Как я консольные игры познавал: Часть 1. Front Mission 3 (PS1)

Удивительно удобная тактика, но с нюансами.

Как я консольные игры познавал: Часть 1. Front Mission 3 (PS1)

Оглавление

Немного моей истории

Тех, кто со мной знаком — приветствую, всем остальным — приятного чтения.
Если вы хотите начать читать сразу про игру, то листайте ниже или воспользуйтесь оглавлением. А для всех оставшихся — немного банальной истории из детства.
Знакомство с консолями у меня было обычным для тех, чьё детство пришлось на конец девяностых и начало нулевых. Dendy, Sega, а дальше сразу компьютеры. Плейстейшен первая и вторая были только у одного знакомого-избранного, и на них мы играли в Tekken 3, Spider Man и другие игры, названия которых я не знаю. Собирались мы большими толпами, поэтому в ходу были игры на двоих, а все сюжетные игнорировались.
Поэтому сидел я на ПК и в ус не дул, читая про консольные эксклюзивы, воспринимая их как истории из-за границы: интересно, но меня касается слабо.

И вот, наступила современность, и эксклюзивность начала просачиваться в мой мир, особенно заметно это стало с выходом Metal Gear Solid 5. Серия, про гениальность которой ты мог только слышать, вышла на ПК. А сейчас и другие игры начали появляться, так что самое время было приобщиться.

На помощь мне пришли эмуляторы, которые я долго хотел «пощупать», но всё время откладывал. Так что я составил себе список игр, которые хотел пройти, и приступил к прохождению. И вот об этом пути я и хочу рассказать и возможно убедить кого-нибудь его повторить.

Вступление

Если начать читать про игры на PS1, то в списке всегда будет упоминаться Front Mission 3. А третья, видимо потому, что она первой вышла за пределы Японии, отчего и стала популярна в мире и России. Причём популярна настолько, что до сих пор имеет активное сообщество, а новый отредактированный перевод вышел всего пару лет назад. Поэтому решено было в неё поиграть.

Завязка сюжета

Обыкновенный японский школьник (ОЯШ) исполнил свою давнюю мечту — пилотировать ванзеров — механизированных шагающих роботов.

Он работал лётчиком-испытателем, ходил на завод, пил пиво, смотрел сериальчики и орал на телевизор и окружающих, пока в его прекрасные будни не ворвался друг и не попросил помощи с доставкой груза. Такое не могло пройти незаметно для его душевного здоровья, но деваться было некуда. И всё завертелось.

Игровой процесс

Front Mission 3 является пошаговой тактической игрой с видом сверху. Управляя четырьмя роботами, мы будем сражаться на небольших аренах против различных противников, чаще не больше шести штук одновременно. Ваш ход делится на передвижение и атаку. Последнее завершает раунд.
Юниты ходят по очереди, поэтому если вы или противник остались одни, то будете стрелять после каждого хода.

Между миссиями мы можем покупать улучшения и части роботов, заходить в интернет и симулятор, где мы можем обкатывать и тестировать новое оружие, ванзеров и получать за это опыт. А ещё можем пользоваться игровой электронной почтой и общаться с персонажами.
Весь сюжет подаётся в виде текста с портретами персонажей на фоне простеньких локаций.

Диалоги на базе
Диалоги на базе

Игра плавно знакомит игрока со всеми механиками. Каждый аспект от передвижения до точности попадания будет рассказан, показан и объяснён. Вас плавно подводят ко всем механикам. Далее, если мы будем сталкиваться с чем-то новым, будь то магазин, интернет или симулятор, игра сперва объяснит, как этим воспользоваться. Это очень удобно, отчего игроку не нужно иметь опыт прошлых частей серии или жанра в целом, чтобы влиться в игру. За это я могу её только похвалить.

И главная изюминка игры — ванзеры, местные роботы.
Наша ходячая машина состоит из четырёх частей: ноги, торс и две руки. Все части имеют разные характеристики, и вы можете свободно перетаскивать эти части с одного робота на другого, главное, чтобы не превысить лимит по весу.

Вместе с этим мы можем устанавливать и различное вооружение: некоторое можно ставить на торс, например, ракеты дальнего боя и миномёты. Но большинство оружия носится в одной руке. Соответственно мы можем комбинировать всё в зависимости от нашей потребности или желания: две снайперки, чтобы убить врага с одного выстрела — легко. Дробовик и снайперка, чтобы быть бесполезным на всех дистанциях — всё в твоих руках. Единственное, что является ограничителем — это общий вес.

Роботов можно как покупать, так и захватывать на поле боя. Для этого нужно либо убить пилота, оставив машину в целостности, либо сделать так, чтобы вражеский пилот сдался.

Не менее важной частью робота является пилот. Во время боя он может случайным образом использовать спецприём. Это — специальные движения, которые могут нанести сильный урон конкретным видом оружия, убить противника с одного удара или позволить избежать урона, если стреляют по вам. Набор спецприёмов и будет определять, какая роль будет у бойца и каким оружием он будет пользоваться.

Настройка робота, подбор и улучшение снаряжения, выбор навыков у пилота — это то, чем вы будете заниматься большую часть времени помимо битв.

Как я консольные игры познавал: Часть 1. Front Mission 3 (PS1)

Уже написанного вполне хватит, чтобы подарить множество часов увлекательного геймплея, но помимо этого есть немало вещей, которые дополнят и обогатят ваше прохождение. Например, электронная почта и интернет.

Между миссиями мы будем получать и отправлять письма, узнавать информацию о своих напарниках и побочных персонажах. Иногда они могут просить нас об услугах: что-то найти на каких-нибудь сайтах. Эдакие побочные задания. Однако дневника или каких-нибудь заметок для их отслеживания нет, но в целом их не так много, и как правило они выдаются по одному, так что запутаться сложно.
В интернете мы можем читать подробности об окружающем мире, новости о мировых событиях, получать доступ к закрытым сайтам для получения информации и многое-многое другое. Для улучшения этих процессов мы можем покупать разные программы для взлома и дешифровки сообщений, и в результате получаем эдакую мини-игру внутри игры.

Как я консольные игры познавал: Часть 1. Front Mission 3 (PS1)

Влияет ли это на что-нибудь? Глобально — нет. Основной сюжет от этого никак не поменяется. Всё это — чисто дополнительная информация для более глубокого погружения в мир и персонажей, а заниматься этим или нет зависит от вас.

Впечатления от игры

Бои

Как я уже написал выше, игра очень хорошо вводит в курс дела, чего я, признаться, не ожидал. А вот следующие два приятых момента я случайно заметил только к середине игры. Про то, как здесь происходят ходы, я писал выше: тут всё стандартно и понятно. Но вот что передвижение можно отменить — выше всяких похвал. Я не сразу это обнаружил, потому что даже не думал о такой возможности. Например, вы сходили не туда или неожиданно заметили, что обзор вам преграждает забор или ещё что-нибудь — не беда, жми кнопку отмены и ходи заново. Это сам синоним удобства. Почему я такого больше нигде не видел?! Это же просто имба! Можно легко найти самое лучше место для атаки и уже ходить оттуда.
Вторым открытием стала моя криворукость хода. Стандартно пилоты ходят в той последовательности, в которой они стоят в начале миссии. Так я и играл до тех пор, пока не открыл откат передвижения и не решил проверить другие кнопки. Оказалось, что вы свободно можете ходить любым ванзером, который ещё не сходил. Таким тормозом я себя давно не ощущал. Играть от этого стало не то чтобы намного проще, но удобней — точно.

Как я консольные игры познавал: Часть 1. Front Mission 3 (PS1)

Но к сожалению рядом с такими огромными плюсами имеется не менее огромный минус — отсутствие ускорения своего и вражеского ходов. Если с обычными выстрелами никаких проблем нет, то вот когда игра хочет добавить ЭПИЧНОСТИ и включает кинематографическую камеру, мы должны смотреть эпичные попадания и удары, но даже это не самое ужасное. Хуже всего — ракеты. Это ваша артиллерия, которая стреляет дальше всех и, что не менее важно, огибает препятствия. И вот, когда вы находитесь очень далеко от противника и стреляете, то очень часто камера хочет, чтобы вы прочувствовали ЭПИЧНОСТЬ момента, и летит вместе с ней через горы, леса, дома и Саратов, пока не долетит до противника. Серьёзно, за 45 часов прохождения я 3-4 часа смотрел, как летают ракеты. Бесит.

И это ладно, к этому можно относиться как к поводу блеснуть графикой и крутизной. 99-й год, как никак. Но вот что я понять не могу, так это изучение спецприёмов. Почему в игре, где тебе все особенности игровой механики чуть ли не разжёвывают, решили не говорить о ключевой из них — загадка. Как это было: я спокойно играл, и мои пилоты использовали соответствующие спецприёмы. И всё было логично: вот пилот на роботе с автоматом, соответственно и приём на автомат. Вот пилот на роботе с дробовиком и кастетом, и использует он приём для их совместной атаки. Так что я был уверен, что это всё зависит от пилота, и им просто выдали соответствующих ванзеров. И вот я играю, встречаю новых персонажей, и у них есть продвинутые версии спецприёмов, а у моих ветеранов почему-то нет. И почему?

Оказывается, всё зависит от частей роботов: именно от рук, ног и торса ванзеров зависит, какие умения можно применить, а после первого использования уже добавить их в компьютер пилота. И вот про это не было ни слова! Ни одного! Более того, а какие части робота какой навык дают? Тоже ничего нет! Я лазил по интернету (игровому) и ничего не нашёл, либо плохо искал. Потом я загуглил, какая часть что даёт, и дело пошло намного лучше. А ведь если бы такую информацию можно было найти на каких-нибудь секретных сайтах, то это было бы круто. Но, как я и сказал, может такое в игре и есть, однако я не нашёл.

Ещё одно отличие пилотов друг от друга — навык владения оружием. Чем чаще вы используете конкретный вид, тем лучше вы им пользуетесь: бьёте точнее и сильнее. Тут всё логично. И игру можно разделить на три условных промежутка:
Миссии 1-20: вы всегда сильнее противника.
Миссии 21-45: вы сильнее противника либо равны с ним по силе.
Миссии 46-70: вы равны по силе с противником либо слабее его.
И вроде бы ничего такого, но вкупе с ещё одной особенностью это приводит к одному недостатку.

Как я консольные игры познавал: Часть 1. Front Mission 3 (PS1)

В игре нашего робота могут уничтожить, либо выбить пилота и убить уже его. Я всеми силами пытался этого не допустить, постоянно загружаясь, если такое происходило. Но оказалось, я сам себе усложнил жизнь и бояться этого не нужно. После жестокой битвы вы не потеряете пилота и никаких ранений или штрафов не получите. А теперь вспоминаем про навык владения оружием, способ изучения спецприёмов, и всё это приводит к тому, что играть за новых персонажей никакого смысла нет. Более того, это даже невыгодно, потому что на поздних этапах игры слабый пилот очень сильно отстаёт по урону от противников.
И разработчики то ли случайно, то ли специально использовали это против тебя, и в одной миссии разделили всех на две группы и заставили выполнять свои миссии. А я их не качал и роботов почти не улучшал. Это была самая сложная битва за всю игру. Вот зачем так делать?

Нет, при желании можно зайти в симулятор и качать пилотам нужные навыки, но это нудный фарм непонятно для чего.

Сюжет

Сюжет здесь — аниме. По другому его не описать. Вот самое классическое аниме того времени, со всеми этими штампами, постановкой сюжета, злодеями, которые чуть ли не злодейски хохочат, набором персонажей в виде школьницы, китайца, похожего на Брюса Ли, чёрного американца и прочие устоявшиеся образы. И если это принять, то ничего плохо сказать нельзя. Кроме одного — главного героя. Господи, как же он бесит. Это герой, который недоволен всем, всеми и орёт на всех. Даже американский адмирал недостаточно хорош, чтобы наш агрессивный ОЯШ на него не бычил. И наблюдая за этим Бибой, я задаю только один вопрос: «А почему?». В смысле, хоть в игре мы всех побеждаем и совершаем чудеса боевого мастерства, в сюжете на этом никак не акцентируется внимание. Никто и никогда не говорил, что мы какой-то невероятный пилот или мессия, из-за чего непонятно, почему наш гонор все терпят.

Глобально же всё просто: есть хорошие наши и плохие не-наши. Но тут, внезапно, оказывается, что здесь есть вторая полноценная кампания, про которую ты можешь и не узнать и то, по какому сценарию ты будешь играть, зависит от выбора в самом начале. И в нём стороны меняются местами, так что наши — снова хорошие, а враги — плохие. Можно посмотреть на сюжет с разных сторон, что хорошо. Но неизменно лишь одно — главный герой всё так же бесит. И концовка немного наивна, но ладно.

Если бы всё было так идеально

Если не считать ремейки X-com, то со всем стратегическим жанром у меня одна проблема, и общее её название звучит так: «Последние 20 часов были лишними». Обычно это заключается в том, что в определённый момент прогрессия останавливается, и вам требуется совершать ещё кучу однотипных действий, чтобы просто увидеть конец. Здесь произошло то же самое. Сюжетно: мы уже знаем, кто злодейский злодей, но он от нас постоянно сбегает. Геймплейно: мы имеем максимально прокачанных роботов и пилотов и почти пятнадцать миссий наблюдаем, как летают ракеты без изменений в тактике или подходе.

Заключение

Так что в итоге?
Несмотря на описанные минусы, игра отличная. Для всех поклонников жанра, которые по той или иной причине ещё не ознакомились — рекомендую. Это игра, которая несмотря на свой преклонный возраст играется очень удобно и не сильно уступает современным играм. А со всеми улучшениями эмулятора ещё и выглядит неплохо.

Самый длинный сценарий проходится за 45 часов, дополнительный ещё 30. Так что при желании у вас будет 70-80 часов чистого геймплея.

Как-то так. А дальше нас ждёт кое-что очень похожее визуально на Rezident Evil.
А пока, всем спасибо, всем пока.

23K23K показов
3.1K3.1K открытий
146 комментариев

Front Misson 3 - одни из причин моей любви к PS 1. В своё время провёл суммарно за сотню часов, проходя сценарии. А когда узнал, что есть ВТОРАЯ ветка, то случился приступа радости. Причём обе сюжетки дают разнообразный опыт. Так за Эмму - тебе стоит качать всю команду, т.к. очень много миссий на разделении группы. И очень стрёмно штурмовать ту же Тианлеи без нормально выкаченной бригады.
А вот в сценарии Лиу (или Рю, хрен его знает правильный перевод) уже можно сосредоточиться на конкретных бойцах. Да и концовки у этих двух сюжеток отличаются весьма серьёзно. У Эммы драмы насыпали под конец, мама не горюй.
Сюжетно она вообще очень радует, т.к. разрабы смогли создать весьма живой мир, чему крайне способствует отмеченный автором интернет. Я бывало пропадал на этих сайтах, читая информацию про различные страны, конфликты, историю мира FM. Да и темы поднимаются весьма неплохие - война, супероружие, испытания на людях, клонирование. Даже банальные межличностные отношения показаны очень неплохо. Но моё любимое - это взгляд с разных сторон баррикад. Вот в этом сценарии Маркус твой друг, который выручает тебя. А в другом - он лишь препятствие по пути к тонелю в ДХЖ. И ты убиваешь его, зная что у него есть семья, т.к. ознакомился с ним в прошлом сценарии. Особенно удачно эта тема развита в линейке партизан\правительства ДХЖ. "Хорошей революции не бывает", весьма показательный урок.
По поводу анимаций - их можно отключить в меню, т.е. ты можешь скипать все эти ракеты, удары и прочее.
Сама боёвка в игре очень простая, и до игрока быстро доходит главное правило - не лезь вперёд. Если нестись напролом, на тебя "агрятся" все враги, и быстренько расчехляют твоего ванзера на запчасти (особенно в лейт-гейме). А продвигаясь постепенно, ты будешь крошить малые группы врагов и всё будет в порядке. Исключения встречаются, но большинство миссий проходится по первому шаблону.
Система навыков в игре роскошная, но некоторые связки поломаны просто в салат. Самое смешное - у стартового ванзера Риого сразу 2 такие способности - Взрыв+1 и Зум+1. Забиваешь ими комп на быструю активацию, и аннигилируешь врага 3-4-5 залпами за раз. Или, например, есть ваншот навыки. Но баланс это особо не ломает.
Жаль, что в бой можно брать лишь 4 ванзера. Всегда хотелось большего разнообразия. И в кастомизации тоже. Игроку давали только сменить цвета, а враги щеголяли всяческим эмблемами, графити и прочим.
Эх, столько приятных воспоминаний. Спасибо за статью, может и сам когда-нибудь сяду писать по FM 3.

Ответить

т.к. очень много миссий на разделении группы.Всего 2. Три если считать миссию с Брюсом Ли, где он какое-то время один. Так что немного.
По поводу анимаций - их можно отключить в меню, т.е. ты можешь скипать все эти ракеты, удары и прочее.Этого. Не. Может. Быть.

Ответить

На счет смертей я вот убедился, что они все сценарные как в якудзе какой нибудь. Тоесть когда удобно сюжету то они убивают, а иногда даже после разрушенного ванзера персонаж может остаться просто ранен. Просто, если бы все смерти соблюдались, героям нужно было бы прописывать это чувство ну или же персонажи всегда ненормальные и бесчувственные. Это конечно все смешно, особенно наблюдая когда ванзер убивает обычных солдат без ванзера, потом они взрываются

Ответить

Хороший комментарий.

Ответить

Текст не читал, но по скриншотам перевод интерфейса какой то не свойственный для PS1. Помню всегда были кривые шрифты и по 5 ошибок в слове.
Заявляю - это новодел

Ответить

Ну как бы
Причём популярна настолько, что до сих пор имеет активное сообщество, а новый отредактированный перевод вышел всего пару лет назад

Ответить

Психически неуравновешенный главный герой - фишка серии. Бесит неимоверно, но походу японцам нравится

Ответить