Настоящие Volvo cross-coutry

Шведский бренд для любителей бездорожья: брутальные внедорожники, легендарные портальные "буханки" и даже гусеничный транспорт.

Без лишних предисловий перенесёмся во времена Второй мировой.

TPV/TP21

Год 1938. Вольво начинает производить модель PV800-PV810. Через несколько лет наступает Вторая мировая и срочно нужен военный транспорт. Желательно внедорожник. В 1944 Вольво берут PV800-PV810 и с помощью нескольких крутых апгрейдов превращают эту модель в брутальный военный внедорожник Terrängpersonvagn m/43 (TPV). Таких "кроссоверов" было построено всего 210, зато как они выглядели!

Настоящие Volvo cross-coutry

Проходит ещё 9 лет и в 1953 вольво выпускает Raptgb 915 (Radiopersonterrängbil вездеход для радистов). Это официальное военное имя, автомобиль был также известен как TP21 (военный внедорожник) или под модельными кодами TP21/P2104 (для военных нужд) и P2104 (для гражданских нужд).

Сказать, что он брутальный - ничего не сказать:

Военный внедорожник
Военный внедорожник

90 л.с., 3.67 литра. Военные в своё время прозвали его Terräng-Sugga, что хз, что значит в переводе, но некоторые любители автомобиля зовут его Suggan, что в переводе значит свиноматка.

Были и гражданские версии, хоть и не такие брутальные:

Никогда не видел настолько старую Вольво. Мой максимум - это старые "чемоданы".
Никогда не видел настолько старую Вольво. Мой максимум - это старые "чемоданы".
Скорая помощь
Скорая помощь

Крутая штука производилась до 1958 года. Военных внедорожников всего произведено 720 штук, а вот гражданских грузовых и легковых версий изготовлено более 6200 штук.

L3314

Но сколько человек и груза может увезти внедорожник в кузове? Правильный ответ - недостаточно. Поэтому в 1959 Вольво разработали L2304.

Настоящие Volvo cross-coutry

Микроавтобус для бездорожья также известный как Лапландер (Laplander).

Сперва это была ограниченная серия в 90 автомобилей, а затем в 1963 последовали немного улучшенные Volvo L3314.

Настоящие Volvo cross-coutry

И понеслась! Выход L3314 породил целую серию модульных автомобилей L33-серии в разных вариациях. И каждая вариация получила свой модельный код:

L3314SU - базовая версия с мягкой крышей
L3314SU - базовая версия с мягкой крышей
L3314HT - версия с твёрдой крышей и механической лебёдкой
L3314HT - версия с твёрдой крышей и механической лебёдкой

L3315 - автомобиль связистов. Это такой милейший автомобиль, что он получил народное прозвище Valp - щеночек. Это правда милейшее создание, только посмотрите:

L3315
L3314N - версия со складывающимся лобовым стеклом
L3314N - версия со складывающимся лобовым стеклом
L3304 - противотанковый автомобиль
L3304 - противотанковый автомобиль
Вооружённый вариант L3304
Вооружённый вариант L3304

Эти машинки использовались армиями Швеции, Норвегии, Нидерландов и Саудовской Аравии. Саудиты перекупили щеночков у Норвежцев, чтобы использовать их в пустыне, но забыли снять крепления для лыж. Ну потому что откуда им было знать, что такое лыжи?

Многие автомобили с военным прошлым перешли в частные руки и по сей день часто используются как кемперы или внедорожники.

Максимальная скорость такого автомобиля составляла целых 116 км/ч.

В 1977 появилась C202 - версия с более мощным двигателем для гражданского рынка.

C202 - версия для гражданского рынка
C202 - версия для гражданского рынка

C202 отличалась более слабыми мостами и отсутствием блокировки дифференциала. На самом деле только гражданская версия - C202 - получила прозвище Лапландер, но в мире нередко называют (а в России редко не называют) Лапландером и следующую модель - C303.

C303

C303 также известная как Tgb 11 (сокр. от Terrängbil - внедорожник) - базовая модель из серии шведский военных автомобилей 1974 - 1984 годов.

Настоящие Volvo cross-coutry

Базовая C303 имела привод 4x4, но были также и версии 6x6 и даже 8x8. Последняя так и осталась прототипом.

Видео без звуковой дорожки

Все автомобили серии C3XX имели полный привод с блокировкой всех дифференциалов и портальные мосты. Эти мосты настолько крутые (прочные и лёгкие), что энтузиасты по всему миру охотятся за ними, чтобы затолкать их в свой внедорожник. Посмотрите канал Beka Malania на Ютюбе:

Или другие машины на других каналах:

Мосты от Вольво ставят даже на Дефендеры:

Автомобили были очень проходимые, почти как Унимог, только меньше. Маленький размер позволяет им маневрировать между деревьев и проходить там, где Унимог бы не смог. А ещё C30XX перевозят значительно больше людей в кабине, более удобные и обладают невероятным потенциалом для модификаций.

К слову о модификациях:

- 4x4 (С303)

Tgb 11 - базовая версия с твердой крышей
Tgb 11 - базовая версия с твердой крышей
Tgb 1111 - версия с мягкой крышей и противотанковым орудием

В движении выглядит необычно - как будто бы машину развернули задом наперёд. Видео крайне рекомендую, в нём есть хороший обзор тормозной системы и портальных мостов.

Tgb 1112, версия с твёрдой крышей и радиотелефонным оборудованием
Tgb 1112, версия с твёрдой крышей и радиотелефонным оборудованием

- 6x6 (C304)

Tgb 13 - базовая версия с твердой крышей
Tgb 13 - базовая версия с твердой крышей
Tgb 1313 - версия с твердой крышей и радиотелефонным оборудованием, значительно больше чем C303 Tgb 1112
Tgb 1313 - версия с твердой крышей и радиотелефонным оборудованием, значительно больше чем C303 Tgb 1112
Tgb 1314 - версия с твердой крышей, медицинский автомобиль
Tgb 1321 - версия с твердой крышей и радиоаппаратурой для координации артиллерии
Tgb 1321 - версия с твердой крышей и радиоаппаратурой для координации артиллерии

- 6x6 (C306)

Tgb 21 - машина для перевозки до 19 солдат
Tgb 21 - машина для перевозки до 19 солдат
Tgb 22 - машина для перевозки до 11 солдат и противовоздушной ракеты RBS 70
Tgb 22 - машина для перевозки до 11 солдат и противовоздушной ракеты RBS 70

TGBшки - это как конструктор для взрослых:

Хотите раллийную машину? Получите:

Знатоки вспомнят Project Varv в сноураннере

Хотите грузовик?

Настоящие Volvo cross-coutry

Машину для путешествий?

Настоящие Volvo cross-coutry

И так далее. Все возможные модификации не пересчитать

Вот видео, в котором можно разглядеть версии подробнее:

В мировой истории серийных автомобилей подобного типа (микроавтобусы с портальными редукторами) всего ничего, самые известные это: Unimog, Pinzgauer, Volvo C303 и Haflinger. Некоторые из них на видео:

Volvo серии C30XX часто сравнивают с Австрийским Pinzgauer (созданный сыном Ганса Ледвинки, изобретателя Татры). На самом деле это две совершенно разные разработки, которые имеют общие черты вроде формы кузова и наличия портальных редукторов. Отличить их очень просто - у Вольво совсем нет капота, у Punzgauer есть, но очень маленький.

Кто лучше? Судя по обзорам, которых я просмотрел бесчисленное количество, Unimog и Pinzgauer будут ехать лучше, чем Вольво. Зато у Вольво значительно комфортнее кабина и поездка.

Комментарий вот <a href="https://www.youtube.com/watch?v=wranmCsEcKw&amp;lc=UgyUZlOrSBPQ-ShGB0B4AaABAg.96JxJm4NHZD9CRJPT_t3ad" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">к этому видео</a>
Комментарий вот к этому видео

Но мне сложно сравнивать, я только обзоры смотрел. К счастью, есть развёрнутые комменты от знающих людей на ютюбе, которые говорят, что Volvo-таки действительно лучше чем Pinzgauer и чем Unimog из-за модульности, потенциала для кастомизации и размеров.

Комментарий вот <a href="https://www.youtube.com/watch?v=xfZ9Sq6uejk&amp;lc=Ugx3ImX4KB14-paN2oJ4AaABAg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">к этому видео</a>
Комментарий вот к этому видео

Вообще, говорят, что лучшие машины для бездорожья - это: Volvo TGB 211 6x6 (С306), Tatra 815 8x8 и Урал Next или Урал 4320.

Также в том же комментарии автор говорит, что в случае сомнений нужно целиться и стрелять между сосков. Что бы это не значило.

Если хотите купить такую Volvo и использовать как машину для ежедневных поездок, переходите blocket.se, где можно найти C303 по ценам от 300 тысяч рублей. Я уверен, взгляды клиентов ближайшей пятёрочки будут прикованы только к вам.

BV 202

Да, это тоже Вольво. Более того - эта Вольво самая проходимая из всех, что я описал. Это гусеничная переломка!

Этот транспорт называется Bandvagn, что в переводе значит "гусеничная машина". У Вольво нет сложных названий. Изготавливался агрегат компанией Bolinder-Munktell, подчинённой компанией Вольво, которая изготавливает трактора и тяжёлую технику, для шведской армии в 1964 - 1981 годах. И это одна из самых успешных моделей, судя по годам производства. Несмотря на кажущийся маленький размер BV 202 может тащить на себе водителя, командира и ещё 8-10 человек.

Кроме того эта штука ещё и умеет плавать. Как минимум 27 таких BV 202 перекочевали в Россию из Норвегии, чтобы возить туристов в Мурманской области. Если кто-то в Мурманске такие видел, обязательно расскажите.

Посмотреть на BV 202 в действии можно посмотреть на канале у Жеки Касаткина:

Или у шведов:

После истечения срока службы BV 202 для армии НАТО заменили машинкой по имени Snow Trac, которую изобрёл швед по имени Ларс Ларссон. Потому что мало кто знает снег лучше шведов, финнов или норвежцев. Разве что датчане. Правда двигатель был от Volkswagen.

Snow Trac
Snow Trac
Snow Trac
Snow Trac
Snow Trac с широкими гусеницами для глубокого снега
Snow Trac с широкими гусеницами для глубокого снега

Но Snow Trac слишком маленький для армейских нужд, поэтому шведы сделали BV 206.

Россияне обычно не запариваются и называют BV 206 лосём. BV 202 тоже зовут лосём. L3315 называют Лапландер. C303 тоже зовут Лапландер, как и C304.

Но это уже совсем не Вольво, так что на этом я заканчиваю трансляцию.

2.8K2.8K показов
287287 открытий
9 комментариев

Для отстрела пней и ограждений

Ответить

Основательный лонг, шикарно! Давненько не было такого, да и ещё от @Grolribasi!

Ответить

Да, давненько, последний раз такой был в сентябре прошлого года (в моём телеграме))

Ответить

Охренительно. Обожаю такие познавательные статьи. Купить себе Ниву чтоль правда, для начала?

Ответить

Вольву))

Ответить

Нива - самый доступный вариант для бездорожья. Сам много раз думал взять в дополнение к основной машине. Типа для путешествий по сельской местности. Вот соберу компьютер, надо будет начать сбор на ниву))

Ответить