Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Говорить про психические отклонения мне сложно: глубоко в эту тему никогда не копал, родился без страшных тараканов, а в школе о беспокойствах рассказывал местному психологу, не говоря уже про родителей. Одно я знаю точно: эти проблемы надо решать, сами они никогда не пропадут и будут только расти. А как только они начнут ещё на что-нибудь наслаиваться, печальный исход весьма закономерен. И вот «Sally Face» покажет один из таких исходов… а может, и не покажет, тут как посмотреть.

Скажу сразу: свой рассказ я хочу поделить на три части. В первой поведаю через какие дебри прошла игра, потом будем разбирать игру в общем, избегая излишних подробностей, а вот в третьей пройдусь по всей истории: полностью перескажу сюжет, заостряя внимание на отдельных деталях геймплея и пути главных героев. То бишь спойлеры, ОНИ ВАС сожрут.

Путь от провала к успеху

«Sally Face» — инди-квест, увидевший свет в 2016 году. Хотелось бы использовать слово «вышедший», но тут это будет не совсем некорректно, так как игра выходила в формате эпизодов. Даже сейчас в Steam вы приобретаете не полноценную игру, а только первый эпизод, своего рода платная демка. Всё остальное докупается в качестве DLC.

Инициатором сего мероприятия стал Стив Габри, и в течение 5 лет он работал над игрой в гордом одиночестве, но история Стива берёт своё начало ещё раньше. По его же словам, первые концепты «Sally Face» появились где-то в студенческие годы, и по оригинальной задумке это должен был быть мультфильм, который Стив хотел выпустить в интернет вместе с друзьями. Однако масштабы проекта не совпадали с возможностями команды, тем более когда делалось всё на чистом энтузиазме, а потому группа рассталась и Габри отложил свою идею в дальний ящик.

Стив.
Стив.

Спустя время Стив присоединился к Wither Studio для работы над «Crowman & Wolfboy», параллельно устроившись грузчиком на складе. Студии было сложно держаться на плаву, что создавало в ней конфликты и не самые весёлые настроения. Где-то в этот момент Стив вспоминает про «Sally Face», решает переосмыслить задумку под видеоигру и начинает заниматься ей в свободное от работ время. Видимо таким образом он искал отдушину от конфликтов в коллективе.

Опыт с написанием сценария, анимированием и созданием музыки у него уже имелся, а вот с программированием он прежде не встречался, поэтому пришлось становиться самоучкой. Скольких индусов он насмотрелся для изучения Unity — история умалчивает. В какой-то момент свободного времени у Стива прибавилось, так как его уволили со склада, но это не помешало выходу первого эпизода на сайте itch io в 16 августе 2016 года, который стал грандиозным и бесповоротным провалом.

Игру купили буквально единицы, поэтому Стив открыл краудфандинг для дальнейшей работы над проектом. Да, после такого «удачного» релиза с нулевой фан-базой просить о пожертвованиях — затея отчаянная и не самая логичная, впрочем, мы говорим о человеке, который к этому моменту уже годами занимался своим творением, и я бы тут логику не искал, может, он и сам осознавал, к чему всё идёт.

Конец истории? Нет, Стиву повезло вытащить золотой билет для любого инди-разработчика — на его игру обратили внимание крупные ютуберы. Они позитивно встретили первый эпизод и тем самым обеспечили ему бесплатную рекламу. Грандиозного успеха не случилось, однако о затее Стива узнали, в связи с чем после выхода в Steam продажи поползли вверх, а краудфандинг почти собрал нужную сумму.

Всё вышеперечисленное позволило Габри сделать разработку «Sally Face» полноценной работой, в то же время он продолжил участвовать в деятельности Wither Studio и работает там до сих пор. В 2019 вышел финальный пятый эпизод, а в 2020 игру портировали на консоли. Для продолжения Стив уже планирует привлечь целую команду, желательно из фан-базы или просто знакомых с игрой людей.

В целом это классическая история успеха инди-разработчика, который в одиночку горбатился над игрой, попутно вникая в доселе неизвестные ему материи. Хотя меня смущает факт запланированного продолжения, однако о нём в конце, и сперва надо поговорить про саму «Sally Face».

Что кроется под маской?

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Сюжет стартует с весьма сюрреалистичной картины: маленький мальчик с обмотанным лицом ходит то по коридорам больницы, то по укутанной дождём поляне, то по холодному моргу. Оказывается, что всё произошедшее было кошмаром центрального для истории персонажа — Сал Фишера по прозвищу Салли-кромсали (в оригинале как раз Sally Face), который в результате некоего инцидента лишился не только нормального лица, но и матери. Потерянного не вернёшь, но можно начать всё с чистого листа — именно такой логикой руководствовался отец Салли, и оба переехали жить в городок Нокфел, в «Апартаменты Эдисона». С этого момента Салли будет свидетелем множества странных и пугающих событий.

Как было сказано выше, игра представляет собой классический 2D-квест с поиском предметов, решением загадок и попутным общением с местными обитателями. Управляется всё это дело без курсора и прочих автонаводок на активные предметы, да и герой перемещается только по горизонтальной поверхности, то есть для взаимодействия с объектом нужно сперва подойти к нему. Здесь есть свой неприятный момент: Салли передвигается с небольшой инерцией и не сразу останавливается в нужный момент, что может быть неудобно. Лично у меня это проблем не вызвало, так как быстро привык к управлению Сала, но за других не скажу.

А вот что точно проблема — постоянная ходьба. Так как камера прикована к главному герою, быстро прокликать до нужной локации не получится: придётся раз за разом смотреть, как персонаж идёт по одним и тем же коридорам в течении всей игры, что особенно заметно при поиске предметов.

Нравится коридорчик? Славненько, у вас будет возможность его хорошенько рассмотреть.
Нравится коридорчик? Славненько, у вас будет возможность его хорошенько рассмотреть.

Ситуация была бы вообще мраком, будь игра сложной, но загадки здесь простые и для решения особых навыков не потребуют. Иногда предметы могут неплохо запрятать, а иногда нужный ключик от закрытой двери находится под ковриком. Невероятных умозаключений они также не потребуют, при этом те достаточно односложные и друг с другом не пересекаются, то есть редко придётся решением одной загадки находить средство для решения другой. Некоторые действительно сложные головоломки и вовсе опциональны.

Вот, к примеру, один из персонажей просить как-то успокоить соседских студентиков, чтобы те вели себя потише. Что требуется сделать? Ну, Салли просто заходит к ним квартиру, они просят у него советов для следующей вечеринки, и выбираем из предложенного списка активностей игру в «Крокодила», классическую музыку и шахматы.

Кто-то может сказать, что это даже не загадка, но ОК, вот ещё. Надо помочь другу пробраться незаметно в комнату, поэтому он просит нас отвлечь присутствующих там. Находим мячик и бросаем в окно — D O N E. И если бы сам процесс поиска мячика был сложным, я бы и слова не сказал, однако он лежал в том же месте, откуда его и надо было бросать.

Из более сложных представителей ломать голову была загадка с паролем от компьютера. Я догадался, что надо использовать упомянутое в этой же комнате имя, но его надо записать в виде цифр, а ни один из моих вариантов не подошёл и пришлось лезть в Интернет. Правда даже узнав ответ, я не понял, как из имени можно было составить требуемый пароль. Но спишем на мою тупость.

Была ещё загадка с часами и радио. Подсказку в игре уловил, поэтому нужную волну я подобрал быстро, а вот время выставлял брутфорсом. Там была подсказка, и вот тут уже без оправданий: затупил, на неё внимание не обратил, стоило ещё немного подумать.

С другой стороны, я тогда очень долго ходил по квартире без малейшего прогресса, может быть я и не зря сохранил свои нервы.
С другой стороны, я тогда очень долго ходил по квартире без малейшего прогресса, может быть я и не зря сохранил свои нервы.

Сами же загадки не блещут разнообразием, и 90% — просто найди и принеси предмет, дополнительные манипуляции редко потребуются. Это относится хоть к основным, хоть к опциональным.

Кстати про необязательную активность, она здесь не просто так и нужна для всяких зацепок, лора и прочих не самых ключевых деталей сюжета. Если вы любитель такого рода повествования, придётся не только упарываться по дополнительным загадкам, но и просто подольше походить по локациям, что мною видится, как растягивание геймплея. Поначалу я пытался всё изучать и биться головой об стенку, чтобы мой мозг наконец-то начал работать и сложил 1+1, но к четвёртому эпизоду мне стало уныло, и пришлось забить на всю побочную активность.

Что иронично, потому что в четвёртом эпизоде «коллектобалсы» оказались вполне себе стоящими сбора.
Что иронично, потому что в четвёртом эпизоде «коллектобалсы» оказались вполне себе стоящими сбора.

Если уж начистоту, то в плане игрового процесса «Sally Face» очень слабая: даже квестом не хочется называть, скорее уж бродилкой, притом не самой захватывающей. Нарративная составляющая по-своему хороша, о чём мы поговорим буквально через абзац, но, мне кажется, она не идёт на пользу геймплею в его нынешнем виде, потому что редко пытается веселить или действительно стимулировать погружаться в игровой процесс.

От абсолютного мрака «Sally Face» спасает попытка разработчика разнообразить его в нескольких сегментах. Тут есть моменты, которые очень сильно выходят за свои жанровые рамки, при этом они реализованы неплохо, и такой подход по хорошему удивляет. Да и здесь всё-таки имеются интересные в размусоливании загадки. Впрочем по итогу геймплейная составляющая вызывает скорее негативные эмоции, и ради возможности пошевелить мозгами притрагиваться к «Sally Face» не стоит.

С художественной частью тут дела обстоят лучше, но, забегая вперёд, без проблем не обошлось.

Визуальный стиль был сформирован под вдохновением от старых мультиков Nickelodeon наподобие «Эй, Арнольд» и «Шоу Рена и Стимпи». Лично мне он ещё напомнил визуально всякие европейские короткометражки середины нулевых и сериал «Эд, Эдд и Эдди». Выглядит, конечно, атмосферно, но тут и там заметна бюджетность проекта. С персонажами как минимум ОК, хотя бывают сцены, когда они смотрятся плоховато, но вот задники часто сделаны недостаточно проработано: иногда они выглядят плосковато, иногда будто деталей не хватило с эффектами.

И так-то дело своё Стив знает, и по-хорошему стрёмных и вызывающих кадров в игре хватает. К тому же иногда игра любит экспериментировать с визуалом, на что смотреть очень даже интересно.

Дизайн персонажей сделан более чем достойно и сочетается с местной атмосферой, а их дергающиеся контуры добавляют им живости.

Что её не добавляет — анимации. Персонаж что-то услышал, и его это отвлекло. Он повернул головой? Не, нам камеру отведут в сторонку. Шутка в том, что перед персонажем был кое-кто, а потом последний исчезает с комментарием: «Куда же он делся?» — даже не знаю, ты же смотрел в его сторону. Ну или когда герои взламывают замки — они просто стоят столбом. И это уже не говоря о том, что зачастую персонажи ходят с одним и тем же выражением лица в диалоге… в случае Салли нет ни капли не преувеличения.

Можно подумать, что я придираюсь к монументальному труду одного человека, с чем не могу согласиться. Справедливости ради и просто на всякий случай уточню: да, Стив действительно проделал огромную работу, преодолев кучу преград как извне, так и личного характера. Вот только я хочу оценивать вещи без учёта данных факторов, потому что на итоговое на качество они не влияют. На мой взгляд добавить пару анимаций для некоторых действий стоило бы. Если говорить в целом, визуально игра мне понравилась, пускай и без изумлений. Тем более свою задачу исправно выполняет — создаёт атмосферу.

Какого рода? Своеобразную. Она мрачная и в какой-то степени даже создаёт уныние, но мне кажется на то и расчёт. Особой бурной жизни здесь не наблюдается, даже наоборот, будто мир игры охватила усталость, апатия и болезненность. Даже самые энергичные и позитивные персонажи создают впечатление, что у них кошки на душе скребут, особенно трек Empty Hallways подчёркивает такое настроение. Мельком отмечу, что музыка здесь хорошо написана, в ней есть и тревожный эмбиент с вкраплением гитарки, и приятные мотивы, и депрессивные рок-мелодии, и многое другое, саундтреки здесь достаточно разнообразны.

При этом из-за камерности и местечковости происходящего есть ощущение тесноты, что по мне стимулирует атмосферу тоски. Возможно, с этим автор даже переборщил, но всё же в основном ему удалось реализовать задуманное.

Местами игра ещё пытается быть мрачной или даже страшной, правда тут уже прослеживаются проблемы. Окружение пытается нагнать страх, но они скорее выглядят просто мрачными. Ничего не вызывает опасность, беспокойство, тревогу, максимум на очень несущественном уровне. Особенно тут забавляют скримеры, которые даже шугануть не могут. Хотя вот за это спасибо, потому что НЕ ЛЮБЛЮ КРИЧАЩУЮ ПРЯМ ПО ПЕРЕПОНКАМ ЕБАЛАКУ С ВОООООООООООТ ТАКУЩИМИ ВЫПУЧЕННЫМИ ГЛАЗАМИ.

Не тыкаю ни на кого пальцем... прожектором это делаю.
Не тыкаю ни на кого пальцем... прожектором это делаю.

Немного скрашивают обстоятельства некоторые паранормальные и не очень твари, но не более.

Игре удалось пробить меня до мурашек только в четвёртым эпизоде: там в принципе много чего происходит и раскрывается, и я его считаю лучшим эпизодом в игре. Уравновешивает себя игра пятым эпизодом, где разработчик решил к финалу выкрутить масштабы, а вся атмосфера куда-то улетучилась. В некоторых местах она там прослеживается, но так, погостит немного, а потом дальше гулять пойдёт.

Ну и самое время поговорить о сюжете. И прежде чем кто-то скажет, что я следил за историей неправильно и разобрал сюжет не в том ключе, отвечу: Да, так и есть, но тут ничего не поделать. Кто не понял, поясню: в связи с тем, что игра выходила по эпизодической модели, у игроков перед выходом очередного кусочка истории было время обсудить известные детали сюжета и выдвинуть свои гипотезы, что может быть по-своему интересно. Вернусь ненадолго к геймплейной части, возможно необязательная активность была добавлена с целью скрасить ожидание перед выходом нового куска сюжета, нежели прям во время первого захода всё попытаться отыскать. Может быть, плюсы и не самые объективные, но, по всей видимости, автор делал ставку на такую подачу и реакцию людей.

С другой стороны, эпизоды выходили не в течение нескольких недель или даже месяцев, а буквально раз в год, и перегореть от такого запросто, и желание играть дальше останется только у самых стойких фанатов. В общем-то, лично я сейчас не смотрю сериалы и прочую подобную продукцию в актуальное время, а только когда всё выйдет, чтобы освоить весь готовый материал в моём темпе и никого не ждать. Каждый выбирает удобный ему вариант, но если кто-то скажет, что мне стоило следить за проектом постоянно вплоть до выхода для большего эмоционального отклика — спорить не буду, может оно и так.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

В любом случае, игра подаётся через две сюжетные линии: в прошлом, где и происходят основные события, и настоящем, во многом предназначенным для намёков на дальнейшие события. Можно сперва подумать, что игра будет хотя бы частично рассказывать про тяжести жизни человека с изуродованным лицом, но на деле данной темы касаются крайне поверхностно, и в рамках сюжета это больше напоминание о случившейся с героем трагедии. Максимум, покажут сцену, где Салли будет стесняться снять маску перед своим любовным интересом, а тому будет до одного места. Мне кажется конкретно здесь у автора была идея сделать образ мрачного главного героя, который мог бы вписаться и в то же время выделяться в обществе по-своему эксцентричных персон.

Косички и женское произношения своего имени пошло от задир. Он решил на зло им принять все выше описанные атрибуты. Для протокола, девочкой Сал себя не считает.
Косички и женское произношения своего имени пошло от задир. Он решил на зло им принять все выше описанные атрибуты. Для протокола, девочкой Сал себя не считает.

В основном игра повествует о том, как группа подростков борется с паранормальщиной и тайными заговорами. Хоть всё происходит не в штате Мэн, но школьный задира тут имеется, поэтому Кинг точно одобряет. Помимо малолетних бойцов с адской нечистью есть и менее значимые для истории лица, но запоминаются и оставляют о себе хорошее впечатление. Кроме Мисс Гибсон. К чёрту Мисс Гибсон. Короче, со второстепенными персонажами здесь обстоят дела неплохо.

Не могу не отметить, что история пытается предстать в некоем бунтарском обличии, что персонажи лучше знают, как обстоят дела, чем массы. И по факту это так и есть, но всё равно выглядит как-то неестественно и будто для показухи. Особенно это касается Салла, который мне видится человеком достаточно скромным, но его словно пытаются показать особенным, главным бунтарём.

А говоря про историю в целом… всё очень неоднозначно. В отдельных моментах она мне в понравилась: интересно узнать судьбу героев, а недосказанности какую-никакую интригу создают. Но вот меня финал оставил недовольным, да и некоторые детали происходящего выглядят не слишком логично. Тут ещё встаёт вопрос интерпретации сюжета, но здесь надо углубляться в детали. И думаю, что самое время в них углубиться. Да, дальше пойдут спойлеры.

Перемываем косточки (СПОЙЛЕРЫ)

В первом эпизоде нам предлагают познакомиться с местными постояльцами и вообще обстановкой. Здесь можно выделить 3 момента. Для начала оказалось, что старший Фишер действительно «умеет» начать жизнь с чистого листа, а что у кого-то неподалёку он уже весь в крови — так, пустяки. Буквально в соседней квартире произошло убийство, а виновника так и не нашли.

Но это меркнет на фоне появления всякой паранормальщины. Что-то можно списать на воображение протагониста или недопонимание, как со странным чёрным силуэтом в комнате со слабым освещением, а вот призрак маленькой девочки объяснить будет сложнее. Салли реагирует на происходящее достаточно спокойно, что не может не настораживать.

Третий примечательный момент — встреча с Ларри, сыном заведующей апартаментами (не путать со владельцем; им является Мистер Эдисон) и таким же не от мира сего подростком, с которым наш персонаж быстро сближается.

От него узнаём подробнее про убийство. C его же слов, убийцей является Чарли — неопрятный толстячок, фанатеющий по франшизе «Поняшки-Блестяшки». Догадайтесь, на чём основаны эти пони и на какую фанатскую базу автор делает отсылку. Да, отсылок на популярное медия тут в достатке, но происходящим событиям они не мешают. В любом случае без доказательств рассказать о нём копам будет бессмысленно и нужно сперва найти против пухляша улики. Оказывается, найти их не так трудно, потому что Чарли, на удивление, гостям рад, но вот свои вещи трогать не разрешает, только глазеть. Салли находит способ незаметно забрать у пухляша заветное доказательство в убийстве и докладывает о нём в полицию, что приводит к закономерному итогу.

Вообще всё это выглядит подозрительно, потому что, несмотря на свой фанатизм в отношении пони и явно не самый приятный внешний вид, при аресте он не понимал, за что его взяли. Да и если меня спросите, там улика была не железобетонной. Может быть, Ларри сделал поспешные выводы, а может в «тихом омуте черти водятся»… кстати об этом, Салли на кой-то чёрт решает глянуть на тело убитой, после чего события вновь переносятся в настоящее, к окончанию первого сеанса с психологом.

Здесь нам и раскрывают, что Салли уже находится под заключением и что последний сеанс будет перед началом судебного заседания. Пам-пам-пааааааам. На этом клифхенгере и заканчивается первая глава.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Если разбирать его отдельно, то он не то чтобы удивляет. Проблема с активными предметами проявляет себя уже тут: проход к одному из персонажей будет закрыт, потому что стоит знак мокрого пола, а исчезает он только после подбора монетки. Как это работает? Призраки постарались. Наверно. Не спрашивайте.

Завязка, конечно, привычная для подобного рода историй, но всё же по-своему интересна и после себя оставляет вопросы. Продолжительность, если не тупить, составит чуть больше часа, что в качестве демки пойдёт. Неожиданный поворот в её конце может восприниматься излишне показным и, возможно, навязчивой попыткой купить остальные главы. Но я думаю, он всё равно цепляет. Не буду скрывать, именно из-за него в 2016 игра мне в голову врезалась, потому что появилось желание узнать дальнейшее развитие событий.

А развиваются во втором эпизоде следующим образом: прошло немного времени после инцидента с Чарли, и с подачи кошмаров Салли сюжет пытается углубиться в паранормальный аспект. Протагонист рассказывает о своих сновидениях Ларри, на что тот тоже решает немного пооткровенничать. Для начала, у него оказывается есть дом на дереве. Местечко уютное и попутно напоминает Ларри о его пропавшем отце.

Почему он пропал? Ну, это очередное откровение. Ларри считает, что его проклял демон, и пропажа отца вместе с другими случившимися несчастьями в их семье произошла по его вине. Ларри и сам понимает, что в такое сложно поверить, но Салли верит, так как по описанию эта тварь совпадает с виденным ранее силуэтом, потому предлагает свою помощь.

На самом деле взаимоотношения этих двоих выглядят вполне себе мило, и хоть нам не показали как именно они общались после ареста Чарли, но по дальнейшим диалогам и окружению несложно догадаться об их, смею сказать, братской близости.

Мне особенно этот момент понравился. Это ответ на вопрос, почему тот заплакал после того, как слетевшая с Сала маска разбила Ларри нос. Мило.
Мне особенно этот момент понравился. Это ответ на вопрос, почему тот заплакал после того, как слетевшая с Сала маска разбила Ларри нос. Мило.

Так или иначе, Сал возвращается к аппартаменты и пытается разузнать больше про демонов и призраков, в чём ему помогает его знакомый Тодд. Последний решит сделать из нашей приставки своего рода детектор паранормальной активности, только сперва надо добыть необходимые детали.

В этот момент я и почувствовал некоторую монотонность, так как апартаменты — место слишком однообразное, ходить нас заставляют много по уже затоптанным коридорам, как отмечал ранее. Хоть какое-то разнообразие даёт обновлённая консоль, которая умеет сканировать паранормальную активность и таким образом открывать мини-игру. Они не самые интересные, да и сперва их надо везде понаходить, но всё же что-то необычное для местного игрового процесса.

С помощью приставки и наводки от призраков находим повешенного, а из него вылезает демон, с которым Ларри расправляется при помощи очередного изобретения Тодда. Вроде справились, единственное, к этому моменту приходит понимание об отсутствии проклятия, а значит отец Ларри просто… Да…

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Нас переносят вновь к сеансу Салли с психологом, в результате которого героя признали поехавшим. Никто не верит его словам, а на просьбу заглянуть в тот самый домик на дереве все отмахиваются. Исключением становится психолог. Он хочет поверить Саллу и приезжает в знакомое нам место, где не обнаруживает никаких зацепок для оправдания протагониста. А потом появляется призрак Ларри. Мы не понимаем, что происходит, а психолог и вовсе охреневает, да настолько, что разбивается насмерть.

Во многом мне понравился второй эпизод больше чем второй, так как следить за происходящими в нём событиях было увлекательнее. Поворот с Ларри тоже выглядит куда неожиданнее и больше заставляет спекулировать на тему происходящих событий. Что не понравилось — мы ходим по тем же местам вообще без каких либо изменений. Мне хватило апартаментов ещё в первом эпизоде, но у автора было либо другое мнение, либо не было возможности придумать и нарисовать новые локации.

Третий эпизод начинается с очередного сегмента со сном, после которого мы можем увидеть диалог ведущего новостей и Салли. В этом интервью Сал рассказывает историю в школьном кафетерии, когда он с Ларри, Тоддом и Эшли пытались разузнать по поводу школьной колбасы… Погодьте, а кто такая Эшли? Она тоже знакомая Салли, которую можно было увидеть мимоходом при первой встрече с Тоддом. Сал к ней неровно дышит, и в этом же эпизоде можно заметить, что симпатия у них взаимная. Её даже не смутил внешний вид настоящего лица протагониста, когда Эшли решила вытереть лицо.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Ладно, что там с колбасой? В один день она стала заметно вкуснее, и ребята решили узнать, как они так резко смогли её улучшить.

Третий эпизод сменил декорации, и ходить по ним заметно интереснее, да и просто локация выглядит разнообразнее апартаментов, пускай в последние мы всё-таки вернёмся. Снова подчеркну, что в целом игра выглядит клёво и задаёт нужный тон всему происходящему. Сам рассказ про школу начинается с оживших нарисованных человечков из тетради Салли, которые по итогу оказываются его сном (любит же он спать) .

В результате небольшого расследования подростки узнают, что за поставку нового фарша для колбас ответственна их преподаватель Мисс Пакертон. Она тоже живёт там же, где и Сал с Ларри, поэтому мы заглядываем вновь в апартаменты. Без спросу заходим в её квартиру, а там находим и её безвести пропавшего мужа, прикованного к кровати, и материал для сосисок. Кстати, я говорил, что показывали объявления пропавших без вести людей? Ну в общем зачем о них рассказывать, когда можно их самих показать.

Да, очень ожидаемый исход, и здесь его не смогли как-то по особенному преподнести, что не есть хорошо. Однако история не заканчивается, ведь в квартире Пакертон нашли некий мусоропровод, в который упала Эшли. Салли «инстинктивно» понимает, куда она запропастилась, и так мы через потайной ход нашли путь к девушке… и видим тайную базу сатанистов.

В этот момент у кого-то могла рука потянуться к лицу, так как я сейчас вам рассказал об этом с нифига, но на самом деле намёки на оккультизм и некую секту ранее были, можно даже сказать, о ней говорили в лоб: часть персонажей имеют к ней отношения, а тот демон — их рук дело.

В общем, самих сатанистов здесь не находим, только живую и здоровую Эш. На выходе команда думает, что дальше делать, была даже идея прикончить Пакертон, но за них всё решил «несчастный случай» в виде смерти учительницы из-за ДТП. «Как удобно».

А третий эпизод заканчивается очередными клиффхэнгерами: Эшли будет давать в суде показания против Салли, а Тодд угодил в психушку, и в нём сидит что-то бесчеловечное.

На мой взгляд, третий эпизод идёт весьма специфичной разрядкой. Школьные стены выглядят стерильно и создают меньше ощущения уныния в сравнении с апартаментами. Они дают понять больше про персонажей, да и просто по ощущениям кажется, что игра немного поубавила в привычных оборотах. Всё ещё происходят некоторые мутки и трагедии, но в прошлых эпизодах они казались более давящими. В тоже время ничего существенного для истории не происходит, за исключением пары моментов, что в совокупности с не самой интригующей тайной школьной столовой не позволяет следить за происходящим с таким же интересом, как в предыдущих эпизодах.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Новый эпизод — новый сон главного героя, в этот раз даже Вельзевул заглянул, а ещё здесь есть кассеты с загадочной женщиной. Далее нас переносят в комнату Салла, где можно увидеть последнего заметно повзрослевшим. Он не перестал с друзьями изучать деятельность культа, однако за 5 лет они в своей борьбе толком не продвинулись.

Тем временем, Ларри рассказывает о пропаже призраков в апартаментах, и что стоит разузнать подробности. Не найдя толкового ответа, Сал оставляет своего друга для встречи с Эшли, с которой давно не виделся и находится в полноценных отношения. Сцена их общения миленькая, но по возвращению домой протагонист получает сообщение от Ларри со словами: «Ты ни в чём не виноват…» — Салли отправляется к апартаментам, бежит к домику на дереве, но слишком поздно, его друг уже мёртв. Ну, одну трагедию с тяжёлым сердцем всё-таки можно пережить… Она же одна будет?

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

В апартаментах тоже начало происходить что-то странное, а виновником оказывается владелец дома, превратившийся в тварь под названием Бесконечный. Главный герой при помощи изобретения Тодда в виде модифицированной гитары и благодаря содействию призрака Ларри в потустороннем мире добирается до твари и отправляет её восвояси. Казалось бы, всё образумилось, но нет, Салли дают понять, что постояльцев уже не спасти. Остаётся только взять нож, пройтись по всем квартирам и…

Да, Сал убивает абсолютно всех: знакомых, друзей, детей, даже родного отца не пощадил. На выходе его ждёт Тодд, который из-за культистов попал под влияние демона, а также полиция.

Здесь можно как раз отметить, что периодически эпизод прерывался заседанием суда, где мы видим и самого Салли, и Эшли, которая как-то перестала серьёзно воспринимать тему с паранормальным, внезапно ожившего психолога и судью, признавшего героя виновным. Приговор - смерть. Эш хотела поместить своего парня на лечение в психбольницу, поэтому такой исход её вообще не радует.

Перед казнью она посещает домик на дереве, видит призрак Ларри, охеревает, но остаётся с целыми костями. Она снимает друга на камеру друга, спешит к месту проведения казни, успевает доехать и показывает всем полученное фото, только вот её никто не слушает.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Лично для меня четвёртый эпизод является лучшим. Он самый атмосферный, самый мрачный и в какой-то степени даже страшный. И мне кажется на этом моменте можно было бы даже закончить игру… я был бы очень рад, будь оно так.

И перед началом пятой главы, думаю, стоит рассказать некоторые детали для понимания что вообще происходит и почему. Надеюсь, нигде не перевру.

В общем, когда-то давно появился культ Пожирателей Бога, который веками, целыми семьями служил одной лишь цели — призвать демонов в наш мир и распространить в нём Чуму Тьмы, способная влиять хоть на живых людей, хоть на мёртвых. Эта «Тьма» существует не только на Земле, но и в глубинах космоса, откуда отцу Ларри пришлось спасаться.

Ими движет только голод.
Ими движет только голод.

Да, он оказывается пришельцем, который, пронюхав о местных поклонниках творить звездец в мире, решил противостоять им. Борьба длилась до тех пор, пока новообретённая семья не оказалась под угрозой, и отец Ларри по итогу сам вступает в ряды Пожирателей Бога. Позже он пропадает буквально между мирами, откуда всеми возможными способами старался уберечь людей от Чумы Тьмы. Он то и был тем самым «инстинктом» и периодически появляющимся призраком, который направлял и оберегал Салли.

Примерно такой образ мог увидеть Сал.
Примерно такой образ мог увидеть Сал.

Почему именно его? Он избранный, способный остановить культ. В этот момент у кого-то могла потянуться рука к лицу… и я не буду вас останавливать, потому что мне этот поворот событий тоже не понравился. Если быть точным, когда-то давно было дано предсказание с абстрактным описанием человека, что в будущем остановит культистов и победит всю нечисть. Демонолюбители восприняли данную информацию серьёзно, потому в течение многих лет убивали чуть ли не всех подряд, кто хотя бы отдалённо подходил по описанию.

Можно назвать их подход эффективным, ведь в их списке смертников оказался маленький Сал, впрочем с организацией у них явные проблемы: во время покушения выстрелом из дробовика основной удар приняла на себя мать героя. И хоть ребёнка дробь всё-таки задело и его лицо сильно изуродовали, дальнейших попыток избавиться от предполагаемого избранного не последовало ещё очень долго.

Перебили кучу народу, а ребёнка так и не прикончили... Вот что значит быть избранным...
Перебили кучу народу, а ребёнка так и не прикончили... Вот что значит быть избранным...

Вместе с тем культ причастен к убийствам в апартаментах, а также ко всяким экспериментам. Один из них — добавление человечины в еду детей, чтобы использовать их в качестве сосудов и простимулировать появление демонюк. Ранее они уже провернули данный трюк, и таким образом появился Бесконечный.

Казнь Салла тоже их рук дело: до них дошло, кем он является, поэтому отправили на заседание своих людей. К примеру, оживший психолог на самом деле является их засланным двойником.

Что же до самоубийства Ларри — непонятно. Может, его коснулась Тьма и так он хотел избежать её влияния, может его вынудил культисты, а может он умер из-за депрессии и употребления наркотиков. Тут игра, почему-то, умалчивает. А теперь и Салли мёртв, и это — трагичная концовка для персонажа и всей его истории… Да?

В пятом эпизоде внимание переключается на Эшли, которая после всего случившегося вновь верит в культ и вместе с товарищами пытается остановить его. А ещё она воскрешает Салли… типа того. Она при помощи ритуала призывает своего парня в виде призрака, селит к себе в руку, и таким образом они оба получили сверхъестественные способности. Нет, это не выдуманный из головы бред, так действительно произошло.

Парочка заглядывает в Храм, где культисты собираются провести над Тоддом ритуал, чтобы усилить влияние Чумы Тьмы на мир. Тут ещё Ларри появляется, чтобы помочь друзьям, но суть одна: демоническая угроза была остановлена, культ тоже, а Землю удалось спасти, пускай она и разрушена на треть. Конец.

И как уже выше упомянул, мне не особо понравился пятый эпизод. Он выкинул всю атмосферу игры ради эпичного (в рамках данной игры) финала. И дело даже не в угрозе мирового уровня в виде какой-то демонической, около божественной твари: в первой и в третей части «Silent Hill» мы по сути сражаемся с богом, в какой-нибудь «Siren» вообще масштабный межвременной звездец, но ощущения резкого смена тона в них я лично не почувствовал.

Да и он весь выглядит наспех сделанным, куцым, и, честно, в отличие от предыдущего эпизода, как такового финала не чувствуется. О качестве реализации Стива я промолчу.

И знаете? То, что в игре — это ещё урезанное виденье, изначально разработчик хотел сделать концовку намного более масштабной, но из-за технических ограничений пришлось пойти на сокращения.

Что забавно, именно пятый эпизод с точки зрения геймплея оказался наиболее весёлым, так как данный сегмент чаще всего выходит за рамки квеста. Тут есть и секция стелса, и шутера с видом сверху, да и визуально данный эпизод оказался наиболее разнообразным.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

К сожалению, в моих глазах это не перевешивает негативные стороны пятого эпизода.

А теперь зададимся вопросами: что это за чертовщина и что вообще происходило? Как мне кажется, игру можно интерпретировать тремя путями.

Первый, метафоричный: аллегории, аллюзии, олицетворения, главное не происходящее, а посыл, синие занавески символизируют собой… вы поняли идею. Можно воспринимать всю борьбу с культом как общество, а наших героев — как не вписывающуюся в него часть, и когда они об этом понимают, то обе стороны конфликта пытаются друг с другом сражаться и одно разлагается в попытке уничтожить другое… Честно? В этом направлении я особо не копал, так как банально не люблю интерпретировать истории так, словно главное в них — донести идею. Плюс, у меня чаще выходить воспринимать вещи более буквально. Уверен, что здесь хватает разных мелочей, чтобы начать разбирать сюжет в таком ключе, однако тут, как говорится, мои полномочия всё. Плюс, мне кажется, не такую историю хотел рассказать автор, ну или хотя бы не столько.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Теперь попробуем взглянуть на происходящее буквально и примём всё за чистую монету. Получается это сложно. В один момент культ всемогущ и управляет всеми из тени, а в других — будто за ним стоят 2-3 человека, которые отсиживаются непонятно где.

В сцене убийства всех постояльцев Сал очень просто лишает их жизни, безжалостно и без сожалений. И даже когда он противился, не сказал бы, что он это делал долго и как-то драматично. Тип, два тела неподвижно стоят и текстом говорят, что «это должно произойти».

Ну такое. Тодд выглядит как палочка-выручалочка на все случаи жизни из-за своих изобретений, которые он непонятно как создаёт. Вопрос не в принципе работы, а откуда у него ума хватает на безотказно работающие механизмы против паранормального. Будь он Игоном из «Охотников за привидениями», то есть профессором, который уже годами изучает данную область, принять смышлённость Тодда было бы проще. Ну или хотя бы покажи поподробнее процесс создания его изобретений, чтобы не было ощущения «по щелчку пальцев я создам махину для убийства Бога» — а так выглядит как рояль в кустах.

Ещё зачем-то притянули за уши тему с инопланетянами, которая здесь выглядит очень неуместно, и она даже ничего дополнительно не объясняет. Может быть, это как раз попытка добавить масштабность происходящему или для расширения сеттинга «детишки изучают неизведанное», что выглядит достаточно оправдано, однако автор либо это полноценно не раскрыл, либо оно повернулось боком. «Ну а что, хочешь чтобы демоны оказались прилетевшими на летающей тарелке из другой вселенной тварями?…» — а звучит неплохо. ЭКРАНИЗИРУЙТЕ КТО-НИБУДЬ.

Происходящее в целом при такой точке зрения напоминает фантазию грустного подростка, который считает мир мусором, но всё равно хочет его спасти, потому что… потому что. То есть верится в сюжет при таком варианте с трудом. И учитывая, что Стиву пришла идея проекта в ещё его учебные годы, может быть я недалёк от правды.

Насколько же вот этот кадр выбивается из всей игры, будто бы кто-то сделал фан-арт.
Насколько же вот этот кадр выбивается из всей игры, будто бы кто-то сделал фан-арт.

А теперь глянем третий путь, всё ещё далёкий от абстрактных материй, но и не совсем определённый: события в игре произошли в голове подростков и Салли в частности. Бурное воображение, детские травмы, депрессия, чрезмерная увлеченность паранормальным, вещества и просто отсутствие внимание от родителей — это становится призраками, демонами, культом и прочей чертовщиной. В течение игры отец Сала не уделял внимание ребёнку, как и его проблемам. Можно данный факт интерпретировать в качестве объяснения: «Почему папка главного героя не узнал о происходящих с сыном ужасах» — однако там много кто не знает о демонах и культах, потому такая трактовка мне не нравится. А вот в качестве объяснения ухудшения психологического состояния протагониста в моих глазах выглядит обоснованнее. Любые странности в поведении персонажей объясняются внутренними потребностями Сала и его личной проекцией мира в голове. Я не любитель обесценивания произошедшего словами: «Всё это было сном собаки» — но здесь события произошли, просто в очень искаженной форме. И в отличие от поганых представителей «снов», тут есть намёки на подобный исход.

И для меня это также объясняет многие вышеуказанные проблемы буквального восприятия. Тодд склепал из приставки устройство для борьбы с демонами? Ну точно фантазия ребёнка. Салли запросто убивает жильцов апартаментов? Против голосов в голове не попрёшь. Тем более когда все начинают вести себя «странно», ведь это всё так, а не больной разум паренька начинает видеть вещи иначе? Также весь бунтарский дух происходящего мне видится уже более оправданным, потому что именно таким образом герои хотят видеть мир: неправильным, оскверненным, полный убийц и буквально тёмных созданий.

Скажи это любой другой, можно было бы списать на обычные нервы и переживания, но через пару часов руки Сала будут в крови, поэтому не буду.
Скажи это любой другой, можно было бы списать на обычные нервы и переживания, но через пару часов руки Сала будут в крови, поэтому не буду.

И всё это хорошо ложится, пока не вспоминаешь про второй эпизод, где психолог видит призрака и падает замертво, а потом вновь появляется его подражатель из культа. Такое больной психикой объяснить будет сложно. Да и события в пятом эпизоде выглядят, скажем так, существеннее прочих и происходит не в рассказе Салла, а здесь и сейчас. Можно попытаться натянуть сову на глобус, что Эшли после смерти Сала окончатильна сходит с катушек или вообще мы видим её предсмертные видения. Она, кстати, себе венки в пятом эпизоде резала ради возвращения Сала, что такое себе доказательство и сова всё ещё охреневает от шарообразного объекта в ней. Но рассуждения выше не имеют особого смысла, когда вспоминаешь желание разработчика сделать продолжение, и если оно прямое, то версия с больными на голову детишками не будет иметь никакого смысла. И знаете что? Даже такая шероховатая и с некоторыми дырами точка зрения мне импонирует больше, чем буквальное восприятие истории с её кашей.

И вот, конец близок

Мне сложно подводить итоги, так как игра настоящее месиво. Игровой процесс имеет свои светлые моменты, только вот хорошим квестом «Sally Face» не назовёшь, а история, как бы ты на неё не смотрел, вводит в замешательство и оставляет смешанные впечатления. С уверенностью могу сказать только одно: Стив сделал действительно по-своему необычную игру, в которую он вкладывал много своего опыта и переживаний.

А хотел он ей сказать… На самом деле, ничего. Не, правда, его целью было именно дать игроку почувствовать себя на месте маленьких первооткрывателей, которые решили покопаться в страшных тайнах. Проще говоря, делал ставку на атмосферу. Для каких-то моментов есть определённая идея наподобие «не суди книгу по обложке», однако она не характеризует всю историю, там нет какой-то задумки.

В целом со своей задачей он справился, но стоит ли оно того? Для меня ответ — нет. Я не хочу сказать, что игра ужасная, нет, для меня она очень средняя, и атмосфера действительно её главное достоинство, но рекомендовать только из-за неё не выйдет. Она сделана добротно, только вот она вряд ли для всех перекроет свои недостатки. Историю не могут заменить подобные абстрактные материи, а Стив их вообще во главе угла поставил. Жаль.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Если я оказался неубедителен, то много вы не потратите: 125 рублей стоит первый эпизод, на полную игру уйдёт 585 рублей. Проходится игра где-то за 8-9 часов.

Возможно, в команде, с новым опытом и какими-никакими средствами Стив сможет сделать продолжение более проработанным, хотя меня идея сиквела «Sally Face» сама по себе не радует.

Sally Face - Как некоторые фантазии должны оставаться фантазиями

Отдельная, не связанная никак с материалом часть

Наконец-то закончил с этим текстом. Есть некое облегчение, потому что изначально были планы на другие материалы, но там кучу всего наложилось между собой неудачно, и я пока оставил их на потом, в том числе и видеообзор. Параллельно увидел, что организуют «Судьбу человека», и решил отвлечься. Не знаю, насколько по итогу подходит блог для конкурса, но я надеюсь у меня хотя бы интересное чтиво получилось. Метался, стоит ли участвовать или всё-таки доделать видео, потому что, ну, МОЙ КОМПЬЮТЕР ГОТОВ СДОХНУТЬ В ЛЮБУЮ МИНУТУ, и мой выбор вы видите прямо сейчас.

Замена в процессе и… я просто утешаю себя мыслью, что сделал это сейчас, а не когда ценники вновь взлетят вверх. Потом можно будет что-то монтажить без страха необходимости обезвреживать бомбу замедленного действия. Шучу конечно, всё не настолько плохо, и всё же менять железо надо. Правда теперь я даже не уверен, стоит ли некоторые из отложенных материалов доделывать, однако пока выводы не буду делать, но скорее всего я просто подуставший от всего и вот такие ощущения появляются. Хотя быть может вам всё равно на всё описанное, это лишняя графомания и «зачем нам это и кто ты?» ДАЙТЕ В МОЁМ БЛОГЕ МЫСЛИ ИЗЛИТЬ. И Я СКОРП, ЛЮБЛЮ МУЛЬТИКИ, ИГРЫ, ПИСАТЬ И ОБЩАТЬСЯ, НАДЕЮСЬ ПОЛАДИМ… так говорю, будто первый блог… хотя я редко пишу, кто меня уже помн- ХВАТИТЬ НЫЫЫЫЫЫТЬ, ЧЁРТОВО ЧЛЕНОСТОНОГОЕ. Короче, планы есть, ждите.

А на этом у меня всё. Спасибо за внимание! Всем удачи и всех благ!

Отдельная благодарность Шанти!

Ииии арты с Ураракой, потому что всем нужно немного Урараки в нашей жизни.

3.4K3.4K показов
1.5K1.5K открытий
24 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Тебе одолжить святую воду?)

Ответить

Многа букаф, ниасилил. Уто пропчёл, мона кроткий перизкас?.=)

Ответить

Больные на голову детишки дерутся со своей тенью, и получилось как-то не очень.

Ответить

В Sally Face играл, зашло, до пятого эпизода всё складывалось примерно в единую картину.
Пятый прошел, но больно уж он скомканный, потому и не запомнился совсем.
Впечатления так и застряли на концовке четвертого

Ответить

Да, печально, что он решил пойти по вот такому пути. Думаю, надо было как-то все эти линии привести к каким-то концам, чтобы у них был смысл, но получилось, что получилось.

Ответить

Большое спасибо за ваш труд!
И Урараку))

Ответить