star Fighter. Боже, как я хочу, чтобы следующая игра называлась, скажем, Star Wars Fighter и обязательно была летной аркадой от первого лица, где надо взрывать СИД-истребители. Такой шедевр я джва года жду!

205. Star Wars Fighter (1984) — Дайте мне мышку!

Платформа: BBC Micro

Разработчик: Gary Woolridge

Геймплей

Не зря говорят: «Будь осторожен со своими желаниями»… Что просили, то и получили — очередную летную аркаду, где нужно взрывать СИД-истребители.

Но, как я и писал раньше, дьявол всегда кроется в деталях, и эта леталка хоть чуть-чуть, но отличается от прочих. Так, здесь мы сражаемся с врагами не один на один, а воюем сразу с несколькими противниками. Правда, они нам ничего не делают — летают себе мирно по космосу, пока мы их зверски расстреливаем.

Странно, почему количество выстрелов здесь обозначается словом «топливо»
Странно, почему количество выстрелов здесь обозначается словом «топливо»

Основная сложность заключается в том, что количество выстрелов ограничено. На первом уровне 25 зарядов на три СИДа, на втором — 50 для подрыва пятерых противников, на третьем… А вот до третьего я не дошел. Эти мелкие сволочи довольно юркие, так что попасть по ним — та еще задачка, особенно с клавиатуры. Даже на геймпаде играть было непросто, и всю игру я только и мечтал, что о мышке. Да, можно было бы запариться, установить какие-то там программы для эмуляции кнопок клавиатуры на мыши… Но мне было так лень.

Конец тридцать пятой части. Продолжение следует...

3.1K3.1K показов
306306 открытий
7 комментариев

BBC Micro, кстати, это та платформа, на которой впервые появилась знаменитая "Elite".

Что же до "Tie Fighter 128", в комментариях кода автор честно пишет, что это его первый опыт в игростроении, и просит не пинать его слишком сильно ))) Так что он просто не сумел вытянуть всего потенциала из мощной машины.

Ответить

У меня была в детстве игруха по звездным воинам. Там кароч я за живностью
На планетах наблюдал, и вроде даже разводил

Ответить

Еще немного и ты преисполнишься силой, кажется

Ответить

Должен же быть хоть какой-то позитивный эффект от моего марафона))

Ответить