Mafia 2. Навстречу американской мечте

Mafia 2. Навстречу американской мечте

Бесспорно, первая Mafia - это классика. Ювелирное изделие, к которому не стыдно прикасаться и в 2023 году. Тот случай, когда вопреки техническому устареванию, игра умудряется цеплять реалистичным сюжетом и густой проработанной атмосферой и потрясающим саундтреком.

Но когда речь заходит о второй части, мнения разнятся. В моем инфополе её было принято поливать грязью, особенно после обзора Maddyson’а (Боже, как я стар). Популярные, на тот момент, игровые ресурсы бросались из крайности в крайность. Игромания, например, сначала ей поставила 7.5 из 10, а потом извинилась и выкатила длинную рецензию с оценкой 9.5. А AG.RU и вовсе не пожалела игру, выставив ей 54% из 100 возможных.

В укор игре ставили устаревший геймплей, бесячих героев, отсутствие открытого мира, элементы рукопашного боя и сегмент в тюрьме. Особенно ненависть разогрелась после информации о тонне вырезанного контента, в том числе доп.миссий, режима открытого мира, возможности поездки на такси и тд.

Эмпайр-Бэй - ещё один город, вдохновленный Нью-Йорком.<br />
Эмпайр-Бэй - ещё один город, вдохновленный Нью-Йорком.

Но я же всегда относился к Mafia II благосклонно. Да, я принимал её минусы, но не переставал наслаждаться игрой. Будучи - на тот момент - фанатом гангстерских фильмов, история простого парня, который любой ценой пытался достигнуть свои мечты покорила меня с первой миссии. Я прошел игру не единожды, прошел все DLC (каюсь, грешен) и до сих пор периодически возвращаюсь к ней, чтобы раз за разом насладиться историей грехопадения Вито Скалетты, который на пути к вершине бандитской иерархии приобрел всё, и лишился всего.

***

Вито Скалетта не понаслышке знал, что такое нищета. Будучи сыном итальянского эмигранта, юный Вито провел детство в самом бедном квартале Эмпайр-Бей, каждый день наблюдая за тем, как его отец горбатился на неблагодарной работе за гроши. Тогда же он понял, что не хочет идти по его стопам, а значит нужно добиться успеха любой ценой. Такой ценой оказалась жизнь простого законника. Подружившись с хулиганом Джо Барбарой, Вито несколько промышлял грабежами, но однажды судьба ему изменила. Когда закон поставил перед ним выбор - тюрьма или участие во Второй Мировой - Вито думал недолго.

Встреча старых друзей.<br />
Встреча старых друзей.

Во время операции “Хаски” на Сицилии, Вито впервые столкнулся с тем, что такое власть. Власть - это когда уважаемый Дон заставил фашистов отступить. Лишний раз Скалетта убедился, что в этом мире власть и деньги решают всё, но моральный стержень ещё не позволил ему вступить на кровавую дорожку. Вернувшись домой, он к своему сожалению узнал, что его мать и сестра должны кучу денег за невозвращенный долг его погибшего отца, а обычным трудом за короткий срок такую сумму набрать было просто невозможно. Это, и сладостные обещания Джо о счастливой жизни, наконец-то толкнули Скалетту к преступлениям. Он твердо решил войти в Семью и ради этого готов был пойти на всё. Даже сесть в тюрьму.

Сюжет “Mafia II” - классическая история взлета и падения человека, решившего связать свою жизнь с преступностью в обмен на богатства. Таких историй была масса, вспомнить тот “Однажды в Америке”, но это не значит, что игра стала от этого скучной или предсказуемой. Ни разу. Жизнь Вито целиком и полностью зависела от поступков и характеров - именно они толкали его на то или иное дело, за что его немедленно настигали последствия. Когда человек, наконец, становится влиятельным, он против своей воли поддается алчности и стремится подняться ещё выше. Ему мало нынешнего положения, он знает, что хочет большего - и рискует. Забегая вперед, скажу, что Вито рискнул - и проиграл. Собственно, этот момент роднит вторую часть с оригиналом - удача Томми Анджело оборвалась в тот момент, когда понял, что ему всё мало, за что и поплатился. Алчность и наказание - вот смысловой эпицентр дилогии, который наделяет сюжет реализмом.

"Хайль Гидра!"<br />
"Хайль Гидра!"

Вито и его друг Джо - не агнцы, но за ними приятно следить. Это тот тип антигероев, которые приковывают к себе внимания своим незавидным положением, а затем заставляют игрока пройти с ними весь путь до самого конца, попутно сопереживая их злоключениям. Мы знаем, что Вито жесток, но потом мы вспоминаем, а почему он дошел до жизни такой? Мы знаем, что Джо - чудовище, но вслед за этим нам показывают, как сильно он привязан к герою и на что он готов пойти ради него. Отношения Вито и Джо выстроены на таком крепком уровне, что друг без друга их представить невозможно, и оттого финал кажется по-настоящему жестоким не только по отношению к героям, но и по отношению к игроку.

По сюжету, в Эмпайр Бэй главенствуют три итальянские семьи - Клеменце, Винчи и Фальконе. Естественно, Вито будет вынужден принять одну сторону, чтобы противостоять другой, но во что интересно - сценаристов не волнует межклановая война, как это было в первой части. Войне семей здесь уделят едва ли не ⅕ всей историй, а всё почему? Потому, что сценаристам важен сам Вито, его становление, как хладнокровного убийцы, который постепенно лишается всего, а самое главное - себя. Сначала он ведет войну по приказу дона, затем занимается мелкими поручениями, потом решает вести собственные дела, и оставшуюся треть игры потратит на исправление всего, что он натворил раннее. В отличие от Томми, Вито решил сыграть по-крупному, а в итоге чуть не стравил друг с другом весь бандитский мир города, за что его пытались убить все - и свои, и чужие. Напряжение нарастает, переживания за героя становятся чуть ли не главным мотиваторами пройти игру до конца. И концовка, при всей её пессимистичности, кажется логичной, и оттого - тяжелой.

Домой...<br />
Домой...

Единственное, за что хочется поругать историю - это за чрезмерное акцентирование сценаристов на самом Вито. Да, он главный герой, да, он лично будет ответственен за всё, что происходит в игре; но на фоне всего теряются остальные персонажи (за исключением Джо - он чуть не второй протагонист). Слабо раскрытыми оказались Карло Фальконе и Эдди Скарпа - первый выступает в качестве финального босса, но даже так мне, как игроку, было его сложно ненавидеть - нам просто не успели его раскрыть; второй же, несмотря на запоминающееся появление, резко исчезнет из игры и его судьба зависнет в воздухе. То же самое касается и главы семьи Винчи. О нём говорят, как о праведном доне, о его могуществе и силе, но сам он покажется в двух небольших катсценах… и всё. Кажется, что ему просто не нашлось места в сюжете, хотя намеки и были.

Сия дама будет привлекать к себе внимание в течение всей первой половины игры... но мы так ничего о ней и не узнаем. <br />
Сия дама будет привлекать к себе внимание в течение всей первой половины игры... но мы так ничего о ней и не узнаем.

Обиднее всего вышло с Генри Томасино, который всю игру кажется по-настоящему преданным своему делу - холодный, расчетливый мафиози, не лишенных харизмы. Ближе к концу он исчезнет из сюжета, а потом нам между делом расскажут, что он чуть ли не самый главный негодяй. Кажется, что сценаристам не хватило пару-тройку сцен с ним, чтобы довести его биографию до конца, и вместо этого все его мотивы почему-то распустили по диалогам “уже после”.

Выше упоминалось, что игру подвергли сильным сокращениям, и мне кажется, что из-за этого пострадали практически все линии персонажей. Будь то сестра Вито, будь то механик Майк, будь то Эдди Скарпа - их появления логично вплетены в историю, но исчезнут они ну очень внезапно, и порой без всяких намеков. Зачем мне знать, какой Майк жестокий, если сам персонаж больше никак не появится в сюжете? Зачем развивать линию с Франческой, если она потом так же резко исчезнет и не даст о себе знать уже никогда. Кажется, что сюжет “Mafia II” - это не до конца написанный роман, где есть прекрасное начало, а вместо концовки - черновой набросок, цель которой хотя бы закончить историю Вито и Джо и выразить главную мысль игры.

***

Геймплейно - "Mafia II" прямой наследник оригинала. Как и раньше, игра поделена на главы (коих 15), структура которых практически не меняется на протяжении всей игры. Вито просыпается в стартовой локаций (какая-нибудь квартира - его ли, или друга), едет на место встречи, получает задание, едет на задание (иногда заглядывая в пару магазинов), с кем-нибудь перестреливается, совершает ещё пару поездок по разным причинам и только потом едет домой, где ложится спать. Исключения есть, и их немного, но они запоминаются иногда в лучшую сторону, а иногда - нет.

А так да, 80 процентов геймплея - это поездки из точки А в точку Б. Кому-то такой подход не понравился, мне же, напротив всегда было интересно сидеть за баранкой и пялиться по сторонам, рассматривать районы Эмпайр-Бэй - благо, что рассматривать есть что.

На мой скромный взгляд - Эмпайр-Бэй - очень красивый и разнообразный в плане инфраструктуры город. Как и в любом мегаполисе здесь есть и красивый ухоженный центр, изобилующий небоскрёбами и яркими бутиками, тесные “спальные” районы, где проживают работяги и прочие представители “третьего” класса, есть мрачное гетто, есть местный аналог “Рублевки” с роскошными особняками, есть заводы, порты, словом всё, что должно быть в любом мало-мальском городе.

Ещё одно преимущество DLC - бравый армейский джип.<br />
Ещё одно преимущество DLC - бравый армейский джип.

И выглядит это всё ну очень атмосферно. Вот серьёзно. Эмпайр-Бэй - это город контрастов, притом ярких. Блуждая в начале по району, где живут родители Вито, реально чувствуешь на себе тяготы обычной рабочей жизни с её пьянством, скандалами и прочими материальными тяготами. Или, напротив, заехав в Центр, принимаешь на себя облик представителя высшей касты - роскошные рестораны, симпатичные магазины, богато обставленные отели, дорогие автомобили и прочее. Мимолетом посетив порт, невольно кажется, что сейчас Вито наденет на себя грязную робу и пойдет таскать ящики за гроши.

А самое главное - город показан в двух временных рамках. Первые пять уровней игра проходит в декорациях зимы 1945 года. На мой взгляд, зимний режим в Mafia II - самый лучший, что я видел в компьютерных играх. Самый лучший, самый ламповый, самый приятный, самый красивый. Смотреть на заснеженные улицы - это значит тешить свою эстетическую часть души. А кататься по центру, слушая саундтрек из первой части уже сам по себе железный повод вернуться к игре спустя 13 лет.

После же шестой главы Эмпайр-Бэй навсегда застрянет в атмосфере бесконечного лета. То, что зимой казалось тусклым и безжизненным, летом расцветет и засияет, зелень станет такой яркой и густой, что хоть ходи да фотографируй и ставь на обои. По улицам будут щеголять стиляги, рокеры и красотки в летних платьях, словно они сошли с экрана “Назад в будущее”. А радио порадует нам репертуарами вроде “Mr. Sandman”, "Tekilla ","Long Tall Sally”. Ну как не полюбить эту игру?

Лето, дождь, красота...<br />
Лето, дождь, красота...

Да, город в Mafia II богат на визуальные детали, вот только… кроме этого, ничего здесь нет. Эмпайр-Бэй - это в первую очередь декорация, и не более, потому что мы катаемся по нему только в рамках сюжетных миссий. Напомню, что в оригинале Лост-Хэвен можно было исследовать в режиме “Большая прогулка”, где были дополнительные миссий и прочие активности. А тут этого нет. Город существует только в контексте сюжетных миссий и всё. Даже если, на мгновение, забыть о задаче и отправиться во все четыре стороны, то обнаружится, что и исследовать то Эмпайр-Бэй не очень то интересно. Здесь просто ничего нет. Никаких дополнительных миссий, ни коллекционных предметов, ни секретных локаций, ни активностей вроде гонок или тира. Есть магазины, гаражи, заправки, но в них можно заглянуть и по пути на “работу”. Исключение - плакаты Розыска, которые необходимо собирать ради “ачивки” (с чем я лично не справился - уж больно этих плакатов много). Но и всё.

Впрочем, есть и приятные мелочи. Например, по пути домой всегда можно заглянуть в бутик, да купить стильное пальто, а потом щеголять в нём до конца игры. В магазине героя приветливо встретит продавщица с милым французским акцентом, а ассортимент всегда зависит от месторасположения магазина. Например, в полу-бедных кварталах максимум можно рассчитывать на шелковую рубашку, а в центре появится возможность заиметь настоящий гангстерский прикид.

Вечер пятницы после напряженной перестрелки в порту.<br />
Вечер пятницы после напряженной перестрелки в порту.

В оружейных же всегда можно запастись патронами или прикупить оружие, которое в сюжетном режиме просто не встретишь - то есть, Магнум.

Конечно, игра не обязывает вас посещать магазины (разве что, по сюжету придется разок заехать), но, учитывая “скупость” дополнительных городских активностей, и бутики покажутся островком разнообразия.

***

Как я сказал вышел, игра не всегда следует шаблону “приехал - увидел - победил - уехал обратно”. Есть и исключения. Одно из них - знаменитая шестая глава. По сюжету Вито попадает в тюрьму и пытается там наладить связи с одним мафиозным кланом, попутно расправляясь со старыми врагами. На словах звучит здорово, на деле вся миссия - чёртов филлер. Вот как он есть. Кажется, что разработчики поставили перед собой амбициозную задачу в деталях передать трудности тюремного быта - мы в роли Вито будем драять парашу, мыться в душе, драться с “петухами”, спорить с тюремщиками и тд. Да? Нет.

"Чисти-чисти-чисти-чисти..."
"Чисти-чисти-чисти-чисти..."

Основой же уровня станут драки. Так как в Mafia II была введена полноценная система рукопашных боев, то и здесь им уделят особое внимание. И, словно в индийском фильме, Вито будет драться по поводу и без - то одного бандита покалечит, то другого, то третьего, то четвертого… Удивительно, но от драк можно банально устать - и это в рамках одного двадцати минутного уровня!

Не подумайте, здесь нет никого расизма - просто этот рабочий дерзил нашему Вито.<br />
Не подумайте, здесь нет никого расизма - просто этот рабочий дерзил нашему Вито.

Оттого и получается, при всех попытках воссоздать жестокие реалии американской тюрьмы, разработчики так и не придумали, что с этим делать. Вот как бездарная пьеса - есть красивые декораций (честно, тюрьма в игре пугает своей мрачностью, а сырость, которым пропитаны камеры и коридоры словно сочится из монитора), есть зачатки неплохой истории, есть персонажи, которых запоминаешь… Но проходить это очень тяжело. Очень скучно. Если же передать это всё в двух-трех роликах, то игра бы ничего не потеряла.

***

15 глав, 10 часов сюжета. За это время Mafia II умудряется лишь несколько раз поскользнуться об неопытность разработчиков (уровень в тюрьме), а в остальном представляет собой тщательно выверенный динамичный боевик, богатый на события и ситуаций. Даже начало, представляющее собой “Call of Duty” на минималках умудряется покорить атмосферой жестокой бессмысленной войны. В игре нашлось места погоням, стелс-миссиям, преследованиям, долгим упорным зачисткам многоуровневых зданий, дракам и даже саморефлексии. Если в главе вас ждет продолжительная перестрелка, то будьте уверены, что в следующей вам дадут время перевести дух и насладиться спокойной поездкой по городу.

Момент заскриптован по самые помидоры, но не отметить его крутость невозможно.<br />
Момент заскриптован по самые помидоры, но не отметить его крутость невозможно.

Особенно запоминается 14 глава - самая амбициозная, длинная и богатая на ситуаций. Начало - прямой и искренний “привет” первой части, потом напряженная погоня, потом резкий сюжетный кульбит, придающий деятельности Вито новые мрачные краски, потом долгая зачистка одного уровня, другого, третьего, потом драки, погони. На фоне неё даже последняя глава кажется не такой броской и брутальной, хотя и могла бы.

Mafia II можно ругать в недоделанности и отсутствии “открытого мира”, но уж никак не в скуке. И именно поэтому, игра даже сейчас проходится с удовольствием, с интересом и переживаниями. Каждая погоня заставляет напрячься, грамотно рассчитывать путь и напряженно поглядывать на радар в поисках врагов или полицейских. Каждая перестрелка может поймать игрока на его наивности и невнимательности, каждая поездка способна подарить чувство эстетики и душевного спокойствия. А каждая локация удивляет своим проработанным атмосферным интерьером, будь то квартиры, или офисы, или рестораны, по которым хочется просто ходить и смотреть по сторонам, представляя себя на месте героя.

О DLC можно сказать одно - они есть. Да, там ввели новых героев (а в одном дают поиграть за самого Джо), есть полноценный открытый мир; но миссий однообразные, а учитывая отсутствие активностей в городе проходить это всё - та ещё морока.<br />
О DLC можно сказать одно - они есть. Да, там ввели новых героев (а в одном дают поиграть за самого Джо), есть полноценный открытый мир; но миссий однообразные, а учитывая отсутствие активностей в городе проходить это всё - та ещё морока.

Да, на поверхности Mafia II кажется огрызком чего-то большого и масштабного, но в деталях она совершенна. Именно поэтому, спустя 13 лет я готов перепроходить её снова и снова, как в первый раз.

14K14K показов
2.9K2.9K открытий
33 репоста
51 комментарий

Ни в одной игре я не тосковал так по упущенным возможностям как во второй мафии. Помню, когда я увидел, как снег скатывается с крыши разгоняющегося автомобиля, у меня захватило дыхание. После шедевральной первой части, я взахлёб проходил вторую - и она казалась мне идеальной. Мне казалось, что вот-вот раскроются персонажи, вот-вот сюжет превратится в криминальную сагу достойную фильма "Однажды в Америке". Но этого момента так и не наступило. Все сюжетные линии кроме Джо оборвались, ни одного персонажа не запомнилось из-за этого. Концовка оказалась внезапной и обрывистой...
Господи, ну почему этой игре не дали ещё годик на полировку чтобы не надо было вырезать так много контента...

Ответить

Разработчикам ничего не мешает сделать ремейк, а не всратый ремастер, с кучей багов, что они и сделали собственно. Вон ремейк 1 части - вышел идельным. Оригинал топ, а ремей под топ. Так и со второй частью можно было бы поступить, но они ленивые и пошли делать 4 часть от продолжения 3. А это значит, что 4 будет такой же хуетой что и 3!

Ответить

Да это грустно, но напомню что игру делали 8 сука лет, хотя контента в ней будто сделали за 3-4 года. Несколько раз меняли движок, Вавара всё сосал деньги из издательства. Он крутой геймдизайнер, но как менеджер управляющий большой командой и дорогой игрой он не справился с задачами, что ему поставили.

Конечно еще год-два-три и получилось бы куда пизже, хотя вряд ли лучше тех же ГТА 4 и 5. Но сколько можно было переносить игру, вливать в неё денег, если нихуя не могли закончить? В игре лежат озвученные на русский диалоги вырезанного контента, релиз там сильно опаздывал от сроков.

Всё таки нужно уметь совмещать амбиции, сроки и бюджеты, когда делаешь такие большие и дорогие проекты, просто на том что "мы делаем от души и заебись" не выедешь, к сожалению.

Ответить

Согласен с каждым словом.

Ответить

Всегда любил "Мафию 2", с самого её релиза. Возможно даже, больше первой части, несмотря на то, что она - тоже одна из любимейших игр, общепризнанный шедевр. Помню, как взахлёб проходил вторую часть в 2010-м на своей старенькой 9500GT. Редко какая игра подарила мне таких ярких эмоций. Не столько от сюжета и персонажей - они мне понравились, но было ощущение какой-то скомканности, я прошёл и мне было мало. А вот город (особенно зимний период) просто поразил своей плотной, какой-то невероятно "втягивающей" атмосферой. Особенно когда едешь на красивой тачке под рок-н-ролл и блюз 40-50-х. Даже после прохождения я буквально года два-три ещё провёл за этой игрой, установив мод на "freeride" (это действительно большое упущение разработчиков, что не сделали такой режим изначально), мне просто так нравилось "жить" в этом городе. До сих пор иногда захожу понастольгировать.

Когда более подробно знакомишься с городом, впечатляет, сколько в игре незаметных мелких деталей, классно влияющих на атмосферу. Например, взять ту же милую продавщицу из бутика. С можно "разыграть" несколько забавных ситуаций. Если достать пушку, она тебе бесстрашно крикнет: "иди-ка ты на улицу со своей пушкой!", что уже доставляет. После этого, отойдя к выходу магазина, можно заметить, как она вызывает копов по телефону, с её потешным говором. Но и это ещё не всё! Стоит покинуть бутик, вернувшись туда позже, как мы наблюдаем ещё одну сценку: стоят копы, наша отважная леди недовольным голосом на вопрос, как выглядел преступник: "мне некогда было его разглядывать!". Заметив нашего Вито в дверях, она истошно закричит: "это он, офицер, это он!" :D И такого в игре просто уйма, чего стоят только многочисленные реплики прохожих!

В общем, что-то я разговорился, просто вспомнили об одной из любимейших игр. Спасибо!

Ответить

мафия2 мне очень понравилась. играл на компе с картой 8600GT, уж не помню какой остальной спек был, но вроде ок по графону.
особенно понравилось в тюрьме. было интересно

Ответить

Я тоже на довольно стареньком ноуте играл. С карточкой 620м)

Это лучшая игрушка, что видел свет)

Ответить