Metal Gear Solid: скандальная (и не очень) история саундтрека

Обвинения в плагиате, перемены и повтор успеха

Metal Gear Solid: скандальная (и не очень) история саундтрека

Часто играете без звука?

Согласитесь, атмосфера теряется. Музыка и звуки в играх имеют ключевую роль, так как внушают пользователю нужное настроение. Но задумывались ли вы о том, что это настроение было создано задолго до самой игры и его просто подгоняют в нужную рамку?

Вы наверняка знаете кучу историй о воровстве в музыкальной индустрии. В играх происходит то же. И что же это: заимствование, откровенный плагиат или вдохновение? Вечный вопрос, о котором у каждого собственное мнение. Впрочем, намерения композиторов не так важны, а вот от самого факта идентичности никуда не скроешься.

Сегодня расскажу вам об истории саундтрека серии Metal Gear Solid.

Очень очень кратко:

Если вам не особо интересно читать всю историю, то вот вам краткое описание того самого скандала.

Думаю, многие знают об этом случае. Создателей Metal Gear Solid обвинили в плагиате «Тройки» Георгия Свиридова из цикла «Метель». Просто послушайте:

Журналисты «Игромании» даже подарили Хидэо Кодзиме диск русского композитора. Под девятым треком там числится музыкальная тема, которую легко можно спутать с «гимном» легендарной франшизы.

Изобретение: Metal Gear Solid

В 1998 году вышло очень много игр, ставших легендами. Одной из таковых является Metal Gear Solid. Многие наверняка слышали главную тему игры. Она чертовски запоминающаяся.

В последнем материале я рассказал вам о том, как композитор Кодзи Кондо создал множество крутых композиций, отталкиваясь от технических ограничений.

В Metal Gear Solid 1 уже пытались записать кинематографическую музыку с помощью встроенной звуковой системы PlayStation, но столкнулись с всё ещё значительными ограничениями объема памяти.

Музыку для первой Metal Gear Solid писал Таппи Ивасэ, давно работающий в Konami. Именно его произведение впоследствии было переработано композиторами второй части и стало иконой для следующих.

Главная тема одновременно передавала что-то великое, фантастическое и высокотехнологичное, оповещая при этом о наличии какой-то незримой опасности.

По большей части саундтрек имел синтетический звук. Периодически использовались сэмплы струнных, чтобы усилить напряжение и имитировать более кинематографический подход.

И композиций подобного калибра в Metal Gear Solid до неприличия много.

Переизобретение: Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Саундтрек MGS 2 является ремиксом предшественника и именно он стал самым обсуждаемым пунктом как у фанатов, так и у хейтеров игры.

В Metal Gear Solid 2 композиторы могли уже не только использовать полноценную потоковую передачу для синематиков, но и задействовать больше памяти, чтобы добавить акустические инструменты.

Хидео Кодзима очень хотел, чтобы сиквел звучал по-голливудски, а для этого нужен был голливудский музыкант. Сначала гений хотел получить в своё распоряжение самого Ханса Циммера, но даже внушительный бюджет, находящийся в распоряжении разработчиков, не впечатлил его.

По одной из версий, как раз в это время Кодзиме попался фильм «Убийцы на замену», главным композитором которого был Гарри Грегсон-Уильямс, подопечный Циммера.

Metal Gear Solid: скандальная (и не очень) история саундтрека

Вайб Metal Gear Solid в каждой ноте:

Итак, Грегсону-Уильямсу отправили наброски сюжета и детали описания сцен. Композитор быстро понял, что эта работа сильно отличается от его первоначальных представлений. Если в кино у него было видео, то в игре только указания Кодзимы. Причём указания, как рассказывал сам британец, были в духе «вы могли бы прислать мне 30 секунд «подлости»?». Ситуацию осложняло то, что для коммуникации сторон требовался переводчик, и не только языковой. Сейчас объясню что я имею ввиду.

Metal Gear Solid: скандальная (и не очень) история саундтрека

Связующим звеном между Гарри Грегсоном-Уильямсом, Хидэо Кодзимой и «Конами» стала Рика Муранака. Она много разговаривала со всеми сторонами и помогала более ясно определить, чего хочет свободный художник. В этом взаимодействии родился 9-минутный ролик для E3 2000 года. Сочинение этого длинного музыкального произведения задало направление проекту и упростило общение с японцами.

Грегсон-Уильямс написал для игры в общей сложности около 15 трёхминутных треков. Партитура имела больше электронных элементов, чтобы отразить тематику произведения. Также в мелодиях сочетались оркестровые струнные с пульсирующими синтезаторами, которые помогают создать ощущение напряжения, интриги и страха.

Metal Gear Solid: скандальная (и не очень) история саундтрека

Ещё одним значимым лицом звука Metal Gear Solid стал Норихико Хибино. За свою карьеру он успел поработать с SEGA, Capcom U.S.A, Nintendo и Konami. В Sons of Liberty он создавал внутриигровое музыкальное сопровождение – темы обнаружения, уклонения, скрытности и т.д.

В одной из глав, которой занимался Хибино, на объекте Big Shell, стиль отличается от заданного Грегсоном-Уильямсом. Там можно услышать больше джазовых элементов. Неудивительно, если учитывать, что основной профиль композитора – саксофон.

Технические возможности для музыкантов, как я уже сказал, сильно расширились, но по-прежнему были далеки от нынешних. Так что Норихико Хибино пришлось ко всему прочему отталкиваться от ограничений памяти. Композитор старался делать сэмплы короткими, что, по его словам, было вдохновлено работами творцов того времени вроде DJ Krush и Fatboy Slim.

Вокальный трек для второй части называется Can't Say Goodbye To Yesterday, музыку к нему написала всё та же Рита Муранака, а спела американская джазовая вокалистка Карла Уайт. Это был один из немногих треков в игре, который содержал основной вокал.

Кодзиме нужна была мелодия для финальной сцены в Нью-Йорке. Туда японцы и отправились, чтобы найти подходящего исполнителя. Муранака организовала прослушивание, но в один момент она нашла диск с песнями Карлы Уайт. Режиссёр послушал его и сразу захотел нанять певицу.

Такая дотошность в работе окупилась с лихвой. Трек очень полюбился фанатам и стал ассоциироваться с MGS чуть ли не на уровне главной темы.

После выхода игра получила множество наград, в том числе от Академии интерактивных искусств и наук за лучший звуковой дизайн. Позже проект даже попал в несколько списков лучших игровых саундтреков всех времён.

Перепереизобретение: Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Гарри Грегсон-Уильямс с Норихико Хибино продолжили свою работу в третьей части серии – Snake Eater. Сюжет переместился в середину XX столетия, локации заводов сменились джунглями, а в главной теме появилось гитарное звучание. Остальной саундтрек тоже изменился и приобрёл больше оркестровых и джазовых нот.

Вокальный трек этой игры вновь «выстрелил». По Snake Eater с аранжировкой Норихико Хибино и голосом Синтии Харелл многие даже узнают третью часть MGS.

Вторая вокальная композиция игры - Don't Be Afraid, написанная Норико Хибино и исполненная Элизой Фьоррило. Закрывающей песней в третьей части является Way To Fall британской группы Starsailor, и это первый случай в истории Metal Gear, когда в игре используется музыка, написанная не Konami.

Один из сотрудников предложил Кодзиме послушать группу Stellastarr, а он по ошибке послушал Starsailor, и эта песня так ему понравилась, что он сразу же решил включить её в третью часть.

После релиза игры произошёл тот самый скандал, о котором я говорил в самом начале – создателей MGS обвинили в плагиате музыки Георгия Свиридова.

Оказалось, что «Зимняя дорога» звучит подозрительно похоже на основную тему Metal Gear Solid. Журналисты «Игромании» подарили Хидэо Кодзиме диск русского композитора. Под девятым треком там числится музыкальная тема, которую легко можно спутать с «гимном» легендарной франшизы.

Хибино позже говорил, мол музыку никто не крал, это совпадение и никакого злого умысла не было.

Во всяком случае, с четвёртой части в MGS больше не встречалась ни эта тема, ни её вариации.

Многие вполне закономерно возмущались: почему не купить лицензию?

Видимо, на то были причины. Вряд ли разработчикам сильно хотелось расставаться с одним из символов своего детища. Возможно, это первое решение, которое пришло руководству в головы, а может быть они просто решили не обострять ситуацию, поэтому отказались от мелодии совсем.

Переперепереизобретение: Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Перед Гарри Грегсоном-Уильямсом встала новая масштабная задача – опять переизобрести главную тему. И у него это получилось:

Но она не могла обеспечить полноценный успех игры. Технологии уже позволяли добавлять больше звука и этого от игры и ждали. Тогда Уильямс вспомнил о крайне удачном вокальном эксперименте в предыдущей части. Для новой игры нужно было что-то в этом роде. Так появилась «Here's to you».

Не отставали и другие темы. «Old Snake», например, прекрасно передавала настроение трагичности и безысходности, а к прекрасной «Love Theme» слова и вовсе написал лично Кодзима.

Old Shake
Love Theme

На этом звуковые изобретения Уильямса завершились. Нет, он не покинул Metal Gear Solid и продолжил работу над пятой частью. Просто в дальнейшем авторы стали чаще использовать лицензионную музыку и аранжировки, а электронные мотивы ушли на задний план.

Делитесь в комментах своими любимыми композициями из MGS. Лично мой фаворит – главная тема Sons of Liberty. Даже несмотря на обвинения в плагиате. Я частично с ними согласен. Не могут быть такие совпадения случайными, но это прекрасное переосмысление, которое дарит новые эмоции.

Спасибо, что поддерживаете канал. Больше интересного вы сможете найти в моём телеграм-канале. Буду рад новым участникам, до встречи!

6.3K6.3K показов
877877 открытий
33 репоста
11 комментариев

Логвинов, как фанат серии, своим подарком убил заглавную тему в последующих играх, вот и вся история.

Ответить

И хрен бы с ней. и без нее много крутых треков.

Ответить

Плагиат это плохо, пнятненько? А тут он слишком явный.
И новая тема вполне норм.

Ответить

Жирный конечно знатно в тот год подосрал, всем жителям пэ дэ эфа, когда диск притащил послушать

Ответить

А вообще у Here's to you из MGS4 мне кажется история появления должна быть интереснее чем здесь изложенная. Я не знаю каким образом тут причастен Уильямс, но оригинал этой песни написал Энио Морикони к фильму "Сакко и Ванцетти". И именно эта версия песни появляется позже в MGS: Ground Zeros https://www.youtube.com/watch?v=R4xWbRBLj2I&ab_channel=EnnioMorricone-Topic

Ответить

Это не плагиат - это дань уважения.

Ответить

Играл только в MGS5, но как-то где-то случайно услышанная тема из MGS3 навсегда запала в душу https://www.youtube.com/watch?v=1Bz9lpIgNQA&ab_channel=Nox

Ответить