Почему The Legend of Zelda одна из важнейших игр в истории

И что общего у игры 86-го года с Dark Souls.

В закладки

В феврале этого года сериалу The Legend of Zelda исполнился 31 год. Однако, несмотря на столь солидный (по меркам индустрии) возраст, серия вовсе не собирается на покой и, судя по Breath of the Wild, ещё не раз удивит в будущем.

Начало легенды

Релиз первой The Legend of Zelda (тогда ещё с приставкой The Hyrule Fantasy), разработанной под руководством Сигеру Миямото, состоялся зимой 1986 года в Японии эксклюзивно для Famicom Disc System. Незамысловатый экшен-RPG был тепло принят игроками и отлично продавался, что положило начало одному из самых успешных игровых сериалов всех времён.

Издание The Legend of Zelda для Famicom Disc System

К слову, сегодня только в основной линейке насчитывается 19 игр, проданных общим тиражом в 70 миллионов копий, из которых порядка 6,5 миллионов приходится на первую «Зельду». Именно она, а не Super Mario Bros., стала первой NES-игрой, преодолевшей рубеж в миллион проданных копий.

The Legend of Zelda — это настоящий культ, сравнимый по популярности с Pokemon и Mario; обязательная куча спин-оффов, игрушек, комиксов, а также традиционные для Японии аниме и манга по мотивам прилагаются.

Бокс-сет манги по The Legend of Zelda

Однако это всё в другом замке. В нашей же стране, где пренебрежительное отношение к Большой N не является дурным тоном даже в профильных изданиях, игры компании часто считаются чем-то откровенно детским и несерьёзным, а потому — не заслуживающим внимания.

Справедливо ли это? Не думаю. Но так уж вышло, что ни SNES, ни N64, на которых выходили действительно знаковые для Nintendo игры, не были у нас особо популярны, а потому с такими шедеврами как A Link to the Past или Ocarina of Time у нас знакомы совсем немногие.

Покорение запада

Несмотря на оглушительный успех, за пределы Японии The Legend of Zelda выбралась только спустя полтора года после релиза — к августу 1987-го. К тому времени провал затеи с Famicom Disc System стал совершенно очевиден, и Nintendo была вынуждена отменить выпуск устройства в Европе и Северной Америке, а потому международная версия The Legend of Zelda не только избавилась от The Hyrule Fantasy в названии, но и выпускалась не на дискетах, а на обычных NES-картриджах.

Американская версия The Legend of Zelda

Впрочем, не таких уж и обычных: The Legend of Zelda стала первой игрой, позволявшей сохранять игровой прогресс непосредственно в память картриджа. Это, правда, не относится к пиратским копиям, распространённым у нас в 90-х года, — из них, для удешевления производства, такая возможность была вырезана на аппаратном уровне.

Отсутствие системы паролей и неработающие сохранения, вкупе с большой продолжительностью игры, не способствовали популярности игры на постсоветском пространстве. При этом именно The Legend of Zelda познакомила консольных игроков с жанром ролевых игр, до этого встречавшимся в основном на ПК.

Первая «Зельда», изначально задуманная как нелинейный аналог Super Mario Bros., и по сей день остаётся одной из самых цитируемых игр. Механики, заложенные 30 лет назад, отчётливо видны во множестве современных игр таких как Darksiders, Okami, Beyond Good & Evil и даже Dark Souls. Но если первые равняются на поздние игры серии, вроде Ocarina of Time и Majora's Mask, то серия Souls — это духовный наследник самой первой Зельды.

К каждой копии The Legend of Zelda прилагалось такое руководство

Показательный пример: The Legend of Zelda образца 1986 года и игры From Software объединяет не только высокая сложность, запутанные локации и практически полное отсутствие сюжета, но и острое нежелание возиться с игроком и что-то ему объяснять.

Даже режим «Новая игра+» впервые появился именно в The Legend of Zelda. Как и игры серии Dark Souls, «Зельда» сознательно усложняет игроку жизнь: так, после многочисленных жалоб на отсутствие подсказок в игре, Сигеру Миямото решил отобрать у игрока даже стартовое оружие, тем самым побуждая к исследованию мира и взаимодействию с другими игроками.

Мир игры до сих пор поражает своими размерами

Даже сегодня без помощи фанатского сообщества придётся туго — игра бросает героя в самое пекло, ничего толком не объясняя, а потому шансы попасть в тупик после двух-трёх подземелий очень высоки.

Вместо заключения

The Legend of Zelda — это великая игра, во многом сформировавшая жанр современных ролевых игр, но стоит ли сегодня тратить на неё время?

Как и многие ранние NES-игры, «Зельда» довольно плохо сохранилась и выглядит лишь немногим лучше поздних проектов для Atari 2600, что, безусловно, отпугнет многих. При этом во всём, что касается геймплея, игра всё также хороша: запустив её на пару минут, можно запросто пропасть до самых титров.

Однако, если восьмибитная графика (настоящая, а не инди) вызывает у вас приступы паники, лучше обойдите оригинальную «Зельду» стороной и попробуйте замечательную A Link to the Past или неплохой мобильный Oceanhorn.

#ретро #zelda #мнения

{ "author_name": "Олег Данильченко", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","zelda"], "comments": 40, "likes": 21, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 8315, "is_wide": false }
{ "id": 8315, "author_id": 21175, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8315\/get","add":"\/comments\/8315\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8315"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Ilya

33

«Почему The Legend of Zelda одна из важнейших игр в истории?» - ответа на этот вопрос в статье нет.

Ответить

Чушеляпник Лицокнига

Ilya
2

"Механики, заложенные 30 лет назад, отчётливо видны во множестве современных игр таких как Darksiders, Okami, Beyond Good & Evil и даже Dark Souls."

Ответить

Shoogo

Чушеляпник
4

Это не причина а следствие.

Ответить

Ilya

Чушеляпник
1

Т.е. если бы механики зельды не использовались в этих играх (4 IP), то зельду нельзя было бы считать великой?

Ответить

Макс Янков

23

Складывается ощущение, что статья написана фанатом серии, для фанатов.Я, например, как человек незнакомый с серией так и не понял из статьи всей ВЕЛИКОСТИ зельды, да и советовать пройти "оригинальную зельду", если это не ваша игра детства, такое себе

Ответить

Captain Crash

Макс
4

Для никого она написана. Есть вступление. Нет статьи.

Ответить

Никита Ефимов

9

Пора уже банить за притянутые за уши сравнения с DS. Это было смешно пару месяцев назад, но сейчас жутко бесит.

Если реально хочется узнать об истории серии, а не читать статью "ни о чём", можно глянуть очень крутую серию видосов с хорошим разбором
https://www.youtube.com/watch?v=QyAkrHQjwdM

Ответить

Captain Crash

Никита
1

А что такого в последние месяцы случилось особого? DS сравнивают с TLoZ с самого момента релиза, и с подачи Миядзаки.

Ответить

Никита Ефимов

Captain
0

Наросла критическая масса, посыпались статьи на профильных сайтах и треды на реддите, где собирают сравнения DS с чем угодно. Где-то в этих месяцах лежит точка где данное сравнение реально стало плохим тоном.

Ответить

Sergey Sarkisyan

Никита
2

Тут наоборот, не Zelda похожа на DS, а DS на Zelda. И это ещё с выхода Demon Souls обсуждается и это действительно так. Не по сложности или геймплейно, а с точки зрения геймдизайна, базовых механик и общения с игроком. И Darksiders тоже.

Ответить

Никита Ефимов

Sergey
0

Я и говорю, что сравнение с DS cтало меметичным и всех запарило, а всё остальное игрнорируют.

Ответить

Shoogo

Никита
0

Надо со сталкером сравнивать, ведь все знают любая игра похожа не сталкер.

Ответить

Lol

9

Статья из разряда "ниочём".
Ни слова об истории разработки, кроме стандартных растиражированных фактов.
Ни слова об обстановке, в которой создавалась игра.
Ни слова о ситуации на японском рынке видеоигр в то время.
Анализ влияния поверхностный, да и тот по сути свёлся к Dark Souls, словно сработал локальный аналог закона Годвина и/или анекдот про Вовочку, науку и половые органы.

Ответить

Fedor Gorbachev

7

Вообще важность Зельды - довольно спорный вопрос, потому как игры Nihon Falcom (Xanadu в первую очередь) установили и сформировали жанр еще раньше, в 1984-1985 годах, в то время как Зельда просто доработала пару идей, ну и тупо получила worldwide-релиз, чего не смогла сделать Xanadu по банальной глупости разработчиков (стырить спрайты из Ultima III и пойти к Ричарду Гэрриоту просить помощи в паблишинге игры на Западе - очень умное решение, да). Текст же представляет из себя практически пустое полотно без смысла, к тому же еще и с очередным, уже порядком заколебавшим, сравнением с Dark Souls. Серьезно, NG+? Почему тогда не сравнивать с третьим Ведьмаком? Там он тоже есть. Практически полное отсутствие сюжета? Gothic 3, здрасьте, разувайтесь, проходите. Да и любая практически игра на NES, кстати. Тупо размеров картриджа же не хватало в большинстве случаев. Сложность? Опять мимо, да и задолбал уже этот троп "Dark Souls эта СЛОЖНААА".
И г-ди, серьезно? Первая Зельда морально устарела? Где? Пару месяцев назад совершенно спокойно ее проходил в первый раз в своей жизни, совершенно прекрасная игрушка с совершенно понятным геймплеем, из всех игр на NES именно она, пожалуй, состарилась меньше всех и очень даже играбельна. И, на минуточку, она меня старше на 13 лет.

Ответить

Сергей Лихоманов

Fedor
1

Xanadu игра про прокачку скорее в стиле Диабло, с параметрами у оружия и так далее. Зельда очень многим от этого отличается, а не "доработала пару идей" )

Ответить

Егор Купцов

7

А для жанра RPG то что Зельла сделала? Кроме сложности и безсюжетности с нг+и сейвами.

Ответить

Fedor Gorbachev

Егор
0

Безсюжетность была и до нее, сейвы и NG+ - это вообще общеигровое, да и сложность там не такая уж и сложность, если не считать последние пару уровней. Так что да, насчет нововведений вообще ни слова.

Ответить

Sergey Sarkisyan

3

Концовка про ужаснейший Oceanhorn добавляет просто огромную ложку дегтя в отличную статью.
Oceanhorn действительно геймплейно и визуально смахивает на Zelda, но геймдизайна Зельды там и рядом не валялось. Все очень примитивно, тоскливо, игра практически не работает с игроком (как тонко это делала Zelda).

Ответить

Комментарий удален

Soldier: 76

topkoder@yandex.ru
5

Пробовал общаться с кем-то, кому не 10 лет?

Ответить

Комментарий удален

Павелъ Балашовъ

topkoder@yandex.ru
0

По себе людей не судят. Я вот тоже болею за Реал Мадрид, например, и могу спокойно ответить тебе на вопросы "почему" и "кто у них тренер", а вот ты тут в комментариях частенько ведёшь себя похоже на того "фаната".

Ответить

Алексей Сигабатулин

0

Олег, спасибо за статью! Чуток поправили и выпустили.

Ответить

true_razdva

0

как-то на полуслове закончил

Ответить

Роман Романов

0

Эх, а я не могу играть в игры с "инвалидным" управлением, когда нельзя перемещаться хотя бы по диагоналям : (
Ни первую Зельду, ни Исаака не смог. Если добавить диагонали (а лучше все 360°), то геймплей сильно сломается?

Ответить

Artem Medvedev

Роман
0

В Айзеке же вроде можно перемещаться по диагонали, а на геймпаде и на все 360.

Ответить

Роман Романов

Artem
0

Там нельзя стрелять свободно : (

Ответить

Artem Medvedev

Роман
0

В игре есть айтем "аналоговый стик", который позволяет стрелять во всех направлениях :)

Ответить

Роман Романов

Artem
0

О_О
Спасибо, надо попробовать.

Ответить

Artem Medvedev

Роман
0

Ну попробовать будет сложно, он же случайно выпадает.

Ответить

Роман Романов

Artem
0

Читы, хаки, моды мне в помощь : )

Ответить

Dmytro Kapeliukh

Роман
0

Сильно, очень много в ней заточено под такое управление.

Ответить

Potus

0

Интересно, почему столь великая игра была полностью неизвестна в России? Да, ее было сложнее выпускать из-за , но все-таки?

Ответить

Андрей Григорьев

Potus
0

Поэтому и.
"не были у нас особо популярны"
"Это, правда, не относится к пиратским копиям, распространённым у нас в 90-х годах"
Вот и все причины.

Ответить

Ilya

Potus
0

Язык. Не было игр с переводом на пиратских картриджах. И если в аркадах это не мешало, то для rpg жанра это было критично. Ведь не только зельда не зашла, вообще жанр rpg на NES в России не стал широко популярен.

Ответить

Kot Letny

0

Зельда довольно плохо сохранилась и выглядит лишь немногим лучше поздних проектов для Atari 2600

Между любой поздней игрой Atari 2600 (хоть 5200) и стартовым тайтлом для NES просто колоссальная разница в графическом плане. Отчасти консоль догнала визуал аркад той поры.
Статью писал какой-то фанбой дилетант.

Ответить

Ismagilov Roman

0

спасибо за статью! хотелось бы увидеть в статье разбор механик и интересных фич в геймдизе

Ответить

ASPirine

0

Для тех кто сравнивает игры с соулс в аду приготовлен отдельный котёл.

Ответить

Vadim Semenov

ASPirine
0

И этот котел, он как дарк соулс среди других котлов! xD

Ответить

MIDOS

–5

Что за бред, для тупых детишек разве что

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]